Главная страница

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как выражение художественной философии сентиментализма.. Контрольная 1. Бедная Лиза. I. Введение. Сентиментализм как метод


Скачать 191.64 Kb.
НазваниеI. Введение. Сентиментализм как метод
АнкорПовесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как выражение художественной философии сентиментализма
Дата28.12.2022
Размер191.64 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКонтрольная 1. Бедная Лиза.pdf
ТипДокументы
#868341
ПЛАН
I. Введение. Сентиментализм как метод.
II. Повесть НМ. Карамзина Бедная Лиза как выражение художественной философии сентиментализма.
1. Сюжет произведения и его главные герои. Общая характеристика.
2. Смысл названия повести и позиция повествователя.
3. Художественные средства воздействия на читателя а) композиция повести б) психологизм в изображении характеров в) роль внешних деталей.
III. Заключение. Значение повести для своего времени и для дальнейшего развития русской прозы. Библиографический список.

3 Во второй половине XVIII века во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства или, как говорили в России XVIII века, чувствительность. Именно от этого слова (фри название направления, ставшего предшественником романтизма. Однако не всякую чувствительность можно считать отличительным признаком сентиментализма. Чувствительность, по мнению просветителей- сентименталистов, – одно из важнейших свойств человека, который в соответствии с законами природы стремится к продолжительным удовольствиями избегает страданий. Нос другой стороны, человек по природе существо общественное. Поэтому на чувствительности, утверждают сентименталисты, основывается и сострадание и солидарность людей. Человек сопечалится человеку, равно он ему и совеселится», – писал АН. Радищев. Сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в произведениях сентименталистов четко делятся на положительных и отрицательных. Первые – люди из народа – наделены природной чувствительностью, они отзывчивы, сострадательны, готовы к самопожертвованию, к высокой бескорыстной любви. Вторые – представители власти, дворяне, высшие духовные чины
– расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны, жестоки. Идеальными героями в произведениях сентименталистов чаще всего становятся люди, выросшие вдали от цивилизации, душу и тело которых сформировала сама природа. В связи с этим природа выступает не только как объект созерцания и любования, но и как мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Выдающимся деятелем русского сентиментализма был Николай Михайлович
Карамзин (1766–1826) – автор повести Бедная Лиза (1792).
Карамзин, взяв традиционный сюжет о любви представителей разных сословий, разрешил его по-новому, а традиционным образам придал новую окраску. Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная
1
Орлов ПА. Русский сентиментализм. – МС Там же. – С. 28.

