|
Задание по Социологии. Имя социолога Основные идеи (теории)
Имя
социолога
| Основные идеи (теории)
| Основные научные труды
| Зарубежные социологи
| 1. Энтони Гидденс (р. 1938)
| Теория структурации. Гидденс, сочетая критику функционализма и структурализма с вдохновением, почерпнутым из различных отраслей «понимающей социологии», делает акцент на постоянно меняющейся природе социальной реальности: «Одна из основных задач социологической мысли – вырваться за пределы привычного и знакомого». Он подчеркивает, что пренебрежение временным измерением социальных отношений является серьезным упущением. Используя понятие «пространственно-временная грань», ученый приходит к выводу, что не только пространственное, но также и временное местоположение в определенных обществах оказывает глубокое воздействие на результаты деятельности в этих обществах. Согласно его утверждению, социология, будучи заинтересованной статистическими структурными моделями, не принимала во внимание того факта, что существует большое разнообразие способов, посредством которых социальная жизнь структурирована временем и результатами социальных процессов, происходящих в социально преобразуемом времени. Для Гидденса предмет социологии дан в «социальной практике, упорядоченной в пространстве и времени». Он предлагает рассматривать структуру не как «внешнее» относительно человеческого действия: «структура есть то, что придает форму социальной жизни, а не сама форма». Он предложил преобразовать статическое понятие «структура» в динамическую категорию «структурация», означающую процесс воспроизводства социальных систем, понимаемых как совокупность социальных практик.
| “Конституция общества” (1984), «Социология», «Судьба, риск и безопасность», «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь», «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах», «Политика, управление и государство», «Стратификация и классовая структура», «Девять тезисов о будущем социологии» и др.
| 2. Юрген Хабермас (р. 1929)
| Теория коммуникативного действия. Хабермас считает традиционную производственную парадигму марксизма устаревшей и обращается к анализу проблемы коммуникации. Он предлагает свою классификацию действия и разделяет все действия на коммуникативные, ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат. Помимо этого действия различаются между собой используемым в них типом знания (напр., морально-практическое знание), формой аргументации (напр, терапевтическая и эстетическая критика) и образцами знаний, передаваемым из поколения в поколение (напр. технологии, теории, произведения искусства).
С его точки зрения, жизненный мир как пространство непосредственного взаимодействия индивидов «колонизируется» системой, включающей в себя рыночные механизмы и бюрократические управленческие структуры. В итоге происходит искажение коммуникации на уровне жизненного мира, поэтому задача социолога состоит в том, чтобы установить генезис и развитие систем экономического и политического действия, приводящих к таким социальным патологиям.
| "Структурные изменения общественности" (1962); "Теория и практика" (1963); "Техника и наука как идеология" (1968); "Познание и интерес" (1968); "Труд, познание, прогресс". Статьи 1954-1979гг. (1973); "Культура и критика" (1973); "К вопросу о логике социальных наук" (1977); "Политика, искусство, религия" (1978);
"Теория коммуникативного действия" 2 тома (1981); "Моральное сознание и коммуникативное действие" (1983); "Новая необозримость. Небольшие политические сочинения, т.5 (1985); "Постметафизическое мышление" (1988); "Запоздавшая революция" (1990); "Прошлое в качестве будущего" (1990); "Разъяснения к этике дискурса" (1991); "Фактичность и значимость" (1992); "Включение Другого. Очерки политической теории" (1997) и др.
| 3. Мишель Фуко (1926-1984)
| Постструктурализм. «К главному всегда идешь пятясь; в последнюю очередь появляются наиболее общие вещи». Он внес важный вклад в изучение феноменов власти и знания, их взаимосвязи. Ему удалось убедительно показать вездесущность власти: это не некий институт или структура, она исходит отовсюду, под ней следует понимать множественность отношений силы, которые имманентны области, где они осуществляются. Фуко по-новому взглянул на проблему дисциплинарных практик, связанных с воспитанием и образование, подавлением сексуальности, отвержением сумасшествия и др., раскрыв антигуманную сущность всепоглощающего контроля за человеческой индивидуальностью. Это позволило углубить социологические представления о «микрофизике» власти, т.е. об отношениях, разворачивающихся в сфере межличностных взаимодействий.
