Проект. проект. Игротехника
Скачать 14.54 Kb.
|
ИГРОТЕХНИКА Игротехника – направление игропрактики, при использовании которого Игра создается в рамках специальных выделенных во времени и пространстве мероприятий – игротехнических сессий. Для игротехники характерно стремление к остановке и полной замене всех элементов «серьезных» процессов на игровые – вводится сюжет, участникам приписываются определенные роли, ставится игровая цель, вводятся особые правила и т.д. При этом базовые процессы останавливаются, участники погружаются в Игру, а затем выходят из нее и вновь возвращаются к базовым процессам. Под базовым («серьезным») процессом понимается тот аспект деятельности, внутри которого возникла актуальность, ставшая причиной проведения игры. В случае если игротехническая сессия прошла удачно, еѐ участники начинают осуществлять «серьезную» деятельность более эффективно. Пример: проведение игры «Монополия» для развития навыков переговоров и долгосрочного планирования. Модель Игротехники должна соответствовать четырем критериям: а) Полнота - внутренняя и «пограничная» (на стыке со смежными областями); б) Непротиворечивость – внутренняя и «пограничная»; в) Адекватная подробность. г) «Ухватистость» - удобство для пользователя. Ключевые аспекты игры, позволяющие получить обоснованные ответы на важные для практики вопросы: «Где игра, где не игра?», «Как игра может превратиться в не игру?», «Как не игра может превратиться в игру?»1 : 1 Стѐганцев А.В. «Игра-Игрок-Игротехника» Доклад на 3-й конференции Российской ассоциации «Игры в образовании». Красногорск, 2011. 1. Игра как формат. Ключевым отличием игры как формата является определенность ее процесса и неопределенность результата (рис. 3). Первое обеспечивается за счет ясности правил и игровой цели, второе обуславливается базовым принципом, по умолчанию присущим всем играм, и сформулированным следующим образом: «Что не запрещено, то разрешено». Кроме того на неопределенность результата влияет элемент состязательности и свобода воли игроков. Данное сочетание кардинально отличается от трех других форматов («хаос», «рок», «конвейер») и во многом определяет остальные параметры игры. 2. Игра как деятельность. Для игры как деятельности характерны: а) интринсивная (внутренняя) мотивация, при которой ценность процесса доминирует над ценностью результата; б) выраженный символический характер происходящего («как будто бы»). Это сочетание делает игру самоподдерживающимся процессом и снимает страх ошибки, что прямым образом влияет на состояние игрока и на событийность игрового процесса. Важно отметить, что игра отличается от таких понятий как: «труд», «учеба», «потребление» не по формальному признаку (семинар в образовательной организации – это учеба, шахматная доска – игра), а по текущей мотивации и контексту, в котором воспринимается предмет деятельности. Поэтому при некоторых условиях почти каждый из этих процессов может осуществляться в любой форме: учебу можно превратить в труд, но можно превратить и в игру. И наоборот: потеря игроком ценности процесса или условности контекста может «убить» любую формализованную игру. 3. Игра как отношение. Отношение игроков к происходящему в игре проявляется в некотором парадоксе: игроки стремятся достичь игровой цели (например, забросить мяч в кольцо при игре в баскетбол), но при этом для них главное – не это. Более того: когда человек в игре начинает концентрироваться только на результате, игра исчезает, превращаясь в работу. Но, с другой стороны, отказ от стремления достичь игровой цели, также разрушает игру (это хорошо чувствуют маленькие дети, когда взрослые им поддаются или играют формально). Именно такое сложное отношение отличает высококлассных игроков, причем, не важно, в какой области: игры на музыкальных инструментах, актерской игры, игры в футбол или в шахматы. Психическое состояние в игре характеризуется балансом и высокой степенью активности когнитивных и аффективных процессов. Это состояние вслед за М.Чиксентмихайей было обозначено как поток. Эмпирически было выяснено, что данное состояние не только высокопродуктивно, но и обладает выраженным психотерапевтическим воздействием. Психофизиологическое состояние, присущее игре, характеризуется сочетанием возбуждения и расслабления. Данное сочетание, обозначенное как алертность или бодрость (состояние максимальной готовности к действию на фоне внутреннего спокойствия), отчетливо отличается от трех других типов состояний: лихорадочность, скованность, вялость. 4. Игра, как жизненная метафора, указывает на возможность добровольного самоограничения человека, на его свободу в сочетании с ответственностью. Именно это кардинально отличает Игру от других типовых жизненных метафор: «Тюрьма», «Война», «Работа», «Вечеринка». Понимая условность правил игры, но при этом, относясь к ним ответственно, человек может сформировать непростую, но очень прогрессивную жизненную установку: «Своим выбором я создаю себя и мир, в котором живу! Свою игру и ее правила выбираю и создаю тоже я. Если мне не нравится нынешняя игра, я могу выбрать другую. Если мне не нравятся существующие сейчас правила, я могу создать другие. Я свободен в своем выборе!» |