Главная страница
Навигация по странице:

  • Иногда его называют «храмом тысячи Будд», хотя статуй здесь только 504.

  • Структуру храма

  • Боробудур. Иногда его называют храмом тысячи Будд, хотя статуй здесь только 504


    Скачать 23.68 Kb.
    НазваниеИногда его называют храмом тысячи Будд, хотя статуй здесь только 504
    Дата26.10.2018
    Размер23.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБоробудур.docx
    ТипДокументы
    #54646

    Боробудур (Borobudur) - буддийский храм IX века на острове Ява, Индонезия. Это второй по величине буддийский храм в мире после Ангкор-Ват. Иногда его называют «храмом тысячи Будд», хотя статуй здесь только 504. Борободур состоит из 9 платформ (6 нижних квадратных и трех округлых верхних) и насчитывает 2672 каменных барельефов. Чтобы прочитать этот буддийский учебник в камне, требуется преодолеть почти 5 км. Ученные утверждают, что это самый большой и наиболее полный ансамбль буддийских барельефов в мире, непревзойденный по своих художественных достоинствах. В 1991 году, памятник внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    История не оставила письменного упоминания о том, кто построил Боробудур или почему его построили. Считается, что строительством руководил архитектор Гунадхарма.  Его имя упоминается в яванских народных сказках, но письменных подтверждений этому историкам обнаружить не удалось.

    Время строительства вычислили путем сравнения надписей в основании храма и королевскими грамотами VIII - IX веков. Вероятнее всего, Боробудур начали строить около 750 года на пике могущества правящей династии Сайлендра в Центральной Яве (760-830 н.э). Строительство, по оценкам, заняло 75 лет и завершилось в период правления короля Самаратунгга в 825 году.

    Масштабы строительства памятника поражают - на возведение 35-метровой ступенчатой пирамиды строители добыли в соседних каменоломнях два миллиона каменных блоков. Камень вырезался определенного размера и транспортировался к месту строительства. На тот момент строители еще не знали о цементном растворе. Древние мастера плотно укладывали камни, соединяя выемку одного с выступом соседнего. Настенные барельефы создавали на месте после завершения строительства. 504 статуи и почти 3000 каменных барельефов о жизни и учении Будды украсили монумент. Все вместе они составляют наибольшую коллекцию буддийских скульптур и барельефов в мире.

    Причины упадка этого великолепного памятника до сих пор остаются загадкой. Большинство считает, что построенный в IX веке храм забросили спустя столетие, вероятнее всего, из-за извержения близлежащего вулкана Мерапи в 1006 году. Голод, вызванный извержением вулкана Мерапи, вынудил жителей Центральной Явы оставить свои земли в поисках нового места для жизни. Часть ученных придерживаются мнения, что Боробудур забросили после XIV-го века в связи с упадком буддистских и индуистских королевств на острове и последующим обращением жителей в ислам. На протяжении веков, Боробудур лежал под толстым слоем вулканического пепла, поверх которого взросли тропические заросли и деревья.
    В начале XIX века, остров Ява был британской колонией. Ее губернатор Сэмфорд Раффлз узнал о необычном холме с каменными скульптурами и инициировал первую экспедицию, в результате которой Боробудур был частично очищен от зарослей.

    В 1873 году опубликована первая монография о детальном изучении Боробудура. В том же году сделали первые фотографии памятника.

    К сожалению, не все понимали исторической ценности храма, и в течении нескольких лет комплекс почти полностью расчистили. К сожалению, в то время оно сильно пострадало от вандалов: люди отбивали головы Буддам, забирая их в качестве сувениров, разбирали камни на стройматериалы, разрушали части барельефов.

    В 1907-1911 годах провели первую крупномасштабную реставрацию под руководством голландского военного инженера Теодора ван Эрпа. Вторую, более масштабную (при поддержке ЮНЕСКО) - в 1973-1984 гг. Тогда святыню демонтировали, покрыли блоки специальным защитным раствором, укрепили холм, на котором она возвышалась, и собрали заново. Интересно, что в книге рекордов Гиннеса храм значится как самое большое в мире место буддийских раскопок!

    Ныне Боробудур открыт для посещения и является местом массового буддийского паломничества. По традиции, паломники семь раз обходят каждый его уровень. А на верхнем прикасаются к Буддам на каждой ступе – говорят, это приносит счастье.
    Структуру храма можно разделить на три составляющие: основание, тело и вершина. Основание храма имеет ширину 123 × 123 м и высоту 4 м. Тело состоит из пяти квадратных платформ в виде ярусов, по мере поднятия верх размеры каждого последующего яруса уменьшаются. Самая первая платформа «тела монумента» смещена на 7 метров от края основания. Каждая последующая платформа смещается от края на 2 метра. Верх состоит из трех округлых платформ, на которых установлены, в общей сложности, 72 небольшие ступы и одна главная ступа в центре. Центральная ступа является самой высокой точкой памятника, 35 метров от подножия храма.

    Каждая небольшая ступа в форме колокола пронизана многочисленными декоративными отверстиями, внутри которых установлены статуи Будды. Центральная ступа отверстий не имеет.