| «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» (1963), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975), «История сексуальности» (1976—1984), «Воля к знанию», том I (1976), «Использование удовольствий», том II (1984), «Забота о себе», том III (1984) и др.
| 4. Пьер Бурдье (1930-2002)
| Бурдье, тяготевший к постструктуралистской парадигме, подчеркивал теоретико-прикладное значение науки: «Социология является чрезвычайно могущественным инструментом самоанализа, представляющим каждому возможность лучше понять, кто он такой, давая ему понимание его собственных социальных условий производства и позиции, занимаемой им в социальном мире». Он исходил из того, что социология – это социальная топология, рассматривающая общество как социальное пространство, которое включает в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Социальное положение людей зависит от обладания капиталом, специфическим для каждого поля. Для объяснения процесса социального воспроизводства Бурдье использует категорию «габитус» («иметь»), обозначающую совокупность приобретенных индивидом в процессе социализации схем восприятия и действия, принципов поведения, которые образуют детерминационную систему, оказывающую на человека свое действие на протяжении всего его существования в социальном пространстве, определяющую его отношение к занимаемой им позиции.
Элементы социального мира могут восприниматься и выражаться разным образом, поскольку они содержат всегда часть недерминированности, неясности и некоторую степень семантической растяжимости. По его мнению, социологи должны размышлять о своих действиях и особенно о том, каким образом в процессе анализа они могут искажать изучаемые объекты. Именно эта рефлексия может ограничить количество «символического насилия», обращенного против самих исследователей.
| «Наследники, студенты и культура» 1964,
«Любовь к искусству, художественные музеи Европы и их посетители» 1966,
«Воспроизводство. Элементы теории системы образования» 1970,
«Различение. Социальная критика суждения вкуса» 1979,
«Практический взгляд» 1980,
«Нищета мира» 1993,
«Социальные привычки в науке» 1997,
«О телевидении» 1997,
«Мужское доминирование» 1998.
| 5. Никлас Луман (1924-1998)
| Неофункционализм. Считал, что предметом социологии являются социальные системы, и пытался создать универсальную теорию систем. С его точки зрения, общество представляет собой пример самовоспроизводящейся и самореферентной (способной описывать себя, воспроизводя в этом описании самое себя) системы. Базовым элементом общества выступает коммуникация, которая порождается обществом. Индивид относится к обществу лишь в той мере, в какой участвует в коммуникации или может пониматься как участвующий в коммуникации. Основанная на коммуникации социальная система создает социальные структуры, чтобы разрешить проблему «двойной возможности», которая связана с тем, что в отношении каждого сообщения должно учитываться то, как оно принимается. Способ получения будет также зависеть от оценки отправителя получателем. Чем меньше нам известно об ожиданиях друг друга, тем более серьезна проблема двойной возможности. Однако именно благодаря социальным структурам мы почти всегда знаем достаточно об ожиданиях других.
«Узким местом» в теории Лумана является следующее: не все системы кажутся столь замкнутыми и автономными, как полагал социолог. Некоторые из них преобразуют коды коммуникации друг друга и иногда включают другие системы в качестве своих элементов.
| «Социологическое просвещение» (1970—1995),
«Социальные системы» (1984),
«Социология права» (1972),
«Правовая система и правовая догматика» (1974),
«Функция религии» (1977),
«Общественная структура и семантика» (1980—1995),
«Любовь как страсть» (1982),
«Общество общества» (1997).
| 6. Джордж Каспар Блау (р. 1910)
| Социальное взаимодействие, социальная структура и социальный порядок, в теории обмена; теория малых групп. Исходной единицей анализа он считает "элементарное социальное поведение", т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение Х. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения (Б. Скиннер, Э. Торндайк) и экономических концепций обмена.
