Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальный проект Какой он, логотип нашего колледжаВыполнила

  • По специальности

  • 1.История возникновения логотипа

  • 3.Основные стили логотипов

  • 4.Классификация логотипов по типу исполнения

  • 5.Основные методы создания логотипа

  • 6.Основные правила разработки логотипа

  • Примеры ассоциативной роли цвета

  • 7.Анализ логотипа колледжа

  • Логотип нашего колледжа. Логотип. Индивидуальный проект Какой он, логотип нашего колледжа Грошева Анастасия Валерьевна Обучающаяся 1 курса 16ДО11к группы По специальности Дошкольное образование


    Скачать 55.33 Kb.
    НазваниеИндивидуальный проект Какой он, логотип нашего колледжа Грошева Анастасия Валерьевна Обучающаяся 1 курса 16ДО11к группы По специальности Дошкольное образование
    АнкорЛоготип нашего колледжа
    Дата04.09.2019
    Размер55.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛоготип.docx
    ТипАнализ
    #85952


    Министерство образования Пензенской области

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    Пензенской области «Пензенский социально-педагогический колледж»

    Индивидуальный проект

    Какой он, логотип нашего колледжа

    Выполнила: Грошева Анастасия Валерьевна

    Обучающаяся 1 курса 16ДО11к группы

    По специальности «Дошкольное образование»

    Оценка_____________________________

    Руководитель проекта

    Преподаватель обществознания Ботова Лилия Михайловна

    Пенза, 2017 г.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………….…………3 стр.

    1. История возникновения логотипа…………………………….……………..4 стр.

    2. Понятие логотипа……………………………………………………………...5 стр.

    3. Основные стили логотипа…………………………………………..………...7 стр.

    4. Классификация логотипов по типу исполнения……………….………….10 стр.

    5. Основные методы создания логотипа…………………………..……….…12 стр.

    6. Основные правила разработки логотипа……………………………..…….13 стр.

    7. Анализ логотипа колледжа………………………………………………….15 стр.

    Заключение………………………………………………………….………..17 стр.

    Список литературы………………………………………….………….……18 стр.

    Введение

    В образовательной сфере уже давно действуют законы рыночной экономики. И для частных, и для государственных учебных заведений актуальны вопросы выживания в конкурентной среде и поддержания положительного имиджа. Более того, нынешние реалии требуют не разовых действий, а систематической работы по управлению репутацией вуза, школы. В таких случаях образовательное учреждение может рассчитывать не только на востребованность среди учеников, студентов и их родителей, но и на внимание спонсоров и меценатов, а также на лояльность со стороны госорганов

    Целью исследования является рассмотрение дизайна логотипа в качестве основы фирменного стиля. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

    • определить понятие фирменного стиля;

    • выявить основные элементы фирменного стиля, его функции и задачи;

    • исследовать стили, используемые при создании логотипа;

    • рассмотреть различные методы классификации логотипов.


    1.История возникновения логотипа

    Любое государство или город во все времена имели свой герб, то есть графическое изображение, на котором присутствовали основные особенности данной территории или общности людей.

    В наше время, как и много лет назад, каждая фирма, товар и даже учебное заведение имеют свой особенный отличительный знак.

    Термин «логотип» появился в начале XIX века в типографике и был синонимом термина «лигатура», то есть обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. Он возник на волне подъёма производства, которая привела к росту объёмов производимой продукции, росту экспорта и конкуренции. К середине XIX века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты.

    В XX веке логотипом стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия или само название в таком начертании.

    Первым официально зарегистрированным логотипом стал шрифтовой товарный знак (в сочетании с графическим - красным треугольником) пива Bass. Регистрация была оформлена в Британском Патентном бюро 1 января 1876 г. под № 1, причём накануне владелец компании Bass & Co. провёл всю новогоднюю ночь у дверей Патентного бюро в ожидании открытия, чтобы обязательно быть первым. Товарный знак, логотип, как и сам напиток, существуют до сих пор. К числу первых логотипов относятся Coca-Cola (1886 г.), Gebrüder Thonet (мебель из гнутой древесины). Интересно, что многие всемирно известные сегодня логотипы были нарисованы не профессиональными художниками или дизайнерами, а самими владельцами компаний, помощниками, бухгалтерами и другими людьми, не имеющими никакого отношения к искусству и дизайну.

