Главная страница

Программа. Информатика ключевой предмет современной школы программирование


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеИнформатика ключевой предмет современной школы программирование
АнкорПрограмма
Дата29.01.2023
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаchapter1.doc
ТипДокументы
#910086
страница3 из 5
1   2   3   4   5

1.3. Основные идеи образовательной информатики по Сеймуру Пейперту


Кажется почти чудом, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность.

Эйнштейн А.

У С. Пейперта[14] есть следующее эмоциональное высказывание: «...большая часть того, что теперь делается под именем «технология образования» или «компьютеры в образовании», все еще представляет стадию простого смешения старых методов обучения с новыми технологиями... Консерватизм мира образования превратился в самовоспроизводящий социальный феномен». Под старыми методами обучения понимается традиционное обучение, которое имеет три составляющих метода: показ, объяснение и контроль и является процессом взаимодействия учителя и ученика при достижения определенных целей образования.

Действительно, до появления компьютеров общество не обладало инструментарием, способным придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. Поэтому о кардинальном изменении концепции обучения речи быть не могло. Однако и эйфория первоначального этапа компьютеризации образования сменилась некоторой апатией. Время так называемых автоматизированных обучающих курсов, просто обучающих программ, суть которых сводилась к элементарному показу и игре в вопросы и ответы, кануло. Что это было? Видимо, простая попытка распространить традиционные методы обучения на новый инструментальный аппарат. Другого и быть не могло, ибо этот инструмент является принципиально новым. Хочется вслед за Р. Брэдбери сказать: «Сами машины - это пустые перчатки, но их надевает человеческая рука, которая может быть хорошей или плохой». Что же взамен? Идет новый виток не понимания сути, а именно превращения компьютера в цель обучения. Поток учебных материалов в рамках этого направления возрастает с каждым годом. А не «выплескиваем ли мы с водой ребенка»? Тем более что продуктивные разработки другой направленности известны, и известны давно. В отличие от многих специалистов С.Пейперт рассматривает компьютер лишь как инструмент, с помощью которого обучение (а точнее говоря, учение) может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания и навыки - более глубокими и обобщенными. В традиционном использовании компьютера предполагается, что происходит «обучение с помощью компьютера» или, по - другому, - «компьютер обучает ребенка». Закачивая эту логическую цепочку, можно сказать и так: «Компьютер используется, чтобы программировать ребенка». Это не что иное, как перенос традиционного программируемого обучения (из дидактики) на новые средства, и является наглядным примером консервативности системы и одной из причин того, что первый виток внедрения компьютера в образование не дал ожидаемых результатов. Точка зрения С. Пейперта противоположна, ребенок должен программировать компьютер и, делая это, «ребенок не только овладевает частичкой самой современной техники, но и приобщается к некоторым из самых глубоких идей естествознания, математики, а также к искусству интеллектуального моделирования». Резюмируя, можно сказать, что компьютер должен быть в первую очередь одним из инструментом развития интеллектуальных способностей ребенка.

Как по С. Пейперту реализуется на практике это положение? Через использование среды ЛОГО, специально разработанной для достижения выше выделенных целей. При разработке среды ЛОГО С. Пейперт опирался на ряд фундаментальных исследований в области психологии.

Во-первых, на работы Ж. Пиаже, следуя которым ребенок является как бы зодчим, возводящим структуры собственного интеллекта. Дети, по-видимому, от рождения одарены способностью к учению и задолго до школы осваивают огромный объем знаний благодаря процессу «научения без обучения». Любой зодчий нуждается в материалах, из которых он будет строить. Окружающая культура является источником этих материалов. В одних случаях культура поставляет их в изобилии, облегчая конструктивное учение по Пиаже, в других - нет. Например, сам факт, что многие из предметов обихода (ножи и вилки, мамы и папы, ботинки и носки) соотносятся друг с другом, становится «материалом» для построения интуитивного понятия число. Но в отличие от Ж. Пиаже, который объясняет более медленное формирование отдельных понятий их большой сложностью или абстрактностью, С. Пейперт считает, что решающим фактором в этом случае является плохая представленность в культуре тех материалов, которые могли бы превратить данные понятия в простые и доступные. ЛОГО как раз тот материал нашей современной культуры, который позволяет облегчить ребенку процесс освоения математических понятий, его работу зодчего в этом процессе.

Во-вторых, на понимание того, что является «синтонным я» по З. Фрейду (из клинической психологии). Это термин использовался З. Фрейдом для описания инстинктов или представлений, приемлемых «я», т.е. совместимых с целостностью «я» и с его требованиями. «Синтонное я» означает созвучность представлениям детей о себе как людях с определенными целями, намерениями, желаниями, симпатиями и антипатиями. Работа с Черепашкой в среде ЛОГО соответствует уровню развития ребенка, нет элементов «тыканья лицом в грязь». Абстрактный совет Д. Пойа[15], «чтобы решить задачу, поищите, на что она похожа, и тогда вы ее поймете», превращается в геометрии Черепашки в конкретное действие: поиграй в Черепашку, чтобы понять, как бы ты это сделал сам. «Геометрия Черепашки пригодна для учения именно потому, что она синтонна. И она является средством изучения других вещей, поскольку поощряет ребенка к их сознательному, продуманному использованию при решении проблем».

Работа в среде ЛОГО разрешает ошибаться. Можно сказать сильнее - любая работа за компьютером разрешает ошибаться. Программа как модель некоторой проблемы в представлении ребенка должна работать так-то и так. Компьютер «говорит», что она работает по-другому, есть ошибка или результат не соответствует предполагаемому - противоречие. Позволяя ошибаться, разрешая ошибаться, создавая возможности ошибаться, мы даем возможность познавать через противоречия, ибо ошибка - это источник противоречия. Система образования, по мнению С. Пейперта, отвергает «ошибочные теории» детей, а значит, отвергает путь, которым дети учатся. Однако Ж. Пиаже показал, что ошибочные теории детей являются существенной частью процесса овладения мышлением. Суть образовательного процесса многими педагогами видится в том, чтобы выявлять и исправлять ошибочные взгляды детей, в усиленном «пичканье» правильными теориями, прежде чем дети оказываются готовыми их воспринять.

Среда ЛОГО создана С.Пейпертом, в первую очередь, для освоения математических понятий. Он безусловно достиг этой цели, сделав этот процесс естественным и удобным для ребенка. Основное отличие нашего подхода в том, что информатика сама по себе является базовым инструментом развития интеллектуальных способностей ребенка (его ума), без привязки к какому-либо конкретному школьному предмету, ибо она сама тот самый предмет. Например, освоение структурной парадигмы мышления или эвристических приемов решения проблем по Д. Пойа необходимо как историку, так и математику, как бизнесмену, так и слесарю - инструментальщику.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта