Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Юрий Николаевич Рерих, доклад. Юрий Николаевич Рерих. Имя Юрия Николаевича Рериха


    Скачать 32.7 Kb.
    НазваниеИмя Юрия Николаевича Рериха
    АнкорЮрий Николаевич Рерих, доклад
    Дата14.01.2022
    Размер32.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЮрий Николаевич Рерих.docx
    ТипДокументы
    #330996

    Имя Юрия Николаевича Рериха занимает почетное место в ряду российских востоковедов XX столетия. Лингвист, историк, археолог, искусствовед, путешественник, Ю.Н. Рерих, по словам Нирмала Сингха, «не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки»1. Тибетология, монголистика, индология, номадистика – таков исследовательский диапазон ученого.

    Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 г. в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и юношеские годы прошли в Петербурге – в городе, который в то время по праву считался крупнейшим центром мировой ориенталистики. Юрий и его младший брат Святослав, формировались под благотворным влиянием своей семьи, где царила атмосфера взаимопонимания, любви и общих духовных устремлений. Круг общения родителей был необычайно широк - в их петербургском доме бывали М. Врубель и В. Серов, С. Дягилев и И. Стравинский, А. Блок и Л. Андреев. В числе гостей бывали и известные востоковеды - Б.А. Тураев, Ф.И. Щербацкой, С.Ф. Ольденбург, А.Д. Руднев, В.В. Голубев, встречи с которыми сыграли не последнюю роль в становлении Юрия как личности и определили его будущие научные интересы. Увлеченность Востоком родители передали своим сыновьям, что, наверное, предопределило профессиональную судьбу Юрия Николаевича2. Еще в студенческие годы определился достаточно широкий круг его интересов в области индологии, тибетологии, монголоведения, иранистики и тюркологии. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке. Вот лишь некоторые фрагменты его писем: «Как бы мне хотелось уехать с экспедицией куда-нибудь в Центральную Азию». «… Средняя Азия - это Египет будущего, в смысле археологических открытий. Меня очень заинтересовали татары и монголы, особенно их былины и песни кочевий».

    В 1922-1923 гг. Юрий Николаевич учился в Сорбонне в Школе восточных языков и одновременно на военном и юридическо-экономическом факультетах. Учителями Ю.Н. Рериха были выдающиеся востоковеды: Ж. Бако, П. Пеллио, С. Леви, А. Мейе, А. Масперо, В.Ф. Минорский3. В 1922 г. Юрий Николаевич окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. Обучение в наиболее престижных университетах Европы и Америки дало Юрию Николаевичу уникальную востоковедческую подготовку. Еще в студенческие годы он овладел греческим, латынью, санскритом, пали, тибетским, китайским, монгольским языками, фарси. Интерес к Востоку был присущ всей семье Рерихов. Восток привлекал своими богатыми духовными и культурными традициями, глубиной философских концепций и постулатов, незыблемостью нравственных и моральных положений4.

    В круг научных интересов Ю.Н. Рериха входили вопросы истории кочевых народов Азии. Владея более, чем 30 современными и древними восточными и западными языками, Ю.Н. Рерих работал непосредственно с источниками и носителями этнических культур. Вместе с родителями – Н.К. и Е.И. Рерихами – прошел по маршруту Центрально-азиатской экспедиции (1924–1928 гг.) по территории Индии, Китая, Южной Сибири, Монголии, Тибета5. Для Юрия Николаевича открылись большие возможности в изучении живых диалектов и в усовершенствовании тибетского языка.

    Посещение буддийских монастырей, знакомство с древними манускриптами и произведениями искусства раскрыли перед ним богатство древней культуры. Результатом путешествий Юрия Николаевича по Сиккиму явилась его блестящая монография «Тибетская живопись», изданная в Париже на английском языке в 1925 г. Молодому ученому было всего 23 года.

    В июне 1925 г. караван экспедиции Н.К. Рериха отправился в путь. Началась основная часть знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, продолжавшаяся целых три года. Участники путешествия пересекли Индию, Китай, Монголию. На протяжении всей экспедиции Юрий Николаевич продолжал заботиться о снаряжении, обучал персонал военному делу. Юрий Николаевич, знавший более тридцати восточных языков, общался без переводчиков с местными властями, монастырскими ламами и местным населением во время Центрально-азиатской экспедиции6. Во время путешествия он исследовал древние памятники тибетской культуры, собрал целую коллекцию предметов тибетского искусства, которая затем была размещена в специально отведенных для этого залах Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Также изучал встречавшиеся на склонах гор петроглифы, размышляя об истории тех мест, через которые шла экспедиция, и все это происходило в тяжелейших условиях походного быта7.

