Литература. Художественный образ и его свойства. Художественный образ и его свойства подготовиламаулитоваалина,ИФ1курс
Скачать 1.49 Mb.
|
Главнаяособенностьвсехвидов искусства-этообразность.Искусство являетсяспособмышленияприпомощи образов.Художественнаялитература такжеимеетсвоюобразность. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – ОСОБЫЙ СПОСОБ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ ВОСПРИНИМАЕТ ИНФОРМАЦИЮ И ОБРАБАТЫВАЕТ ЕЁ. С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ, МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ И НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ – КУЛЬТУРНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Свойства художественного образа ТИПИЧНОСТЬ, 01 ОРГАНИЧНОСТЬ (ЖИВОСТЬ), 02 ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, 03 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ РАСПОЛАГАЕТ ОСОБЫМИ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ (СВОЙСТВАМИ), ПРИСУЩИМИ ТОЛЬКО ЕМУ ОДНОМУ. ЭТО: 04 НЕДОСКАЗАННОСТЬ 1.Типичностьвозникаетнапочветеснойсвязихудожественного образасжизньюипредполагаетадекватностьотражениябытия. Художественныйобразстановитсятипомвтомслучае,если обобщаетхарактерные,анеслучайныечерты;еслимоделирует подлинный,аненадуманныйоттискреальнойдействительности. Так, например, происходит с художественным образом старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Названный герой - ярчайший типический (собирательный) образ. Писатель кристаллизует этот образ после тщательного изучения монашества как образа жизни. При этом ориентируется не на один прототип. Фигуру, возраст и душу Зосимы автор заимствует у старца Амвросия (Гренкова), с которым лично встречался и беседовал в Оптиной. Облик Зосимы Достоевский берет с портрета старца Макария (Иванова), который был наставником самого Амвросия. Разум и дух «достаются» Зосиме от святителя Тихона Задонского. 2.Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения. Органика образа заключается в его живости, эмоциональности, прочувствованности, интимности; в том, что делает поэзию поэзией. 3.Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно ориентированным. Так, образ гранатового браслета из уже упоминавшейся повести А. И. Куприна ориентирует на витальные ценности. Это земное счастье, жизнь с любимой. Образ Звезды, выведенный И.Ф. Анненским, поднимает к ценностям онтологическим. Это истина, свет, красота. Образ замка (обозначающего рай) в одноименном романе Ф. Кафки оборачивает к философии отчаяния и антропоцентризма. Главный герой романа, землемер, никак не может попасть в замок, то есть демонстрирует полное безверие. А вот образ дома контрабандистов в лермонтовской «Тамани» возвращает в христианскую систему координат, к ценностям религиозным. Поскольку, заглянув в дом контрабандистов, и увидев, что там нет икон, будто бы изверившийся Печорин абсолютно правильно полагает, что это дурной знак. 4.Недосказанность - это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность возникает в атмосфере психологического (или социального, духовного т. п.) напряжения и обнаруживается неожиданным самоустранением автора, заключением его уст. 3.Н. Гиппиус в «Тетради любви» подчеркивает: «Пусть вечно закрытой лежит тетрадь, // Пусть будет Любовь моя недосказана». Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество. Каждый художественный образ имеет содержание и форму. Содержание‒этосмыслобраза,то,что описываетобраз. Форма‒внешняяматериальнаяоболочка образа.Другимисловами,форма‒то,что человекможетпочувствоватьорганамичувств (увидеть,услышать,осязать).Улитературных образовформа‒слова,язык. Целостностьобраза‒этоопределённоевпечатлениеот него.Приэтомчеловеквоспринимаетобразкакчто-то гармоничноеизавершённое.Вхорошемхудожественном произведениивсечасти,изкоторыхсостоитобраз, находятсявгармонии.Потомучитателивоспринимают образкакчто-тоцелое,анекакнабордеталей. |