Главная страница

Сошнева план. I. Особенности рабовладения в архаической Греции в 8 7 вв до н э.


Скачать 60.68 Kb.
НазваниеI. Особенности рабовладения в архаической Греции в 8 7 вв до н э.
Дата05.05.2023
Размер60.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСошнева план.docx
ТипЗакон
#1110887
страница4 из 4
1   2   3   4

Экономическая реформа.

1) Первые нововведения касались имеющихся у крестьян долгов, они по решению Солона полностью отменялись. Всех кабальных крестьян следовало немедленно освободить, а камни, постоянно напоминающие об их долгах немедленно убрать с их участков. Если же афинского жителя к тому время продали в рабство за море, в чужие земли, следовало применить все меры к его поиску, причем все действа оплачивались за государственный счет. После его реформы все граждане полиса стали иметь право на свободу, понятие «раб» ушло в прошлое.

2) Что бы ускорить развитие экономики Солон проводил политику защиты местных производителей. Например, был категорически запрещен вывоз за пределы Греции хлеб, которого и так было катастрофически мало. Но при этом правитель настаивал на экспорте изделий из оливок, именно их было в достатке. Что бы ремесленники трудились больше и качественнее им в награду предоставляли большие права. Имущественные отношения между людьми были упорядочены, например, в Афинах появилась практика составления специального документа, по которому имущество умершего в дальнейшем переходило наследникам.

Политическая реформа. Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел мерумедимн (на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.

Отныне статус афинского жителя, а так же наделяемый объем их политических прав строго зависел от принадлежности к той или иной категории. Естественно высшие посты занимали жители только первой категории, вторая и третья так же имела права занимать должности, но среднего порядка. При этом первые три разряда так же могли войти в новый орган - «Совет четырехсот», который в дальнейшем представлял интересы жителей. Так же одной из значимых задач органа стоит отметить - это подготовка проектов изменений или решений, которые дальше рассматривались на высшем уровне. То есть это не просто орган совещательного типа, а высшую инстанцию решения насущных проблем.

Судебная система. Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

В итоге архонт проделал огромную работу, именно он считается «отцом - прародителям демократии» в Афинах, Солон ввел огромное количество изменений, но, к сожалению так и не смог удовлетворить потребности всего населения. Простым людям правитель не дал земли, в которой они так нуждались, у богатых отнял возможность собирания долгов и превращения людей в рабство, вызвал тем самым недовольство как низов, таи верхов. Поэтому в конце ему даже пришлось покинуть любимые Афины на долгие десять лет, а после возвращения занимать пост он не пожелал, так и остался сторонним наблюдателем новой жизни.
Заключение
Отправной точкой в развитии демократии в Афинах стала междоусобная аристократическая борьба с дальнейшим, но постепенным втягиванием в нее представителей демоса.

Кардинальные изменения, произошедшие в военном деле (возникновение гоплитской фаланги), период тирании, а также законотворческая деятельность Драконта, Солона и Клисфена подвели итог всему развитию Афин в архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). К началу классического периода Афины представляли собой наиболее яркий пример демократического полиса.

Апогеем развития и одновременно парадоксом афинской демократии явилось становление Афин как морской державы, утверждения их в качестве основного гегемона во всем греческом мире. Парадокс развития демократии в Афинах в это время озвучил в одной из своих работ уже упоминавшийся нами Э.Д. Фролова. По его мнению, «последовательное развитие нормативного для полиса демократического принципа, наиболее ярко представленного афинским опытом и, будучи воплощенным в жизнь, оборачивается своей социологической противоположностью - тиранией».

Сам же феномен афинской демократии, как он видится нам, заключается в следующем. Именно в Афинах, а нигде больше, определенная часть аристократов осознала всю значимость и выгоды союза с многочисленным демосом в контексте междоусобной аристократической борьбы. Становление демократического режима под эгидой так называемой «другой» или «демосной» аристократии (т.е. той части аристократии, опиравшейся на демос) было революционным событием. Однако этот, если так можно выразиться, политический эгоизм аристократов не мог не сыграть свою злую шутку. Трагедией и одновременно серьезным недостатком афинской демократией стало существование в ее основе аристократического компонента, не подразумевавший по этой причине наличия правителя из среды самого демоса. Истощение кадров в среде аристократов сразу же влекло (что в дальнейшем и произошло) упадок афинского демократического режима. Присутствие аристократического элемента в афинской демократии явилось бомбой замедленного действия, которая при определенных условиях обязательно дала бы о себе знать со всей своей разрушительной силой. Как мы знаем, многие античные авторы таким фактором, обусловивший начало упадка не только демократии, но и полиса как социально-политической единицы, называли Пелопонесскую войну (431 - 404 гг. до н.э.).

Рассмотрение афинской демократии именно в той плоскости, в какой она была представлена в настоящей работе (аристократия - демос) является отличным и наглядным примером для современности. Несмотря на свой главный недостаток, а также продолжительность, афинская демократия до сих пор остается непременным эталоном демократического режима для нашего времени.
Список литературы
1. Античный полис. Курс лекций. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2020. - 240 с.

2. Бузескул В.П. История афинской демократии. - СПб., 2022. - 480 с.

3. Гущин В.Р. Талассократия, империя и демократия в Афинах // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - 2022. - №13. - С.13-32.

4. Жестоканов С.М. Ранняя тирания и становление демократии в древней Греции // Античный полис. Курс лекций. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2020. - С.25-51.

5. Мастыкова А.В. Женский костюм Центрального и Западного Предкавказья в конце IV - середине VI в. н.э. - М., 2019. - 502 c.

6. Пальцева Л.А. К вопросу о составе законодательства Драконта // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - 2022. - №6. - C.195-210.

7. Пальцева Л.А. Раннегреческое законодательство и формирование полисного строя // Античный полис. Курс лекций. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2020. - С.51-95.

8. Проблемы античной демократии / Коллективная монография под редакцией Э.Д. Фролова. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет, 2020. - 508 с.

9. Родс П. Дж. Афинская демократия // Античность и средневековье Европы. - Пермь, 2018. - С.40-52.

10. Суриков И. Е. Аристократия и демос: политическая элита архаических и классических Афин: учебное пособие по спецкурсу для исторических факультетов вузов / И. Е. Суриков. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2022. - 256 с.

11. Суриков И. Е. Афины в VIII-VII вв. до н.э.: становление архаического полиса (К вопросу о степени специфичности «аттического варианта») // ВДИ. - 2022. - №4. - С.23-43.

12. Фролов Э.Д. Афинская демократия (к оценке исторического феномена) // Проблемы античной демократии / Коллективная монография под редакцией Э.Д. Фролова. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет, 2020. - С.95-107.

13. Шувалов В.В. Морская программа Фемистокла // ВДИ. - 2016. - №2. - С.24-42.

14. Шуллер В. Афинская демократия и Афинский морской союз // ВДИ. - 2020. - №3.

15. Cloché Р. Démocratie Athenienne. Paris, 1951. 432 P.

16. Galpin T.J. The Democratic Roots of the Athenian Imperialism in the Fifth Century B.C. // CJ. 1983-1984. Vol. 79. N. 2. P.100-109.

17. Samons L. What wrong with democracy? From Athenian practice to American Worship. Berkeley, 2004. 307 P.
1   2   3   4


написать администратору сайта