Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава П. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ А в ней 22 статьи

  • Глава Ш. О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО

  • Глава IV. О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЬШАЮТ

  • Глава V. О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ

  • Глава X. О СУДЕ

  • Хрестоматия_Титов. И по истории государства


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеИ по истории государства
    АнкорХрестоматия_Титов.doc
    Дата09.12.2017
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия_Титов.doc
    ТипУчебное пособие
    #10819
    страница6 из 52
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
    Глава I. А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

    1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возло­жит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски на­крепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казни-ти, зжечь.

    2. А будет какой бесчинник пришед в церковь божию во время святыя ли­тургии, и каким ни буди обычаем, божественныя литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

    3. А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение, вшед в церковь божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополи­ту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священниче­скому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

    4. А будет кто, пришед в церковь божию, учнет бита кого ни буди, и убьет кого до смерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

    5. А будет ранит, а не до смерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинута в тюрму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.



    6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви божий ударит, а не ра­нит, и его за такое бесчиние бита батоги, да на нем же взяти тому, кого ударит, бесчестие.

    7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бесчинъство поса-дити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесч! стье, чтобы на то смотря в церкви божий никакова бесчинъства не было.

    8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому княз! Алексею Михайловичи) всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епи­скопом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви божий церковному пению смятения не было, понеже церковь божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви божий стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

    9. А будет кто, забыв страх божий, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви божий во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

    Глава П. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ,

    И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ

    А в ней 22 статьи

    1. Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

    52

    2. Такъже будет кто при державе царьскаго величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышленна начнет рать збирать, или кто царьскаго величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем госу­даревым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнить смертию.

    3. А будет кто царьскаго величества недругу город здаст изменою, или кто царьскаго величества в городы примет из и(ы)ных государьств зарубежных лю­дей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же.

    4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет, или дворы, и в то время, или после зажигалыдик изымай будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия.

    5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взять на государя.

    6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию.

    7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не веда­ли, и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует.

    8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не отьимати.

    9. А будет кто изменит, а после его в Московском государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

    10. А будет про них сыщется допряма, что они про измену того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и вотчины и животов у них не отьимати.

    11. А будет которой изменник быв в котором государьстве, выедет в Мос-ковьское государьство, и государь пожалует его, велит ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в вотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему не отдавать.

    12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево дело, а свиде­телей на тот свой извет никого не поставит, и ни чим не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как государь укажет.

    13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить.

    14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево де­ло или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела

    53

    или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек.

    15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поймав приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому, кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его животов, что государь укажет.

    16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело, или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время в лицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати и поставить с ызветчиком с очей на очи, и против из­вету про государево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, и по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.

    17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, или измену, а не довел и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил.

    18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или ус­лышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичи) всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.

    19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем, про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

    20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскому величеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных и на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не грабити и не побивати.

    21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады.

    22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы и приказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иных чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором, и хотели их убита; а те люди, на кого они отпишут, учнут бити челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним немногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в городех сы­скивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми. Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к воеводам приходили для че­лобитья, а не для воровства, и их по сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые на них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание, что государь укажет.

    Глава Ш. О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ

    ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА

    И БРАНИ НЕ БЫЛО

    1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его госу-дарьских полатах, не опасаючи чести царскаго величества, кого обесчестит

    54

    словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.

    2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, ис дерзости ударит рукою, и такова тут же изымати, и не отпускаючи его про тот его бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева двора посадити его в тюрму на месяц. А кого он ударит, и тому на нем доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем тому, кого он окровавит, бесчестье доправити вдвое, да его же за честь государева двора посадити в тюрму на шесть недель.

    3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное ка­кое оружье и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца, за то убойство самаго казнити смертию же. А хотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца по тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитого ка-балныя долги.

    4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ра­нит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.

    5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на кого оружье вы­мет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие и увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что ему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати до тех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет ране­ной обможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию.

    6. Такоже царьскаго величества во дворе на Москве, или где изволит царь-ское величество во объезде быти, ис пищалей и из луков и из ыного ни ис ка­кова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

    7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис того оружья никого не ра­нит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинута на неделю в тюрму.

    8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и тем в госуда­ревых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити. А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет в государевых прудех и в озерах рыбу ло­вити, и на том взяти на государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет.

    9. А будет кто царьскаго величества во дворе украдет что ни буди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом. А будет того же татя с краде­ным в государеве дворе поймают в другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму. А будет тот же тать пойман будет с краденым в государеве дворе в третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным неповадно было воровата, в государеве дворе красти.

