Анализ «Симфонии псалмов» И.Ф.Стравинского. Филатова Стравинский статья. И. Ф. Стравинский, Симфония псалмов, псалмы
Скачать 27 Kb.
|
Филатова А.А., Студентка 4 курса Кафедры «Дирижирование академическим хором» Факультет Вокально-хоровой и дирижерской подготовки ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, Научный руководитель Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Карасева О.С Г.Москва , Российская Федерация Анализ «Симфонии псалмов» И.Ф.Стравинского Аннотация В статье проводится анализ «Симфонии псалмов» русского композитора XX века Игоря Фёдоровича Стравинского . Ключевые слова И.Ф.Стравинский , «Симфония псалмов» , псалмы. Творчество Игоря Федоровича Стравинского – воплощенная история музыки XX века , словно зеркало, отразившая в себе процессы развития современного искусства, беспрестанно и пытливо ищущего все новые пути. Множественность стилей, зачастую взаимопроникающих и трудно поддающихся четкой классификации, послужила поводом для присвоения композитору прозвища «человека с тысячей лиц». Подобно Фокуснику из балета «Петрушка», Стравинский подчиняет все компоненты музыкальной формы правилам своей игры. Универсализм Стравинского, проявившийся в широком охвате явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии и бесконечности творческих исканий, поражает воображение. Интенсивная исполнительская деятельность ( помимо композиторской, пианистическая и дирижерская ), продолжалась у неутомимого музыканта более 40 лет. Всю свою жизнь Игорь Федорович находился в центре общественного внимания, на пересечении важнейших художественных путей своей эпохи. Музыкальные занятия появились в жизни будущего композитора в 9 лет, однако родители, сами будучи профессиональными музыкантами , не относились к ним серьезно и впоследствии настояли на поступлении Игоря на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вместо лекций юноша посещал занятия композицией у Николая Андреевича Римского-Корсакова , под руководством которого в 1902 году начал сочинять собственные музыкальные произведения . В 1905 г Стравинский отказался от сдачи выпускных экзаменов и погрузился в мир музыки. В это время композитор сблизился с С.Дягилевым и художниками объединения «Мир искусств», стал членом «Вечеров современной музыки ». На премьерах первых композиторских опытов, отмеченных влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов, присутствовал Дягилев, сыгравший впоследствии важную роль в популяризации и раскрытии таланта Стравинского – для его антрепризы, «Русских сезонов» в Париже, были созданы ставшие мгновенно известными балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Эта триада открывает первый , русский ( не по месту создания , но по стилистике ) период творчества Игоря Федоровича. В эти годы он интенсивно сочиняет , нередко работая сразу над несколькими совершенно разными по стилю и характеру произведениями. Из под пера выходят русские хореографические сцены «Свадебка» , опера «Соловей», возрождающая традиции скоморошьего театра «Байка про Лису, Петуха , Кота да Барана» , «История солдата». С приездом во Францию в 1920 году начинается новый , насыщенный парижский период творчества композитора. «Царь Игорь» - так звали Стравинского в кругу его французских друзей- композиторов знаменитой Шестерки. В этот период происходит крутой поворот к неоклассицизму : создаются такие произведения , как балет «Аполлон Мусагет» , «Орфей» , опера-оратория «Царь Эдип», мелодрама «Персефона» и «Симфония псалмов», на которой мы и остановимся подробнее. Созданная в 1930 году «Симфония псалмов» была приурочена к пятидесятилетию одного из лучших оркестров мира – Бостонского. В честь юбилея было решено устроить серию фестивалей , на которых в числе других, должны были прозвучать сочинения , созданные специально для данного события. Сергей Кусевицкий , руководитель оркестра , обратился с заказами к известнейшим композиторам : Прокофьеву , Онеггеру , Хиндемиту и Стравинскому. Игорь Федорович , давно вынашивавший идею о создании крупного симфонического произведения и не ограниченный ничем , кроме срока сдачи , с воодушевлением принялся за работу. Стравинского мало вдохновляла завещанная 19 веком форма симфонии, в своем произведении композитор стремился создать нечто органически целое , не сообразуясь с схемами , но сохраняя циклический симфонический порядок. Средствами для воплощения своего замысла были выбраны хоровой и инструментальный ансамбли, равноценные и не преобладающие один над другим. Текстовой основой послужили 38, 39 и 150 псалмы, звучащие на латинском языке , не случайно выбранном композитором — фонетика для него важнее , чем непосредственное содержание. Необычен состав оркестра : убраны наиболее чувственные , эмоционально открытые инструменты — скрипки , альты и кларнеты, однако добавлены два рояла и арфа. По тому же принципу партию сопрано и альтов исполняют детские голоса с их чистым , холодноватым тембром. Симфония псалмов почти одновременно прозвучала в Брюсселе 13 декабря 1969 года (под руководством Э.Ансерме) и 19 декабря в Бостоне (под руководством С.Кусевицкого ) . Первая часть — прелюдия. Острые, акцентированные аккорды оркестра чередуются с беспокойным бегом шестнадцатых у гобоя , фагота и фортепиано. Сурово звучит хоральная кантиленная григорианская тема , окрашенная вполне современной тревогой , первоначальные наигрыши составляют остинатную фигуру сопровождения. Сочетание ламентозности и неумолимой моторики определяют всю часть . Вторая часть — двойная фуга с раздельным экспонированием ( сначала инструментальным, затем — хоровым). Инструментальная тема основана на интервальном абрисе фигураций из первой части. Хоровая тема в основе своей имеет риторическую фигуру кварты. Русская по своей природе , она в то же время напоминает тему фуг И.С.Баха. При вступлении хора, инструментальная тема занимает место контрапункта . Хоровая стретта звучит a cappella , завоевывая низкую тесситуру. Вытекающая из нее свободная реприза фуги равномерно сочетает в себе и инструментальное , и вокальное начало , образующие сложнейшую контрапунктическую ткань . В завершении второй части звучит унисонная псалмодия хора. «Симфонию псалмов» Стравинский начал сочинять именно с третьей — самой большой из частей. В ней особенно рельефно выступают тематические связи всей симфонии. Ракоход первого возгласа «Alleluia» впоследствии станет источником тематизма коды. Повторяющийся призыв «Laudate Dominum» основан на соединении полутона и кварты из первой и второй частей. Сопровождающая его остинатная басовая фигура у фортепиано и арфы в последующем поможет передать восторг , ликование посредством имитации «звонности». Затем идет быстрый раздел инструментального характера. Множественные тематические пласты развиваются по принципу остинато, достигая грандиозного нарастания. Во второй фазе Allegro, вдохновленной видением колесницы Ильи-пророка, возносящегося на небеса , есть нечто стихийное, языческое. После неё происходит переход в тихую юбиляцию — умиротворяющую коду. Таким образом , Стравинский , отталкиваясь от псалмов, насыщает симфонию высочайшей духовностью , идущей от многовековых традиций западно-европейской и русской культуры . В ней нашли свое отражение григорианский хорал и православные песнопения , приёмы вокального и инструментального письма эпохи И.С.Баха , духовной музыки и симфонизма русских классиков , плясовое неистовство. Это невероятное сочетание композитор приводит к поразительному единству внутри своего индивидуального стиля. Список использованной литературы : Друскин М.С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды.— Л.; М.: Советский композитор. 1974.— 221 с. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество.— М.: Музыка, 1974.— С.287— (Классики мировой музыкальной культуры). |