философия эпохи возрождения. Хунтеева 713 реферат. Хунтеева Ирина Михайловна Ленинградская область 2021 рецензия на реферат
Скачать 47.09 Kb.
|
Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин Р Е Ф Е Р А Т по учебной дисциплине «Философия» ТЕМА 8. Философия эпохи Возрождения, ее отражение в эстетических символах эпохи Выполнила: курсант 713 учебного взвода рядовой полиции Хунтеева Ирина Михайловна Ленинградская область 2021 РЕЦЕНЗИЯ НА РЕФЕРАТ По дисциплине Философия Работа выполнена курсантом _______________________________ №_____взвода
_____________________________________________________________________________ Руководитель : _______________________________________ «_____» ____ 202__г ОглавлениеВведение 4 1. Ренессанс: характеристика эпохи 6 2. Философия Возрождения: генезис и сущностная характеристика 9 Заключение 18 Список литературы 20 ВведениеАктуальность темы исследования определяется тем, что эпоха Ренессанса, иначе Возрождения (XIV–XVI вв.) — особый период в западной и мировой истории. Данный исторический период является важным этапом развития философской мысли. В трудах представителей данной эпохи затронут широкий спектр глобальных тем и вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Можно смело сказать, что философия Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры, нашла символическое выражение в ней. Ф. Энгельс определяет его как «грандиозную эпоху, когда бюргерство сломило мощь феодализма», как «эпоху, которая создала в Европе крупные монархии, сломила духовную диктатуру папы, воскресила греческую древность и вместе с ней вызвала к жизни высочайшее развитие искусства в новое время. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры — против варварства, знания — против незнания, а проявление новой цивилизации, новой культуры, нового знания. Эпоху Возрождения можно назвать коренным переломом как в системе ценностей, так и в оценке всего сущего и отношении к нему. Несмотря на то, что вопросы, посвященные философским воззрениям эпохи Возрождения, регулярно освещаются в научной литературе, отдельные аспекты выбранной для анализа проблематики нуждаются в дополнительном исследовании. Работая над заявленной темой, была использована широкая палитра информационных источников философского, политологического, правового, исторического характера. Цель исследования состоит в комплексном анализе философских идей эпохи Возрождения, а так же их отражения в эстетических символах эпохи. Достижение поставленной цели предусматривает решения следующих исследовательских задач: Выявить сущностные характеристики и особенности эпохи Возрождения, как исторического периода. Рассмотреть философские воззрения периода Ренессанса, выделив особенности становления, характерные черты и ключевые направления. Рассмотреть ключевые черты эстетики Возрождения, ее символизм и отражение постулат и принципов философии в ней. Работая над заявленной проблематикой, автором были использованы выводы, научно−теоретические разработки ведущих специалистов в области философии, а также историков, политологов, социологов и других представителей социо−гуманитарных наук. Основной методический инструментарий включил в себя методы анализа, сравнения, обобщения, анализа текстовых массивов. Раскрытие выбранной для изучения темы предусматривало использование системного, исторического, институционального подходов. Структура исследования отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. 1. Ренессанс: характеристика эпохиПрежде чем перейти к анализу философских воззрений эпохи Ренессанса считаю необходимым рассмотреть общую историческую картину исторического периода. Эпоха Возрождения представляет собой переходный период в истории Европы, объединяющий периоды Средневековья и Просвещения. С исторической точки зрения на территории Европы она длилась с XV по XVI века, но оказала влияние на все последующие периоды и даже определила настоящее современного человека. 1 Характерной черной Ренессанса и его сущностной характеристикой является возрождение интереса к культуре античности. Данная особенность и дала название этому периоду — эпоха Возрождения. При этом был ряд других не менее важных сущностных характеристик, отличающих период от других: светскость, антропоцентризм, гуманизм. Все это возникло в обществе, уставшим от средневековой диктатуры церкви и монархии, от навязывания стандартной системы ценностей и установок, смирения и покорности во всем. Смелые индивиды, которые потом стали символами эпохи, впервые начали высказывать во всеуслышание революционные идеи свободы выбора индивида и необходимости внимания к его личности. Благодаря им (философам, ученым в разных отраслях знаний, литературоведам, и многим другим) в качестве высшей ценности стала восприниматься не слепая вера в уготованную богом судьбу, а вера в созидательную, активную и продуктивную деятельность.2 Таким образом, подводя промежуточный итог можно