    Глава IV. О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЬШАЮТ

    1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски или в подлин­ной государеве грамоте и в и (ы) ных в каких приказных писмах что перепра-

    55

    вит своим вымыслом, мимо государева указу и боярскаго приговору, или дум­ных и приказных людей и подъяческия руки подпишет, или зделает у себя пе­чать такову, какова государева печать, и такова за такия вины по сыску казни-ти смертию.

    2. А будет кто воровством же учнет отъимати государевы печати от госуда­ревых грамот, или от иных каких приказных писем, и те государевы печати учнет к иным каким воровским писмам прикладывати, или будет кто учнет какия писма воровством же наряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу, и того казнити смертию же, а писмам его нарядным ни в чем не вериги.

    3. А будет кто такия писма зделав умрет, а после его те писма объявятся у племяни, или у прикащиков его, и то его племя и прикащики учнут по тем писмам о каком деле государю бита челом, и про них сыскати, каким обычаем те им писма досталися, и где их взяли, и про то они ведали ли, что те писма нарядные. Да будет про них в сыску скажут, или они и сами в том повинятся, что они про то ведали, что те писма воровские, нарядные, а держали они их у себя для своих пожитков и корысти, и тех людей по тому же казнити смертию.

    4. А будет про них в сыску скажут, что они те нарядные писма держали у себя не ведая того, что они вделаны воровски, и их за то смертию не казнити, только тем нарядным писмам ни в чем не вериги, и суда по них ни на кого не давати.

    Глава V. О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ

    1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловяные, или ук-ладные денги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государеве казне учнут чинити убыль, и гех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залита горло.

    2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у кого золотое и се­ребреное дело, и учнут в золото и в серебро мешати медь и олово и свинец, и их по сыску за го бита кнутом. А что они кому учинят убытка тем, чго в золо-го, или в серебро подмешаюг меди, или олова, или свинцу, и то на них доправя отдати тому, кому они такой убыток учиняг.

    Глава X. О СУДЕ

    1. Суд государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делаги всем людем Московского государст­ва, от большего и до меньшего чину, вправду. Также и приезжих иноземцев, и всяких прибыльных людей, которые в Московском государьстве будут, гем же судом судити и росправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыс­лом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливаги, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неправедного.

    2. А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносиги ис приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею

    56

    Михайловичю всея Русии, и к его государевым бояром и околничим и думным людем. А бояром и околничим и думным людем сидети в полате, и по госуда­реву указу государевы всякия дела делати всем въместе.

    3. А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бита челом государю до суда, что ему перед тем судьею иска-ти не мощно, также будет и ответчик до суда же учнет бита челом, что исцу его судья друг или свой и отвечати ему перед тем судьею не мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити их иному судии, кому государь укажет.

    4. А будет который истец или ответчик на судью свойством или не друж­бою учнет бита челом после суда, и тому челобитью не вериги, и дела ис при­казу в приказ не переноси™, чтобы в том исцу и ответъчику лишние волокиты не было.

    5. А будет который боярин или околничей, или думной человек, или диак, или иной какой судья, исца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виноватого оправит, а сыщется про то допряма, и на тех судьях взяти исцов иск втрое, и дати исцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток възяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у околничего, и у думнаго человека отнята честь. А будет который судья такую неправду учинит не из думных людей, и тем учинити торговая казнь, и въпе-редь им у дела не быта.

    6. Да и в городех воеводам и дияком и всяким приказным людем за такия неправды чинити тот же указ.

    7. А будет кто учнет бита челом на судью, что он обвинил его неделом по посулом, а взял де от того неправаго дела на судью посул брат его, или сын, или племянник, или человек, и то судное дело взнесть слушати бояром, и учи­нити в том деле указ, смотря по делу. А челобитчика, и на кого он сказывал про посулы, ставити с очей на очи, и роспрашивати и сыскивати про посул всякими сыски накрепко, тот человек, на кого в посулех будет челобитье, по­сул взял ли, и будет взял, и по судьину ли приказу он посул взял, да будет сы­щется допряма, что посул взят по судьину велению, и судное дело вершено неделом по посулу, и судье за то учинити указ, как о том писано выше сего.

    8. А будет сыщется, что посул взят без судейского ведома, и тому, кто по­сул взял на судью, а судья того не ведает, учинити наказание, бита кнутом не­щадно, а взятое на нем взяти в государеву казну втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу.

    9. А будет такое дело, кто челобитъчик на судью затеет напрасно, и обви­нен он по делу, а не по посулом, и того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому же бита кнутом нещадно. Да на нем же тому, кого он покле­плет, доправити бесчестие втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу.

