Реферат. Имя великого русского писателя Антона Павловича Чехова навсегда связано с Московским Художественным театром. История русского сценического искусства бережно хранит в памяти знаменательную дату17 декабря 1898 года
Скачать 49.17 Kb.
|
Содержание Введение Имя великого русского писателя Антона Павловича Чехова навсегда связано с Московским Художественным театром. История русского сценического искусства бережно хранит в памяти знаменательную дату-17 декабря 1898 года. В этот день, когда состоялась премьера чеховской «Чайки», произошло подлинное рождение молодого театра, и одновременно сценическое рождение драматургии Чехова. В истории театра встречаются иногда небольшие по времени, но богатые событиями периоды, которые определяют собой дальнейший ход развития на долгие годы вперед. Таким периодом в жизни МХТ был период творческого содружества с Чеховым - драматургом. Этот период был предопределен серьезными историческими сдвигами в общественной и культурной жизни России на рубеже 19-20 веков. В эпоху подготовки первой русской революции, когда в стране нарастала массовая революционная -освободительная движение, резко обострялось борьба двух культур. Объединялись прогрессивные силы, открытая борьба господствующей буржуазной культуре, охранявшей устои царизма, борьба, в ходе которой отстаивались великие традиции русской национальной культуры - традиции Пушкина и Гоголя, Белинского и Герцена, Чернышевского и Добролюбова. В широкой массе русской интеллигенции крепло сознание непригодности современного строя, ощущение необходимости его изменения. К демократической настроенной интеллигенции принадлежали представители критического реализма в русском искусстве. В период могучего общественного подъема 90-х годов 19 века появление таких художников и сплочение их стремлений воедино было исторической необходимостью. Так возник Московский Художественный театр, созданный усилиями К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в тесном содружестве с великими русскими писателями - А.П.Чеховым и А.М.Горьким. Чехов был первым «властителям дум» и «учителем жизни» молодого Художественного театра. Великие гуманистические идеалы писателя-патриота вдохновляли коллектив. Театру дорого был Чехов «один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый - друг, любящий ее, сострадающий ей во всем» М.Горький и А.Чехов Как художник и мыслитель Чехов был необычайно близок Станиславскому и Немировичу - Данченко. Каждый из них пережил уже многолетний период творческих исканий и, когда встреча произошла, удивительна родственными оказались их идейно -художественные взгляды. К С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко пришли к Чехову своими путями. Первый этап их творческой деятельности, предшевствовашвий созданию МХТ, был одновременно периодом формирования их общественных и эстетических взглядов, близких взглядам Чехова. Идея создания нового театра, к которой пришли одновременной Станиславский и Немирович-Данченко, будучи артисты Художественного театра, зачитывались Чеховской «Чайкой», взволнованно мечтали о ее постановке. И когда новый театр был основан, в его репертуар одной из первых пьес была вписана «Чайка». Целью данной работы является рассмотреть проблему взаимодействия А.П. Чехова и театра 1.Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова Чехов Антон Павлович – величайший российский писатель, талантливый драматург. Он добился почётного звания академика Императорской Академии наук. Его труды переведены более, чем на сто языков мира. Произведения Чехова стали классикой не только русской, но и мировой литературы, а его пьесы и сейчас идут на мировых театральных сценах. Особенно, всемирную известность приобрели такие его работы, как: «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры». За годы своего творчества писателем было создано больше, чем 300 разных произведений. Это и пьесы, и занимательные повести, рассказы. Произведения Чехова – образец лаконичности формы и глубины смысла. Родился будущий писатель 17 января 1860 года в России (Таганрог), в маленьком домике на улице Полицейской (теперь Чехова). Он был уже третьим ребенком из шести в семье Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны. У Антона Павловича было 4 брата и одна сестра. Дед писателя был крепостным, но благодаря своей целеустремленности и упорному труду в свое время купил «вольную» для своей семьи. Отец Чехова был купцом третьей гильдии, он накопил денег и открыл бакалейную лавку в Таганроге. Павел Егорович своих детей воспитывал в строгости. Помощь по торговле в лавке было обязательным занятием для мальчишек В возрасте 8 лет Чехова отдают учиться в подготовительном классе греческой школы-гимназии города Таганрога. Это было учебное заведение с большой историей, которое находилось на юге России. Здесь Чехов, благодаря своему учителю Ф.