Главная страница
Навигация по странице:

  • Научный руководитель: Илиева Хава Махмиевнаучитель историиМалгобек2023 г.Оглавление

  • Проблема изученности темы.

  • Актуальность темы.

  • Цель моего исследования

  • Объектом исследования

  • Глава I . Самобытность ингушского национального костюма

  • Глава II . Традиционный мужской образ ингушей

  • Глава III . Особенности женской одежды

  • При исследовании данной темы были достигнуты следующие цели

  • Список использованной литературы

  • ингушский национальный костюм. Ингушский национальный костюм


    Скачать 31.74 Kb.
    НазваниеИнгушский национальный костюм
    Дата27.04.2023
    Размер31.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаингушский национальный костюм.docx
    ТипДоклад
    #1093468

    Республиканская научно-исследовательская конференция

    «Любовью к Родине дыша…»

    Номинация:

    История края

    Доклад на тему:

    «Ингушский национальный костюм»

    Выполнила:

    Хамхоева Зухра Абуязитовна

    ученица 9 «В» класса

    ГБОУ «СОШ№3 г. Малгобек»

    Научный руководитель:

    Илиева Хава Махмиевна

    учитель истории

    Малгобек

    2023 г.

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………………………….....3

    Глава I. Самобытность ингушского национального костюма…………………………...……5

    Глава II. Традиционный мужской образ ингушей……………………………………….…….6

    Глава III. Особенности женской одежды………………………………………………………7

    Заключение……………………………………………………………………………………...10

    Список использованной литературы……………………………………………………...…..11

    Введение

    Республика Ингушетия - один из самых молодых субъектов в составе России. Но, несмотря на это, здесь проживает один из самых древних народов мира, корни которого восходят к давно исчезнувшим народам. У них есть своя независимая история и культура. Предки ингушей создали богатую, разнообразную и самобытную материальную и духовную культуру, имеющую связи с культурами народов Кавказа и Передней Азии. Материальная и духовная культура ингушей развивалась в соответствии с их хозяйственной деятельностью, общественными отношениями, природными, географическими и историческими условиями.

    Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди.

    Проблема изученности темы. Теме изучения ингушского костюма посвятили свои работы многие историки и ученые нашей республики, однако остаются нераскрытые элементы. Это вызвано недостаточностью информации для полного исследования формирования образа.

    Актуальность темы. Я неслучайно выбрала эту тему, так как считаю, что изучение культуры, а в частности, национального образа своего народа является важным аспектом и актуально во все времена.

    Цель моего исследования - изучить национальный наряд ингушского народа.
    При исследовании данной темы выдвинулись следующие задачи:

    - изучить понятие ингушского национального костюма в целом, его историю и основное значение;

    - выявить особенности мужского и женского костюма истории ингушского народа;

    - исследовать отдельные элементы одежды.

    -выявить место ингушского национального костюма в современной жизни человека.

    Объектом исследования является национальный наряд ингушей, предметом - особенности костюма и его элементов.

    Значимость изучения темы. Изучение ингушского наряда дает глубокие познания в традициях народа. Ведь в нем сохранилось огромное прошлое. Это воспитывает в нас уважительное отношение к своим корням, предкам, традициям - что является залогом здорового поколения как физически, так и морально.

    Глава I. Самобытность ингушского национального костюма

    Национальный костюм- это, прежде всего, художественный образ. Исследователи традиционной культуры отмечают, что, как и другие горные племена, ингуши обладают свободолюбивым характером, а их народные костюмы столь же ярки и несколько церемониальны, как и у горцев.

    По мнению этнографов, ингушский народный костюм - один из самых ярких и выразительных в материальной культуре, спокойно передающий обычаи и традиции народа.

    Безусловно, каждая страна может гордиться своим национальным костюмом, который позволяет ей сохранить частичку своего прошлого и сберечь этническую идентичность. Для любой страны национальный костюм воплощает в себе все ее национальные особенности, культуру и традиции.

    Однако ингушский национальный костюм - это, прежде всего, отражение многовековой истории человечества, раскрытие художественного мировоззрения и этнического портрета народа. Являясь важнейшим внешним символом этнической культуры, он предстает перед нами как сложный неизменный атрибут в каждый момент истории, начиная с тех времен, когда у нашего народа не было письменности. А для нашей одежды всегда были характерны простые конструкции, строгие силуэты и сдержанные цвета.

    Более красочным, а также живым объектом вещественной культуры людей считается наряд. У ингушей именно он был многообразным. Необходимые в одежде материалы создавались из районной сырьевой основы, в некоторых случаях применялись привезенные материи. В любой семье дочь учили прошивать, создавать одежду.