    10. А будет которой боярин, или околничей, или думной человек, или дияк, или кто ни буди судия, просудится, и обвинит кого не по суду без хитрости, и сыщется про то допряма, что он то учинил без хитрости, и ему за то, что госу­дарь укажет, а дело вершити всем бояром. А будет того дела всем бояром за чем вершити будет не мощно, и в том деле дати суд з головы.

    11. А судные дела в приказех записывати подьячим, а черненыя бы и межь строк приписки и скребения в тех записках не было. А как суд отойдет, и исцу и ответчику к тем запискам прикладывати руки. А которые грамоте не умеют, и в тех место прикладывати руки, кому они верят. А как подьячей с тоя запис­ки судное дело напишет набело, и дияку, справя то дело с прежнею запискою,

    57

    закрепи™ своею рукою, а прежнюю записку подьячему за исцовою и за ответ-чиковою рукою держати у себя впредь для спору. А как судное дело вершится, и та записка за исцовою и за ответчиковою рукою подклеити под судное же дело впредь для спору же.

    12. А который дияк норовя кому по посулом, или по дружбе, или кому мстя недружбу, велит судное дело подьячему написати не так, как в суде было, и как в прежней записке за исцовою и за ответчиковою рукою написано, и по тому диячьему приказу подьячей то судное дело напишет неделом, а сыщется про то допряма, и дияку за то учинити торговая казнь, бити кнутом, и во дья-цех не быти, а подьячего казнити, отсечи рука, а дело велеть написати, как истец и ответчик в суде говорили, и вершити то дело по суду, до чего доведет­ся.

    13. А будет кто учнет на подьячего бити челом, что он исцу или ответчику в судном деле норовит или судное дело исцу или ответчику кажет, и то спор­ное дело у подьячего взяти, и отдати иному подьячему. А будет впредь то спор­ное дело дьячьею поноровкою объявится у того же подьячего, у которого то дело взято будет, или то спорное дело дьячьею же поноровкою, а исцовым или ответчиковым промыслом подьячей вынесет ис приказу для какия ни буди хит­рости, и вымут у него то дело за городом, или на дворе, а сыщется про то доп­ряма, что то дело вынесено ис приказу по дьячью велению, и по тому делу исцов иск и государевы пошлины за дьячью поноровку доправити на дияке, да сверх того дияку и подьячему учинити наказание, бити кнутом, и от дела их отставити, и впредь им ни у какова дела не быти.

    14. А будет которой челобитчик учнет на кого бити челом не делом и бояре и окольничие и дьяки и иные судии ему откажут, и он о том же деле учнет бити челом государю на боярина, или на околничего, или на дьяка, или на по­дьячего что.солжет, а сыщется про то допряма, что он солгал, и того челобит­чика за бесчестие бояр и околничих и за дьячье и за воеводцкое и за судейское и за ложное челобитье бити кнутом, а за подьячего бесчестие бити батоги.

    15. А будет которой судия судных дел вершити не учнет для своей коры­сти, и в том на него будут челобитчики, а сыщется про то допряма, что он суд­ных дел не вершит для своей корысти, а челобитчиком в том чинится волокита и убытки, и тому судье за вину его наказание, что государь укажет. А судные дела велети ему вершити безволокитно, чтобы однолично исцом и ответчиком в судных делех волокиты и убытков не было.

    16. Такъже будет которой дьяк, или подьячей для посулу дел делать вскоре не учнут, а челобитчики за теми делы учнут ходити многое время, и в том на дьяка, или на подьячего будут челобитчики, и сыщетца про то допряма, что дьяк или подьячей волочил кого многое время для посулу, а зделати было ему то дело вскоре мочно, и за то на дьяке, или на подьячем челобитчику по сыску доправить проесть с того числа, как дело зачалося, да по то число, как о том деле учнет челобитьчик бити челом, по две гривны на день. Да им же за то чинить наказанье, дьяков бити батоги, а подьячих кнутом.

    17. А будет челобитчики сами за делом ходити не учнут, а на дьяков и на подьячих волокитою учнут бити челом ложно, и сыщетца про то допряма, что они о том били челом ложно, и дьяком и подьячим того в вину не ставить, а тем челобитчиком за их ложное челобитье чинить таковое же наказанье, что указано дьяком и подьячим.

    18. А будет кто на ком учнет чего искать поклепав напрасно, и с суда сы­щется про то допряма, что он искал поклепного иску, хотя кого испродать на­прасно, и на таких исцах за напрасную их продажю править ответчиком проес-

    58

    ти по гривне на день, с того числа как судное дело зачнется, да по то число, как то судное дело вершится, чтобы им и иным таким впередь неповадно было такими своими поклепными иски никого убытчить напрасно.

