ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ИМ.ГРИБОЕДОВА
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Таблица.
Выполнил: студент
группы ЛбЗб/20
Колпакова Е.Е. Проверил: профессор
Смирнов А.В.
Москва 2021
Философия – это наука , предметом изучения которой является выявление и описание всеобщих законов , принципов и методов познания человеком мира и самого себя.
| Основные вопросы
|
Что такое общество ? Кто такой человек ? Как взаимодействуют люди между собой с обществом и природой ? Основные пути ? Что такое добро и зло ? Что такое выбор?
| Объект
| Система «Человек – окружающий его мир»
| Предмет
| Выявление и описание всеобщих законов и принципов, методов и познание самого себя
| Структура философии
| Фундаментальная
(методы и принципы )
| Прикладная
(Частные вопросы)
| Разделы
| Гносеология
| Раздел философии, предметом изучения которого является познание человеком мира и самого себя Современные формы познания
1) Эмоционально-чувственная
2) Рационально-достоверные знания 3) Иррациональное
4) Религиозное
|
| Онтология
| Раздел философии, предметом изучения которого является материальная составляющая бытия (наука о бытие)
|
| Этика
| Раздел философии, предметом изучения которого являются мораль и нравственность
Этика – наука о морали и нравственности.
Мораль – это особая сфера общественного сознания, на практике утверждающая общественно необходимые нормы поведения и взаимодействие людей Нравственность – это практическое воплощение норм морали в повседневной жизни
|
| Эстетика
| Раздел философии, предметом изучения которого является прекрасное и безобразное в природе, обществе и самом человеке
|
| Методология
| Раздел философии, предметом изучения которого являются способы и средства познания человеком мира и самого себя
|
| Логика
| Раздел философии, предметом изучения которого являются законы и принципы правильного мышления человека
|
| Соц. философия
| Раздел философии, предметом изучения которого является мировоззренческая сторона развития общества(типология, структура)
|
| Антропология
| Раздел философии, предметом изучения которого является сущности человека с точки зрения различных аспектов существования.
|
| Религиоведение
| Раздел философии, предметом изучения которого является вера человека в сверхъестественное
|
| История Философии
| Раздел философии, предметом изучения которого являются основные философские направления, школы, особенности и идеи, сложившиеся на различных этапах истории
|
| Аксиология
| Раздел философии, предметом изучения которого являются ценности в природе, обществе и человеческой жизни
|
Деонтология
| Наука о должном в поведении человека.
| Основной вопрос философии состоит из двух частей
| Что первично в системе «Человек – окружающий его мир (бытие)»? И может ли человек познать этот мир и самого себя?
| Основные философские направления
| Основные идеи
| 1. Материализм (материалисты) – философы, которые отвечают на первую часть вопроса ставят на первое место окружающий мир (бытие), а на второе место человека.
| Мир – первичен, человек – вторичен; Материя существует реально, вне нашего сознания; Материя является самостоятельной субстанцией, она живет и развивается по своим законам; Сознание человека – продукт высокоорганизованной материи (мозг); Сознание человека определяется материей.
| 2. Идеализм (идеалисты) – философы, ставящие на первое место человека и его сознание, а на второе окружающий мир (бытие). Делится на: -объективный идеализм; -субъективный идеализм.
| Объективный идеализм:
Реально существует только идея человека; Весь мир разделен на мир идей и мир вещей; Отдельные идеи объективно существуют вне зависимости от нашего сознания; Большую роль в образе мира конкретную вещь играет высшая сила (Бог).
Субъективный идеализм:
Все существует только в сознании человека; Первично сознание человека, а не идеи; Образы и идеи материальных вещей передаются человеку через его органы чувств; Вне сознания отдельного человека ни материи, ни идеи не существует.
| 3. Дуализм (дуалисты) – философы, ставящие знак равенства в вопросе первичности мира.
| И духовные, и материальные идеи возникли и сформировались одновременно; Существуют 2 независимые субстанции: материальная и духовная; Все изменения происходят и в материальном, и в духовном мире; Только в человеке соединяются две субстанции (человек – биосоциальное существо); Основного вопроса философии вообще не существует, т.к. материя и сознание взаимно дополняют друг друга и существуют всегда.
| Основные философские направления
| Основные идеи
| 1. Материализм (материалисты)
| Человек может и должен познавать мир и самого себя; Человек способен не только познавать мир и самого себя, но и творить (создавать что-то новое); Человеку нужно познавать мир и самого себя, чтобы удовлетворять свои возрастающие потребности и становиться лучше.
| 2. Идеализм (идеалисты):
| Объективный идеализм:
Человек может и должен познавать мир, но сделать это он может при помощи высшей силы; Способности к познанию мира у каждого человека разные. Способности определяются высшей силой.