П. Покровскому, получил свое творческое имя «Чехонте». В то же время произошла его «проба пера», а также первый опыт на сцене. За годы учебы у мальчика сформировалось свое видение мира, проявилась страсть к знаниям, литературе и театру. После окончания гимназии в 1879 году Антон Павлович переехал жить в Москву, где поступил в университет на факультет медицины. Знания ему передавали многие известные профессора. После окончания университета (1884 год) Чехов стал работать лекарем в Чикинской больнице. После он переехал в Звенигород, где некоторое время занимал должность заведующего больницей. Творческая биография Антона Чехова началась в 1880-м, когда журнал «Стрекоза» первый раз напечатал его произведение. После этого он сотрудничает с другими изданиями, которых было достаточно много – «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк». Периодическое издание под названием «Осколки» напечатало на своих страницах его юмористические произведения. В 1883-м на страницах этого журнала читатели смогли прочесть повесть «Толстый и тонкий», спустя год «Хамелеона», а в 1885-м рассказ «Пересолил». Еще одно периодическое издание – «Петербургская газета», в 1886-м опубликовала новый рассказ Чехова под названием «Ванька». Под всеми этими произведениями красовался псевдоним «Чехонте» В том же году ему пришло письмо из Петербурга, в котором ему предлагали работу. Чехова позвали в печатное издание «Новое время». Как раз в то время на суд читателей он представил сборники «Невинные речи» и «Пестрые рассказы». После того, как о нем начали отзываться хвалебно, Чехов больше не скрывался под псевдонимом, везде ставил свою настоящую фамилию. Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок. Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году. Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6». Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично. Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы. Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом. Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы. 2. Антон Павлович Чехов и Московский художественный театр Встреча с Художественным театром одним из проявлений предреволюционного общественного подъема явилось создание в 1898 году двумя замечательными русскими театральными деятелями, К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, Московского, как он тогда назывался, Художественно-общедоступного театра, которому суждено было произвести переворот в истории русского и мирового театра, стать национальной гордостью нашего народа. Уже самим названием «Общедоступный» подчеркивались демократические устремления нового театра. Демократизм Художественного театра оказывался прежде всего в самом стиле его постановок, в самом художественном методе изображения жизни. «Встреча» Художественного театра с Чеховым была глубоко закономерной: русский передовой театр, полный творческих сил, смелости, новаторского дерзания, и великий русский демократический писатель, новатор и по духу и по форме своего творчества. И театр и писатель выражали новые, поднимающиеся творческие силы богатырского народа. Удача и счастье исторической встречи Чехова с Художественным театром заключались в том, что этот театр понял некоторые важные особенности чеховского стиля, чеховской эстетики, проникновенно разгадал некоторые ее коренные принципы, в том числе скрытость красоты в обыденном, «незаметную» красоту. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко перевели этот чеховский принцип на театральный язык введенным ими новым понятием подтекста, или подводного течения. Это и означало умение раскрыть красоту обыденного, «массового», увидеть «незаметную» красоту за всеми словами, внешними движениями и поступками. Художественный театр понял, что ставить пьесы Чехова значит уметь раскрывать за обыденщиной, за повседневными разговорами людей о житейских делах и будничных заботах скрытую, тайную силу жизни. Тем самым русская литература и русский театр невиданно обогащали и углубляли художественное изображение жизни. Удача и счастье исторической встречи Чехова с Художественным театром заключались в том, что этот театр понял некоторые важные особенности чеховского стиля, чеховской эстетики, проникновенно разгадал некоторые ее коренные принципы, в том числе скрытость красоты в обыденном, «незаметную» красоту. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко перевели этот чеховский принцип на театральный язык введенным ими новым понятием подтекста, или подводного течения. Это и означало умение раскрыть красоту обыденного, «массового», увидеть «незаметную» красоту за всеми словами, внешними движениями и поступками. Художественный театр понял, что ставить пьесы Чехова значит уметь раскрывать за обыденщиной, за повседневными разговорами людей о житейских делах и будничных заботах скрытую, тайную силу жизни. Тем самым русская литература и русский театр невиданно обогащали и углубляли художественное изображение жизни. Художественный театр возбуждал у Чехова желание работать для сцены и сильно способствовал настроению подъема, которое все глубже охватывало писателя. Близость Чехова с новым театром началась с того, что «художественники» решились «реабилитировать» с таким шумом провалившуюся «Чайку». Долго колебался Антон Павлович перед тем, как уступить настояниям В. И. Немировича-Данченко и разрешить театру ставить пьесу. Волновался он, волновался и театр. 