    С развитием промышленной графики логотип стал использоваться в устойчивых комбинациях с другими атрибутами идентификации компаний или организаций: графическими товарными знаками, реквизитами, элементами "фирменного" декора (например, с раппортом). Такие устойчивые комбинации называются "фирменными блоками".

    2.Понятие логотипа

    Логотип — это лицо образовательного заведения, важнейшая часть его имиджа. Логотип отражает индивидуальность учебного заведения, привлекая внимание к ее сильным сторонам.

    Логотип (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.

    Логотип—важнейший элемент имиджа образовательного учреждения. Он служит, в первую очередь, для идентификации учебного заведения на рынке.

    В восприятии потребителя наличие логотипа или товарного знака фирмы, имеющей устоявшуюся репутацию, является гарантией качества образования, поэтому разработка качественного логотипа столь важна в формировании имиджа учебного заведения. 

    Качество образовательных услуг нельзя оценить до их получения. Поэтому известность учебного заведения и его авторитетность будут иметь достаточно сильное влияние при совершении выбора. Как правило, в ситуациях, когда школа или вуз не занимаются мероприятиями по управлению репутацией, она формируется по слухам. Потенциальный потребитель услуг получает информацию от друзей, знакомых, других групп общественности. Брендинг позволяет управлять слухами, направляя общественное мнение в нужное русло.

    Под учебными заведениями подразумеваются:

    • дошкольные учебные заведения, развивающие центры;

    • школы (общеобразовательные, художественные, спортивные, языковые и пр.);

    • высшие учебные заведения (вузы, техникумы, колледжы и т.д.);

    • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Типы логотипов.

    Выделяют различные типы логотипов, например:

    • Оригинальное графическое (шрифтовое) начертание названия.

    • Фирменный знак. Буквенное начертание

    • Фирменный блок — комбинация названия и знака.

    Требования к логотипу:

    • запоминаемость,

    • универсальность,

    • оригинальность,

    • ассоциативность,

    • выразительность,

    • функциональность,

    • лаконичность,

    • уникальность.

     

    Функции логотипа.

    Идеальный логотип должен выполнять 6 основополагающих функций:

    • Фактическую (канал, контакт между носителем и получателем: вывески на домах, таблички офисов...)

    • Экспрессивную (визуальное сообщение миссии компании: идентичность и характеристики компании)

    • Референтную (информация о продукте: подытоживает характеристики компании)

    • Импрессивную (впечатление от увиденного: воздействие на потребителя)

    • Поэтическую (эмоциональный позыв, эстетическое восприятие)

    • Металингвистическую (информационный код сообщения: словесное и символьное восприятие)


    3.Основные стили логотипов

    На логотип как неизменный атрибут любого существующего образовательного учреждения ложится серьезная ответственность - образно, но четко, эффектно и емко донести до потребителя определенную информацию.

    Способы и методы достижения этих целей в процессе развития маркетинговых технологий постоянно совершенствовались. Конечно, появление интересных и красивых идей не зависит от «эволюционного» уровня рекламной индустрии - они рождаются во все времена.

    Таким образом, век пиара и информационных технологий превратил рекламу в искусство, где уже сегодня (как, например, и в живописи) можно выделить свои «исторически сложившиеся» стили и направления.

    За основу работы взята классификация стилей логотипов, составленная Биллом Гарднером.

    • Спиралевидные мотивы

    Изначально спираль связывали с понятиями жизни и смерти: это образ развертывания жизненной силы (жизнь), и в то же время - бесконечного погружения (смерть). Изображенная на логотипе спираль создает ощущение глубины и вызывает ассоциации с эволюционными процессами, выступая и как символ спирали ДНК.

