Главная страница
Навигация по странице:


  • Мендеева Д (видеолекция). Идей, взглядов на мир и на место человека в нем


    Скачать 18.24 Kb.
    НазваниеИдей, взглядов на мир и на место человека в нем
    Дата24.02.2021
    Размер18.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМендеева Д (видеолекция).docx
    ТипДокументы
    #179024

    ФИЛОСОФИЯ (от гречphileo люблюsophia мудростьphilosophia любовь к мудрости) мировоззрение, система идей , взглядов на мир и на место человека в нем.

    Древние греки много внимания уделяли изучению природы и человека. Окружающий мир они воспринимали как единое целое.

    Сократ – древнегреческий философ, выдающийся мыслитель и основоположник классической древнегреческой философии. Центральным в философской мысли Сократа был человек и его сознание. Соответственно его смело можно считать первым антропоцентристом.

    Сократ выступает против египетского Тевта (Тота), которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: «Письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому». Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем понаслышке, знаем главным образом от учеников его – историка Ксенофонта и философа Платона. 

    Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом. Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее.

    Кант также основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам. Критический период. Кант впервые сформулировал три вопроса (хотя они постоянно стояли перед философией), через которые выражаются интересы человеческого разума: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Первый вопрос – гносеологический. Кант отвечает на него "Критикой чистого разума". Второй – практический. На него дает ответ "Критика практического разума". Третий – одновременно и практический и теоретический, так как, поясняет Кант, практическое служит руководством для ответа на теоретический вопрос. Что я могу знать? В теоретической философии Канта этот вопрос разделяется на три других: как возможна чистая механика, как возможно чистое естествознание и как возможна метафизика в качестве науки?

    Иммануил Кант сформулировал два противоположных положения - тезис и антитезис. Тезис гласит, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис же утверждает обратное, мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени и в пространстве.
    Кант убеждён, что как тезис, так и антитезис являются глубоко обоснованными логическими утверждениями.
    Основную задачу своей критической философии Кант видит в том, чтобы призвать обе стороны к спокойствию и помочь им убедится в бессмысленности их космологического, который в принципе не может быть решён ни в пользу одной, ни в пользу другой стороны.
    По Канту, главная причина возникновения космологической антиномии конечности - бесконечности Вселенной состоит в том, что "честолюбивый" человеческий разум стремится выйти за пределы эмпирически данного и сделать предметом теоретического исследования "мир в целом", которой не дан в опыте. Между тем мир сам по себе не конечен и не бесконечен и в этом смысле не находится в противоречии с самим собой; противоречив сам разум в своих непомерных притязаниях.
    Кант, конечно, прав и человек будет стремится выходить за пределы эмпирических ( наблюдательных) данных. Но здесь появляется другая проблема - интерпретация эмпирических данных. Астрофизики сегодня убеждены, что красное смещение спектров удалённых галактик - это эффект Допплера и Вселенная расширяется. Значит было начало и есть край Вселнной.

    Вера в философии. Разум мешает вере.

    Считается, что Пифагор впервые назвал себя не просто мыслителем, а философом, создав термин, который с греческого можно перевести как «любитель мудрости». Пифорог объясняет, что мудрым может назвать себя только Бог.

    Пифагор полагал, что мудрецом может быть только Бог, человек же в лучшем случае может быть лишь любителем мудрости — любомудром, или по-гречески философом: «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ («любомудр») — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости». ... Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же постоянно и авторитетно, как и дельфийская Пифия, он и был прозван Пифагором.

    Софистов критиковали великие греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Диалог Платона «Протагор» посвящен спору Сократа с софистом Протагором. Аристотель написал специальную книгу «О софистических опровержениях».

    Еще в античности появились представления о том, что в психике человека есть неосознаваемая и неконтролируемая часть. Так, например, Демокрит различал душу, состоящую из влажных и малоподвижных атомов, и душу, состоящую из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует Но первая теория бессознательного была создана только в начале XX в. З. Фрейдом. З. Фрейд отверг тезис о том, что сознание первично, а бессознательное вторично и есть лишь недоразвитое сознание, и подтвердил это богатым опытом наблюдения и лечения. Бессознательное все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, неосознаваемые и неподвластные контролю воли. Сознательная информация может забываться, тягостные воспоминания вытесняются, а то, что воспринимается человеком как негативное, злое и отрицательное, подавляется. Все это и составляет содержание бессознательного. Граница между сознанием и бессознательным размыта: существует множество психических явлений, которые мигрируют из сознания в бессознательное и обратно. Для того чтобы обозначить границу между сознанием и бессознательным, З. Фрейд ввел понятие подсознания. Подсознание – те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, гипнотических состояний, оговорок, ошибок и неправильных действий – по этим "следам" мы узнаем о бессознательном.


    написать администратору сайта