Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика национальных религий

  • Карма – это неотвратимость наказания за содеянное в данной жизни. Карма определяет сансару человека, т.е. определяет, в какое существо будет вселена душа в следующей жизни.

  • В индуизме два основных направления – вишнуизм и шиваизм.

  • Вишнуизм выдвигает на первый план образ бога Вишну – хранителя мирового порядка.

  • Конфуцианство возникло в Китае в VI-V вв. до н. э. Его основателем был Конфуций (Кон Фу Цзы, Кун Цзы, 551- 479). В настоящее время конфуцианство распространено в Китае, Корее и Японии.

  • Даосизм возник в Китае в IV – II вв. до н. э. Его основателем считается мудрец Лао-цзы.

  • Синтоизм (от «синто» – «путь богов») сложился в VI – VII вв. н.э. и в настоящее время является государственной религией Японии.

  • национальные религии. Национальные религии. Индуизм джайнизм сикхизм


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеИндуизм джайнизм сикхизм
    Анкорнациональные религии
    Дата31.05.2021
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаНациональные религии.ppt
    ТипДокументы
    #212392
    • Национальные религии.
    • Виды национальных религий
    • В мире насчитывается 8 национальных религий
    • индуизм
    • джайнизм
    • сикхизм
    • конфуцианство
    • зороастризм
    • синтоизм
    • даосизм
    • иудаизм
    • Индуизм представлен главным образом в Индии (более 83% населения) и Непале, насчитывая более 800 млн. последователей.
    • Индуизм оформился в самостоятельную религию в начале нашей эры. В качестве священных текстов у индуистов - веды, брахман как посредника в общение людей с богами, признание социального неравенства людей (касты и варны), основные теоретические понятия - дхарма, сансара, карма.
    • Характеристика национальных религий
    • Дхарма в индуизме понимается как долг, т.е. совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сословия. Сансара – учение о переселении душ.
    • Карма – это неотвратимость наказания за содеянное в данной жизни. Карма определяет сансару человека, т.е. определяет, в какое существо будет вселена душа в следующей жизни.
    • Важнейшей частью праздничных церемоний - торжественные шествия. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменилось в индуизме символическими формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников, возлиянием воды. Эти действия сопровождались танцами, музыкой, пением.
    • В конце XIX- начале XX века индуизм активно включается в политическую жизнь страны в общем контексте борьбы индийского народа за независимость от английских колонизаторов. В конце XX века в политике Индии фактор индуизма преломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма, который включает апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религиозной и этнической общности («индиец = индуист»).
    • В индуизме два основных направления – вишнуизм и шиваизм.
    • В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, который одновременно является и разрушителем и созидателем мира.
    • Вишнуизм выдвигает на первый план образ бога Вишну – хранителя мирового порядка.
    • В индуизме господствует представление о бренности и сиюминутности настоящего; его характеризует умозрительность и созерцательность.
    • Конфуцианство возникло в Китае в VI-V вв. до н. э. Его основателем был Конфуций (Кон Фу Цзы, Кун Цзы, 551- 479). В настоящее время конфуцианство распространено в Китае, Корее и Японии.
    • Конфуцианство не является религией в полном смысле слова, это философско-этическое учение. В нем нет таких понятий, как Бог, рай, ад, грех, покаяние и т.д. Главным в конфуцианстве является провозглашение идеала социальной гармонии и поиск средств достижения этого идеала. Конфуцианство дает комплекс установлений, определяющих систему жизненных ценностей, правила жизни общества и поведения человека. Главными среди них являются: необходимость соблюдения всеми установившихся норм жизни в стране; повиновение младших старшим. Согласно учению Конфуция семейное счастье – это главное. Правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства и попытался распространить принципы семейственности на государственные отношения. Конфуций сформулировал основные требования к руководителю и подчиненному. Управленец к народу должен быть добр, справедлив и снисходителен, он должен уметь «спрашивать нижестоящих», на службе он исполнен чувства самоуважения и ответственности, основная его цель - избежать напряженности и конфликтов между управляемыми и уп­равленцами.
    • Конфуций сформулировал идеал, на который должны были ориентиро­ваться люди, стремясь к совершенству: высокие моральные качества, обостренное чувство долга, желание всего себя отдать на благо общест­ва, постоянное стремление к постижению истины, любовь к знанию, вер­ность и благородство.
    • Одно из основных положений конфуцианства - идея гармонии в мире. Человек должен жить в гармонии с обществом, а общество - в гармонии с природой, в одном с ней ритме. Гармония должна быть во всем: в се­мейных отношениях, общественных, социальных, политических. Важную роль в достижении такой гармонии Конфуций отводил ритуалу и воспи­танию в людях чувства меры в большом и малом. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценнос­тей, не допуская, в частности, развития потребительства в ущерб ду­ховности.