С точки зрения Блау, социальное поведение следует анализировать как своеобразный обмен деятельность между индивидами. Эти контакты осуществляются в соответствии с постулатами успеха, ценности, депривации – пресыщения, агрессии – одобрения и др., которыми руководствуется человек.
Возникновение социологии, согласно Хомансу, «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...— психологические».
| "Человеческая группа" 1950, "Социальное поведение. Его элементарные формы" (1961), "Перенесение человека в прошлое" (1964), “Природа социальной науки” (1967) и др.
| 7. Питирим Сорокин (1889-1968)
| Инегральная социология. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты – семья, школа, церковь, армия, профессиональные организации и др. С его точки зрения, есть три главных вида социальной стратификации: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель – исполнитель), профессиональная (мастер-виртуоз – подмастерье).
Позднее – социокультурная проблематика: общество можно понимать лишь сквозь призму культуры, через систему значений, норм и ценностей. Социолог полагал, что многочисленные объединения социокультурных феноменов имеют системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня (суперсистемы) организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов её познания, т.е. мировоззрений.
Социокультурная динамика жизни общества есть циклическая смена суперсистем. С позиций интегрального подхода Сорокин описывал индивидуальное поведение и культурные ценности, присущие той или иной социокультурной системе. Он придавал важное значение неэгоистической творческой любви, которая обладает, по его мнению, потенциально огромной силой.
Ученый надеялся, что в будущем, благодаря моральной реконструкции человечества и конвергенции, возникнет новое общество, объединяющее в себе позитивные черты капитализма и социализма и избавленное от их дефектов.
| «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937–1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947), «Социальная философия в эпоху кризиса» (1950) и др.
| 8. Толкотт Парсонс (1902-1979)
| Структурно-функциональное направление. Поставил своей целью разработать аналитическую логико-дедуктивную теорию человеческого действия как основу решения частных эмпирических задач. По Парсонсу, структура служит отправным пунктом для динамического анализа, гипотетическим конструктом, по которому можно изучить комплекс отношений между субъектами действия во всех преобразованиях. Структура схватывает лежащие «на поверхности» социальные отношения (официальную, формальную организацию). Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система.
Специфика социального действия как самоорганизующейся системы заключается в: 1) символичности (символическими механизмами регуляции выступают язык, ценности); 2) нормативности (индивидуальные действия зависят от общепринятых ценностей и норм); 3) волюнтаристичности (наряду с определенной иррационалистичностью и независимостью от субъективных определений ситуации). Его функциональный анализ социокультурной дифференциации базировался на допущении, что имеется ряд неизменных потребностей (нужд, запросов), присущих системе как целому, которые должны постоянно удовлетворяться.
| «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (совместно с Шилсом, 1951), «Социальная система» (1951), «Рабочие заметки по теории действия» (совместно с Балесом и Шилсом, 1953), «Экономика и общество» (совместно со Смелзером, 1958), «Социальная структура и личность» (1964), «Общества в эволюционной и сравнительной перспективе» (1966) и «Система современных обществ» (1971) и др.
| 9. Льюис Козер (р. 1913)
| Теория социального конфликта (функционалистская модификация). Под конфликтом он понимал борьбу за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении. «В социальных структурах, обеспечивающих значительнве возможности социальной мобильности стремление низшего слоя к образу высшего так же вероятно, как и обоюдная враждебность. Враждебные чувства низшего слоя часто принимают форму мести, при которой враждебность смешивается с тяготением к ценностям высшего слоя». Акцентируя внимание на позитивных функциях конфликта, Козер подчеркивал, что процессы социальной дифференциации и роста независимости индивидов и структур ведут к углублению социальных конфликтов, но одновременно возрастают гибкость социальных институтов и их способность справляться с последствиями конфликтов.
| «Функции социального конфликта» (1956) «Люди идей» (1965), «Жадные институты» (1974), « Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967), «Георг Зиммель» (1965), «Мастера социологической мысли» (1971) и «Ученые беженцы в Америке» (1984) и др.
| 10. Ральф Дарендорф (р. 1929)
| По мнению Дарендорфа, конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
Однако, конфликты в обществе можно регулировать и управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм в противники».