Субъективный идеализм: Главное в познании: желания и способности человека познать мир; В познании все зависит от человека.
| 3. Агностицизм (агностики) – философы, отрицающие возможность познания мира.
| В силу своей природы человек не может познать мир.
| 4. Плюрализм (плюралисты) – философы, считающие правомерными различные точки зрения.
| Чем больше разных точек зрения, тем лучше.
| 5. Эмпиризм (эмпирики) – философы, считающие, что в основе познания человеком мира лежит накопленный практический опыт и его чувственные ощущения.
| 6. Рационализм (рационалисты) – философы, считающие, что в основе познания лежат научные знания.
| 7. Иррационализм (иррационисты) – философы, считающие что в основе познания лежит интуиция.
| Основные философские направления в системе «Человек – общество»
| 1. Философия закрытого общества – философы, считающие, что в системе общество-человек, на первое место ставят государство, а на второе место человека.
2. Философия открытого общества – философы, считающие, что главным является человек, а не общество. Главная задача общества – создавать условия для удовлетворения потребностей человека и его всестороннего развития.
| Основные (всеобщие) законы философии
| 1. Закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития).
| Суть закона: чтобы понять сущность изучаемого объекта - в нем надо выявить противоречия, являющиеся необходимым условием развития данного объекта.
"Все сущее в мире состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе находятся в постоянной борьбе друг с другом и противоречат друг другу."
Источником этой борьбы и противоречий являются противоположности данного объекта.
| 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (указывает на формы развития и раскрывает механизм)
| Суть закона: изменение качества любого объекта совершается тогда, когда накопленное количество показателей достигает определенной меры.
| 3. Закон отрицания отрицания (указывает ориентиры и перспективы развития любого объекта)
| Суть закона: 1. изучаемый объект в своем развитии всегда возвращается к своему старому качеству, но уже на более высокую ступень своего развития. Это развитие всегда происходит эволюционным путем.
2. Знания об изучаемом объекте должны подвергаться сомнению и постоянно совершенствоваться.
| Всеобщие принципы философии
| Принцип системности;
- выделить сущностные элементы изучаемого объекта;
-выделить среди элементов наиболее главный;
-определить взаимосвязь и взаимообусловленность этих элементов друг с другом и каждого с главным элементом.
2. Принцип историзма;
-определяет когда возник изучаемый объект;
-определяет какие основные этапы проходит в своем развитии и какие изменения в нем происходят;
-определяет перспективы на будущее.
3. Принцип объективности.
-исключение принципа субъективности;
-опора на научные , истинные знания;
-изучение условий, в которых существует данный объект.
| Всеобщие методы философии: Метод диалектики.
Метод экзистенции сущности.
Метод феномена
| 1. Все изучаемые объекты рассматриваются не в статике, а в динамике (развитии);
2. Определить источник развития изучаемого объекта (1 закон философии);
3. Определить нормы и механизмы развития (2 закон философии);
4. Определить ориентиры и перспективы (3 закон философии). Суть:
- в основе действий человека в любой сфере его жизнедеятельности лежит мотивация для удовлетворения своих потребностей.
- Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо.
- Жизнь человека и его здоровье является высшей ценностью.
- Общество должно способствовать созданию комфортных условий для жизни. - в основе деятельности человека и общества лежат привычные, выработанные для конкретного общества/человека различного рода состояния.
| Функции философии
| 1. Мировоззренческая функция.
Мировоззрение - целостная, устойчивая система взглядов человека на окружающий его мир и место человека в этом мире. Мировоззрение включает в себя 3 структурных ощущения:
- мироощущение (эмоции, переживания, чувства)
- мировосприятие (наглядные представления человека о мире, запечатленные в образах)
- миропонимание (накопленные знания)
формы мировоззрения:
- религиозное (вера в сверхъестественное, земное и небесное)
- рациональное (методологическое), в основе лежат наши знания и способы познания, но на истинных научных знаниях
- иррациональное (основой является совокупность интуиции, предчувствия, предвидения результата
своей жизнедеятельности
- чувственно-эмоциональное
Суть мировоззренческой функции: способствует формированию у человека целостной картины мира, месте человека в нем, законов, принципов и методов взаимодействия человека с окружающим миром.
2. Методологическая функция.
суть: философия вырабатывает систему (общефилософские методы/всеобщие, общенаучные методы, частные методы, методы отдельных наук)
3. Гносеологическая функция. (познавательная)
способность философии осуществлять теоретические исследования познавательной деятельности человека во всех сферах жизнедеятельности, чтобы познать сущность.
4. Аксиологическая функция.
Она раскрывает иерархию и сущность основных ценностей природы, общества и человеческой жизни.
5. Социальная функция.
Понять причины возникновения, эволюцию и состояние современного состояния общества, понять структура и движущие силы, типологию, структуру общества
6. Воспитательная функция.
Прививание человеку и обществу гуманистические ценности и идеалы, для того, чтобы помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и понять свой смысл жизни.
7. Прогностическая функция
на основании имеющихся философских знаний о мире и человеке, достижениях современной науки, философия прогнозирует тенденции развития человека, природы и общества.