    Именно во время экспедиции началась самостоятельная научная работа молодого востоковеда, сделавшего немало серьезных открытий. Причем открытия и находки были сделаны не только в области этнографии, культурологии, востоковедения, но и в сфере естественных наук, что свидетельствует о чрезвычайно широких познаниях Юрия Николаевича, его стремлении осуществить комплексное изучение районов, по которым проходил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. Поражает глубина осведомленности Юрия Николаевича о местных реалиях, детальное знакомство с трудами известных ученых-востоковедов по культуре и искусству Индии, Тибета и Китая. Так, описывая жителей долины Дра, их быт и культуру, он подробно останавливается на внешнем облике и предназначении буддийских каменных скульптур, обнаруженных им за границей местных поселений. Среди них фигура всадника, вероятно, портретное изображение местного владетеля, бодхисаттва Майтрейя, бодхисаттва Авалокитешвара, цветок лотоса. Ученый комментирует увиденные изображения, связывая их с распространением буддизма в Западном Тибете8.

    Юрий Николаевич заканчивает свою книгу об экспедиции «По тропам Срединной Азии», организует лекционное турне по университетским городам США, а также публикуется в периодических изданиях. Ю.Н. Рерих, вопреки традиции европейского востоковедения, рассматривал Тибет не как изолированный горный район в центре Азии, а как особое место на планете, где надо искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою даже весьма удаленных во времени и пространстве от Тибета. Особое внимание он уделял эпосу о Гессэре – «Илиаде» Центральной Азии. Тибетология всегда была любимым предметом научных исследований Юрия Николаевича: его интересовали равно как история буддизма в Тибете, так и этнография, искусство и литература этой малоисследованной, замкнутой страны.

    В 1930–1942 гг. Ю.Н. Рерих состоял директором Института Гималайских исследований «Урусвати», основанном Н.К. Рерихом по окончании экспедиции в долине Кулу (Индия, штат Химачал-Прадеш)9. Институт сотрудничал со многими научными организациями Азии, Европы и Америки, обменивался публикациями с 285 университетами, музеями, институтами, библиотеками. В созданной богатой библиотеке древние манускрипты соседствовали с трудами крупнейших современных востоковедов. Юрий Николаевич внимательно следил за выходом в свет новых книг и поддерживал постоянные контакты с книгоиздателями США, Англии, Германии, Франции.

    Сейчас трудно себе представить, как один человек успевал руководить многогранной деятельностью института и одновременно заниматься разработкой сложнейших проблем лингвистики и филологии, но сохранившиеся документы беспристрастно свидетельствуют, что это было именно так. За выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, этнографии, археологии Центральной и Южной Азии Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского Азиатского Общества в Лондоне, Азиатского Общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других научных учреждений мира10.

    Рерих-старший знал цену познаниям сына, мечтал о его возвращении на родину и служении сына отечественной востоковедческой науке. «Как нужен Юрий - индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками - небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии. … Чего ради весь этот ценный материал, накопленный в течение четверти века, должен лежать под спудом, а не радовать Родину?»11 - писал Николай Константинович Рерих в 1947 г. художнику И. Э. Грабарю.

    Юрий Николаевич умел оказывать влияние на окружающих, находил общий язык с любым собеседником, чему в немалой степени способствовали его путешествия и встречи с представителями самых разных культур, национальностей, общественных слоев и каст12. Так, интересна история возвращения Юрия Николаевича Рериха в СССР в 1957 году, благодаря личному содействию Н.С. Хрущева. Это произошло во время приезда первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева в Индию и его личной встречи с Ю.Н. Рерихом. Грубый, малообразованный, импульсивный и деспотичный коммунистический лидер Н.С. Хрущев во время краткого разговора с Ю.Н. Рерихом внезапно проникся искренней симпатией и глубоким уважением к этому потомственному дворянину и интеллигенту, эмигранту, а по внешности и манерам - типичному «недобитому белогвардейцу», который к тому же предложил возродить «изучение в России философии и религии Востока». В данной ситуации проявился «магнетизм» неповторимой личности Юрия Николаевича, на «протяжении десятилетий практиковавшего духовное самосовершенствование», и свою роль сыграло «удивительное искусство общения», которым владел Ю.Н. Рерих, почерпнув его из «кладезей мудрости Востока»13.

