Главная страница
Навигация по странице:

  • I глава. Общественный строй древней Японии

  • II глава. Общественный строй средневековой Японии

  • Список литературы

  • япония реферат. I глава. Общественный строй древней Японии


    Скачать 35.38 Kb.
    НазваниеI глава. Общественный строй древней Японии
    Дата17.03.2022
    Размер35.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаяпония реферат.docx
    ТипДокументы
    #400775

    Введение

    Япония – конституционная монархия. Император осуществляет определенные функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках). Сейчас император юридически безвластен и лишен права голоса в вопросах государственного управления. Но его особа остается важной фигурой, поскольку служит, как сказано в конституции, «символом государства и единства нации».

    С течение времени всё меняется, появляются новые правила построения общественного строя, новые ценности жизни, новые правила, по которым строится жизнь общества…

    Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть общественный строй Японии на двух этапах её развития: в средние века и в древности; выяснить, как он изменялся с течением времени и дать ему характеристику.

    I глава. Общественный строй древней Японии

    В каждом государстве на протяжении многих столетий, тысячелетий существовали свое законы построения общественного строя, свое особенности.

    Особенность общественного строя древней Японии многие учёные видят в так называемой «системе удзи». Этот термин в широком понимание обозначает некую сердцевину, от которой уже отходят другие группы населения.

    Общественный строй Японии в древности покоился на трёх главных социальных образованиях – удзи, бэ (или бэмин) и яцуко – и на более мелких, производных от первых.

    В словаре «удзи» толкуется, как род, клан, община, родовое или семейное имя. Но это понятие является неконкретным и расплывчатым, т.к. оно не раскрывает полную его суть. Что бы понять термин «удзи», нужно рассмотреть его через такие понятия как «ути» - внутреннее, «умисудзи» - линия рождения, «умидзи» - положение по рождению.

    В далёком прошлом в Японии существовал классический первобытнообщинный строй, и тогда всё население должно было входить в те или иные родоплеменные группы, которые являлись непосредственными предшественниками удзи V-VI вв. Однако в интересующее нас время под удзи понималось лишь ограниченная, привилегированная часть населения, связанная общностью происхождения и кровными узами. Такие кланы состояли из родичей (удзи-бито) и из вождей. Сами кланы делились на большие и малые, причём вторые зависели от первых. В случае гибели или роспуска большого клана малый занимал место большого.

    Большие кланы, а иногда и малые возводили своё происхождение к одному предку и поклонялись своему божеству-покровителю (удзигами).

    Этим кланам подчинялись бэмины и яцуко (несвободные). И те и другие находились под влиянием клана, но не включались в клан как организм.

    Удзи выступали как организация родового или кланового типа, и соответственно название клана носили все его члены.

    Отдельные кланы обладали правом на особые почётные звания – кабанэ. Первоначально его наследование превращалось в часть собственного наименования клана.

    Процесс развития кланов включал в себя размежевание кланов, в результате которого образовались две неравные по численности группы: местные кланы и кланы, создавшие правящий слой вокруг царя.

    Местные кланы образовали 3 типа. К первому типу относились кланы иммигрантов (хата). В таких кланах коллектив знатных сородичей, составлявших ядро, ещё не подвергся заметному классовому расслоению, дворы многолюдные, а сами кланы ведали немногочисленными рабами (нухи). Ко второму типу принадлежали знатные кланы, уже испытавшие расслоение, в результате которого в них выделился верхний и нижний слой; клан ведал зависимыми, живущими в сфере влияния клана, и рабами, примерно втрое более многочисленными, чем в случае с кланами иммигрантов. Этот тип подразделялся на два подтипа:

    А) кланы управляющих общин;

    Б) кланы владык округов;

    Первые имели вдвое меньше дворов, причём и более малолюдных, чем вторые, при примерно равном числе рабов. В третий тип входили уже разложившиеся кланы, в которых дом вождя и несколько наиболее сильных домов поглотили остальные и ведали зависимым населением.

    Разложение кланов проявлялось в нескольких признаках: ослаблении кровнородственных уз, в дроблении дворов и в их возрастающей малолюдности, в нарушении строгой иерархии кабанэ, в частности при браках, а главное – в увеличении числа зависимых и рабов и в переходе права распоряжаться ими к нескольким крупным и сильным домам внутри клана.

    В ходе развития взаимоотношений между центральными и местными кланами, наметился своеобразный союз, вызванный потребностями объединения и господства над зависимым населением. В результате этого союза наиболее мощные местные кланы стали включаться в родословия центральных кланов.

    Институт клана оказался одним из наиболее живучих в Японии. Он существовал ещё в IX-X вв., хотя и в изменённом виде, но сохраняя многие свои черты.

    Средством выражения иерархии кланов в древне японском обществе, как раннее уже говорилось, явилась система званий – кабанэ. Известные в конце V в. Первые звания (оми, мурадзи) уже зафиксировали определённую степень разложения системы кланов. С этого момента наиболее сильные кланы – носители званий выступают как исполнители функций подавления мелких кланов, зависимых земледельцев (бэминов), переселенцев и др.