С либерально-буржуазных позиций Дарендорф критикует западногерманское общество, отмечая существование социального неравенства, привилегий меньшинства на образование.
| «Общество и демократия в Германии» (1969), "Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" 1957, «Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса» (1953), «Очерки по теории общества» (1968), Новая свобода (1975), Жизненные перспективы (1979), Закон и порядок (1985) и др.
| Отечественные социологи
| 11. Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929)
| Разработал новую версию теории социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались прерогативой эстетики и философии искусства.
Ю.Н. Давыдов рассмотривал с марксистских позиций феномена конткультуры, взятого в социологическом аспекте. Основной вопрос – вопрос о роли и функциях данного явления в контексте общекультурного развития современного западного общества - обсуждается авторами как с точки зрения теории – критического анализа достоинств и недостатков основных западных социологических концепций контркультуры, так и практики – в подробном рассмотрении молодежных протестных движений 60-х гг. XX-го века. Именно сквозь призму анализа последних контркультура рассматривается ученым, с одной стороны, - как выражение кризиса социализации молодежи, стремящейся растянуть инфантильно-потребительский период своего существования; а с другой – как феномен, связанный в историческом контексте своего возникновения с формированием определенного типа личности, который авторы также называют контркультурным.
С точки зрения Давыдова, одним из парадоксов авангардистского типа творчества является то, что для своего полноценного существования в качестве «передового» явления, авангард должен противопоставлять себя искусству «академическому», постоянно расширяя пределы допустимого в искусстве путем утончения и усложнения языковых средств. Между тем, как замечает автор статьи, «везде музыкальный “авангард” встречается со своей собственной противоположностью, причем самое парадоксальное заключается в том, что противоположностью “авангарда” оказывается… он сам: ему уже ничего не противостоит, кроме… его же самого».
| "Труд и свобода", "Искусство и элита" (1966), "Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотетля" (1968), "Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн (1967), "Эстетика нигилизма" (1975), "Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы" (1977), "Бегство от свободы" (1978), "Неомарксизм и проблема социологии культуры" (1980), "Социология контркультуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь" (1980), "Буржуазная социология на исходе XX века" (1986), "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" (1991), "Макс Вебер и современная теоретическая социология. Актуальные проблемы веберовского социологического учения" (1998), "История теоретической социологии" (1997-2000).
| 12. Николай Константинович Михайловский (1842 -1904)
| Субъективная школа. Социолог дает свою "формулу прогресса, которая, если исходить из внутренней логики позитивистского конструирования социологической теории в те годы, должны была бы венчать доктрину. Вот почему в ходе дальнейшей реализации и завершения своей концепции он уточнял, переписывал, давал разные толкования этой формуле.
Истина в социологии методологически обеспечивается и проверяется "конечным идеалом", реализуемым в ходе исторической деятельности; выбор желательного (предмет исследования) тогда дает гарантию истинного, когда оно еще и справедливо, писал он, настаивая на этизации общественной науки.
"Индивидуальностью" Михайловский обозначает любое онтологическое целое, "вступающее в отношения внешнему миру, как обособленная единица" на любых фазах эволюции материи, но особенно интересуется "живой" и общественной формами движения материи. Он считал, что здесь особенно ярко проявляются две тенденции: первая - усложнение организмов и систем их деятельности, рост различия, дифференциации и взаимной "борьбы за существование", и вторая - увеличение относительной самостоятельности индивидуальностей от других более комплексных, сложных организаций, эволюционной и функциональной частью которых они являются, процессы "борьбы за индивидуальность" и в итоге рост их однородности и солидарности. Дарвин и его последователи натуралисты-социологи имеют дело только с первой тенденцией. В общественной жизни вторая тенденция лишается многих затемняющих ее действие обстоятельств, столь свойственных другим сферам бытия. Здесь сказывается и близость исследователя к изучаемым общественным фактам (субъективный метод). Михайловский признавался, что только этой последней тенденцией - "борьбой за индивидуальность" - "охватываются и объясняются... все когда-либо интересовавшие меня социологические факты и вопросы".