14 октября 1898 года состоялось открытие Художественного театра спектаклем «Царь Федор Иоаннович», а 17 декабря того же года состоялась премьера «Чайки». Этот спектакль решал судьбу театра. После успеха «Федора Иоанновича» другие спектакли прошли довольно вяло, театр только еще нащупывал свой стиль. «Чайка» была программной постановкой, в которой театр по-настоящему познавал сам себя, утверждал свое художественное мировоззрение. Художественного театра, Чехов, вскоре после «Трех сестер», стал делать, как всегда – очень смутные обрисованные намеки на свою новую пьесу. «Он приковал внимание зрителя к этому театру, он еще больше всех других помог ему вознестись на ту высоту, на которой стоит Художественный театр. Он сделал больше, сам о том не думая. Он своею драматургией поставил Художественному театру такие задачи, в достижении которых театр был вынужден выработать новую методу и даже новый принцип сценического искусства. И никогда уже не будут мыслить отдельно Чехова от Художественного театра, Художественный театр – без Чехова» (цитата Станиславского). Чехов – это новая драма, и по содержанию, и по отношению к предшествующей и последующей драматургии. Чеховская драматургия не терпит статичности. Она живет в интерпретации, каждый новый театр и новый режиссер открывают в ней новые файлы. Современный театр сегодня переживает, спустя 110 лет, настоящий чеховский бум. Нет такой приличной сцены, где не шли бы «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», реже – «Дядя Ваня». Чехов абсолютно органичен сознанию человека конца XX начала XXI столетия. Бесчисленные театральные и кинопостановки, чеховские фестивали, мучительные поиски образов – таков сложный и новый Чехов сегодня. Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и актуальны. Он все терпит: любые подмостки, любых актеров и режиссеров, все, кроме дурного вкуса. По силе своего непосредственного эмоционального взаимодействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма. Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будила дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности, и улучшению жизни, тем самым всегда оказывая на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Новаторство Чехова-драматурга заключается в том, что он отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев. Чеховская драматургия покорила театральную сцену почти всех стран мира. И в нашей стране нет крупного художника театра, кино, который не называл Чехова в числе своих учителей. И в подтверждение этому - на занавесах МХТа изображена Чеховская «Чайка». Заключение Чехов приходит в своих пьесах к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Поэтому классическая драма вынуждена была, по словам Белинского, всегда спешить, в затягивание действия влекло за собой неясность, непрорисованность характеров, превращалось в факт антихудожественный. Театр был для Чехова первой любовью. Этой любви он оставался верен всю свою жизнь. Театр создавал Чехова, и драматург отплатил ему тем же — он создал театр. Чехов нередко зарекался писать для театра, но он не мог не возвращаться к нему. Однако сегодня Чехов — драматург, чье искусство в значительной степени определило физиономию театра нашего столетия. Он принес на сцену новые формы, новое содержание и новый дух. Таким образом, новой драматургией нового века стал МХАТ, где было понято главное — пьесы Чехова имеют кроме внешнего плана иные, глубокие смыслы, не менее, а иногда и более важные. И задача театра: внятно и вдумчиво раскрыть их зрителю. Чеховская драматургия не терпит статичности. Она живет в интерпретации, каждый новый театр и новый режиссер открывают в ней новые файлы. Современный театр сегодня переживает, спустя 100 лет, настоящий чеховский бум. Нет такой приличной сцены, где не шли бы "Три сестры", "Чайка", "Вишневый сад", реже — "Дядя Ваня". Чехов абсолютно органичен сознанию человека конца XX столетия. Бесчисленные театральные и киношные трактовки, чеховские фестивали, мучительные поиски образов — таков сложный и новый Чехов сегодня. Не менее новый и сложный, чем при жизни. Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и актуальны. Он все терпит: любые подмостки, любых актеров и режиссеров, все, кроме дурного вкуса. Список использованной литературы 1. Вне времени и эпох: материалы чтений, посвященные 150-летию со дня рождения А. П. Чехова / Департамент культуры Яросл. обл., ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова. – Ярославль, 2009. – 28 с. 2. https://mxat.ru/history/persons/chehov/ 3. https://artifex.ru/театр/чехов-и-мхт/ 4. http://rus.tgim1.edusite.ru/p34aa1.html |