заключить, что эпоха Возрождения — один из самых коротких, но от этого не менее значимых, а может и ключевых, периодов в истории мира. Именно эти века подарили человечеству большую часть идей и культурных памятников, которые до сих пор не утратили своей актуальности. Позитивные изменения коснулись почти каждой сферы: философии и науки; литературы, музыки и танца; изобразительного искусства и архитектуры. Литераторы этого периода часто возвращались к античным традициям. В результате они создавали невероятные художественные произведения, которые пронесли их имена через века. Так, в творчестве ряда авторов, а именно: Петрарка, Рабле, Шекспира, Сервантеса выражено новое понимание жизни человеком, отвергающее и презирающее слепую рабскую покорность проповедуемую церковью и пропагандируемую религией. Так же распространена публицистика и философская проза: итальянец Джордано Бруно обличает церковь, создавая новые философские концепции; англичанин Томас Мор высказывает идеи утопического социализма в известном труде «Утопия». Широко известны такие авторы, как Мишель де Монтень и его труд «Опыты», а так же Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости». К рядам писателей присоединяются и коронованные особы, а именно: герцог Лоренцо Медичи, Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I. Ренессанс принес и сохранил для потомков множество разнообразных идей. Центральной и определяющей была идея о главенстве разума и мудрости, которые непременно можно найти в литературе любого античного автора. Он же изменил представление людей о мире, вернул стремление добраться до истины в вопросах космологии и космогонии, медицины и анатомии, политологии и социологии. 3 Философы этого периода получили возможность наконец-то честно рассказать о том, что является первоосновой всего сущего и мироустройства. Они рассказали правду о политических процессах и принципах взаимодействиях различных общественных групп. Некоторые из них даже предпринимали попытки найти способы организации идеального государства и идеального общества. Свои изыскания они часто отражали в письменном виде, оформляя их в виде научных и философских трудов, именно благодаря чему до наших дней дошли воззрения столь блестящих «умов» эпохи Возрождения, как Макиавелли, Кампанеллы, Джордано Бруно и многих других. Художники и изобразительное искусство эпохи Возрождения принесли человечеству не меньшее количество шедевров, чем литература и философия. На контрасте с полотнами Средневековья, их изображения были невероятно откровенны и реалистичны, ярки и обильны красками. Именно на них можно увидеть человека в его первозданном, истинном подлинном виде. В архитектуре этой эпохи также можно пронаблюдать тенденцию возвращения к античности. Здания и сооружения, созданные во времена эпохи Возрождения, отличаются возвышенностью и богатством форм. Они способны поразить созерцателя не хуже современных архитектурных решений. 4 Обобщая сказанное, стоит заметить, что эпоха Возрождения продлилась не долго, всего два столетия, однако успела породить, сохранить для памяти поколений большое количество имен талантливых людей, сотворивших разнообразные и многоплановые шедевры. В них, творцы показали человека и его жизнь реальными, а не такими, какими долгое время их пыталось показать Средневековье. В этом и заключается главная особенность и значимое для современности величие Ренессанса. 2. Философия Возрождения: генезис и сущностная характеристикаКак говорилось ранее, эпоха Возрождения — отрезок европейской истории, охватывающий XV и XVI вв. Характерным для этой эпохи был переход от средневекового состояния общества (феодального и религиозного) к новоевропейскому (буржуазному и светскому). Совокупность преобразований в социально-экономической и духовной сферах, сопровождавших рождение нового общества, получил название секуляризации. Под секуляризацией подразумевается процесс освобождения различных сфер общественной жизни из-под контроля католической церкви, в ходе которого из недр старого общества рождается новое, ранее никогда не существовавшее — буржуазное и светское 5. В социально-экономической сфере секуляризация проявляется в виде распада корпоративно-цеховых структур средневекового города с образованием нового социального слоя предпринимателей (свободных пополанов) — носителей уклада жизни и ценностных ориентаций, альтернативных традиционным. По мере роста этого слоя и усиления их социальной роли растет и потребность в мировоззрении, способном выразить общий дух эпохи и обеспечить ценностно-смысловые и рациональные основания нарождающегося жизненного идеала. В формировании такого мировоззрения нашел выражение духовный аспект секуляризации, который связан со становлением философии. Она (светская философия) была ответом на мировоззренческий вызов своего времени, а так же средством осознанного выражения гуманистического идеала Возрождения и сферой осуществления этого идеала