    19. Такъже будет которой истец учнет на ком искать иску своего с прибав­кою, а по суду и по сыску объявится, что на ответчике его доведется иску его доправить меньши того, чего он искал, и на ответчике его то ему велеть и до-править, чем ему тот его ответчик виноват. А что он сверх того своего прямого иску в ысковой своей челобитной припишет лишьку, и в том ему отказать. Да на нем же с того приписного иску доправити государевы пошлины втрое, за то, ищи прямого, а лишнего не приписывай.

    20. А которым людем доведется о судных своих и о иных каких делех бита челом государю, и тем людем о тех своих делех челобитныя свои подавати в приказех бояром и околничим и думным и всяким приказным людем, кто в котором приказе ведом. А будет ему в приказе суда не дадут, или против его челобитья указу ему не учинят, и ему о том бита челом и челобитныя подавати государю, и то в челобитных своих описывати, что он о том деле напередь того в приказе бил челом, а указу ему в приказе не учинено. А не бив челом в при­казе, ни о каких делех государю никому челобитен не подавати. А будет кто учнет о каком деле бита челом и челобитные подавати государю в приказе не бив челом, и таким челобитчиком за то чинити наказание, бита батоги. А кто почестнее, и того посадити в тюрму на неделю, чтобы на то смотря иным непо­вадно было так делати.

    21. А которые люди после суда учнут приноси™ к судным делам подъ-писные и неподъписные челобитные, а в тех челобитных напишут прибылыя статьи для пополнки судного дела, чем бы им быта правым, а в суде у них тех статей не было, и у них таких подъписных и неподъписных челобитен к суд­ным делам не приимати, а вершити те дела по тому, как будет в суде записано.

    22. Да и судиям после суда своим вымыслом в судном деле никому по дружбе, или по недружбе сверх того, что в суде истец и ответчик говорили, ничего не прибавливати, ни убавливати, и у исца и у ответчика писменых ссы­лок и никаких писем после суда не приимати, опричь того, что в суде подано, и что в суде же в писменых и в словесных ссылках какия крепости будут объ­явлены. А которые крепости на суде истец или ответчик в писменых, или в словесных своих ссылках объявят, а на суде их в то время не положат, и их про те крепости допрашивати в суде же, где у них те крепости. Да будет ска­жут, что у них те крепости на Москве, и им те крепости велеть положить вскоре. А будет они скажут, что у них те крепости в городех, а им в тех кре­постях дати поверстной срок по государеву указу. А подьячему велеть судное дело против исцовых и ответчиковых речей написав, положи™ на стол к вер-шению вскоре, а вдаль никаких судных дел не откладывати. И которые дела доведетца вершити обчими ближними ссылками и крепостьми и крестным це­лованием, и те дела вершити безволокитно. А по которым делам доведетца послать в городы обыскивать, и государевы грамоты к воеводам и приказным людем посылати по тому же вскоре безо всякого мотчанья, и велети в городех сыскивати, и обыски из городов присылати вскоре же. А как из городов обы­ски пришлют, и ис тех обысков для вершенья судного дела велеть выписать на перечень, и по обыском судные дела по тому же вершити вскоре, чтоб никому в судных делех лишние волокиты и убытков не было.

    23. А в котором приказе по государеву указу будет боярин, или околничей, или думной человек с товарыщи, три или четыре человеки, и в которое время из них один или и два человеки в приказ не приедут за своею болезнью, или за

    59

    иным за своим каким нужным домашним недосугом, или из них кто будет в| отпуску с Москвы, а исцы на ответчиков в то время учнут бити челом о суде,| и в то время исцов со ответчики судить товарыщем их, которые будут на Мо­скве в приказех. А вершить то дело по суду и по сыску судьям всем вопче. А будет и у вершенья того судного дела кого из них за болезнью, или за иным каким нужным недосугом в приказе не будет и то дело вершить товарыщем, которые будут в приказе и в приговор писать свои имена. А кого у вершенья того дела не будет, и того в приговор не писать, а для чего его у вершенья того дела не будет, и то в приговоре описать имянно.

    24. А будет которой судья не учнет ездить в приказ своим упрямъством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, и не для болезни, и не для ино­го какова нужнаго недосугу, и не будет его в приказе многие дни, и тому судье за его вину учинить наказанье, что государь укажет, и велеть ему быть у госу­дарева дела, и всякие судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни каким людем лишние) волокиты и проести не было.