    Ингушская мужская и женская одежда XIX-в начале XX века в основном имела единый покрой и была приспособлена к условиям быта. Одежду ингушей можно было разделить на: нательную, верхнюю, а также на праздничную, будничную и траурную.

    Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной базы, но иногда использовались привозные материалы.

    Ингуши пользовались разнообразными головными уборами. Со временем, видоизменились традиционные папахи у мужчин, но значимость головного убора была неизменной. Ведь, папаха символизировала мужское достоинство.

    Обувь также была разнообразной. Ингуши в основном шили сами из кожи домашних животных, шерсти и ткани, с кожаной подошвой. Одни и те же виды обуви носили и летом, и зимой.

    Женская одежда во все времена сохраняла традиционность. В отличие от мужской одежды, женская отличалась разнообразием. Головные уборы у женщин были не менее значимы, чем у мужчин. Они носили платки из шерсти и шелка, косынки, шаль из козьего пуха. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Особое значение женщины придавали украшениям из бус, кораллов, цветного стекла.

    В конце XIX-в начале XX века одежда ингушей подвергалась определенным изменениям, отразившимся как на материале, из которого шили одежду, так и на типах костюма.

    Глава II. Традиционный мужской образ ингушей

    В национальной одежде ингушей отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь - кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды.

    Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет - тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей - из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию.

    Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри - деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.

    Характерная ингушская одежда - бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором ингушей была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды ингушей характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки, черкески, папахи.

    Глава III. Особенности женской одежды

    В народном сознании ингушей прекрасное в девушке отождествляется с внешностью, стройностью, с женственностью в соединении с уверенной манерой держать себя. В прошлом девушки одевались скромно. Чаще всего это могли быть длинные платья-рубахи, платья-черкески. Платье подчёркивало стройность и красоту фигуры и соответствовало эстетическому идеалу горцев.

    Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха. Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.

    Наиболее состоятельные семьи позволяли себе шить дочерям нарядные выходные платья из дорогих тканей — бархата, шёлка, парчи. В украшении платья основную роль играло шитьё золотом. Вышивкой украшали края разреза платья от талии до подола, а иногда и по подолу. Узор представлял собой ряд отдельных орнаментальных мотивов. Вышивку располагали и по бокам выреза платья на груди.

    Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали. Девушки складывали платок под углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Часто он сделан из коры березы и покрыт сукном или шелком, имеете в ширину около двух больших пальцев, в высоту семь пальцев, украшен гирляндами. Курхарс - подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди. Он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой. Внутри он полый. Вверх до основания головной убор постепенно суживался и затем сильно загибался спереди, причем его верхняя часть, спускающаяся вниз, раздваивалась, образуя на конце как бы два рога. В нижней части головного убора прикреплялся кусок ткани, который прикрывал затылок. Сзади и сбоку этой ткани прикреплялись широкие ленты.
    Традиционный костюм ингушей претерпел немало изменений в XX веке. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждалось распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства

    Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

    Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фотографиях. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.

    Заключение

    Одежда ингушей примечательна своим разнообразием и красотой. Она не особенно отличается от общего типа Кавказской одежды (черкеска, папаха и т. ), но имеет и свои особенности, например, курхарс. Особое внимание они оказывали головным уборам и украшениям. Для ингуша шапка- это символ чести и достоинства. В отличие от адыгских и тюркских народов, чеченцы и ингуши предпочитали пестрые и яркие ткани однотонным. Костюмы были удобными и практичными, так как жизнь в горах преподносила свои сложности, но это не делало ее скучной и однообразной. Ингуши создавали одежды, как для высокой, так и для низкой температур. До наших дней традиционный ингушский костюм как повседневная форма одежды, естественно, не дожил. Но в некоторых районах Ингушетии сельские жители, особенно пожилые, сумели сохранить моду на старинные кавказские платья.

    Анализируя историю национального костюма, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.

    При исследовании данной темы были достигнуты следующие цели:

    - выявлены особенности мужского и женского костюма ингушей;

    - исследованы отдельные элементы одежды;

    -выявлена значимость ингушского национального костюма в повседневной жизни.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе своего становления и развития ингушская традиционная культура испытала влияние многих культур, впитав и переосмыслив некоторые элементы. Чем пристальнее изучаешь ингушский костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

    Список использованной литературы:

      1. Кодзоев Н.Д. История ингушского народа: С древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных школ. - Магас: Издательство “Сердало”, 2002.

      2. Манкиева Х.М. Традиции и культура ингушей - Майкоп: ООО «Аякс», 2006.

      3. Официальный сайт Государственного совета, Народного Собрания и Правительства республики Ингушетия.

      4. М. Б. Долгиева, З. Р. Дзуматова, Л. Т. Агиева и др. История Ингушетии. 7 - 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций : в двух частях





    написать администратору сайта