    Боробудур имеет форму традиционной буддийской мандалы - модели Вселенной в соответствии с буддийскими представлениями о мироустройстве. Храм в виде террасной пирамиды символизирует собой три ступени, которые проходит человек для освобождения от порочного круга житейских страданий, очищения и достижения нирваны. Этими тремя ступенями являются:  камадхату – мир плотских вожделений, рупадхату – борьба человека с желаниями и соблазнами и арупадхату – последний этап достижения нирваны.

    Буддисты верят, что, если человеку удалось преодолеть все ступени этой пирамиды, после смерти душа отделяется от тела, перевоплощается и достигает нирваны. Огромную пирамиду венчает колоколообразная ступа высотой 7 метров.

    Каждая сторона Боробудура имеет отдельный вход и лестницы. Эти каменные лестницы с четырех сторон храма ведут к вершине. Над каждой из них построены арочные ворота. Сверху арочные ворота украшены головой кала (божество в форме льва, обладающее магической силой отгонять демонов), а по сторонам красуются изображения макара  (мифическое морское чудовище).

    По традиции, главным считается вход с востока. Именно с восточного входа начинается повествование, воплощенное в настенных барельефах второго уровня. Благодаря этим изображениям храм рассматривают в качестве огромной каменной книги, повествующей о жизни Будды и этапах развития буддизма. Ни в одном буддийском храме не представлено так подробно буддийское учение, как на настенных барельефах Боробудура.

    Второй уровень, рупадхату

    Второй уровень символизирует материальную сферу, в которой люди постепенно освобождаются от мирских дел и желаний. Пять квадратных платформ уровня рупадхату интересны каменными барельефами и нишами с установленными в них статуями Будды. В общей сложности 328 статуй Будд на платформах рупадхату, а каменные барельефы растянуты, в общей сложности, на 3 км.

    В 1460 каменных барельефах рупадхату отражена вся история буддизма. Повествование ведется в форме «джатаки» - рассказы о предыдущих рождениях (реинкарнациях) Будды. Согласно «джатакам», Будда родился 504 раза под видом королей, принцев, ученых мужей, воров, рабов, азартных игроков. Много раз он родился под видом животных, таких как лев, олень, обезьяна, лебедь, большая черепаха, перепела, лошадь, птицы и многие другие. Каменные барельефы в популярной форме раскрывают основные принципы буддизма.

    Третий уровень, арупадхату

    Третий уровень символизирует нематериальную сферу, в которой отсутствуют элементы материального мира. Это самая высокая сфера, обитель богов, чистое состояние нематериального мира, место, где душа обретает бессмертие. Барельефов наверху нет, только 72 колоколообразные ступы со статуями Будды в натуральную величину. Одна из 72 статуй Будды намеренно не закрыта колоколом. Поверье гласит, что, если дотронуться сквозь ромбовидное отверстие до Будды, сидящего в позе лотоса внутри ступы, человек приобретает удачу и благополучие.

    Завершает строения одна большая полностью закрытая ступа высотой 7 метров — символ вечности и конечной цели религиозного учения – достижения нирваны.

    В пределах храмового комплекса Боробудур расположены два музея: Музей Кармавибханга и Музей Самудраракса .

    Музей Кармавибхангга (Karmawibhangga Museum) -  музей археологии Боробудура. Фрагменты статуй Будды, примерно 4000 оригинальных каменных блоков и декоративных барельефов представлены на открытой территории  музея. Эти каменные блоки не смогли использовать во время проекта реставрации из-за отсутствия соединительных элементов. Посетители могут ознакомиться с документацией проекта реставрации Боробудура под эгидой ЮНЕСКО в 1975-1982 годах, посмотреть сфотографированные в 1890 году барельефы самого нижнего основания храма, модели сцепления каменных блоков и структуру монумента. Глиняные емкости для воды и другие изделия из керамики, обнаруженные вокруг Боробудура во время восстановительных работ, также представлены в этом музее.

    Музей Самудра Ракса (Samudra Raksa Museum). В музее представлены экспонаты, доказывающие существование торговых связей между древней Индонезией и Восточной Африкой. Центральное место музея занимает реконструированная копия 18-метровой деревянной лодки, изображенной на барельефах Боробудура. Эта лодка совершила путешествие по Индийскому океану от Джакарты до города Аккра (в Гане) в 2003-2004 гг.

    Ежегодно в мае или июне в Боробудуре проводятся буддийский фестиваль Весак и праздник Махакаря.

    Весак (Waisak). Каждый год на 8-й день 4-го месяца по китайскому календарю (день полнолуния в мае или июне) Боробудур торжественно отмечает буддийский фестиваль Весак (иногда еще называют День рождения Будды). Крупнейший буддийский фестиваль празднует рождение, просветление и достижения нирваны Сиддхарта Гаутама Будды и привлекает буддистов со всей Индонезии. Одетые в оранжевые одежды буддийские монахи шествуют от храма Мендут мимо храма Павон в Боробудур. По прибытии к главному храму участники фестиваля поют мантры, медитируют, зажигают свечи, устраивают красочные представления.

    Махакаря (Mahakarya). Каждый год в июне месяце, администрация храмового комплекса отмечает праздник Махакаря. На сцене театра под открытым небом выступают более 200 танцоров в сопровождении оркестра гамелан. В ходе фестиваля танцевальные конкурсы, выставки изделий народного ремесла и другие мероприятия.


    написать администратору сайта