    • Стиль, основанный на простых геометрических формах

    Визуальная простота, с одной стороны, облегчает восприятие, а, с другой - может граничить с откровенным примитивом, чего в данном случае избежать сложнее всего. К основным геометрическим фигурам, которые можно наблюдать на логотипах этого стиля, относятся круг, квадрат и треугольник. Круг придает образу завершенность, традиционно символизирует непрерывное развитие, совершенство, единство, его замкнутая форма вызывает ощущение защищенности. Треугольник олицетворяет стремление к успеху, достижение каких-то вершин и, между тем, говорит об основательности. Квадрат символизирует равенство, порядок, ассоциируется с прочностью и устойчивостью

    • Капельно-точечный стиль

    Логотипы, выполненные в таком стиле, как правило, вызывают технические или научные ассоциации. За основу здесь берется форма капли, которая может символизировать и мельчайшие частиц (молекулы, атомы). Капли могут располагаться как отдельно, так и в символическом слиянии друг с другом. При этом варьируются и формы: от плоских до форм в стиле «3D».

    • Стиль «флора и фауна»

    Чаще всего, когда за основу символа берется образ животного, это означает, что компания стремится «спроецировать» на себя какие-либо признаки этого персонажа, вызывая у потребителя соответствующие ассоциации. В основном эта тактика используется маленькими и средними компаниями. Образы растительного мира более наглядно отражают связь с природой, рождая ассоциации с чистотой, естественностью, натуральным продуктом.

    • Стиль, основанный на принципе деформации

    Если взять любую плоскую геометрическую форму и наклонить ее или «обернуть» вокруг сферы, либо другой трехмерной фигуры, то возникнет эффект двумерности. Такое графическое решение, как правило, используется на логотипах компаний, связанных со сферой коммуникаций, интернет-пространства.

    • «Очеловечивание» знаков

    Образ человека в логотипе компании делает его более дружественным, приветливым и говорит об ориентации в своей работе на человеческий фактор. Такие образы могут использоваться на логотипах социальных проектов, медицинских учреждений, кафе и т.д.

    • Знаки пунктуации

    Это тоже один из вариантов молодежного стиля, который связан с символикой компьютерной клавиатуры. Он активно развивается молодым поколением дизайнеров-интернетчиков и, несмотря на ограниченное количество элементов, проявляет себя в новых идеях и вариациях.

    • Линия и лента

    Знак этого стиля составлен из одной точно спроектированной линии. Они могут быть стилизованы под какие-то конкретные объекты (например, ленту кинопленки, канат, «сантиметр» и т.д.), а могут просто выглядеть как нарисованные особым образом линии, «заворачивающиеся» в конкретные символы.

    • Оптические иллюзии

    К этой категории знаков относятся те, в которые закладывается идея возможности невозможного, что и делает их привлекательными для владельцев логотипов. Эффект оптической иллюзии - это выраженный в конкретной форме взгляд «в глубину». Компания, имеющая логотип в таком стиле, будто говорит: «мы знаем новые пути, делая то, чего не делают другие». За основу этого стиля часто берутся инициалы и заглавные буквы названия компаний.

    4.Классификация логотипов по типу исполнения

    Абстрагируясь от тематической принадлежности тех или иных знаков, попробуем классифицировать их по внешнему признаку. По типу исполнения можно четко выделить три группы:

    • только текст;

    • только знак;

    • комбинированное исполнение: знак + текст.

    Только текст

    Логотип изготавливается путем написания названия фирмы товара выбранным шрифтом. В зависимости от типа использованной гарнитуры данную группу можно разделить на две подгруппы: классическое исполнение и декоративное исполнение. К классическим шрифтам отнесем шрифты с засечками типа Times и рубленные типа Pragmatica, а также аналогичные, отличающиеся от первых шириной, толщиной букв, пропорциями заглавных строчных букв, а также исполнением отдельных букв алфавита. Декоративными же гарнитурами можно считать все остальные.

    Это самый простой и быстрый способ изготовить логотип. Но в то же самое время дизайнер рискует затеряться в серой массе аналогичных исполнений, которых на любом рынке огромное количество.

    Выделить свой логотип можно частой рекламой или высоким качеством сопровождаемой продукции, либо использованием оригинальной шрифтовой гарнитуры. Только теперь этот способ перестает быть простым и быстрым и упирается исключительно в талант, фантазию и желание дизайнера сделать что-то новое. Получившееся, однако, нужно было бы отнести ко второй группе логотипов.