в лице своих ведущих представителей. «Титаны Возрождения», явили миру вдохновенные примеры реализации творческого потенциала свободной личности и послужили живым примером нового осознания сущности человека и его места в мире.6 Формирование идеала всестороннего гармонично развитого индивида осуществлялось подчас с опорой на представления о самоценности человека античные и на понимание человечности как ключевого результата развития культуры. Обоснование этого идеала потребовало пересмотра христианского представления об индивиде и его личных границах свободы, что подразумевало полный отказ от теоцентристской картины мира, и замену ее антропоцентристской и натуроцентристской картиной, для которых характерно признание человека и природы как самодостаточных оснований и конечных объяснительных принципов 7. Отличительными особенностями новой картины мира, основанной на синтезе античных представлений о человеке и природе с христианским пониманием Бога и личности, были пантеизм и гуманизм. В ходе осуществления такого эпохального синтеза в философских воззрениях возникают антропологические и натурфилософские концепции Возрождения, которые подготовили почву для окончательной рационализации и атеизации мировоззрения Нового времени.8 Значение Возрождения, однако, состоит не только в восстановлении связи между двумя цивилизациями. В сфере политики оно ознаменовало формирование новой силы — торговой буржуазии, противопоставившей себя феодальной знати и пришедшей к власти в нескольких крупных итальянских городах. А в сфере философии оно сформировало важнейшие идеологические идеи, оказавшие влияние на дальнейшее развитие западной цивилизации. Наиболее отчетливо генезис этих идей прослеживается в работах представителей ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Козимо Раймонди, Джованни Пико делла Мирандола. К их числу относят: идею достоинства, то есть качества, присущего человеку от природы и позволяющего ему претендовать на центральное место в мироздании; идея индивидуальности, в соответствии с которой человек — микрокосм — маленький мир, обладающий самостоятельной ценностью; идея наслаждения, то есть удовлетворения от вещей, созданных природой специально для человека; идея новизны, для достижения которой индивид рожденный «к доблести и к знанью» должен «отдать земные чувства»; идея природы, которая отождествляется с Богом, рассматривается в качестве одухотворенного источника всего сущего; идея универсального человека, стремящегося всесторонне развивать свои способности. 9 Так же существенное влияние на формирование философских взглядов и «переоценку ценностей» в эпоху Возрождения оказала Реформация. Это общественное движение, направленное против католической церкви, возникшее в Западной и Центральной Европе, начало которому было положено выступлением в 1517 г. в Германии Мартина Лютера против торговли индульгенциями. Он выдвинул 95 тезисов против индульгенций, где предлагал упрощенный вариант церковной жизни, подрывавший базовые церковные каноны и установления с иерархией духовенства. Реформация положила начало протестантизму, который объединил множество самостоятельных течений, церквей и сект. 10 Возрождение проникнуто чувством величия человека, выступавшего самовластным владельцем земного бытия. Ренессанс как будто заново открывает истину о свободе человека и, искушаемый неведомым змеем, стремится отведать этот запретный плод, твердя: «Человек — величайшее чудо природы», «Человек есть средоточие всего сущего и всех творений» 11. Таким образом, подводя промежуточный итог, правомерно отметить, что ключевыми характеристиками философии эпохи Возрождения являются: Пантеизм — обожествление мира, природы, её сущностных характеристик и материальны проявлений с позиции христианского монотеизма. Антропоцентризм, так как предметом рассуждений мыслителей изучаемого периода всегда является индивидуум и его состояние как душевное, так и физическое. Гуманизм, который предполагает видеть индивида не средством развития истории и процесса и исторического, а его целью. Человек воспринятый с точки зрения гуманистических позиций способен изменить судьбу (как свою, так и окружающих его людей), преодолеть боязнь забвения и смерти, а сила разума открывает перед ним любые «двери». Обобщая вышесказанное, стоит сказать, что исторические факторы оказали непосредственное влияние на формирование философской мысли Возрождения. Философское мышление этого периода необходимо рассматривать как антропоцентрическое, а сама философия Возрождения занимает видное место в истории философской мысли. Рождается новое мировоззрение. 