Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • План исследовательской работы

  • 4. Основная часть: Оркестр народных инструментов а) История возникновения оркестра народных инструментов


  • Результаты анкеты «Инструменты народного оркестра»

  • Рейтинг самых популярных народных инструментов по результатам опроса

  • Музыкальное произведение Количество выборов %

  • Приложения Приложение 1. Анкета «Инструменты народного оркестра»

  • Приложение 2. Рейтинг самых популярных народных инструментов по результатам опроса

  • Приложение 3 – ссылки и аудио (в отдельной папке)

  • Проект. Инструменты народного аркестра


    Скачать 64.18 Kb.
    НазваниеИнструменты народного аркестра
    АнкорПроект
    Дата17.06.2022
    Размер64.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаphpurZRb4_proekt.docx
    ТипДокументы
    #598864

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

    «Твердиловская основная общеобразовательная школа»

    Исследовательский проект по музыке на тему

    «Инструменты народного аркестра»

    Выполнил: Ученик 5 класса Семагин Антон

    Руководитель: Музоваткина Е.Ю

    2022 г.

    Содержание

    1. Актуальность темы……………………………………………… 3

    2. Цели и задачи …………………………………………………… 3

    3. Обзор литературы ………………………………………………. 4

    4. Основная часть: Оркестр народных инструментов………….... 4

    1. История возникновения оркестра народных инструментов… 4

    2. Группы народных музыкальных инструментов ……………. 9

    3. Термины, используемые в работе……………………………. 13

    5. Исследование……………………………………………………… 14

    1. Привлечение подростков к инструментальной музыке, через

    народные инструменты…………………………… …………. 14

    1. Опрос. Анкетирование………………………………………… 15

    Заключение…………………………………………………………… 16

    Литература…………………………………………….……………… 16

    Приложения…………………………………………………………... 17


    1. Актуальность темы

    Актуальность данной темы - это   потребность в возрождении и широком приобщении к традициям  национальной музыкальной культуры. В наше время есть проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира человека,  помогает стать  духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства.

    Среди всего его многообразия можно выделить творчество оркестров русских народных инструментов, с музыкой которых особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Хорошо, что мы вспоминаем о своих корнях, и имеем возможность прикоснуться к творчеству многих поколений. Мы сами учимся играть на народных инструментах, применяем исполнение оркестров народных инструментов в мероприятиях.

    А так же, чтобы слушая русскую народную музыку, мы имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание.

    Поэтому выбрана тема исследовательского проекта: «Инструменты народного оркестра».

    2.Цели и задачи

    Целью исследования стало: изучить инструменты народного оркестра, привлечь подростков к инструментальной музыке, через народные инструменты.

    Задачи исследования:

    1. Изучить литературу по данной теме.

    2. Познакомиться с историей возникновения оркестра народных инструментов

    3. Познакомится с группами музыкальных инструментов.

    4. Провести экспериментальную работу. «Знание инструментов народного оркестра среди подростков».

    5. Подготовить музыкальную коллекцию произведений оркестров народных инструментов.

    6. Подготовить музыкальную коллекцию звучания народных инструментов.

    7. Проанализировать полученный результат исследования.

    Гипотеза: привлечь подростков к инструментальной музыке можно через народные инструменты, если:

    1. Использовать наиболее известные народные музыкальные инструменты

    Объект исследования: инструменты народного оркестра

    Предмет исследования: народные инструменты

    Методы исследования:

    • Работа с научной и художественной литературой

    • Анкетирование, опрос

    • Анализ полученных результатов

    План исследовательской работы

    I этап – подготовительный

    1. Изучение литературы с целью поиска информации по заявленной теме поиск информации в сети Интернет

    2. Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности

    II этап – основной

    Проведение исследовательской работы

    Подготовка музыкальной коллекции произведений в исполнении народного оркестра

    III этап – заключительный

    Формулирование выводов

    Практическая значимость: проделанная работа будет полезна для учеников нашей школы, как на уроках музыки, так и в повседневной жизни. Позволит на примерах музыкальных произведений приобщиться к музыкальной культуре, повысить общий культурный уровень.

    3. Обзор литературы

    • Кравченко Т.Ю. Композиторы и Музыканты/ Издательство: АСТ, Астрель, Ермак ,2004г. – 512с.

    • Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1976

    • Гивенталь И., Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып.2. – М., 1984

    • Инструментовка для русского народного оркестра Авторы: Ю.Н.ШишаковИздательство: МузыкаISBN: 5714004205 Год: 2006

    • Илюхин, А. Чародей русской музыки. «Огонек», 1961, № 9, с. 25.

    • Имханицкий, М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра: Учебное пособие.

    • Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. / А. Пересада. – Москва, 1985.


    4. Основная часть: Оркестр народных инструментов
    а) История возникновения оркестра народных инструментов

    Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.

    Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

    Русский народный оркестр - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гуслибаяныжалейки и другие русские народные инструменты.

    Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».

    Инструментальный состав оркестра, какой нам известен теперь, сложился в 1896 году, когда в него были введены разновидности домр и гусли. Домра была возрождена на основе найденного в Вятской губернии инструмента с круглым кузовом.

    К десятилетнему юбилею оркестра в 1899 г. его состав был в основном сформирован. В него вошли все те инструменты и инструментальные группы, которые составляют ядро, основу современного оркестра русских народных инструментов: группа балалаек (прима, секунда, альт, бас, контрабас), группа домр (пикколо, малая, альт, бас), ударные, гусли, духовые.

    После смерти В.В.Андреева художественным руководителем оркестра в декабре 1918 г. был избран Н. П. Фомин.

    Наступили грозные годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны большинство артистов Андреевского оркестра было мобилизовано, многие вступили в ряды народного ополчения. В августе 1941 г. при эвакуации Филармонии был расформирован и Андреевский оркестр.

    Возрождение Андреевского оркестра началось весной 1942 г. В 1986 г. руководителем оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева становится Д. Д. Хохлов, который сделал новый шаг в осмыслении партитуры для народного оркестра. Такие произведения как «Ночь на Лысой горе», «Марш» Мусоргского, «Увертюра на русские темы», сюита «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Вальс-фантазия» Глинки и др. стали исполняться с включением медной группы инструментов. Впервые в таком составе оркестр прозвучал в 1994 г., и с тех пор этот состав оркестра уже стал привычным для слушателей. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

    Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

    Известные оркестры России:

    • Оркестр Народных Инструментов России (Академический Русский Народный Оркестр имени Н.П. Осипова)

    • Русский академический оркестр (Новосибирск)

    • Красноярский филармонический русский оркестр им. Анатолия Юрьевича  Бардина.

    • Государственный русский народный оркестр «Звезды Урала» (Екатеренбург)

    1.Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова  - лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию.  И уже в течение 85 лет. История оркестра им. Н. П. Осипова полна триумфов, постоянных поисков совершенства и неожиданных поворотов судьбы. Оркестр был создан в 1919 году. У его истоков стояли выдающиеся музыканты - Борис Трояновский (балалайка) и Петр Алексеев (домра). Первый концерт нового коллектива состоялся в саду «Эрмитаж». Именно здесь в популярном месте отдыха столичных жителей, впервые прозвучали те задушевные, глубокие и озорные мелодии, многие из которых до сих пор украшают программы оркестра, и которым суждено было облететь весь мир. Концертной площадкой оркестра очень скоро стала вся наша страна: от Сахалина до Карпат, от Белого моря до Кавказских гор. В 1940 году за пульт встал выдающийся советский музыкант Николай Осипов, что явилось качественно новой ступенью в истории оркестра. После его смерти оркестр возглавил Дмитрий Осипов. Многое в концертной практике оркестра тогда появилось впервые: и солирующие народные инструменты - вслед за балалайками и домрами, гусли, баян, дуэт и унисон балалаек: и произведения, специально написанные для оркестра ведущими советскими композиторами - Н. Будашкиным, А. Новиковым, А. Холминовым; и возрождение незаслуженно забытых песен («Ноченька», «Выхожу один я на дорогу»); и появление своих композиторов - Веры Городовской и Владимира Дителя, ставших ещё при жизни классиками обработок народных песен.

    С 1979 г. по 2004 г. оркестром руководил Николай Калинин. Развивая всё лучшее, что было передано ему предшественниками, дирижер определил три основных принципа. Которые стали основополагающими в деятельности оркестра: высочайший исполнительский уровень как всего коллектива в целом, так и многочисленных камерных составов и солистов; яркий, самобытный, оригинальный, разноплановый репертуар. Наконец, просветительская работа, направленная на достижение истинного понимания им глубокого восприятия услышанного.

    2.Русский академический оркестр. Старейший музыкальный коллектив Новосибирска был создан в 1927 году при первой Сибирской радиовещательной компании. Организатором оркестра является Василий Гирман. С 1976 года коллектив возглавляет Владимир Гусев. В оркестре представлены все инструменты традиционно сложившегося в конце XIX века национального русского оркестра. Оркестр имеет свою исполнительскую манеру, которую отличают строгость, сдержанность и благородство тона, певучесть и теплота звучания, индивидуальная яркость солирующих инструментов. Является одним из четырех оркестров народных инструментов в стране, имеющих почетное звание «академический». В 2005 году оркестр был переведен в Новосибирскую филармонию и развернул активную концертную деятельность. Коллектив является участником огромного количества фестивалей: региональных, всероссийских и международных. С оркестром сотрудничают известные солисты-инструменталисты, вокалисты, хоровые коллективы. Репертуар коллектива превышает 4000 сочинений: народная музыка, отечественная и зарубежная классика, оригинальные произведения. Более 200 произведений современные композиторы написали специально для Русского Академического Оркестра. 
    В разные годы с оркестром работали известные дирижеры: народный артист СССР В. Федосеев, народный артист РСФСР А. Гаук, народный артист СССР А. Хачатурян, народный артист России, Казахстана и Татарстана Ф. Мансуров, народные артисты России Н. Некрасов и В. Попов, заслуженные деятели искусств России Э. Маковский и Н. Корниенко; солисты: И. Кобзон, В. Маторин, Т. Петрова, А. Захаров, М. Дробинский, А. Горбачев, В. Овсянников, Е. Поликанин, А. Литвиненко, С. Зыков, Т. Ворожцова, Т. Зорина, О. Видеман, Ш. Зондуев, Н. Лоскуткин и другие известные исполнители. Коллектив несколько раз менял свое название: Оркестр русских народных инструментов новосибирского радио (1927 - 1958), Оркестр русских народных инструментов новосибирского телевидения и радио (1958 - 1990), Русский академический оркестр ГТРК Новосибирск (1990 - 2005), с 2005 года - Русский Академический Оркестр.

