Главная страница

Культурное наследие тюрков как фактор влияния на формирование казахской культуры. Давронов К эссе. Ибн Сина, Р. Бируни, М. Дулати


Скачать 17.63 Kb.
НазваниеИбн Сина, Р. Бируни, М. Дулати
АнкорКультурное наследие тюрков как фактор влияния на формирование казахской культуры
Дата25.02.2022
Размер17.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДавронов К эссе.docx
ТипДокументы
#373065

Эссе на тему : Ибн Сина , Р. Бируни , М. Дулати

Абу Али Хусейн ибн Сина, но также в европе его называют Авиценна. Родился в 980году и ушел из жизни в 1037 году. Авиценна входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. Трудно перечислить все его таланты.

Он — Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. Он также написал самую гениальнейшую книгу – Канон врачебной науки, есть также его другие труды которые вошли в историю, также стали классикой- Книга спасения , Книга знания ,Книга указаний и примечаний, Книга справедливого разбирательства.

До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни. Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Авиценна появляется на свет в богатой семье. 
С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником.  Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить, и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть. Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того, что он сделал, вызывает изумление Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления.  Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году.  Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками: «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.


Абу Райхан Бируни родился в 973году в городе Хорезм и ушел из жизни 1048 году ,в Афганистане. Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов). Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а постигнуть эти законы можно только с помощью науки. Его основные работы посвящены математике и астрономии, которые имели огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. В старости он потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным "механизмом" продолжения жизни бодрый дух. Тело его было предано земле в 1048 году в Газне.

. В 1551 году оборвалась жизнь Мухаммада Хайдара Дулати – славного воина и ученого, труды которого имеют большую ценность в наше время.Мухаммад Хайдар Дулати – выдающийся ученый, сфера интересов которого включала историю, географию, этнографию, военное дело. Кроме того он был талантливым полководцем. рано потерял родителей. Когда ему было около полутора лет, умерла его мать. Отец Дулати погиб во время нашествия узбек-шейбанидов в 1508 году.

Какое-то время Мирза Хайдар жил у своего двоюродного брата Мухаммад Захир аддин Бабура, который впоследствии стал знаменитым мыслителем, полководцем, основателем династии моголов в Индии.Позднее Дулати стал жить в Андижане. Противники Мирзы Хайдара продолжали плести интриги против него. Они раздували слухи о том, что якобы в походах на Ладак и Балтистан, Пакли и Раджаури погибло и пострадало больше кашмирцев, чем моголов, а страной фактически правят только соотечественники завоевателя, оттесняя местных жителей – кашмирцев. Вспыхнула битва между моголами и кашмирцами, которая стала последней для Хайдара Дулати.Существует несколько версий смерти Мухаммеда Хайдара Дулати. Одна из версий связана с его верным наместником Кара Бахадуром. Распространена теория о том, что Хайдар Дулати был убит случайно его кирасиром Шах-Назаром


написать администратору сайта