3. Эстетика Возрождения, как философское описание мираЧеловеку времен Ренессанса присущ особенный тип мышления, создающий и формирующий произведения искусства, пронизанные глубоким символическим смыслом (именно здесь и наблюдается тесная и неразрывная связь искусства и философии). Ренессансная художественная деятельность — закономерный продукт и результат устройства сознания, в рамках которого произведения искусства не только создаются, но также «считываются» и расшифровываются современниками. Символическими в эпоху Возрождения являются не только живопись, скульптура или книжная миниатюра, но и обыденное мышление, наука. Ренессансное эстетическое видение мира, складываясь из чувственных переживаний, их оценки. Основами подобного рода видения, на которых держится визуальность Возрождения, можно назвать свет, цвет и пропорциональность. Отношение к свету как проявлению высшего блага является укорененной установкой, берущей начало еще на заре человечества и возведенной в Средневековье до духовной материи высшего порядка. Живописная практика Возрождения отражает неоплатонические представления об этом начале, давая ему визуальное воплощение. Таковы, например, образы на полотнах Сандро Боттичелли, наполненные сиянием. В соответствии с учением школы Марсилио Фичино, это сияние разливается в воздухе, одухотворяя предметы (например, золотые волосы женщин с картин Боттичелли, выступают символом сияния, соединяющего в земных вещах чувственное и сверхчувственное).12 Перенос значения, создающий возможность такого исполнения и прочтения полотен, сводится к тому, что свет понимается как синоним Блага и средоточие моральных совершенств. Сияние, излучаемое ангелами, имеет ту же природу, выступает в роли проводника и индекса проявленности Блага.13 Представление о свете тесно связано с восприятием цвета — их неразрывность закреплена в искусстве создания витражей и книжной миниатюры. Шедевром миниатюристики Возрождения является «Великолепный часослов герцога Беррийского» братьев Лимбургов14. Обращаясь к данному символу эпохи Возрождения мы видим не «сухое» изображение мастерами «с натуры» всего, что их окружает, а хронотопную фиксацию бытия. Закрепление определенного порядка вещей в часослове способствует символическому поддержанию мирового порядка: протоколирование событийности конституирует онтологическую данность. Эстетическая оценка изображаемого тесно связана с представлениями о мире. Изображение имеет определенные характеристики не только потому, что оно красиво и приятно глазу, а потому, что отражает бытие мира, сотворенного Господом. Красота является следствием такого подхода, частью этой стройной конструкции.15 Добавим, что в возрожденческом настроении помимо простой связки «польза — красота» существует также и более сложное метафизическое понимание utile16. Эта «польза» (скорее даже «благо») является не только характеристикой, выражающей способность инструмента послужить создавшему его ремесленнику, но и местом, которое этот предмет, воплощающий замысел (идею) о себе, занимает в мире. Символическое значение цвета детерминировано как в отношении мистическом и моральном, так и в социальном. Хейзинга указывает на качественное различие в отношении к переживаниям, которое наблюдается у современного человека и у человека Возрождения. Так, современник будет стремиться скрыть свои душевные переживания, а человек возрождения попытается «найти для них нужную форму и тем самым превратить в зрелище также для посторонних» 17. Таким образом, можно сказать, что значение события становится видимым и моментально опредмечивается посредством знаковых систем, и здесь тоже нет полутонов. Другой важный комплекс суждений о прекрасном связан с представлением о соразмерности, или пропорции. Обращение к пропорции как критерию красоты и сопутствующей разумности берет начало в досократической философии, а закреплено и выражено была в рамках пифагорейской школы. Ярко данные идеи раскрываются в эпоху Возрождения, когда человек вписывается Леонардо да Винчи в круг и квадрат с максимально точной передачей пропорций. Подобное понимание пропорции предусматривает эстетическое наслаждение и глубокое понимание того, что устройство предметов имеет разумный, обусловленный численными принципами характер (например, принцип «золотого сечения»). Обретая способность отрываться от догматической практики, Возрождение активнее обращается к телесности. То есть человек является не только образом и подобием Божьим, но и творцом, который может, подражая Создателю, сам запечатлевать в графике и красках тело или пейзаж (именно здесь находит отражение антропоцентризм и гуманизм). Вершиной симпатически-имитативной художественной практики Возрождения является портрет (автопортрет) сделанный с внешним уподоблением Христу или Деве Марии. Цель подобного решения — стремление взглянуть на человека через важные для христианского мира образы, желание приблизиться к ним посредством визуальности.18 Сакральность подражательной практики Возрождения прослеживается во многих текстах мастеров. Так, пожалуй, наиболее видный деятель искусства Возрождения Леонардо да Винчи в своих записях делает художника властелином всего воображаемого, который волен менять мир согласно своему произволу. Этим