эссе. Эссе основы философии. И. Кант считал, что совесть
Скачать 63.46 Kb.
|
"И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит от материальных условий. А. Шопенгауэр считал, что совесть – это результат страха перед общественным порицанием. Какая точка зрения, по вашему мнению, выражает природу человека?" На наш взгляд, обе точки зрения не только имеют право на существование, а так же актуальным как для прошлого хронологического периода, так и для настоящего времени. И ведь действительно, достаточно сложно отнести то или иное высказывание на человека в качестве определяющего его природу, поведение и даже образ жизни. Однако мы склоны считать наиболее оптимальной точной зрения высказывание И. Канта «совесть – это показатель человечности, она не зависит от материальных условий». Казалось бы, что это не так, во многом деньги, материальное положение, статус и многие другие составляющие могут не только пошатнуть совесть человека, но и даже вовсе искоренить ее. На наш взгляд, такое действо на самом деле может существовать. Однако же, если человек действительно совестлив, у него есть задатки моральных установок, присутствуют такие черты, как: толерантность, альтруизм, терпение, мягкость, воспитанность и сострадание. На самом деле, это далеко не весь список положительных качеств совестливого человека. Но не будем вдаваться в более детальные подробности по причине того, что все-таки каждый из нас – индивидуален, и мы не можем взять определенный набор качеств и утверждать, что все люди им обладают. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени обладает различными чертами характера, и это норма, это не будет отклонением от какого-то правила. Ведь, если человек совестлив, это вовсе не означает то, что у него абсолютно отсутствуют негативные черты характера, отклоняющееся (деструктивное, делинквентное) поведение. И здесь важно помнить то, что отклоняющееся от нормы поведение – это не всегда плохо. Доказательством данной мысли может служить такое явление, как гениальность. Строго говоря, это так же отклонение от нормы, но все же направлено оно в большинстве своем на положительные аспекты становления личности и развития окружающего его социума. Необходимо так же уделить внимание высказыванию А. Шопенгауэра что «совесть – это результат страха перед общественным порицанием». Безусловно, данное высказывание для многих будет являться верным и актуальным. Однако мы считаем, что страх – это, в первую очередь, негативная эмоция. Несомненно, страх является нейтрализатором многих действий, однако действий не только негативного, но так же и положительного характера. А там, где утаивается нечто доброе, положительное из-за одержимости страхом, боязни чего-либо – нет места совести, она попросту «улетучивается». Человек прячет ее в самые темные уголки своей души или же вовсе делает вид, что совести не существует. Конечно, страх порой является единственным способом контролировать различные процессы, протекающие в разных сферах жизни общества, однако же в данных ситуациях человек руководствуется не моральными установками, а именно чувством страха. Здесь мы можем выявить отсутствие совести о моральной оценке своих действий или же бездействий. Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что высказывание И. Канта «совесть – это показатель человечности, она не зависит от материальных условий» будет являться наиболее верным и правильным, обоснованным как с логической точки зрения, так и с установок толерантного человека в условиях современного социума, окружающей нас обстановки различных сфер жизни общества и морально-нравственных устоев. |