    Только знак

    Для того, чтобы клиенты с одного взгляда на знак узнавали организацию, необходимо либо провести массированную рекламную атаку с целью отложения в сознании масс стойкой ассоциации знака с названием фирмы, либо само название превратить в знак. Нужно отметить, что он реален только если название организации-заказчика не длинное - как правило 3-4 буквы и менее. Чем больше букв в слове, тем сложнее сплести их друг с другом и тем труднее получившийся знак читается, не говоря уже о размерах и количестве деталей.

    Знак + текст

    Этот тип логотипов объединяет в себе два предыдущих и наиболее распространен по следующим причинам. Использование изобразительного элемента в логотипе делает его, во-первых, более запоминаемым (чего не скажешь о текстовых логотипах), и во-вторых, позволяет сделать длинное имя заказчика визуально более привлекательным.

    Кроме того, дизайнеру достается приятная возможность использования знаковой части логотипа в качестве «клейма» на товарах владельца. Причем это «клеймо» совершенно безнаказанно может соседствовать рядом с торговой маркой собственно товара, как это делают практически все производители лекарственных препаратов.

    Как правило, знак либо располагается сверху, либо предшествует сопровождаемому слову. Реже в качестве знака выступает одна или несколько букв слова. В данном случае в знаке должна однозначно читаться опущенная буква, либо сам знак должен помещаться внутри области, однозначно описывающей букву.

    Не следует забывать и о такой важной составляющей логотипа, как рекламный слоган. Навязать потребителю прямую взаимосвязь между фирмой клиента и качеством его товара или услуг можно не только визуально, но и простым лаконичным, по возможности стихотворным, легко запоминающимся словосочетанием - слоганом. Удачный слоган обречен не расставаться с именем фирмы долгие годы и по праву занимать свое место рядом с логотипом, образуя его часть.

    Сделать так, чтобы слоган не отрывался от основного логотипа, чтобы он гармонично с ним сочетался – самая главная задача дизайнера при разработке логотипа.

    5.Основные методы создания логотипа

    • Логотип за 5 секунд

    Самый простой способ сделать логотип уже известен - это обычный набор текста выбранной гарнитурой, выполненный в любой программе, позволяющей это сделать. И основным недостатком этого способа, как уже отмечалось выше, является его ординарность, что не способствует запоминаемости в сознании потребителя .

    • Липучка

    Недалеко от первого ушел Способ слияния букв, который заключается в том, что две и более соседние буквы естественно или не совсем переходят одна в другую.

    • Заполнение буквы

    «Еще один способ оживить сухой текст - Способ заполнения букв(ы), который заключается в том, что букву (буквы) слова заполняются некоторой заливкой: от простой текстуры до рисунка». 

    • Геометрия

    Казалось бы, что еще можно сделать с простым текстом? К нему можно еще применить Способ втискивания в фигуру, заключающийся в том, что текст заключают вовнутрь некоей геометрической фигуры, как правило, правильной, т.е. симметричной и по горизонтали, и по вертикали.

    • Аббревиатура

    Кроме всех вышеуказанных, существует также способ «первых букв» или, другими словами, способ «аббревиатуры». Заключается этот способ в том, что в качестве знака, сопровождающего текст, выступает обыгранная первая буква названия организации либо обыгранные первые буквы, если слов в названии несколько. Удивительно, но этот способ по праву считается лидером по количеству логотипов, им произведенных.

    • Ассоциативный знак

    Знак, сопровождающий текст, может быть любым. Знак может висеть над текстом или быть его частью. Он может доминировать в композиции, а может быть меньше самой маленькой буквы текста.

    Главное только чтобы он своим внешним видом не отталкивал потребителя, а наоборот, располагал к себе.

    6.Основные правила разработки логотипа

    Первый вопрос, которым должен задаться дизайнер (а значит и клиент) при проектировке будущего логотипа: где потребитель чаще всего будет видеть логотип? Ответ на этот вопрос может быть самым разнообразным: на бланке фирмы, на упаковке продукции, в полиграфической, видео рекламе, наружной рекламе, вывеске магазина и пр. Однако, отвечая на этот вопрос, можно сделать ряд выводов, которые помогут в дальнейшем.

