Анализ. анализ Игнатьев В.А.. Игнатьев Владислав Андреевич, отечественная филология, вторая группа
Скачать 16.92 Kb.
|
Игнатьев Владислав Андреевич, отечественная филология, вторая группа Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков 1. Автором произведения, возможно, является войсковой подьячий (начальник войсковой канцелярии), в прошлом беглый холоп князя Н. И. Одоевского, Федор Иванович Порошин. Написана зимой 1642 года. Жанр: историческое повествование, повесть. Темы: историческая, патриотическая, героизм, заступничество высшей силы. Главная цель писателя – не только показать самоотверженность казаков, силу их веры, мужество и патриотизм, но то, что верой в Бога можно все перебороть. Главная идея – непременное преодоление любых земных обстоятельств верой в небесное, верой истинной. 2. Произведение «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» – настоящий памятник в словах подвигу казаков. Речь идет об «Азовском сидении». «Азовское сидение» — оборона Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641 году. Оборона длилась с июня по сентябрь. В 1642 году Азов был оставлен по распоряжению Земского Собора. В произведении раскрываются такие черты древнерусской литературы, как теоцентризм, провиденциализм, анонимность, историзм, практическая направленность, патриотичность. В повести рассказывается не только о самоотверженности казаков и их несомненном подвиге – выстоять против трехсоттысячной армии гарнизоном крепости всего в семь тысяч, но и о потрясающим ум божественном вмешательстве. Усердными молитвами, отличаясь подвигом духовным и телесным, казаки на протяжении всей осады обращались к Богу, и сражались тоже за Бога, за веру православную, хотя и имели возможности отступить дважды: до и после приступов, когда предлагали им турки червонцы за сдачу – редкий пример патриотичности. Теоцентризм и провиденциализм произведения сложно оспорить: как решено Богом, так и будет, а кто с Богом, и за Бога сражается, тот победит. А вот и пример, к тому же, не самый поразительный, силы божьей. «Исполнив все обряды предсмертные, выходили к ним на бой, и единодушно все мы крикнули, выйдя к ним: «С нами бог! Разумейте, иноплеменники и неверные, и покоритесь, ибо с нами бог!» Услышали неверные из наших уст те слова, что с нами бог, и ни один не устоял пред лицом нашим, побежали все прочь с высокой горы своей.» Как бы ни была велика турецкая армия (о численности различных ее войск сообщается в начале повести), как бы ни было мало казаков, Азов казаки не сдали. Историзм произведения очевиден: Азовскому сидению есть подтверждения, это исторический факт. Осада описана достоверно. Имеются, конечно, и различия: согласно истории, турки бежали потому, что узнали о трех заминированных траншеях под своими войсками. Повесть же говорит о том, что турки увидели явление божественной силы. “В ночь ту с вечера было нам страшное видение. На небесах над нашими полками басурманскими шла с Руси от вашего царства Московского туча великая и страшная. И стала она против самого табора нашего. А перед тою тучею идут по воздуху два страшные юноши, а в руках своих держат мечи обнаженные и грозятся на наши полки басурманские.» Повесть подписана не была – в этом проявляется анонимность. Дидактизм повести заключается не в том, что это поучение, но в том, что это пример, яркий и удивительный пример того, как вера творит истинное чудо. |