    Ю.Н. Рерих привез на Родину, принадлежавшую ему часть наследия: более пятисот картин отца, огромную библиотеку, семейные реликвии. Старший сын вернул Родине имена своих великих родителей14.

    В СССР востребованность знаний Юрия Николаевича была чрезвычайно высока, и он энергично включился в научную жизнь Института востоковедения Академии наук СССР. За два с половиной года работы в Москве он сумел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродить школу российского востоковедения (ее достижения в России были очень значительны, но в 19301940 годах в силу известных событий наука потеряла многих выдающихся ученых). Он создал отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки - номадистики (изучение кочевых племен), а также воспитал плеяду замечательных ученых - индологов, тибетологов, монголоведов. Практически каждый из близко знавших Ю.Н. Рериха учеников и коллег отмечает влияние, которое оказала личность ученого на их научный путь и жизненные ценности. Вот что говорил о Ю.Н. Рерихе один из его учеников – А.М. Пятигорский: «Он был не только с «нездешней стороны» – он был с нездешних сторон. Юрий Николаевич – один из тех немногих людей …, которые существовали в трех культурах… в высокой русской культуре конца XIX – начала XX веков… он воспринял традиции абсолютно элитной западной культуры… его личность сформировалась на еще более элитной тибето-монгольской буддийской культуре»15

    Взгляд Ю.Н. Рериха на историю Востока, на Азию, как на значимый планетарный центр связан и со вторым очень важным направлением востоковедческой науки, а именно исследованием взаимосвязи Востока и Запада в контексте развития мировой цивилизации. Эта очень важная тема взаимовлияния, взаимообогащения двух равнозначных культур Востока и Запада. Идеи синтеза Востока и Запада послужили основанием для развития евразийской мысли. Важной проблемой для востоковедения, которую попытался решить Ю.Н. Рерих, а также ученые евразийцы, была проблема осмысления кочевого мира16.

    21 мая 1960 года, Юрия Николаевича не стало. Ему было всего 58 лет. Ушел человек, полный сил, замыслов, научных планов. Для всех, кто знал его, эта внезапная смерть была огромным потрясением.

    Таким образом, Юрий Николаевич был одним из крупнейших востоковедов нашего времени, чье имя было известно во многих странах мира. Талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, он был энциклопедически образован и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым в свое время могла гордиться Россия. Юрий Николаевич был богато одаренным человеком. Его личность, несомненно, представляла планетарную культурную ценность17. Ю.Н. Рерих обладал блестящими духовно-интеллектуальными способностями и качествами. Это, в частности, подтверждается тем, что он владел более чем тридцатью языками и диалектами, в число которых входили языки народов Тибета. Все это помогало Ю.Н. Рериху стать выдающимся востоковедом18.

    Такие изменения в современном мире как: усиление культурного и научного взаимодействия народов Запада и Востока, ускоренный информационный обмен в сети Интернет и др., открывают широкие перспективы для изучения и практического использования научного наследия Юрия Николаевича Рериха.

    Список использованной литературы

    1. Рерих Н. К. Письмо к И. Э. Грабарю. 2 апреля 1947 // Из литературного наследия. - М., 1974. - С. 428–429

    2. Юрий Рерих: Живое наследие. Материалы к биографии. Вып. 1: Сборник статей и интервью. - М.: ГМВ, 2012. - 224 с.

    3. Ю.Н. Рерих: Материалы юбилейной конференции: Сб. статей. – М.: Международный Центр Рерихов; Бисан-Оазис, 1994.– 94 с.

    4. Липко Ю.В. Юрий Николаевич Рерих – ученый будущего, ученый новой эпохи // Творческое наследие Рерихов – врата в будущее: Матер. регион. Байкальских Рериховских чтений и межрег. науч.-обществ. конфер. (2013-2016 гг.). – Иркутск: Изд-во «Репроцентр», 2016. – С. 140-148.