    25. А в воскресной день никого не судити и в приказех не сидеть и никаких! дел не делати, опричь самых нужных государьственных дел. Да суда же не су-1 дити и никаких дел в приказех не делати, опричь великих царьственных дел: в I день Рождества Христова, в день святаго Богоявления, и в и(ы)ные господьские I праздники. Сырная неделя, первая неделя великого поста. Страстная неделя, седмь дней по Пасце. А в который день приспеет праздник день рождения го­сударя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, и его благо­верные царицы и великие княгини Марии Ильи(ни)чны, и их благородных чад. 26. А против воскресных дней по вся суботы православным християном от вся-кия работы и от торговли престати, и ряды затворити за три часа до вечера. А в воскресной день рядов не отпирать, и ничем не торговать, опричь съестных то­варов и коньского корму. А съестные товары и конской корм овес и сено про-давати по вся дни и часы невозбранно. А работы никакие в воскресной день никому не работать. Да и в господьские праздники быти по тому же, как и в воскресные дни. А в которые дни бывает со кресты ход: и в те дни в рядех ничем не торговать и рядов не отпирать до тех мест, как ис ходу со кресты придут в соборную церковь, а потом торговать.

    27. А будет кто кого чем обесчестит, и за бесчестие чинити указ. Будет I боярин, или околничей или думной человек обесчестит словом патриарха, и за патриарше бесчестье боярина и околничего и думного человека по сыску ото-слати к патриарху головою.

    28. А будет боярин, или околничей или думной человек обесчестит словом митрополита или архиепископа или епископа, и за митрополиче, и за архиепи-скопле и епископле бесчестье, боярину и околничему и думному человеку пла­тить митрополиту за бесчестье четыре ста рублев, архиепископу триста рублев, епископу двесте рублев. А будет кому платить нечем, и его за властелинское бесчестье отослать ко власти головою, будет сыщетца допряма.

    29. А будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит архи-марита или игумена, или иной иноческой чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье против государева указу.

    30. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческой чин обесчестит словом столник, или стряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, а по суду или по сыску сыщется про то доп-

    60

    ряма, и им за такое бесчестие чинити указ: за патриарха бита батоги, за митро­полита посадить в тюрму, за архиепископа и епископа в тюрму же посадить.

    31. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной и суконной сотни, или черных сотен и слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной, какова чину нибудь, а по суду или по сыску про то сыщется допряма, и им за то чи­нити указ: за патриарха учините торговая казнь, да посадить в тюрму на месяц, за митрополита бить батоги, да в тюрму посадить на четыре дни, за архиепи­скопа и епископа бить батоги, да в тюрму посадить на три дни.

    А архимаритом и игуменом и архидиакону, и Троицы Сергиева и всех мо­настырей келарем и казначеем и соборным старцом и рядовой братии правити за бесчестье.

    32. Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимариту сто рублев; того же монастыря келарю восмьдесят рублев; казначею семьдесят рублев; со­борным старцом по сороку рублев.

    33. Из Володимиря Рожественского монастыря архимариту семьдесят руб­лев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.

    34. Чюдова монастыря архимариту 80 рублев; келарю шестьдесят рублев; казначею пятьдесят рублев; соборным старцом по дватцати рублев.

    35. Спасского монастыря, что на новом, архимариту семьдесят рублев; ке­ларю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.

    36. Из великого Новгорода Юрьева монастыря архимариту семьдесят руб­лев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.

    37. Симонова монастыря архимариту 60 рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.

    38. Из Свияжска Богородицкого монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.

    39. Ондрониева монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати Руб­лев.

    40. Ис Казани Преображенского монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать рублев; соборным старцом по пятина­тцати рублев.

    41. С Костромы Ипатцкого монастыря архимариту шестьдесят рублев; кела­рю сорок рублев; казначею тритцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.

    42. Из Нижнего Печерского монастыря архимариту пятьдесят рублев; кела­рю тритцать рублев; казначею дватцать пять рублев; соборным старцом по пя­тинатцати рублев.

    43. Из Новагорода Футыня монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать пять рублев; соборным старцом по пятина­тцати рублев.

    44. 3 Бела озера Кирилова монастыря игумену пятьдесят рублев; того же монастыря келарю и казначею и соборным старцом по тритцати рублев.

    45. Ис Переславля Горицкого монастыря архимариту пятьдесят рублев; ке­ларю тритцать рублев; казначею дватцать рублев; соборным старцом по пятина­тцати рублев.

    61

    46. Из Можайска Лужецкого монастыря архимариту сорок пять рублев; ке­ларю дватцать пять рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.

    47. Из Ростова Богоявленского монастыря архимариту сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.

    48. С Костромы Богоявленского монастыря игумену сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.

    49. Богоявленскаго монастыря, из за Ветошного ряду, игумену сорок руб­лев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.

    50. Знаменскому игумену, что на Варварском кресце, тритцать рублев; ке­ларю дватцать рублев; казначею десять рублев; соборным старцом по пяти руб­лев.

    51. Из Ярославля Спасского монастыря архимариту тритцать рублев; кела­рю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    52. Из Боровска, Пафнотьевскому игумену тритцать рублев; келарю дват­цать рублев; казначею десять рублев.