4 дочь, бесконечно оплакивающая своего отца и нежно заботящаяся о матери. Писатель стремится тонкими штрихами передать постепенное развитие в ее душе чувства любви к Эрасту. Лиза – первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своей страсти. Нужен был смелый талант Ка- рамзина, чтобы отдать свои симпатии героине, не удержавшейся на высоте добродетели. Но особенно значительный шаг к сближению литературы с жизнью сделал
Карамзин, нарисовав живой образ Эраста. Образ мыслей Эраста складывался под влиянием сентиментальной литературы. Отсюда его разговоры о чувствительной душе, его клятвы в вечной любви, отсюда представления о жизни, в которой все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами. Душевная красота Лизы и ее чистая любовь оказали на Эраста облагораживающее воздействие. Но хватило этого влияния ненадолго. Карамзинский герой – обычный человек, не слишком дурной, незлой по природе, но легкомысленный и увлекающийся. Даже в период наиболее пламенного чувства к Лизе Эраст не дает ей никаких обещаний и предусмотрительно советует не сообщать матери об их отношениях. Причины охлаждения Эраста Карамзин определяет достаточно точно. Юная крестьянка утратила для барина прелесть новизны. Постепенно равнодушие овладевает его пресыщенной душой, и Лиза это замечает. Эраст расстается с девушкой довольно холодно. Можно заметить, что в последнее перед разлукой свидание
Эраст говорит спокойно, без особых эмоций, рассудочность явно преобладает над чувством. Карамзин первый в русской литературе сумел раскрыть внутренний мир героев, их психологическое состояние через строение фразы, через эмоциональную окраску речи. Как непохожи чувствительные речи влюбленного Эраста на его холодное прощание с Лизой вместо слово чувствительной душе, о нежном сердце холодные слова об обстоятельствах и сто рублей за отданное ему сердце и искалеченную жизнь Бедная Лиза – это повесть о несбывшихся разрушенных мечтах ее героев. Жизнь не оправдала их надежд и желаний. Не состоялся счастливый брак с Эра- стом, о котором мечтала Лиза, не осуществились намерения Эраста, говорившего Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив. Разбились надежды старой матери Лизы. Эраст был до конца жизни своей несчастлив, узнав о гибели Лизы. Осуждая героя, автор оправдывает его несовершенством человеческой природы и мечтает о примирении Лизы и Эраста за гробом. Эмоциональная реакция повествователя на события повести содержится в самом названии повести бедная, те. несчастная. Как отметил Ю.М. Лотман, заглавие построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в заглавие введен не только мир объекта повествования, но и мир Повествователя, между которыми установлено отношение сочувствия. Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морализаторства, но о судьбах людей, один из которых был ему знакома могила другой становится излюбленным местом его прогулок и размышлений. Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Создавая ощущения реальности описанного (так оно вызывало больше сочувствия, Карамзин прямо обращался к своему читателю, видел в нем друга. Искать следов Лизиных» близ Симонова монастыря, как и вообще следовать за литературным героем, подражать ему, было непременной частью культуры чтения той поры. О том, сколь сильно было воздействие повести на современников, сохранилось множество свидетельств. Сам автор, подводя итоги своей литературной деятельности, уже в е гг. ХIХ в. вспоминал Близ Симонова монастыря есть пруд, осененный деревьями. За двадцать пять лет перед сим, сочинил я там Бедную Лизу, сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что тысячи любопытных ездили и ходили туда искать следов Лизиных»
3
Какими же художественными средствами достигалось это воздействие, это ощущение живой обращенности повествования к читателю, так важное для эстетики Карамзина-сентименталиста? Главным художественным открытием Карамзина в Бедной Лизе становится психологизм. Писатель едва лине впервые в русской литературе отказывается представлять своих героев однозначно положительными или отрицательными (а такое деление было свойственно классицизму. Эраст вовсе
3
Цит. по Глинка Ф. Н. Письмо к другу МС не злодей, он искренне любит Лизу, верит в силу своей любви, но он слаб душой и поэтому губит ту, которая так дорога ему. Даже в самый трагический момент повести автор готов, ноне может судить его. Помысли Карамзина, в человеке нельзя забывать человека нужно всегда сохранять сострадание к несчастными особенно тогда, когда они в нем более всего нуждаются – в момент ошибок, пусть даже трагически непоправимых. Именно поэтому в повести нет осуждения страшного греха – самоубийства Лизы, в отчаянии забывшей даже долг перед собственной матерью. Ив этой трагической слабости она остается для автора прекрасною душой и телом. Также и Эраст, который был до конца жизни своей несчастлив, не мог утешиться и почитал себя убийцею. В финале повести мы узнаем о смерти Эраста, и последняя фраза Теперь, может быть, они помирились – тот нравственный итог, который более всего важен для Карамзина-психолога. Человек неисчерпаем. Его характер складывается благодаря воспитанию и внешним обстоятельствам вспомним истории жизни Лизы и Эраста, которые поведал рассказчик, прежде чем знакомить читателя непосредственно с историей души героев. Суть личности определяется и свойствами врожденного темперамента, которые влияют и на рисунок поведения, и на внешность человека, прежде всего лицо. Внутренний мир персонажей противоречив – и потому столь сложна система художественных средств, помогающих приоткрыть его. Карамзин нередко открывает внутренний мир человека через внешнее портрет, детали описания, поступки. Так, ландыши Лизы становятся символом чистоты, робости, застенчивой красоты девушки. Мотив белизны, чистоты и свежести будет постоянно сопутствовать образу героини. Радуясь, что Эраст будет приходить к ним в дом каждый день, она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою – и радость, и страхи ожидание нового неизведанного счастья скрыты в этом жесте девушки. А вот каждое появление Эраста на страницах повести так или иначе связано с деньгами при первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек при последней встрече с Лизой, перед тем, как выгнать её из своего дома,
Эраст, вынужденный жениться на пожилой богатой вдове, кладет девушке в карман сто рублей. По наблюдению ПА. Орлова, деньги в сентиментальной литературе всегда вызывали настороженное, подозрительное и даже осудительное отношение. Можно сказать, что лейтмотивы в повести заменяют прямые авторские нравственные оценки и декларации. Для повести характерна сложная взаимосвязь внешнего и внутреннего, субъективного и объективного, причем и субъектом, и объектом психологического познания является в равной мере и героиня, и сам рассказчик, включенный в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, чьей прямой речью изложена история бедной Лизы, услышанная им некогда от Эраста. Образ повествователя в Бедной Лизе - это основной генератор эмоционального тона повести, создаваемого авторским переживанием судеб героев как собственной, и проводник, по которому эмоция передается читателю. Позиция Карамзина сложнее, нежели однозначное противопоставление (согласно философскому учению Ж.-Ж. Руссо о естественном человеке) простоты и светской испорченности, природы и цивилизации. И деревенское уединение, и городская суета – лишь внешние обстоятельства, в которых оказывается человек (ведь именно в мире природы, сельской простоты, нежных естественных чувств, жестокие разрушительные страсти захватывают героев. Причина счастья или несчастья не может быть однозначна указана. Она – сама судьба, странно-причудливая, неизъяснимая, внезапно открывающая перед нами счастье и столь же внезапно отнимающая его навсегда Творческая деятельность НМ. Карамзина выходит за рамки сентиментализма, заграницы века, поскольку она оказала сильное влияние на литературу
XIX века. Опыты Карамзина были продолжены и возведены на новую ступень Пушкиным, Гоголем, Бестужевым-Марлинским и другими авторами XIX века. В своих повестях Карамзин выступал тонким психологом, обогатившим эту область такими художественными средствами, как мимика, жесты, внутренний монолог, лирический пейзаж. Его произведения сблизили литературный язык с живым, разговорным. АС. Пушкин в своей реформе русской прозы (Повести Белкина») отталкивается от Карамзина, считая его прозу лучшей, но уже устаревающей и требующей смены. В Повестях Белкина» Пушкина присутствует определенный полемический элемент. Полемика эта ведется не открыто, а путем шаржирования повествовательных приемов Карамзина и некоторых других авторов. Вот пример явного высмеивания сентименталистских штампов в повести Метель Марья