Главная форма, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому, - личность (в виде ее "неделимости", более мелких "социальных атомов" уже нет в обществе), а борьба за нее является борьбой с групповым диктатом, калечащим разделением труда, групповыми стандартами в познании, предрассудками и т. п. Наряду с неделимой "человеческой индивидуальностью" в социуме есть и другие более сложные, делимые "общественные индивидуальности" (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь).
| "Что такое прогресс?" (1869 г.), «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность», «Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе» и др.
| 13. Сергей Николаевич Южаков (1849 -1911)
| Примыкал к субъективной школе социологии, которую он считает специфически «русской социологической школой». Южаков указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. «Социальный прогресс, — говорит Южаков, — представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды»: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспособляет среду к своим потребностям, создавая особую среду — «социальную культуру». Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком, сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединённых солидарностью, с природой, что ведёт к тенденции «уравновесить размножение населения умножением средств».
| «Социологические этюды» (т. I, 1891; т. II, 1896);
«Доброволец Петербург» (1894);
«Англо-русская распря» (1885);
«Афганистан» (1885);
«М. М. Сперанский» (1891);
«Ж.-Ж. Руссо» (1893);
«Любовь и счастье в произведениях Пушкина» (Одесса, 1895);
«Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда» (1886).
| 14. Максим Максимович Ковалевский (1851-1916)
| Генетическая социология. Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит "противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.
При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.
Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", оба понятия соотносительны и в реальности не существует в отрыве друг от друга. "Социальный порядок", по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Законы эволюции (их поиск и составлял предмет почитаемой им генетической социологии) демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса разных социальных общностей, институтов и религии.
| «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I» (1877, магистерская диссертация)
«Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
«Закон и обычай на Кавказе» (1887)
«Происхождение современной демократии» (т. 1—4, 1895—97)
«Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1—3, 1898—1903)
«Современные социологи» (1905)
«От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1—3, 1906)
«Социология» (т. 1—2, 1910)
| 15. Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925)
| Генетическая социология. Общественная жизнь (этот термин Тахтареву казался предпочтительнее, чем обычный термин "общество") заключается в удовлетворении людьми своих собственных потребностей путем коллективного общения и сотрудничества как материального, так и духовного порядка. Вслед за Аристотелем он полагал, что самая существенная характеристика общественной жизни - "самодостаточность", которую сводил к двум моментам: осознанию людьми своего общественного единства (всевозможные формы группового, коллективного, общественного сознания) и экономические, политические, бытовые, культурные и т.п. варианты функционирования общающихся людей "с целью всестороннего обеспечения потребностей" и достижения на этом основании более совершенной жизни.
В истории общественной жизни Тахтарев выделял несколько все усложняющихся форм "самодостаточности": относительно простейшие социальные структуры - племенные, кастовые, родовые, социальные устройства; и более сложные - общинно-территориальные, феодально-сословные и классовые. Ключом к социальным структурам, к тому или иному виду социальной дифференциации он считал то обстоятельство, что моменты "самодостаточности" реализуются в разных условиях неодинаково.
Тахтарев различает социальные группы относительно временные, преходящие, кратковременные и относительно долговременные, институционализирующиеся. Роль последних в социальных структурах значительно выше, чем первых. Место каждой группы зависит также от количества и социокультурного качества ее лиц, от степени и форм их объединенности, организованности, от наличия и объема материальных и духовных средства, от способов их жизнедеятельности.
| "Первобытное общество (Опыт исследования развития ранних форм общественности на основании изучения быта австралийских племён)"1903,
"Очерк петербургского рабочего движения 90-х годов. По личным воспоминаниям" 1906, «Чем должна быть социология» 1911, «Современное государство» 1914, "Социология как наука о закономерности общественной жизни (Введение в общий курс социологии, чит. слушательницам и слушателям Психо-неврологического университета и Высших курсов П. Ф. Лесгафта)" 1916. и др.
| 16. Богдан (Федор) Александрович Кистяковский (1868-1920)
| Социология на неокантианской платформе. Специфику общества Кистяковский видел в психологическом взаимодействии индивидов, а объектом социологии считал прежде всего те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. Все эти явления - не простая комбинация, агрегат индивидуальных сознаний. Тут происходят качественные дополнения, этот-то "плюс" и составляет характерный признак общества как сложной системы. "Коллективный дух" - это фундамент, на котором основывается общественная жизнь с ее разделением на отдельных личностей, их сочетанием в сословия, классы, профессии, семьи и другие группы.