    • При определении размеров логотипа станут очевидными следующие факты:

    Если логотип предполагается маленьким, то мелкие, тонкие элементы логотипа визуально превратятся в серое пятно, каким бы хорошим ни было качество печати. А использование шрифтов с засечками, сделает текст нечитабельным или плохо читабельным. Следовательно, формы знака должны быть по возможности более обтекаемыми, без подробных мелких элементов , а шрифт нужно использовать из серии классических рубленых, как более читабельных в мелком исполнении.

    И наоборот, на крыше высотного здания или на вывеске магазина, лаконичный в мелком исполнении логотип окажется чересчур простым, а рубленые гарнитуры - слишком грубыми. Здесь больше подойдут классические или декоративные шрифты с засечками, а также найдут свое применение различные узоры или прочие подробные детали.

    • Композиция

    «Неправильная композиция - одна из основных причин, по которой внешний вид логотипа (как и любого другого дизайна) может вызывать некий дискомфорт, и по которой логотип впоследствии тяжело будет согласовать с другими элементами рекламы».

    Для этого нужно попробовать положить логотип на плоскость, ограниченную размерами самого логотипа и представить, что краска, которой логотип изображен, имеет свой вес, причем для белого (светлого) фона чем светлее краска, тем ее вес легче, а чем темнее - тем тяжелее. Для черного (темного) фона - наоборот. Теперь нужно определить центр равновесия. В идеальном случае центр равновесия лежит в точке пересечения вертикальной и горизонтальной осей. Хуже, если он незначительно смещен, но остается на вертикальной оси. Если же равновесие достигается в другой точке, значительно удаленной от идеальной - предстоит еще поработать. Теоретически, ассиметрия логотипа может быть компенсирована композиционно другими элементами, вместе с логотипом присутствующими в рекламе.

    • Цвета и эффекты

    Если дизайнер при разработке логотипа решил его раскрасить, следует использовать как можно меньше красок (как правило до трех), причем краски должны быть контрастны друг к другу и к предполагаемому фону. Большее количество цветов, а также использование полноцветной палитры с полутонами, превратят логотип в рекламный плакат, который намного тяжелее использовать в рекламе, а тем более при печати на упаковке или самом товаре (логотипы на передних панелях бытовой электроники, выдавленные на корпусе аппаратуры, или на поверхности таблетки или шоколада).

    Цвета в логотипе несут не только декоративную нагрузку, но и ассоциативную. Если деятельность организации связана с морем, имеет смысл задействовать морские цвета: синий, голубой, лазурный или их сочетания.

    Примеры ассоциативной роли цвета:

    Синие и черные цвета характерны для металла и более присущи машиностроительной отрасли, а также всем производствам, связанным с металлом.

    Красный цвет сам по себе является цветом предупреждения об опасности. Он всегда обращает на себя внимание и заставляет остановить на нем свой взгляд.

    Фиолетовый цвет - цвет тревоги, беспокойства, неуверенности, меланхолии. Не лучшее решение для логотипа. Отметим, что совмещение красного цвета с фиолетовым без третьего разделяющего цвета всегда вызывает у наблюдателя раздражение.

    Если дизайнер использует в логотипе несколько цветов, их общее число не должно быть более трех. В таком логотипе как правило базовым цветом является черный. В качестве второго цвета может быть любой. Третий цвет должен быть ахроматически или хроматически контрастным второму:

    Белый и черный цвета являются нейтральными сами но себе. Они не вступают в конфликт с другими цветами логотипа, а дополняют их. Аналогично нейтральными являются все градации серого.

    Как вариант заливки логотипа (или его части) может быть использован спектр радуги пли похожий по замыслу сложный градиент. В таком случае эту заливку необходимо делать внутри некоего контура с целью предотвратить сливание логотипа с фоном в тех местах, где их цвета совпадают.

    Базовое изображение, в большинстве должно быть монохромным (черно-белым) без каких-либо эффектов типа тень, выпуклость и пр. Заказчик и дизайнер должны понимать, что, встроив эффект внутрь логотипа, тем самым накладывается ограничение на использование массы оставшихся эффектов. Так сухой логотип может быть оживлен в рекламе тысячей способов.

