Главная страница
Навигация по странице:

  • 6 главных элементов личности

  • Меланхолический.

  • Холерический.

  • Флегматический.

  • Сангвинический.

  • Идентичность и личность. Идентичность в процессе социализации человек все более четко осознает собственное "Я" и свое место в окружающем социальном мире формируется то, что принято называть идентичностью.


    Скачать 244.34 Kb.
    НазваниеИдентичность в процессе социализации человек все более четко осознает собственное "Я" и свое место в окружающем социальном мире формируется то, что принято называть идентичностью.
    Дата27.10.2021
    Размер244.34 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИдентичность и личность.pdf
    ТипАнализ
    #257236

    Идентичность
    В процессе социализации человек все более четко осознает собственное "Я" и свое место в окружающем социальном мире: формируется то, что принято называть идентичностью.
    Анализ современных исследований социальной идентичности позволяет вычленить ее основные функции:

    - когнитивная функция, связанная с осознанием особенностей различных социальных общностей (в частности, их дифференцирующих и интегрирующих признаков, отличий "Нас" от "Них"), а также с формированием представлений о самом себе как члене социальных общностей и носителе социальных характеристик;

    - эмоциональная (аффективная), проявляющаяся в оценке значимости своего членства и формировании определенных установок по отношению к "своим" и "чужим";

    - смысловая (ценностная), которая предполагает усвоение
    (иптериоризацию) сложившихся в общности ценностей, норм и ориентиров индивидуального поведения (правила, разрешения, запреты) и групповых устремлений;

    - организующая (регулирующая, защитная), необходимая в ситуациях нестабильности в периоды социальных трансформаций и приводящая к росту устойчивости социальной общности.
    X. Тэджфел и Дж. Тернер, представители когнитивно ориентированной психологии, понимают под идентичностью когнитивную систему, выполняющую роль регулятора поведения в соответствующих условиях. Она, по мнению авторов, включает в себя два аспекта:

    - личностную идентичность, подразумевающую самоопределение индивида в физическом, интеллектуальном и нравственном планах;

    - социальную идентичность, складывающуюся из отдельных идентификаций и определяющуюся принадлежностью человека к различным социальным категориям.
    Эти аспекты - полюсы одного биполярного континуума, в пределах которого обычно осуществляется поведение человека. Согласно этой теории формирование социальной идентичности требует активизации двух когнитивных процессов - дифференциации (или сравнения категоризируемых групп) и на ее основе - групповой идентификации. А социальная идентичность как итог этого сложного процесса представляет собой "ту часть Я - концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству".

    Иной подход к проблеме идентичности развивался в рамках символического интеракционизма. Его представитель - Дж. Мид понимал под идентичностью способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как единство взаимосвязанных компонентов.
    Проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности Дж.
    Мид решает, выделяя два типа идентичности: осознаваемую и неосознаваемую. Неосознаваемая идентичность - это воспринятый человеком комплекс социальных норм, ценностей, привычек. Осознаваемая же идентичность - это результат сознательного рефлексивного построения Я - концепции.
    В своих работах Дж. Мид рассматривает два аспекта идентичности: "Мы", где человек - социально детерминированное существо, - "представитель общества в индивидууме", и "Я" - аспект, в рамках которого человек способен реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, неповторимым образом. Для интерпретации человеческого поведения необходимо учитывать оба эти аспекта.
    В вопросе о становлении идентичности Дж. Мид придерживался мнения о ее социальной обусловленности. Он считал, что идентичность - не врожденный атрибут человека и необходимое условие ее развития - включение индивида в социальную группу. Неосознаваемая идентичность, таким образом, первична, а дальнейшее развитие идет по пути к осознаваемой идентичности.
    Неоднородность социальных влияний при слабости осознаваемой идентичности предполагает возможность варианта регресса идентичности -ее "расщепление". В ситуациях, когда человек находится между разными социальными группами, имеющими разные нормы и ценностные ориентации, могут возникать две (или более) различные идентичности.
    Итак, очевидно, что в теориях идентичности данного направления социальный опыт играет практически подавляющую роль в образовании структуры и содержания идентичности. Личностный уровень рассматривается также в основном в его отношении к социальным взаимодействиям, другие же уровни почти не учитываются. Детальная проработка проблемы влияния социального опыта, социальных отношений на формирование и развитие идентичности делает эту группу теорий ценными для понимания идентичности.
    Рассмотрим, наконец, взгляды на идентичность, возникшие в рамках эго- психологии. Родоначальник этой наиболее разработанной теории - Э.
    Эриксон. Он рассматривал идентичность как структуру, возникающую в течение детства в результате синтеза частных "Я - образов". Достижение идентичности сопровождается ощущением осмысленности и целенаправленности собственной жизни и уверенностью во внешнем одобрении.