    5. Пятигорский А.М. Эффект Рериха // Юрий Рерих: живое наследие: Материалы к биографии. Вып. I. Сборник статей и интервью / ред.-сост. В.А. Росов. - М.: ГМВ, 2012

    6. Троянова Е.В. Научное наследие Ю.Н. Рериха в историографии // Вопросы истории Кыргызстана. - 2013. - № 1-2. - С. 239-254.

    7. Федотов А. Научная деятельность Ю.Н. Рериха в период Центрально-Азиатской экспедиции // Труды Объединенного Научного Центра проблем космического мышления: Сб. стат. - М., 2013. - С. 132-166.

    8. Фролов В.В. Ю.Н. Рерих как философ и творец новой науки // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2013. - № 5. - С. 25-29.

    9. Фролова Н.А. Вклад семьи Рерихов в русскую культуру // Весна науки – 2017: матер. межвуз.науч.-практ. конфер. (Санкт-Петербург, 27–28 апреля 2017 года). - СПб., 2017. - С. 173-178.

    10. Шиманская А.А. К юбилею Юрия Николаевича Рериха //
      Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2013. - № 4. - С. 212-214.

    11. Шустова А.М. Становление Ю.Н. Рериха – востоковеда // Азия и Африка сегодня. - 2010. - № 5 (634). - С. 60-65.

    1 Ю.Н. Рерих: Материалы юбилейной конференции. – М.: МЦР, 1994. - С.6.

    2 Федотов А. Научная деятельность Ю.Н. Рериха в период Центрально-Азиатской экспедиции // Труды Объединенного Научного Центра проблем космического мышления. - М., 2013. - С. 134.

    3 Липко Ю.В. Юрий Николаевич Рерих – ученый будущего, ученый новой эпохи // Творческое наследие Рерихов – врата в будущее. – Иркутск, 2016. – С. 141, 137.

    4 Федотов А. Научная деятельность Ю.Н. Рериха в период Центрально-Азиатской экспедиции // Труды Объединенного Научного Центра проблем космического мышления. - М., 2013. - С. 134.

    5 Троянова Е.В. Научное наследие Ю.Н. Рериха в историографии // Вопросы истории Кыргызстана. - 2013. - № 1-2. - С. 239.

    6Фролова Н.А. Вклад семьи Рерихов в русскую культуру // Весна науки – 2017: материалы межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. - СПб., 2017. - С. 178.

    7 Липко Ю.В. Юрий Николаевич Рерих – ученый будущего, ученый новой эпохи // Творческое наследие Рерихов – врата в будущее. – Иркутск, 2016. – С. 138.

    8 Федотов А. Научная деятельность Ю.Н. Рериха в период Цен-трально-Азиатской экспедиции // Труды Объединенного Научного Центра проблем космического мышления. - М., 2013. - С. 136-137.

    9 Троянова Е.В. Научное наследие Ю.Н. Рериха в историографии // Вопросы истории Кыргызстана. - 2013. - № 1-2. - С. 239.

    10 Липко Ю.В. Юрий Николаевич Рерих – ученый будущего, ученый новой эпохи // Творческое наследие Рерихов – врата в будущее. – Иркутск, 2016. – С. 140.

    11 Рерих Н. К. Письмо к И. Э. Грабарю. 2 апреля 1947 // Из литературного наследия. - М., 1974. - С. 428–429

    12Шиманская А.А. К юбилею Юрия Николаевича Рериха // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2013. - № 4. - С. 214.

    13 Юрий Рерих: Живое наследие. Материалы к биографии. Вып. 1. - М., 2012. - С. 85.

    14 Троянова Е.В. Научное наследие Ю.Н. Рериха в историографии // Вопросы истории Кыргызстана. - 2013. - № 1-2. - С. 239.

    15Пятигорский А.М. Эффект Рериха // Юрий Рерих: живое наследие: Материалы к биографии. Вып. I / ред.-сост. В.А. Росов. – М., 2012. - С. 211

    16 Шустова А.М. Становление Ю.Н. Рериха – востоковеда // Азия и Африка сегодня. - 2010. - № 5 (634). - С. 63.

    17 Ю.Н. Рерих: Материалы юбилейной конференции: Сб. ста­тей. – М., 1994. – С.3.

    18 Фролов В.В. Ю.Н. Рерих как философ и творец новой науки // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2013. - № 5. - С. 26.


    написать администратору сайта