задание 1. Имя народа Русь или Рос появляется в источниках впервые в середине
Скачать 23.21 Kb.
|
1. Первые исторические сведения о Руси сопряжены с упоминанием народа «рос» или «рус». В более поздние времена появились названия, также различающиеся по буквам «о» и «у»: «Русская земля», «Правда Роськая». В наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Российская федерация». Почему так? Ведь название любой страны полностью совпадает с названием народа, ее населяющего: Франция – французы, Португалия – португальцы, Китай – китайцы и т. д. Имя народа «Русь» или «Рос» появляется в источниках впервые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает «мужей-росов» (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой, далекий автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул не конный народ «РОС» в Среднем Поднепровье, живший где-то на северо-западе от легендарных амазонок живших у Меотиды — Азовского моря. Две формы наименования народа РОС и РУС существуют с древнейших времён: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX—XI веков — форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: «Русьская земля» «руские письмена» и «Правда Росьская». Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским. Большой интерес представляет определение первичного географического значения понятия «Русская земля», так как совершенно ясно, что широкое значение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики до Чёрного моря могло появиться только тогда, когда это пространство было охвачено каким-то единством. Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописей XI—XIII веков, мы замечаем там любопытную двойственность: словосочетание «Русская земля» употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X—XII веках политического единства. Так, например, часто оказывалось, что из Новгорода или Владимира «ехали в Русь», то есть в Киев; что галицкие войска воюют с «русскими», то есть с киевскими, дружинами, что смоленские города не русские, а черниговские — русские и т. д. Если мы тщательно нанесём на карту все упоминания «русских» и «нерусских» областей, то увидим, что существовало ещё и понимание слов «Русская земля» в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. Поскольку эта лесная область не совпадает ни с одним княжеством XI—XIII веков (здесь располагались княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское), нам приходится считать эти устойчивые представления летописцев XII века из разных городов отражением какой-то более ранней традиции, прочно сохранявшейся ещё в XII веке. Поиски того времени, когда «Русская земля» в узком смысле могла отражать какое-то реальное единство, приводят нас к одному-единственному историческому периоду, VI—VII векам, когда именно в этих пределах распространилась определенная археологическая культура, характеризующаяся пальчатыми фибулами, спиральными височными кольцами, деталями кокошников и наличием привозных византийских вещей. Это археологическая культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянских племён, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства Киева. Неудивительно, что о народе РОС прослышали в VI столетии в Сирии, что князя этого мощного союза племен одаривал византийский цесарь, что именно с этого времени киевский летописец эпохи Мономаха начинал историю Киевской Руси. В последующее время «русью», «русами», «росами» называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания «народа РОС» варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они оказались в Киеве («оттоле прозвашася русью«). Наиболее богатые и интересные находки «древностей русов» VI—VII веков сделаны в бассейне рек Роси и Россавы. Вполне вероятно, что первичное племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени, восходящим по Иордану по крайней мере к IV веку нашей эры. Первичная земля народа РОС находилась, во-первых, на территории славянской прародины, во-вторых, земля народа РОС находилась на месте одного из наиболее значительных «царств» Царских скифов-сколотов VI—V веков до нашей эры. В-третьих, земля народа РОС была одним из центров Черняховской археологической культуры «трояновых веков». В VI веке нашей эры союз жителей Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве. Как видим, спор о месте рождения русской государственности — на новгородском севере или на киевском юге — безусловно и вполне объективно решается в пользу юга, давно начавшего свой исторический путь и своёобщение с областями мировых цивилизаций. 2. «Здесь, следовательно, на севере, в Новгороде, началась русская земля, началось Русское государство», – писал один из патриотов отечественной истории С. М. Соловьев. Почему же в учебнике истории, по которому мы длительно изучали биографию Отечества, говорилось, что от Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия развития к Московской Руси ХV – ХVII вв., к Российской империи…» и что «Киевские князья построили на севере форпост для защиты от варягов – Новый город – Новгород на озере Ильмень?» Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия, инициировавшая процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань скандинавским племенам варягов (норманнов), изгнали их. В Новгороде началась междоусобная борьба племенной верхушки за власть. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими сторонами. В 862 г. варяжский князь Рюрик (862-879 гг.) и его братья Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами. Они положили начало русской княжеской династии Рюриковичей. 3. На рубеже ХI – ХII вв. на Руси начался и довольно долго продолжался период феодальной раздробленности. Считается, что это был закономерный этап развития феодального общества. Почему закономерный? Разве нельзя было избежать этой раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство, к чему в конечном счете и пришли княжества? Феодальная раздробленность - закономерный этап исторического развития человеческого общества, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси удельные княжества постепенно обособляются от Киева. Фактически любое государство в то или иное время, переживает период упадка, когда феодальные настрои элиты идут в разрез с государственностью страны, а основную роль играют амбиции и жажда наживы. Причиной междоусобиц (на примере Руси) выступает родовое наследство, когда сыновья после смерти отца ведут борьбу за власть и не хотят признавать над собой власть других. Это влечет за собой не только дробление государства, но, и опустошение городов и поселений, и упадок государства в целом. 4. Усобицы – это феодальные войны. Они велись повсюду: между баронами во Франции и между эмирами в Сирии, в Германии между герцогами Священной Римской империи и в Японии – между знатными родами Минамото и Тойтра, в Англии – между королями и принцами крови. Везде они имели разное значение для страны и народа, но только на Руси в Х111 в. привели к трагическому исходу. Почему только на Руси? Тема княжеских междоусобиц – одна из самых трагических, если не самая трагическая страница русской истории. «Где многовластие – там неразбериха», – говорили и опытные византийцы. Именно это-то и случилось на Руси. Если б не междоусобицы, иной была бы судьба России: раньше встала бы она на ноги, окрепла, возмужала – и немцам, полякам и татаро-монголам была бы не по зубам. Понятно, что эта часть истории привлекала особое внимание летописцев и писателей древности. Среди них и «Слово о полку Игореве», и «Слово о погибели Русской земли», и «Повесть об ослеплении Васильки Теребовльского», и «Повесть о разорении Рязани Батыем», да и «Житие Александра Невского». Страшным бедствием для Руси стал порядок наследования князем земель по роду. Земли давались по личному произволу князей, происходила постоянная путаница. Все вело к междоусобицам и политическим и военным распрям. О законе уже не было и речи, и хотя преподобный Илларион в «Слове о законе, благодати и истине» уверяет, что великий князь Владимир «жил и справедливо, твердо и мудро пас землю свою», мы-то знаем: не всегда так было. 5. Многие историки утверждают, и это, видимо, справедливо, что накануне Батыева нашествия на Русь среди ее жителей, в отличие от Западной Европы, было много грамотных. Почему? Ведь в целом Запад значительно опережал Древнерусское государство в своем развитии? В конце Х века, после введения христианства, в Киевскую Русь поступала литература из Византии и из Болгарии. Именно она вызвала интерес к книге и способствовала развитию культуры. В те времена Древнерусскому государству требовались грамотные люди для торговли, связей с другими землями и работы в административных органах. Князья умели читать книги и даже собирали их в библиотеки. Они же создавали первые школы. А Владимир Красное Солнышко приказал отбирать детей и отдавать их на обучение. Кстати, при Ярославе Мудром 300 детей уже обучались в «высших» школах. Изучали в них не только грамматику, а и философию, и риторику. В Киеве была открыта женская школа, в которой обучали «писанию... пению, шитью и иным полезным ремеслам». |