    Дж. Марсия, последователь Э. Эриксона, понимал идентичность как "внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории".
    Для операционализации понятия идентичности (Э. Эриксон практически не уделял внимания этому аспекту) Дж. Марсия предположил, что данная гипотетическая структура проявляется через наблюдаемые паттерны "решения проблем". По мере принятия человеком вес более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсия подчеркивал, что развитие идентичности может включать и другие аспекты.
    А. Ватерман в развитии идентичности акцентирует внимание на ценностно- волевой сфере. Как элементы идентичности в работах рассматриваются атрибуты четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Они формируются в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни.
    По мнению Ватермана, все эти ценностные ориентиры и убеждения можно условно распределить между основными областями человеческой жизни:

    - выбор профессии и профессионального пути;

    - принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;

    - выработка политических взглядов; принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
    Таким образом, Э. Эриксон и его последователи понимали развитие идентичности как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и личностных (эго-процессов), причем эго - это системообразующий элемент, интегрирующий биологический и социальный планы. Некоторая конфигурация элементов идентичности (результат эго- синтеза) строится в течение всего детства. В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других.
    Таким образом, процесс развития идентичности представляет собой одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов. Для каждого человека эти элементы образуют уникальную целостную структуру.
    Процесс становления идентичности, по Э. Эриксону, непрерывен, "находится в постоянном изменении и развитии: в наиболее благоприятном варианте это
    процесс постоянной дифференциации и он становится все более содержательным по мере того, как расширяется круг значимых для индивида лиц: от матери до всего человечества. Он начинается где-то во время первой "настоящей" "встречи" матери и ребенка... и не "кончается" до тех пор, пока в человеке не гаснет способность узнавать другого". Приведенное высказывание Э. Эриксона обращает внимание на значение социального опыта в формировании идентичности, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая. Далее он пишет: "...говоря об идентичности, нельзя отделить кризис идентичности отдельного человека от современных ему исторических кризисов, поскольку они помогают понять друг друга и действительно взаимосвязаны".
    Согласно Э. Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов.
    Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития.
    На первой стадии (от нуля до 18 месяцев), которую Э. Эриксон вслед за З.
    Фрейдом называет орально-сенсорной (или инкорпоративной), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни - доверяет он окружающему миру или не доверяет. Этот вопрос о базовом доверии к миру решается в общении ребенка с взрослым и контакте со средой своего обитания, впитывая звуки, цвета, жесты, тепло и холод, пищу, улыбки. Критерием сформированности доверия к миру Э. Эриксон считает способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
    Вторая стадия (с 18 месяцев до четырех лет) характеризуется тем, что прогрессирующая автономность младенца (прежде всего способность передвигаться, развитие речи, манипулятивных способностей) позволяет ребенку перейти к решению второй жизненной задачи - обретению самостоятельности (альтернативный / негативный вариант - неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения).
    Если взрослые сверхтребовательны к ребенку или. напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то это провоцирует неблагоприятный исход: развитие у ребенка стыдливости и нерешительности. В этом возрасте ребенок интерпоризирует то, что названо Э. Эриксоном "глазами мира", т.е. то, что видят в нем другие люди.
    Третья стадия (с четырех до шести лет) названа Э. Эриксоном локомоторно- генитальной или эдиповой. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст
    игры, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребенка появляется все больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребенком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.
    Четвертая стадия (с шести до 11 лет) связана с овладением ребенком различными умениями, в том числе и умением учиться. Ребенок активно овладевает символами культуры. Этот возраст оптимальное время для учения
    - готовность к тяготам дисциплины, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста - неполноценности.
    Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.
    Пятая стадия (с И до 20 лет) - ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации "Я" и отрицательным полюсом путаницы ролей.
    Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне / дочери, школьнике, спортсмене, друге. Все это он должен интегрировать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном
    - спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.
    Шестая стадия (с 21 года до 25 лет), по Э. Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Юношеский кризис в определенном смысле "проверяет прочность" установившейся идентичности, так как только человек, обладающий зрелой идентичностью, способен на установление глубоких эмоциональных связей с другими людьми, не боясь "раствориться" в них, утратив свою собственную идентичность.
    Под близостью Э. Эриксон понимает не только и не столько физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно пройдены все предыдущие. Если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Э. Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние
    человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
    Социальные условия могут затруднять или облегчать достижение близости.
    Седьмая стадия (с 25 до 50-60 лет) - зрелый возраст, т.е. уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Эта стадия характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период отличается очень высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.
    Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Иными словами, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью па одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
    Общечеловечностью
    Э.
    Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над судьбами грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
    На восьмую, и последнюю, стадию в классификации Э. Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и общения с внуками. Этот последний кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
    Заканчивая обзор стадий развития психосоциальной идентичности, подчеркнем, что становление идентичности - процесс сложный и "многофазный". Понятие "многофазного кризиса" предполагает, что в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному.
    Основное положение Э. Эриксона, интерпретирующее связь личности и общества, гласит: "Каждая последовательная стадия и каждый кризис имеют отношение к одному из основных элементов общества, и это по той простой причине, что человеческий жизненный цикл и институты человечества развивались вместе".