При психологическом взаимодействии происходит не только обогащение воли и чувств отдельного индивида, но и их ломка, обеднение, и даже уничтожение. Отсюда различные виды и формы социального господства и подчинения, играющие важнейшую роль в истории человечества. В социуме, по Кистяковскому, царит противоречивый дуализм - одни части общества подчиняются законам причинности, другие - телеологии. К последней сфере он относит нормативную часть общества, составляющую высший тип социальной связи. Обе линии дуализма то действуют независимо друг от друга, то пересекаются, усложняя тем самым общественную жизнь. Кистяковский придавал наибольшее значение указанному обстоятельству и в дальнейшем всячески защищал и развивал это положение.
| «Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений» 1900, «Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем» 1902, «Право как социальное явление» 1911 и др.
| 17. Вениамин Михайлович Хвостов (1868-1920)
| Социология на неокантианской платформе. Общество и личность, утверждал Хвостов, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, являются теоретическими абстракциями, взятые же в жизненном единстве, они есть реальность особого психо-материального ряда онтологических явлений, причем духовное в этом единстве играет решающую роль. Между материальным, стихийным и духовным, ценностным идет постоянная борьба, которая временно преодолевается созданием относительно устойчивой, стабильной социальной структуры и культуры того или иного общества. По линии материальной обусловленности социальная структура выступает как совокупность естественных общностей и групп - демографических, этнических, правовых, половых, расовых, территориальных и т.п., с появлением группового сознания возникают в ней новые, более значимые элементы - социальные организации и институты. В культуре, которую Хвостов считал особым "коллективным социальным феноменом", он выделял и специально анализировал идеи, изобретения, традиции, общественное мнение и интегральный принцип - "дух времени". Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование, печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол. В серии книг он обосновывал законность женской эмансипации, выступал против морали "двойного стандарта".
Хвостов предлагал различать явления общественности (в широком смысле слова - любое взаимодействие живых существ) и общества (т.е. общения, взаимодействия как обмена духовными ценностями). Человек по своей природе общественное существо, вне групп и организаций он не существует и не может существовать. Как бы ни были абстрактны выводы отдельных социальных наук, они все же имеют дело с частью общения. Но есть вопросы еще более общие, не входящие в их компетенцию, хотя правильное разрешение этих вопросов, чем и занимается социология - "общая теория общества", важно для всех социальных наук.
Общество как процесс общения, взаимодействия людей есть прежде всего психическое явление (в одном месте этот процесс Хвостов называл "текучим").
Человеческое общение - это бурлящий поток разных, противоречивых тенденций интеграции и дифференциации, добра и зла, тяготения к обществу или его отрицания, солидарности и борьбы. Происходит неизбежный, по Хвостову, антагонизм между обществом, не являющимся простой суммой индивидов, а обладающим собственными закономерностями, и конкретным человеком. Личность стремится к свободе, которая дала бы ей возможность беспрепятственно осуществлять свои собственные интересы. Общество же требует, чтобы его члены свои личные интересы соотносили не с личными вкусами, а с нормами, установленными общественным целям. Эти антагонизмы и противоречия снижаются созданием "общественных идеалов", по которым человечество так или иначе реконструирует свою жизнь.
| "Теория исторического процесса" 1914, "Социология. Исторический очерк учений об обществе" 1917, "Классификация наук и место социологии в системе научного знания (1917), "Социальная связь" (1918), "Основы социологии" (1920) и др.
| 18. Левада Юрий Александрович (1930-2006)
| Хотя социологическая концепция и катализируется определенным философским мировоззрением, она должна иметь собственный категориальный аппарат. Социология должна рассматривать общество в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, в понятиях соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивается развертыванием общесоциологической теории в частносоциологические.