    Звания давались знатным кланам, чтобы отметить их социальную иерархию.

    Звания в течение веков составили довольно обширную группу. Наиболее известные из них: оми («большое тело»), мурадзи («большая голова»), томо-но мияцуко (управляющий царскими владениями), куни-но мияцуко (управляющий областями).

    Отличительной особенностью званий является их наследственный характер и исполнение функций, с ними связанных, главами сильных кланов. Такая ситуация влекла за собой погоню за званиями и сопутствующими привилегиями. В истории были известны случаи, когда те или иные звания подделывались. И поэтому для того, чтобы доказать своё звание, претендующим было предложено пройти испытание кипятком. В результате этой меры, больше не появлялись те, кто подделывал свои звания.

    Рядовые члены кланов (удзибито) формально считались полноправными членами клана: они не знали иного начальника над собой, кроме главы клана, имели право носить имя клана, пользоваться общинными землями, распоряжаться имуществом своего дома (пашней, скотом, урожаем). Почти утратив своё место в управлении, они сохранили значительную долю свободы. Их конкретные права определялись их положением в патриархальной семье.

    Следующее социальное образование – это бэ, включавшие зависимых и полусвободных людей. Оно включает в себя население, не являющееся полноправными членами клана, но и не принадлежавшее к бесправным рабам. В отличии от настоящих рабов у них были свое участки земли, которые они обрабатывали личным трудом. Они платили дань своим хозяевам: главам кланов или царю.

    Источники происхождения зависимых различны. Зависимыми становились покоренные роды и общины, поставляющие солдат; иммигранты, из которых формировались ремесленники, литейщики, летописцы и пр.; коренное японское население, по разным причинам лишившееся защиты клана или общины.

    Последняя, третья крупная категория отличалась минимальным уровнем личной свободы по сравнению с первыми двумя категориями. К ней принадлежали две главные группы: ближние слуги (тонэри) и слуги (яцуко). Обе эти категории были слугами, хотя и разных рангов.

    Ближние слуги могли находиться при различных органах власти или при знатных лицах. Их положение могло быть довольно важным и высоким, но все они полностью завесили от лица, которому служили, и обычно разделяли его судьбу, подвергались казни, совершали самоубийство, шли в изгнание. По иерархии их социальное положение считалось весьма низким.

    Слуги низшего разряда (яцуко) выполняли либо менее важные функции в окружении знатных лиц, либо обычные обязанности обслуживания в домах менее знатных людей. В эту категории попадали наказанные за совершённое преступление, военнопленные и некоторые переселенцы.

    В больших кланах вождь занимал пост его главы как вероятный потомок родоначальника. В его обязанности входило руководить сородичами в общественных о военных делах. Для вождя было обычно сочетать в себе духовную власть со светской, простирающейся не только на членов клана, но и на весь район.

    II глава. Общественный строй средневековой Японии

    В данный период традиционным главой общества считался император. Он считался фигурой особой, священной. Японцы думали, что их императоры произошли от богини солнца Аматэрасу, которая вручила первому правителю три свои любимые вещи, три "божественных сокровища": бронзовое зеркало, яшмовые бусы и священный меч. Круглое зеркало символизировало само солнце и душу человека, меч – луну, вспышку молнии и безопасность, бусы – все добродетели и силу предвидения.

    Хоть императоры и были верхом общества, но во все времена на них влияние оказывали кланы – мощные и связанные родством или отношениями личной военной верности группы.

    В Японии в связи с выделением родовой аристократии, появлением рабов и других категорий зависимого населения складывается деление на два социальных слоя: "добрых" и "подлых" людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди "добрых" выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.

    Основная масса "доброго люда" (рёмин), как и "государева люда" (камин), бывшего ранее в личной зависимости от глав могущественных кланов, после введения надельной системы была посажена на казенную землю. Они не были прикреплены к земле, к конкретному господину-землевладельцу, но не могли без разрешения уездного начальника или хозяина, на службе у которых находились, покинуть землю.

    Большая семья или группа малых семей составляла "двор" — хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями, он был обязан к определенному сроку составлять налоговые списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

    Государство всемерно стремилось к укреплению семьи как тягловой единицы, основанной на стойких патриархально-родовых связях. На государство возлагалась обязанность оказывать помощь семьям, пострадавшим от неурожая или стихийного бедствия. Закон запрещал раздел двора, если при этом в одиночестве оставался малолетний или вдова. Исключение допускалось, если выдел происходил при разделе наследства, и не было сомнений в том, что выделившийся способен возглавить семью.

    В Японии не признавалось разного подхода к людям в зависимости от этнической принадлежности и религии. Чиновничья служба считалась личной и пожизненной привилегией любых способных кандидатов на государственные посты. Получивший этот пост входил в ту или иную чиновничью категорию и получал тот или иной ранг. Здесь определяющим был пост, а не ранг. В зависимости от поста и ранга находились и размеры натуроплаты чиновника или его земельного надела.

