проблема человека в казахской философии. философиясрс. I. Введение ii. Основная часть Проблема человека в казахской философии Человек. Индивид. Личность
Скачать 376.41 Kb.
|
I.Введение II.Основная часть
III.Заключение IV.Список использованной литературы План: Философия, как необходимый компонент духовности, мировосприятия, которая уходит своими корнями вглубь веков и имеет богатейшие жизненно важные ресурсы, нашла свое отражение и на территории Казахстана. Духовная мудрость народа заключалась в великой любви к жизни, содержащая непреходящий смысл, основой которого являются такие морально-нравственные устои как честность, справедливость, человечность и «ненасытная» способность разума. Высшей ценностью общества являлся и является человек. Введение Проблема смысла жизни принадлежит к числу «вечных» проблем философской рефлексии. Смысл жизни – сложное системное образование, затрагивающее проблемное поле философии – «человек и мир». Отражение идей смысла жизни в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия. Человек - существо социальное. Его индивидуальность раскрывается во всех сферах его деятельности (трудовая, общественная, семейная и др.), которая напрямую связана с обновлением общества, связанного с поиском и принятием новых решений, которое невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей. Смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать свои способности в этом мире и передать результаты последующим поколениям (диалектика преходящего и вечного). Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как национальной идеи, духовного стержня, противостоящий, всему бездуховному. В построении независимого демократического общества проблема смысла жизни в ее социально-философском аспекте поможет осознать и определить дальнейшие пути развития. Если заглянуть в прошлое Казахстана, то увидим, что философия у казахов зародилась естественным образом, как и у всех народов мира. Она была связана с потребностями человека осознать окружающий его мир для того, чтобы понять, какое он имеет значение для его жизни и жизни его близких людей и всех людей в общем. Уникальность кочевого образа жизни сформировала особый менталитет и мировоззрение. Номады, жившие в самом центре Евразии, выработали специфический, свойственный только им способ мышления и общественной организации. Если исходить из того предположения, что вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь, то жизнь номада находилась во взаимодействии с окружающей природой и рациональным отношением к ней. Центральной проблемой казахской философии является человек (личность) и общество. В данном соотношении раскрывается социально-философский аспект проблемы смысла жизни. Природе национального мышления свойственно образное мышление, характеризующееся масштабностью взглядов, нередко заключенное в понятии «сарыдала» - «беспредельная степь, необъятное пространство» , независимо от формы общественного устройства. Даже, например, «...с переходом на оседлость изменились экономические условия жизни, то психология народа все еще привычно озирает бесконечные просторы степи как свою собственность, и это понимание пространства есть смысл и суть казахской души» Отношение казахов к « пространству ими занимаемое» было сугубо почтительное, выраженное в понятии «Атамекен». Данное понятие объединяло в цепочку ряд слов, имеющее ценность для любого человека, независимо от принадлежности - это родной дом, Родина, Отчизна. Земля, оставленная предками предыдущим потомкам, как символ мудрости, заключает в себе великий смысл. И смысл этот в самой жизни, в сохранении великой нации, которая не раз утверждала об этом всему миру. С самого начала своего существования как этноса, народа, казахи осознали особую ценность своей принадлежности, как неделимого народа, которого объединял общий язык, территория, общность исторической судьбы и культуры. Казахское просвещение в творчестве выдающихся деятелей культуры Абая, Шакарима, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, М.Жумабаева, Г.Караша и др. свое назначение видело в борьбе со старыми, традиционными родовыми представлениями и в воспитании нового человека, просвещенного, образованного, трудолюбивого, деятельного, ответственного. Нетрудно заметить, что цель, выдвигаемая казахскими просветителями, во многом совпадает с той задачей, которую преследует наше государство на современном этапе развития, и в этом нам видится огромное историческое значение казахского просвещения, его актуальность. Смысл жизни как социальная проблема формируется только в обществе и через общество. По мнению казахских мыслителей (Абай, Шакарим, Торайгыров, Аймауытов) личность представляет собой сплошную систему социабельных качеств, которые формируются и совершенствуются в процессе жизнедеятельности человека, в свободе выбора и в акте самодеятельности. Мыслители в обретении достойного смысла жизни большое значение придавали среде, в которой растет и развивается индивид, т.е. воспитанию и образованию. Нравственность является тем мерилом, способом духовного бытия, через которую личность может обрести смысл и реализовать его. Не случайно то обстоятельство, что произведения великих мыслителей всегда затрагивают вопросы морали, почти всегда начинаются с критики морали патриархально-феодального общества. Абай правильно подметил, что в отсталом патриархально-феодальном обществе повсеместно господствуют материальные ценности, которые порождают взаимную вражду и ненависть. Оттого, говорит Абай, «человек рождается плача, умирает сердясь». Кант писал, что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы... Человек должен еще развивать свои способности к добру. Провидение не вложило их в него уже в готовом виде. В этических воззрениях Ж.Аймауытова огромное значение придается воспитанию как фактору становления и развития личности. Именно оттого, какое воспитание будет дано ребенку, зависит его будущее. Основным предметом внимания в экзистенциальной психологии являются экзистенциальные проблемы человека, особенность которых — их содержание, их универсальный и фундаментальный характер. Экзистенциальные проблемы представляют собой вызовы, требующие постоянного ответа. Они выполняют важную функцию, побуждая человека уточнять и перепроверять свои жизненные цели и приоритеты. После первой мировой воины Экзистенциализм стал движением, и особое развитие приобрел во Франции. К этому направлению можно отнести Ж. П. Сартра, Г. Марселя, А. Камю, хотя он сам отказывался называть себя Экзистенциалистом. Движение это было очень пестрое, как и спектр решаемых проблем. Далее - Мартин Лютер, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Бердяев, Шестов, Пауль Тиллих. Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Казахстан как поликультурное общество с общечеловеческими ценностями, отражающий непреходящий смысл, продвигается к построению истинной демократии на основе политических и гражданских прав и равенство всех этнических групп. В задачи нашего государства входит первостепенное значение демократизации и гуманитаризации воспитания и образования, которые играют большую роль в становлении, формировании и развитии индивида. Заключение В практическом аспекте, «на долю» смысла жизни как проблемы в условиях демократического государства лежит ответственность в реализации прогресса, как объективного мира, так и личности. Только в этом случае он вызывает действительное возвышение жизни индивида и, следовательно, обогащает жизнь мира. Смысл жизни, предполагающий связь индивидуального смысла с универсальным, где обязательно сохраняется самоценность личности, что характерно для евразийской философии (антропоцентризм): человек есть центр Вселенной. Список использованной литературы:
Видео: https://youtu.be/zdQmlzExsiw |