8 Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Она явилась на свидание у пруда с книгою в руках, ив белом платье, настоящей героинею романа. Бурмин появляется с Георгием в петлице и с интересной бледностью. Но, возвращаясь к поэтике Бедной Лизы, отметим, что повесть явилась лучшим выражением своеобразной художественной философии сентиментализма, стоявшего на рубеже между веком рассудочности и стихии чувства, веком нормативности и господства абсолютной индивидуальности. Сентиментализм оказался кратким моментом равновесия этих начал, когда разум еще не сменился иррациональной стихийностью, когда проявления чувства гармоничны и внешне сдержанны, когда трагические противоречия жизни уже осознаны. К творческим завоеваниям сентиментализма ив частности, НМ. Карамзина можно отнести интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру внимание к новому герою – обыкновенному, простому человеку стремление показать обыденность жизни, повседневный быт людей переход от изображения абстрактного чувства к раскрытию конкретной эмоции выражение авторской индивидуальности новый язык
(Карамзин очистил язык от устаревших слов, сблизил литературный язык с разговорным. Принципиально новым был взгляд на человека, оценка его, исходя из того, в какой мере он способен на искренние и глубокие переживания. Умение чувствовать решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Икре- стьянки любить умеют – в этих словах отразилась позиция самого Карамзина: именно простой человек, не развращенный аристократическими предрассудками, ближе стоящий к природе, способен на большое чувство. Рядовой читатель был поражен близостью к себе литературных героев, тку них, как у себя, обнаружил такой же дар чувствовать.

9 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Глинка Ф. Н. Письмо к другу Текст / Ф. Н. Глинка. – М, 1990.
Карамзин НМ. Записки старого московского жителя Избр. проза Текст / НМ. Карамзин. – М, 1988.
Лебедева ОБ. История русской литературы XVIII века Текст : учебник / ОБ. Лебедева. – М. : Высшая школа, 2003. Литература Справ. материалы Текст : кн. для учащихся / СВ. Тураев, ЛИ. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М. : Просвещение, 1988.
Лотман Ю. М. Карамзин Текст / Ю. М. Лотман. – СПб, 1997. Орлов ПА. Русский сентиментализм Текст / ПА. Орлов. – М, 1977. Топоров В. Н. Бедная Лиза Карамзина. Опыт прочтения Текст / В. Н. Топоров М, 1995.


написать администратору сайта