    7.Анализ логотипа колледжа

    В этом году наш колледж отделился от Многопрофильного колледжа и стал самостоятельным учебным заведением. Как и любому учебному заведению ему требуется логотип.

    Что стало логотипом нашего учебного заведением и как он создавался мы узнали из интервью с Ольгой Васильевной Копашиной:

    - Что послужило прототипом логотипа нашего колледжа?

    - В качестве прототипа логотипа нашего колледжа послужило готовое изображение, которое было использовано на «Информационной Галактике». Этот логотип уже работал на другом мероприятии.

    - А как логотип, задействованный на «Информационной галактике». стал логотипом нашего колледжа?

    - После отделения нашего колледжа от «Многопрофильного колледжа», когда мы стали отдельным учебным заведением, Людмила Николаевна смогла отыскать тот самый логотип, о котором все благополучно забыли. Людмила Николаевна предложила использовать этот логотип как логотип нашего колледжа.

    - Кто участвовал в создании логотипа?

    - Логотип создавали наши студенты курса «Прикладной информатики», которые давно уже выпустились. Это было около шести лет назад. Мы с ребятами смотрели какие логотипы бывают, какие цвета лучше всего использовать при создании логотипа. Но из тех набросков, что были в интернете нам ничего не понравилось.

    - Что символизирует логотип нашего колледжа?

    - На логотипе изображены все основные сферы нашего колледжа: социальная, педагогическая и туристическая. В ближайшее время логотип изменится, и вместо одного из шаров, изображенных на логотипе колледжа будет внесена аббревиатура «ПСПК».

    Так же на базе нашего колледжа мы провели опрос и выяснили, знают ли студенты нашего колледжа как выглядит логотип заведения, где они учатся. Сведя полученные данные

    диаграмму мы получили следующее:

    Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что большинство студентов колледжа не знают как выглядит логотип заведения, где они учатся.

    Основываясь на данном выводе, мы решили, что первокурсников нашего колледжа нужно знакомить систорией нашего колледжа и его логотипом..

    Заключение

    В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль играет неоценимую роль при создании имиджа учебного заведения.

    В результате проделанной работы мы проанализировали литературу по данной теме, проследили историю появления, выявили основные методы, функции и стили логотипа и пришли к выводу, что, несмотря на то, что логотип является лишь составной частью фирменного стиля наряду с другими, однако именно логотип можно по праву назвать основой фирменного стиля, его главной составной частью.

    Мы определили, что логотип - это фундамент учебного заведения, его главный элемент.

    Мы рассмотрели классификации логотипов по способу ассоциативного воздействия и по типу исполнения. Также мы выявили, что есть определенные правила, которых следует придерживаться при разработке логотипа. Основная задача логотипа - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью.

    Список литературы

    1. Добробабенко Н.С. «Фирменный стиль: принципы разработки».- М: Инфра-М., 2003» -c. 67

    2. Попов С.Г. «Основы маркетинга, учебное пособие»- СПб.: Питер, 2001. – c. 149

    3. Уильямс Р. «Не дизайнерская книга о дизайне» М.: Гелла-принт» 2002. - с. 240

    4. Харт Ф. «Создание успешного бренда. Как управлять мотивацией потребителя» М. 2005 - 204с.

    5. Канферер Н. «Торговая марка: испытание практикой» - Новосибирск:СП "Интербук", 2003 - c. 46

    6. Канферер Н. «Торговая марка: испытание практикой» - Новосибирск: СП "Интербук", М. 2002. – с.154.

    7. Гольман И.А. «Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация». – М.: Гелла-принт 2002. – с. 343.

    8. Понкратов, Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. «Рекламная деятельность» – М.: Гелла-принт 2002. – с. 167

    9. Добробабенко Н.С. «Фирменный стиль: принципы разработки».- М: Инфра-М., 2002 - c. 234.

    10. Уильямс Р. «Не дизайнерская книга о дизайне» - М: Инфра-М., 2006 - c. 67



    написать администратору сайта