    Э. Эриксон доказывает, что общественный институт, поддерживающий завоевание первой стадии развития - доверия, - это религия. По его словам, вера родителей, которая поддерживает доверие в ребенке, "всегда искала свою институциональную охрану в организованной религии". Социальным институтом, который храпит приобретение второй стадии - автономию, является закон. Л на страже приобретения стадии юношества - идентичности
    - стоит, согласно Э. Эриксону, идеология.
    Э. Эриксон делает общий вывод: "Только постепенное нарастание чувства идентичности, основанное на личном опыте социального здоровья и культурной солидарности в конце каждого главного кризиса детства, сулит тот периодический баланс в человеческой жизни, который при интеграции стадий эго способствует чувству гуманности. Но повсюду, где чувство идентичности утрачивается, где целостность и полнота уступает место отчаянию и отвращению, генеративность уступает стагнации, интимность - изоляции, а идентичность - смешению ролей, боевые порядки инфантильных страхов легко приходят в движение и только идентичность, благополучно бросившая якорь в "родовом имении" культурной идентичности, способна создавать осуществимое психосоциальное равновесие".
    Личность
    Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.
    В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.
    Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.
    Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на
    протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях.
    Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.
    Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения. С термином
    «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого.
    Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.
    Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.
    Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:
    Низший
    — подструктура, объединяющая возрастные и половые свойства психики, врождённые особенности нервной системы, аспекты темперамента.

    Второй — индивидуальные проявления памяти и восприятия, мышление и
    способности, ощущения. Эти характеристики зависят, как от врождённых
    факторов, так и от приобретённого опыта — тренировки, развитие и
    совершенствование.
    Третий — социальный опыт на основе знаний и навыков, привычек и умений.
    Высший
    В
    уровень представляет собой направленность личности. Она
    состоит из влечений и желаний, склонностей и взглядов, интересов и идеалов,
    убеждений и мировоззрения.
    Люди значительно различаются между собой: каждая подструктура той или иной личности имеет различия по убеждениям и интересам, опыту и знаниям, способностям и умениям, характеру и темпераменту. Именно поэтому бывает сложно понять другого человека по примеру самого себя, непросто разобраться в противоречиях и несовпадениях во мнении, природе конфликтов между людьми. Для более глубокого понимания себя и других не обойтись без определённых знаний и природной наблюдательности.
    Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог- аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.
    Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.

    Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый
    «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.
    6 главных элементов личности
    Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
    1. Способности
    В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
    • простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
    • сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
    • общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
    • специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
    • теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
    • практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
    • коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
    • предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.
    Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится
    к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
    2. Воля
    Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
    умение преодолевать трудности;
    • способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
    • умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям
    ;
    • способность ограничивать свои слабости и желания;
    • умение планировать и действовать согласно плану;
    • ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.
    Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
    3. Характер
    Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом
    . Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
    • волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
    • деловые
    (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
    • коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
    • мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
    • инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).
    4. Темперамент
    Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:

    1. Меланхолический. Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
    2. Холерический. Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности
    , не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
    3. Флегматический. Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
    4. Сангвинический. Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.
    Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
    5. Эмоции
    Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
    • простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу
    ;
    • настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
    • аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
    • чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом
    (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия
    ).
    Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.

    6. Мотивация
    Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
    • мотивы
    – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
    • стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели;
    • потребности
    – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
    • побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
    • намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.
    Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
    Заключение
    Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга.
    Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.



    написать администратору сайта