Главная страница
Навигация по странице:

  • ТАРАЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.Х.ДУЛАТИ РЕФЕРАТ Тема

  • Выполнила

  • реферат. Ы.Алтынсарин. Ыбырай Алтынсарин первый учитель в степи Кел, балалар, оылы


    Скачать 23.75 Kb.
    НазваниеЫбырай Алтынсарин первый учитель в степи Кел, балалар, оылы
    Анкорреферат
    Дата23.12.2021
    Размер23.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЫ.Алтынсарин.docx
    ТипДокументы
    #316180

    Ыбырай Алтынсарин - первый учитель в степи

    Кел, балалар, оқылық,

    Оқығанды көңілге

    Ықыласпен тоқылық.

    Оқысаңыз, балалар,

    Шамнан шырақ жағылар,

    Тілегенің алдыңнан

    Іздемей-ақ табылар.

    Каждый из нас знает эти знаменитые строки, призывающие уже много лет к знаниям. Он – педагог, просветитель, писатель, поэт, учёный… Но в народной памяти он остался как первый учитель в степи. Его жизненный путь – это пример борьбы с невежеством и бюрократией за светлое будущее своего народа.

    Алтынсарин не только открыл первую народную школу в Казахстане, но и написал для неё учебник, используя новый казахский алфавит, который он сам же и создал. Он убедил простых людей отдать своих детей в школы, подготовил учителей. При этом ему противостояли царские чиновники и имамы. Его педагогические принципы были настолько универсальны и опережали своё время так, что даже спустя 170 лет, всё ещё актуальны.

    Вот строки из одного письма деда Ыбыраю:

    Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.

    Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной

    Станешь грамотным – будешь опорою нам,

    Нам, к закату идущим седым старикам.

    «...Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать ещё на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы...».

    Его стремление учить казахских детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности, встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводство на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политике царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но никакой поддержки идее широкого образования не оказывала. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ыбырая, стараясь внушить, что он якобы хочет «крестить» казахских детей и подготовить их к «солдатской службе» в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, устаревшего кочевого быта, а также против тех служителей культа, которые использовали ислам в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя». 

    Как учили в первой школе

    Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нём открылись русско-казахские школы в Тургае, в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. В 1888 году в Иргизе была открыта первая школа для казахских девочек, позднее женские училища с интернатом – в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актобе.

    Ыбырай – не только педагог-просветитель, теоретик-этнограф, историк, экономист, но и чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. На пустом месте, с нуля он организовал учебные заведения, подобрал кадры, оснастил и снабдил школы всем необходимым. Брал на себя заботы о детях, мелочах быта, финансовую отчётность и т. д.

    «На нашу долю, – писал он, – теперь выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо еще создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать всё, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». 

    «Школы – это главные пружины образования киргизов, казахов, – писал Ыбырай Алтынсарин, – ...на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Просветительская работа Ыбырая Алтынсарина включала обучение и помощь учителям, он призывал педагогов с уважением относиться к своим ученикам и понимал, что краеугольным камнем учебного процесса является квалифицированный педагог. В школе Алтынсарин открывает педагогический класс, который позднее преобразуется в двухлетнее педагогическое училище. Он разработал систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов, адаптированную для казахских аулов. В начале 80-х годов XIX столетия он открывает более десятка учебных заведений для казахских детей. Кроме школ, Алтынсарин организовал открытие ремесленных школ, где можно было обучаться профессиям – слесарное дело, мыловаренное дело, маслобойное дело и кожевенное дело. Все эти школы организовывались на общественных началах, на пожертвования местного населения. Перед смертью Алтынсарин завещал принадлежавшие ему земли сельскохозяйственной школе.

    Система Алтынсарина

    В системе школьного образования, разработанной Алтынсариным, главное место отводилось личности и моральному облику учителя. Он писал, что учительская должность «не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен». Учителя в казахском ауле он представлял центром воспитания и примером во всём. Он призывал учителей не держаться слишком теоретического обучения, а преподавать согласно склонностям и успехам ученика. Ыбырай считал, что главное для родителей и учителей – любить детей и не гасить их любопытство и стремление к знаниям. Он рассматривал полученные знания и умения не с точки зрения формального образования, а с учётом их реальной пользы. Давая в своих пособиях разъяснения о разнообразных приёмах преподавания, он особо предупреждал, чтобы труд детей напрасно не растрачивался на бессмысленную зубрёжку, а методы преподавания должны иметь систему и смысл. Алтынсарин предлагал учителям использовать различные упражнения, обучать от простого к сложному, преподносить материал в интересной для ребёнка форме.

    И сегодня его пособия и учебники успешно используются учителями и родителями. Мог ли Ыбырай предполагать, как разрастётся, как шагнёт вперёд образование в Казахстане.

    В постоянной заботе о своём народе, о его просвещении он ездил по аулам на телеге по степному бездорожью и в холод, и в зной, что отразилось на его здоровье. В 1889 году в возрасте 48 лет великий просветитель казахского народа ушёл из жизни.

    Первый педагог казахской степи мечтал видеть свой народ свободным и образованным. И это сбылось во многом благодаря его титанической работе. 

    ТАРАЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.

    М.Х.ДУЛАТИ

    РЕФЕРАТ

    Тема: Великий учитель Ыбырай Алтынсарин

    Предмет: Русский язык

    Выполнила: студентка 1-курса Калан А.С

    Приняла: Омарова А.О

    Тараз 2021


    написать администратору сайта