    Особое положение занимали первые четыре ранга высшей категории чиновников, представители сильнейших кланов, которые стояли во главе чиновничьего списка и были непосредственно связаны с императорским двором

    Клан крупного вельможи выступал в Японии не только в качестве семейно-хозяйственной феодальной единицы, но был и своеобразной единицей политической. У глав феодальных домов, представителей высших должностей и рангов чиновничества существовала обязанность отдавать детей на службу в качестве телохранителей или других служителей при дворе. Должности эти становились впоследствии наследственными. Широко практиковалась система совместительства должностей в связи с общей нехваткой чиновников.

    Крайне пестрым был разряд "подлых" людей, в который входили, например, специальная группа работников, обслуживающих погребения, члены "казенных дворов", казенные и частные рабы и холопы.

    Рабы (нухи), по свидетельству источников обладали некоторыми правами. Их можно было продавать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность. Браки "подлых" и "добрых" людей считались незаконными. Только при браке "по незнанию" дети от таких союзов считались "добрыми", а дети от свободной женщины и раба передавались в казенные дворы. Рабов казенных и частных было немного. Источниками рабства были: порабощение преступников и в ряде случаев членов их семей, само продажа или продажа по воле родителей, заложничество за долги и военный плен. Особо ценились рабы-земледельцы, на них давался земельный надел, и их не облагали налогами. Закон 830 года фактически уравнял рабов со свободными крестьянами в праве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны.

    Особую категорию "подлого люда" составляли работники так называемых казенных дворов. Существовал строгий порядок их учета, как и казенных рабов и холопов. Их заносили в особые списки, строго учитывался и урожай с обрабатываемых ими казенных полей. За членами казенных дворов по закону закреплялись некоторые права: один день в декаду им давался для отдыха, предоставлялась более легкая работа женщинам после родов. Они обеспечивались одеждой, обувью. Чиновники не могли их использовать в своих личных нуждах.

    Положение потомственных холопов (кэдин) отличалось местной спецификой, но в отличие от рабов они не могли продаваться, хотя беглого холопа и возвращали хозяину. Государственный (казенный) "подлый люд" по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости.

    Сословно-классовая структура в последующие века приобретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных отношений, но и кардинальных политических изменений в стране.

    Вне сословия класса феодалов находился простой народ: крестьяне, ремесленники, торговцы. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян стала подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглощающая от 40 до 60% урожая крестьянина.

    Важные социальные сдвиги в Японии начиная с XIII—XV вв. стали происходить под влиянием развития торгового оборота, расцвета городов. В городах складываются первые объединения ремесленников и торговцев (дзя), часть которых получает некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. Происходят изменения и в среде феодалов. Самураи за долги теряют земельные владения, переводятся на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредоточивается в руках крупных владетельных князей "даймё" ("большое имя"). Владения дай-мё охватывают отдельные провинции и даже группы провинций.

    Наиболее законченные формы приобрела сословно-классовая структура японского общества в период третьего сёгуната, когда она была скреплена законом и всемерно охранялась сёгунатом. Японское феодальное общество делилось на четыре сословия. Сословные границы в основном совпадали с классовыми. Это деление официально определялось формулой "си-но-ко-сё": самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). На самом дне феодального общества находилась небольшая группа париев ("эта").

    Господствующее сословие дворянства представляли прежде всего фактический правитель Японии — сёгун, семье которого в начале XVII в. принадлежало около трети территории страны, и около 300 семейств владетельных князей — даймё, располагавших также огромной земельной собственностью.

    Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство — самураи, входившие в войско сёгуна и военные отряды даймё. За свою службу они получали возможность собирать подати с определенного числа крестьян или получать рисовый паек от своего господина.

    Японский крестьянин в это время фактически попал в кабальную зависимость. Он не имел права прекращать обработку земли, выбирать себе иной род занятий, переезжать на другое место жительства, правда, его нельзя было продавать или покупать.

    Промежуточные городские средние слои составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась сёгуном.

    Заключение

    В ходе нашей работы мы изучили общественный строй древней и средневековой Японии. Мы можем сделать вывод, что главной особенностью общественного строя древней Японии была «система удзи» и общественный строй Японии покоился на трёх главных социальных образованиях – удзи, бэ (или бэмин) и яцуко.

    В среднее века, а примерно в XII в., общественный строй в Японии приобретает чёткие очертания. А в книге «18-ти законов», которая была издана в 1615 г., регламентируются правовые статусы четырёх основных сословий японского общества:

    • самураи – си;

    • крестьяне – но;

    • ремесленники – ко;

    • торговцы – сё;

    Список литературы

    1. Воробьёв, М.В. Япония в III-VII вв. – Москва: Изд. вост. лит., 1958. – 119 с.

    2. Кузнецов, Ю.Д. Новицкая, Г.Б. Сырицын, И.М. История Японии. – М.: Высш. шк., 1988. – 432с.

    3. Теймс, Р. Япония: история страны [перевод с английского]. – Москва: Эксмо,2009. – 415с.

    4. Библиотека Гумер - Право и Юриспруденция. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/28.php. – Дата доступа:24.10.2011.



    написать администратору сайта