утверждается и закрепляется роль человека творческого, который в противовес средневековым анонимным авторам желает поставить подпись под произведением своего искусства. Во власти капризной фантазии художника перенести зрителя в самые разные места и изменить его угол зрения, даже если «из глубоких долин он захочет увидеть высокие горы или с высоких гор глубокие долины и побережья»19. Еще один важный момент в возрожденческой духовной жизни — диалог с античностью (что проявлялось, в том числе и в философии), вдохновленность древностью, свойственная гуманистам. Они не только опирались на античные идеи и заимствовали сюжеты для полотен, но и подражали древним в повседневности20. Для ренессансных гуманистов общение с античностью — не просто копирование, но диалог, стремление проникнуться духом древности, впитать его, чтобы впоследствии создать что-то свое. Об этом поиске индивидуальности через сакральное подражание пишет Мелинда Шлитт, называя возникшие взаимоотношения комплексными, всеобъемлющими и порой обременительными. Имитативная художественная практика и диалог пронизывают всю духовную жизнь Возрождения. Подводя итог сказанному выше можно сказать, что символизм в культуре Возрождения является не художественным приемом или методом, а языком. Семантика не отрывается от онтологии, являясь составной частью склада мышления и его «оперативной системой». Следовательно, логичным будет заключить, что эстетической трактовке ренессансной культуры должен предшествовать философский анализ. ЗаключениеПодводя итог и обобщая вышесказанное, стоит отметить, что в научной литературе эпоха Возрождения рассматривается как своего рода переходное состояние между двумя устойчивыми порядками в экономике, политике, религии, морали. По мнению современных философов, это период всеобщего «брожения» и неограниченного богатства возможностей. Процесс дифференциации сферы личного и сферы общественного, закончился формированием нового идеала человека — свободной, всесторонне развитой личности. Философские концепции Ренессанса демонстрируют богатство и разнообразие подходов, представлений и идей, касающихся ряда извечных философских вопросов которые складывались и развивались в культурах и обществах разных эпох. Содержание и смысл этих идей в ходе исторического развития регулярно подвергались пересмотру, переходили от «телесного негативизма» к воспеванию человеческого тела и наоборот. Тем не менее, интерес к этим темам всегда был пристальным и не «остывал». Представления о таких течениях философской мысли, которые мы называем антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, находили отражение и в идеях и трактатах, и в произведениях литературы и искусства, и в практике социализации человека. Можно сказать, что влияние эпохи на развитие всех сторон жизни человека оценить крайне сложно в виду большого количества «продуктов» труда литераторов, философов, художников, архитекторов и других. Возрождение реабилитировало человека в его материальной телесности, интеллектуальной и волевой самостоятельности. Несомненно, возросла ценность индивидуума, не связанная с обществом или социальной группой к которой он принадлежит. Были сформированы понятия уникальности индивидуума и личности — те ценности, которые не были знакомы другим цивилизациям, были чужды для них. Христианская этика претерпела изменения в соответствии с принципами ренессансного гуманизма и контроль церкви над жизнью общества значительно снизился. Философия оказала непосредственное влияние на формирование и развитие культуры. Так, на основе проведенной работы, можно сформулировать особенности символического отражения философии Возрождения в ее эстетических символах: Ренессансная эстетизация связана с его символизацией Художественному символическому сознанию свойственны высокий творческий потенциал, суггестивность, эклектичность, синкретизм. Оно имеет творческую природу, но не чуждо рациональности. Схемы мышления могут выстраиваться следующими способами: перенос значения с одного предмета на другой по внешнему подобию; экстраполяция значения на предметы, соотносимые с первичным; распространение качеств целого предмета на часть и т. д. Таким образом, философский символизм в культуре Возрождения является не художественным приемом или методом, а языком, а значит эстетической трактовке ренессансной культуры должен предшествовать философский анализ. Список литературыБаткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М., 1998. Вдовина Г.В. Понятие блага в "Метафизических рассуждениях" Франсиско Суареса // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2018. №78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-blaga-v-metafizicheskih-rassuzhdeniyah-fransisko-suaresa (дата обращения: 26.10.2021). Великолепный часослов герцога Беррийского // Миф Медузы. Сайт Галины Зеленской. 2017. URL: https://mif-medyza.ru/2017/01/11/великолепный-часослов-герцога-берри/ (дата обращения 26.10.2021). Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 480 с. Донская Л.Ю. Вклад философов эпохи возрождения в развитие теории имиджа // Культура. Духовность. Общество. 2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-filosofov-epohi-vozrozhdeniya-v-razvitie-teorii-imidzha (дата обращения: 24.10.2021). Загрядская А.С. Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskoe-v-esteticheskom-myshlenii-cheloveka-renessansa (дата обращения: 26.10.2021). История красоты / под ред. У. Эко. — М., 2007. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. М.: ГИПЛ, 1961. 827 с. Мёрзлая, Н. П. Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека / Н. П. Мёрзлая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1320-1323. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29432/ (дата обращения: 24.10.2021). Романов Э.В., Лелецкий А.В., Лабунин К.А. Значение эпохи Возрождения для истории человечества // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-epohi-vozrozhdeniya-dlya-istorii-chelovechestva (дата обращения: 24.10.2021). Толстых В.Л. Ренессансное понимание достоинства и его влияние на современную концепцию прав человека // Известия ВУЗов. Правоведение. 2016. №2 (325). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/renessansnoe-ponimanie-dostoinstva-i-ego-vliyanie-na-sovremennuyu-kontseptsiyu-prav-cheloveka (дата обращения: 24.10.2021). Философия: учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 216 с. Хейзинга Й. Осень средневековья. — СПб., 2001. Шпилькин Ю.И. Евразийский дискурс философии [Текст] : учебное пособие / Ю. И. Шпилькин ; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. — Москва : Изд. дом естествознания, 2014. — 241 с. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=7686 (дата обращения: 24.10.2021). 1 Романов Э.В., Лелецкий А.В., Лабунин К.А. Значение эпохи Возрождения для истории человечества // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-epohi-vozrozhdeniya-dlya-istorii-chelovechestva (дата обращения: 24.10.2021). — с. 9 2 Там же, с. 9 3 Романов Э.В., Лелецкий А.В., Лабунин К.А. Значение эпохи Возрождения для истории человечества // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-epohi-vozrozhdeniya-dlya-istorii-chelovechestva (дата обращения: 24.10.2021). — с. 10 4 Романов Э.В., Лелецкий А.В., Лабунин К.А. Значение эпохи Возрождения для истории человечества // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-epohi-vozrozhdeniya-dlya-istorii-chelovechestva (дата обращения: 24.10.2021). — с. 11 5 Философия: учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 216 с. — c. 48 6 Философия: учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 216 с. — с. 48 7 Там же, с. 49 8 Там же, с. 49 9 Толстых В.Л. Ренессансное понимание достоинства и его влияние на современную концепцию прав человека // Известия ВУЗов. Правоведение. 2016. №2 (325). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/renessansnoe-ponimanie-dostoinstva-i-ego-vliyanie-na-sovremennuyu-kontseptsiyu-prav-cheloveka (дата обращения: 24.10.2021). — с. 49-50 10 Шпилькин Ю.И. Евразийский дискурс философии [Текст] : учебное пособие / Ю. И. Шпилькин ; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. — Москва : Изд. дом естествознания, 2014. — 241 с. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=7686 (дата обращения: 24.10.2021). 11 Мёрзлая, Н. П. Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека / Н. П. Мёрзлая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1320-1323. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29432/ (дата обращения: 24.10.2021). — с. 1320 12 Загрядская А.С. Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskoe-v-esteticheskom-myshlenii-cheloveka-renessansa (дата обращения: 26.10.2021). — с. 108 13 Загрядская А.С. Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskoe-v-esteticheskom-myshlenii-cheloveka-renessansa (дата обращения: 26.10.2021). — с. 108 14 Великолепный часослов герцога Беррийского // Миф Медузы. Сайт Галины Зеленской. 2017. URL: https://mif-medyza.ru/2017/01/11/великолепный-часослов-герцога-берри/ (дата обращения 26.10.2021). 15 Загрядская А.С. Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskoe-v-esteticheskom-myshlenii-cheloveka-renessansa (дата обращения: 26.10.2021). 16 Вдовина Г.В. Понятие блага в "Метафизических рассуждениях" Франсиско Суареса // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2018. №78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-blaga-v-metafizicheskih-rassuzhdeniyah-fransisko-suaresa (дата обращения: 26.10.2021). 17 Хейзинга Й. Осень средневековья. — СПб., 2001. — с. 96-97 18 Загрядская А.С. Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskoe-v-esteticheskom-myshlenii-cheloveka-renessansa (дата обращения: 26.10.2021). 19 История красоты / под ред. У. Эко. — М., 2007. — c. 178 20 Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М., 1998. |