    53. С Волока Дамского, Иосифова монастыря игумену пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать рублев.

    54. Из Суждаля, Спасскому архимариту тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    55. Из великого Новагорода, Антоньевскому игумену тритцать рублев; кела­рю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    56. Изо Пскова, Печерскому архимариту тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    57. Соловецкого монастыря игумену тритцать рублев; келарю дватцать руб­лев; казначею десять рублев.

    58. С Уньжи, Желтоводского монастыря игумену тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    59. С Рязани, Спасскому архимариту дватцать пять рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    60. Из великаго Новагорода, Тихвинскому игумену дватцать пять рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.

    61. С Вологды, Каменского монастыря архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    62. Изо Твери, Огроча монастыря архимариту дватцать рублев; келарю пят­натцать рублев; казначею десять рублев.

    63. С Волока Ламского, Возмицкого монастыря архимариту дватцать руб­лев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    64. Ис Переславля Залеского Даниловскому архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    65. 3 Бела озера, Ферапонтовскому игумену дватцать рублев; келарю пят­натцать рублев; казначею десять рублев.

    66. Из Ростова с устья, Борисоглебскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    67. С Рязани, Солочинскому архимариту дватцать рублев; келарю пятнат­цать рублев; казначею десять рублев.

    68. С Вологды, Прилуцкому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    62

    69. Из Астрахани, Троецкому архимариту дватцать рублев; келарю пятнат-цать рублев; казначею десять рублев.

    70. Из великаго Новагорода, Вяжицкому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    71. Из великаго же Новагорода, Духовскому игумену дватцать рублев; кела­рю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    72. Из Звенигорода, Сторожевскому игумену дватцать рублев; келарю пят­натцать рублев; казначею десять рублев.

    73. С Вологды, Павловскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    74. С Вологды же, Глушицкому игумену дватцать рублев; келарю пятнат­цать рублев; казначею десять рублев.

    75. Ис Кашина, Колязинскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    76. С Вологды, Корнилевскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    77. Ис Переславля Залеского, Никитскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.

    78. Из Можайска, Колоцкому игумену пятнатцать рублев; келарю десять рублев; казначею восмь рублев.

    79. Угрешьскому игумену пятнатцать рублев; келарю десять рублев; казна­чей семь рублев.

    80. Здвиженскому игумену, что на Арбате, пятнатцать рублев; келарю де­сять рублев; казначею семь рублев.

    81. А которых монастырей в лествице не написано, и тем по суду класть за бесчестье: архимаритом по десяти рублев; игуменом по осми рублев; келарям и казначеем по шти рублев.

    82. А рядовым старцем всех монастырей за бесчестье по пяти рублев.

    83. А будет митрополит, или архиепископ, или епископ, или архимарит, или игумен, или келарь, или казначей, или рядовые старцы обесчестят словом бояр и околничих и думных людей, или столников, или стряпчих, или дворян московских, или гостей, или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей бояр­ских городовых или иных чинов, кого ни буди, а сыщетца про то допряма, и им по сыску тем людем, кого они обесчестят, платить за бесчестья против их окладов, что кому государева денежного жалованья, а гостем и иных чинов людем по указным статьям, как писано ниже сего.

    84. А будет которому архимариту, или игумену, или келарю, или казначею, или рядовым старцем за чье бесчестье платить будет нечем, и на них тем людем править бесчестье нещадно до тех мест, как они с ысцы учинят зделку, или как в том исцом своим добьют челом.

    85. А будет кто обесчестит протопопа, или протодьякона, или попа, или дьякона соборных и ружных церквей, а по суду или по сыску про то сыщетца допряма, и на тех правити протопопом и протодьяконом и попом и дьяконом за бесчестья: болшово собору Пречистые богородицы, протопопу пятьдесят Руб­лев; протодьякону сорок рублев; ключарем по тритцати рублев; попом по дват-цати по пяти рублев; дьяконом по пятинатцати рублев; благовещенскому про­топопу, государеву духовнику, сто рублев; благовещенским ключарем и попом и дьяконом против государева жалованья денежныя руги; да иных соборов про­топопом и протодьяконом и попом правити за бесчестье против их окладов, что им идет государева жалованья денежныя руги.

    63

    86. А приходных церквей попом и дьяконом, которым годовые денежные руги нет, за бесчестье править против попов и дьяконов Московского болшого Пречистенского собору в полы.

    87. А городовым соборных церквей протопопом и протодьяконом и попом и дьяконом бесчестье править против их денежных окладов.

    88. А приходных церквей, к которым руги нет, попом и дьяконом против городовых соборных попов и дьяконов в полы же.

    89. А уездным и безместным попом по пяти рублев-

    90. А будет учинитца ссора межь бояр и околничих и думных людей, и кто из них кого обесчестит непригожим словом, и на тех по суду или по сыску, править бесчестье по государеву указу.

    91. А будет боярина или околничего или думного человека обесчестит столник, или стряпчей, или дворянин Московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворо­вой человек, и на них бояром и околничим и думным людем, по суду или по сыску править бесчестье же. А будет кому ис тех чинов боярину или околни-чему или думному человеку за бесчестье платить будет нечем, и их бить кну­том.

    92. А будет бояр и околничих и думных людей обесчестит кто словом гос­тиные и суконные и черных сотен и слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или монастырьской слуга, или иных чинов люди, кто ни будь, или холоп боярской, а по суду и по сыску сыщетца про то допряма, и их за боярское и околничих и думных людей бесчестье бить кнутом, да их же сажать в тюрму на две недели.

    93. А будет кто, какова чину ни будь, обесчестит столников, или стряпчих, или дворян московских, или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей бояр­ских городовых, или иноземцов, или дворовых людей, или подьячих, или иных всяких чинов людей, которые государевым денежным жалованьем верстаны, а по суду или по сыску сыщетца про то допряма, и им на тех людех; кто их обесчестит, правити бесчестье же.

    94. А будет кто обесчестит имянитых людей Строгановых, или гостя, или гостиные и суконные и казенные и черных сотен и слобод и городовых посад­ских людей, или ямщиков, или дворцовых сел и черных волостей крестьян, или боярских людей, или помещиковых и вотчинниковых крестьян, или гулящих людей, а по суду или по сыску про то сыщется допряма, и им правити за бес­честье. Строгановым по сту рублев человеку; гостю по пятвдесят рублев чело­веку; гостиныя сотни большой статьи по дватцати рублев человеку; средней статьи по пятинатцати рублев человеку; меньшой статьи по десяти рублев чело­веку; суконныя сотни большой статьи по пятинатцати рублев человеку; средней статьи по десяти рублев человеку; меньшой статьи по пяти рублев человеку; казенныя слободы по пяти рублев человеку; черных сотен и слобод и посад­ским тяглым лутчим людем по семи рублев человеку; средним по шти рублев человеку; меньшой статьи по пяти рублев человеку; ямским охотником по пяти же рублев человеку: дворцовых сел и черных волостей государевым крестьяном по рублю человеку. А будет кто государевых крестьян учнет бити, и бьючи изувечит, глаз выколет, или руку, или ногу переломит, или иное какое увечье учинит, и на том имати государевым крестьяном за увечье и за бесчестье по десяти рублев человеку. А будет кто государева крестьянина зашибет, а увечья никакова не учинит, и на том имати государевым крестьяном за бой и за бесче­стье по два рубли человеку; боярским служилым людем по пяти рублев чело­веку. А деловым людем и монастырским и помещиковым и вотчинниковым

    64

    крестьяном и бобылем за бесчестье и за увечье учинити указ против государе­вых дворцовых сел крестьян. Гулящим людем по рублю человеку.

    95. А будет кто ни буди обесчестит патриарших и митрополичих и архи-епископлих и епископлих дьяков, или детей боярских, или иного чину домовых людей, и на тех правити бесчестие: патриаршим дьяком по их окладом; патри­аршим же детем боярским: 1-й статье по пятинатцати рублев человеку; 2-й статье по десяти рублев человеку; 3-й статье по пяти рублев человеку; поваром по два рубли человеку; хлебником по два же рубли человеку; конюхом по два же рубли человеку; патриаршим же певчим дьяком: 1-й станице по семи рублев человеку; 2-й станице по пяти рублев человеку; подьяком болших станиц по пяти же рублев человеку; а менших станиц по три рубли человеку; митрополи-чим и архиепископлим и епископлим детем боярским: 1-й статье по десяти рублев человеку; 2-й статье по семи рублев человеку; 3-й статье по пяти руб­лев человеку; певчим дьяком по три рубли человеку; подьяком по два рубли человеку; поваром, хлебником, конюхом по рублю человеку.

    96. А будет кто ни буди обесчестит моиастырьских слуг, которые ходят в стряпне, и на тех правити за бесчестье: Троицы Сергиева монастыря стряпчему пятнатцать рублев; Рожественого монастыря, из Володимиря; Чюдова мона­стыря; Спаского монастыря, что на Новом; Юрьева монастыря, что в великом Новегороде; Симонова монастыря, по десяти рублев человеку; а иных монасты­рей стряпчим по пяти рублев человеку. А рядовым слугам: 1-й статье по че­тыре рубли человеку; 2-й статье по три рубли человеку; детенышем по рублю человеку.