    • Даосизм возник в Китае в IV – II вв. до н. э. Его основателем считается мудрец Лао-цзы.
    • Даосизм - это религиозно-философско-этическое учение.
    • Основной категорией даосизма является понятие «Дао» – это вездесущий закон природы, это закон спонтанного бытия Космоса, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совер­шив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Дао - это также и путь, доро­га, которую проходит человек в течение своей жизни. Проходя свой доро­гу жизни, человек познает Дао, т.е. вечный закон Космоса; познавая Дао, человек должен встать на путь «естественности», под которой име­ется в виду «гармония мира» – слияние человека с природой.
    • Приверженцы даосизма – даосы – проповедуют принцип «недеяния», т.е. отрицают целенаправленную деятельность, идущую вразрез с естест­венным миропорядком. Они проповедуют идею гармонии, стремятся к гармо­низации противоречий, рассматривая все сущее во Вселенной как единое целое.
    • Даосизм оказал сильное влияние на культуру, традиции Китая. Уче­ние даосов о бессмертии обернулось укитайцев культом долголетия, а доктрина Дао как источника жизни – культом многодетности, богатства. Занятия даосов науками привели, в частности, к накоплению богатого эмпирического материала в области химии, а в традиционной медицине к развитию в теории ипрактике иглотерапии и фармакологии.
    • Синтоизм (от «синто» – «путь богов») сложился в VI – VII вв. н.э. и в настоящее время является государственной религией Японии.
    • Синтоизм представляет синкретическую религию; он сфор­мировался на основе языческой религии древних японцев синто, вобрав в себя важнейшие положения конфуцианства и буддизма. Основу воззрений син­тоистов составило поклонение их родовым божествам – ками, которые охраняли род, покровительствовали жизни и разнообразной деятельности её членов; японцы поклонялись также божествам – повелителям природных стихий: ураганов, землетрясений, дождя и снега, а также многочислен­ным ландшафтным божествам. Верховным божеством являлась «солнечная» богиня Аматэрасу (создавшая японские острова), она явилась прародите­льницей Ниниги, отправившегося на землю и положившего начало «божест­венной» императорской династии.
    • С конца VI в. в Японии начинается широкое распространение буддизма, строятся многочисленные буддийские храмы и монастыри, им предоставляются земли, рабы, финансовые средства. Японцы включили в свой пантеон богов Будд и ботхисаттв и стали их наделять теми же магичес­кими свойствами, что и ками. Постепенно синтоизм и буддизм поделили между собой жизненную практику японца: светлые, радостные события – рождение, вступление в брак – остались в ведении родовых богов, воз­главляемых «солнечной» богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения», «спасения в раю Будды». Со временем происходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов, многие синтоистские церемонии стали проходить с приглашением буддийских монахов.
    • Иудаизм как религия формируется на рубеже II – I тысячелетий до н.э. Он представляет из себя целый комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений. Название религии происходит от еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых.
    • Главной идеей иудаизма является вера в единого Бога. Он бес­смертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Человек создан по образу и подобию Бога, т.е. наделен разумом и душой, а значит человеческая душа бессмертна. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору (Пятикнижие Моисея).
    • Иудаизм проповедует концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Именно этот народ был избран Богом для внесения в человеческое сознание новых религиозных воззрений, именно из этого народа должен был выйти Мессия (посланник или помазанник Бога). Таковым Мессией и был Иисус Христос.
    • Иудаизм осуждал и противостоял ассимиляции евреев, он оставался мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Это при­вело к тому, что иудаизм не распространился широко среди других наро­дов. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определяя ев­реев как Богом избранный народ.
    • В конце XIX – начале XX веков среди евреев наибольшее влияние приобретает концепция сионизма. В основе этой концепции лежит идея создания единого еврейского государства в пределах границ, очерченных еще Библией. Второй идеей сионизма является призыв к необходимости собрать всех евреев на «земле обетованной». Отсюда во второй половине XX века стали происходить довольно существенные миграционные процес­сы среди еврейской диаспоры различных стран с целью переселиться в Израильское государство, которое было создано по решению ООН в 1948г.
    • В настоящее время большая, часть иудеев соблюдает только те по­ложения Торы и Талмуда, которые касаются праздников и некоторых пред­писаний и запретов. Самые значительные из них: соблюдение субботы – время отдыха и запрета на любую деятельность; рош-га-шана – еврейский Новый год; йом-киппур – день всепрощения; пасха – праздник в честь освобождения евреев из египетского плена; швуот и суккот – праздники урожая; Ханукка – праздник зажигания свечей в честь освобождения Хра­ма в Иерусалиме.


    написать администратору сайта