8. Информационно-коммуникативная функция
философия, как система знаний человека и мире и о самом человеке передает из поколения в поколение знания решения основных проблем природы, общества, человеческой жизни и способствует налаживанию взаимопонимания между людьми независимо от их характеристик и обществом.
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ИМ.ГРИБОЕДОВА
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
ДОКЛАД
На тему: «Этика»
Выполнил: студент
группы ЛбЗб /20
Колпакова Е.Е. Проверил: профессор
Смирнов А.В.
Москва 2021
Понятие
Этика (от греческого слова «этос») – философская дисциплина, предметом которой является мораль и нравственность.
Слова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляют как синонимы, но в философии их принято различать. Этику следует рассматривать как самостоятельную философскую науку, предметом изучения которой является мораль. Но так как этика еще и формирует само моральное состояние субъекта, ее называют учением о морали и нравственном освоении человеком действительности.
Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Нравственность – совокупность поступков, умыслов, мировоззрения.
Нравственность – моральные качества человека, правила, кодекс, которым руководствуется человек в своём выборе. Это добровольное принятие ответственности на себя за поступки.
Мораль является внешним требованием к поведению, а нравственность – внутренним требованием к поведению.
Этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.
Выдающиеся представители данного направления
Аристотель (384-322 до н.э.) – впервые ввел термин «этика» в IV веке до н.э. Аристотель называл этикой совокупность этических добродетелей; особую науку, область философского знания. Аристотель являлся учеником Платона, а с 343 г. до н.э. – воспитателем Александра Македонского.
Аристотель превратил этику в самостоятельную философскую дисциплину, дал ей название и считал, что целью этики является ни знания, а поступки.
Этика Аристотеля состоит из 3-х частей:
- Учение о высшем благе
- Учение о природе добродетелей
- Учение о конкретных добродетелях
С точки зрения Аристотеля – благо – это то, к чему стремятся люди. Объект их стремления – цель, ради которой предпринимается та, или иная деятельность. Аристотель выстраивает иерархическую лестницу благ.
Низшие блага являются средством для достижения высших.
Высшее благо – это цель целей и характеризуется оно как блаженство и счастье.
Основные работы: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» (334–322 до н.э.)
Платон (427-347 до н.э.) – основатель этического идеализма. Платон помещает нравственные ценности, такие как: благо, добро справедливость, честность - в мир идей.
Человеческая душа – как частица мировой души сосредотачивает в себе нравственные идеи. Человеческая душа, до своего вселения в тело (темницу души) обитала в прекрасном мире идей, созерцала идеи, а в земной жизни – душа способна вспомнить то, что она созерцала, обрести в этом знание. Душа состоит из 3-х частей: разумной, волевой, чувствующей.
Достоинство души зависит от того, какая часть является преобладающей. Разумности соответствует мудрость, волевой части души – мужество, а чувственная часть души должна ориентироваться на уверенность.
Основные работы: «Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».
Сократ (469-399 до н.э.) – стремился найти надежную основу для нравственности, обосновать ее объективные общезначимые характеристики. Он утверждал, что без единой системы нравственных ценностей - общество окажется в опасности. Сократ строил своё обоснование морали с позиции этического рационализма (разум). Разум способен дать высшее, объективное общеобязательное знание.
Сократ утверждал, что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.
Добродетель мужества, по Сократу, это понимание того, что страшно, и что не страшно; умеренность – это знание о том, обуздывать страсти; мудрость – есть знание о том, как следовать законам. Таким образом, добродетели по Сократу основаны на знаниях, им можно научиться (он подчеркивал единство знания и личностного отношения к нему).
3. Основные идеи
1. Человек – есть мера всех вещей
2. Моральность – жизнь, согласная с разумом, а благо – разумное понимание действительности
3.Мудрец умеет находить радость в жизни и получать наслаждение от разных вещей
4. Живущий согласно разуму должен и за гнев, и за ненависть, и за любовь воздавать только любовью
5. Жить, руководствуясь разумом; это и есть движение к совершенству, преодолевающее страсти.
“Чем больше человек старается и чем более он способен добиться собственной пользы, т. е. сохранения собственного существования, тем большей добродетелью он одарен, и наоборот, лишь никчемный человек пренебрегает собственной пользой, т. е. не заботится о самосохранении”. “Для нас действовать по добродетели означает не что иное, как жить, заботясь о самосохранении, руководствуясь разумом и собственной пользой”. Человек, руководствующийся в своем поведении Рассудком, наиболее полезен другим людям. Спиноза прямо заявляет, что человек, руководствующийся рассудком близок к Богу.
Вывод
Этика - философская дисциплина, предметом которой является мораль и нравственность. Термин «этика» был введён древнегреческим философом Аристотелем в IV веке до н.э. Аристотель превратил этику в самостоятельную философскую дисциплину, дал ей название и считал, что целью этики является ни знания, а поступки. Основная идея этики – жить руководствуясь разумом и ко всему подходить через любовь.
|