    97. Старицам местным по пяти рублев; безместным по три рубли.

    98. Дьячком церковным по три и по два рубли; пономарем по два рубли; просвирницам по три рубли.

    99. А будет кто ни буди обесчестит непригожим словом чью жену, или дочь девку, или сына неверстаного, какова чину ни буди, и женам и дочерем девкам и сыновьям неверстаным по суду и по сыску правити за их бесчестья; жене против мужия окладу вдвое; дочери девке против отцова окладу вчетверо; сыну неверстаному против отцова окладу вполы.

    100. А в приставных памятех исцом иски свои описывати имянно с ценою; а в которых приставных памятех исцов иск написан будет без цены, и дьяком таких приставных памятей не подписывати.

    101. А будет ответчик по приставной памяти, дав по себе поруку, став к суду, и на суде выслушав исцовы исковые челобитной, не отвечает, а в чело­битной иск написан будет с ценою, и того ответчика без суда обвинити и исцов иск велеть, на нем доправя, отдати исцу.

    102. А будет которой ответчик, на суде выслушав исцовый исковой чело­битной, не отвечает для того, что истец в ысковой своей челобитной иску сво­ему цены не напишет, и того ответчика без суда не винити, а велеть исцу иско­вую челобитную переписати и велеть ему в той исковой челобитной иск свой написати с ценою.

    103. А будет которой истец к кому приставит, в какове деле ни будь, и на суде искав того дела, учнет, не сходя с суда, бити челом на ответчика о суде же в ыных делах по розным челобитным, и его и в тех делах со ответчиком судити. А будет ответчик учнет бити челом роспискою, что истец его приста­вил к нему в одном деле, а на суде ищет сверх того иных дел, и в том ответчи­ком отказывать, и в росписку того не ставити.

    104. А будет кто, приставя к кому, учнет искати одного того дела, в чем приставил, а в ысковой своей челобитной иску своего напишет больши или

    3. Ю П Титов 65

    менши того, что в приставной памяти будет написано, а ответчик учнет на него бити челом роспискою, и такою роспискою исцов в ыскех их винити.

    105. А кого судьи велят поставите к суду, и исцу и ответчику, став перед судьями искати и отвечати вежливо и смирно и не шумко, и перед судьями никаких невежливых слов не говорите и межь себя не бранитися. А будет пе­ред судьями истец или ответчик межь себя побранятся, и кто кого из них обес­честит непригожим словом, и того, кто перед судьями кого обесчестит словом, за судейское бесчестие посадити в тюрму на неделю. А кого он словом обес­честит, и тому велеть на нем доправити бесчестие по указу. А будет кто кого перед судьями з дерзости рукою зашибет, а не ранит, и на том велеть тому, кого он зашибет, доправити бесчестье вдвое. А будет он перед судьями на кого замахнется каким ни буди оружьем, или ножем, а не ранит, и ему за то учини­те наказание, бити батоги, а будет ранит, и его бити кнутом. А будет раненой от тоя раны умрет, или он в те же поры на суде его убьет до смерти, и его за то самого казнити смертию же безо всякия пощады; да ис тех же убойцовых животов и с вотчин взяти убитого кабалныя долги. А будет учнут бити челом убитого жена или дети о бескабальных долгех, и им в том отказати. А буд такой убойца с суда уйдет и учинится силен, поймати себя не даст, и тако] где ни буди поймав, по тому же казнити смертию. А будет он перед судьям; кому раны учинит, или кого убьет до смерти, бороняся от себя, ддя того, ч тот, кого он ранит, или убьет, сам его перед судьями напередь учал бити, а ск; жут про то судьи, и такова никакою казнию не казнити, по тому что он учинил, бороняся от себя.

    106. А будет кто ни буди, пришед в которой приказ к суду, или для ино: какова дела, судью обесчестит непригожим словом, а сыщется про то допря] и того за государеву пеню бити кнутом или батоги, что государь укажет, а су­дье велеть'на нем доправити бесчестие. А будет кто судью чем зашибет, ил: ранит, и его за то казнити, отсечи рука, да на нем же велеть судье за раны и бесчестие доправити въдвое. А будет кто судью в приказе, или где ни бу, убьет до смерти, и того убойцу самого казнити смертию же, да ис тех же жи: тов взяти убитого кабалныя долги. А будет тот убойца судью раня, или, убив д< смерти, куды збежит, и его сыскав по тому же казнити смертию.

    107. А будет судья учнет государю бити челом на кого в бесчестье о упр; ложно, и сыщется про то допряма, что он бил челом ложно, и ему за то сыску учинити тот же указ, чего бы довелся тот, на кого он о управе бил лом.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


    написать администратору сайта