Основные понятия общесоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип, как член конкретного общества и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их глубинной сущностной основе, но социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку представляют собой философские абстракции. Социальные отношения соотносятся не с эмпирическими данными, а имеют своей фактической основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию.
«Социология - это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии».
| "Лекции по социологии" (ч. 1-2, 1969), "Есть мнение!" (1990), "Советский простой человек" (1993, обе - совместно с коллективом авторов), "Статьи по социологии" (1993), «Ищем человека: социологические очерки» 2000—2005, «Проблема «элиты» в сегодняшней России», «Социальная природа религии» 1965 и др.
| 19. Коган Лев Наумович (1923-1997)
| Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации. Культура пронизывает решительно все социальные отношения и является важнейшим компонентом любой человеческой деятельности. Социология культуры, как она сложилась после паузы, вслед за разгромом пролеткультовцев — вульгарных марксистов в культуре-ведении, возродилась в годы «хрущевской оттепели» преимущественно как изучение социальных институтов культуры в парадигме культурной коммуникации (кто производит культурный «продукт», по каким каналам он распространяется, как он воспринимается населением).
«Потребитель» культуры — субъект, не просто «реципиент» культурной коммуникации.
Культура — это «мир человека», созданный его социальной деятельностью. Это — специфический способ деятельности человека, его сверхприродного бытия. Культура — интегрированный социальный опыт, «социальная наследственность» человечества.
| "Русские революционеры-демократы о роли народных масс и личности в истории" (1949), «Труд и красота» 1962; «Художественный вкус»1963; «Человек, цивилизация, культура»1971; Очерки теории социалистической культуры 1972; Сов. социалистическая культура: итоги и перспективы 1979; Всестороннее развитие личности и культуры (Духовно-нравственные аспекты формирования нового человека) 1983; Цель и смысл жизни человека 1984; Духовное воспроизводство 1988; Человек и его судьба 1988; Зло 1992; Социология культуры 1992; Вечность 1994; Философия: серьезное и веселое 1996 и др.
| 20. Яков Ильич Гилинский (р. 1934)
| Социология девиантного поведения и социального контроля. Ставился вопрос о необходимости рассмотрения различных нежелательных для общества нормонарушающих проявлений с позиции более общей социологической теории, поскольку отклоняющееся поведение есть именно социальный феномен, различные его виды имеют общий генезис и причины, находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Отмечалось значение понимания и выбора критерия (точки отсчета) «отклонения», оценки и измерения его «величины», а также направленности.
Отклоняющееся поведение может быть как со знаком «минус» (негативное, отрицательное), так и со знаком «плюс» (позитивное — социальное, научное, техническое, художественное творчество).
Социология девиантности и социального контроля (девиантология) рассматривает различные виды девиантности (преступность, наркотизм, терроризм, коррупция, суицид, творчество и др.) как закономерные («нормальные») проявления функционирования общества. Нефункциональные виды человеческой деятельности элиминируются в процессе человеческой истории.
Чем выше уровень цивилизованности, тем меньше видов человеческого поведения относят к «девиантным» (гомосексуализм – лишь разновидность сексуального поведения; проституция - разновидность рыночных отношений; потребление наркотиков – один из способов воздействия на сознание, наряду с потреблением алкоголя, курением, употреблением крепкого чая или кофе). Чем ниже уровень цивилизованности, тем больший круг деяний квалифицируется как «девиантный», подлежащий жесткому контролю и «искоренению».
| «Отклоняющееся поведение - объект правового воздействия» 1973, «Преступность как социальное явление» 1978, Теоретические проблемы социологического исследования преступности и иных антиобщественных проявлений 1983, Военная девиантология 1994, Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества 1995, Девиантное поведение молодежи, преступность и социальная практика 1996 и др.
| |
|
|