    3.Луреат всероссийского и международного конкурсов Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина входит в число ведущих оркестров страны. Предшественник коллектива - первый Сибирский Великорусский оркестр под управлением Василия Авксентьева появился в Красноярске в  1910 году. Он имел большой успех у публики и просуществовал до 1937 года. После этого создавалось  много самодеятельных оркестров русских народных инструментов, но профессиональный коллектив появился лишь в 1993 году, а спустя 5 лет он уже вошел в состав Красноярской филармонии. С 1995 по 2010 год художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был народный артист, академик Петровской академии наук и искусств России Анатолий Юрьевич Бардин - опытный музыкант, тонкий интерпретатор сочинений различных стилей и направлений. Своим талантом и трудолюбием за очень короткое время он вывел коллектив в число ведущих оркестров России. Народный артист России Дмитрий Хворостовский назвал коллектив «лучшим оркестром народных инструментов России». На базе оркестра было проведено три  конкурса дирижеров, два из которых получили статус международных. За эту инициативу коллектив был удостоен  Дипломами лауреатов. В 1997 году на первом международном конкурсе имени Г. Шендерева Красноярский филармонический русский оркестр и его руководитель  получили Золотой диплом и звания лауреата, а в 2002 году Общественный благотворительный фонд «Наше наследие» за сохранение и пропаганду русской музыкальной культуры присудил оркестру приз и именной Золотой знак. С 2010 года оркестром руководит ученик А. Ю. Бардина, лауреат I Всероссийского конкурса дирижеров русских оркестров, главный дирижер Красноярского музыкального театра, доцент Валерий Шелепов. В 2012 году оркестру присвоено имя народного артиста России, профессора, академика Петровской Академии наук и искусств Анатолия Юрьевича Бардина. Сегодня в репертуаре коллектива около трех тысяч произведений различных стилей и направлений. Немало сочинений написано современными композиторами специально для русского оркестра Красноярской филармонии. С оркестром сотрудничают многие выдающиеся дирижёры и солисты, среди них – народные артисты страны И. Кобзон, Л. Казарновская, Д. Хворостовский, Р. Ибрагимов, С. Никоненко, А. Цыганков, Е. Поликанин, Т. Ворожцова, В. Ефимов и другие. Оркестр постоянно радует слушателей новыми концертными программами и проектами, рассчитанными на слушателей разного возраста. Среди популярных и успешных проектов можно отметить абонемент «Ретро-клуб» для слушателей старшего поколения и «Сказки с оркестром» для детей от 4-х лет.

    4.Государственный русский народный оркестр «Звезды Урала» (Екатеренбург). Государственный русский народный оркестр «Звезды Урала» организован в 1991 году. Его основу составили молодые музыканты-виртуозы, выпускники Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. В течение многих лет коллективом руководил талантливый дирижер, Заслуженный деятель искусств России Леонид Павлович Шкарупа - выпускник Киевской консерватории и аспирантуры Российской Академии Музыки им. Гнесиных. Сегодня художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Заслуженный артист РФ Юрий Кравчук. К настоящему времени оркестром накоплен большой концертный репертуар. Он включает более ста произведений русской и зарубежной классики, произведений современных композиторов, концертных обработок народных мелодий. Быстро расширяется география концертных выступлений Оркестра. Это весь обширный Уральский регион, Сибирь, Грузия, Удмуртия. Побывал Оркестр и в зарубежных поездках в Индии, в Турции… Стиль оркестра - великолепная сыгранность, оригинальность исполнения, виртуозное владение инструментами, филигранность и артистизм.
    б) Группы народных музыкальных инструментов

    • Струнные:

    Струнный музыкальный инструмент - это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются гитара, гусли, балалайка и домра. Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус. Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

    1.Гусли – народный музыкальный инструмент. Гусли - это инструмент со струнами. Впервые он появился на Руси. Гусли - самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших до нас. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн. Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают. Они бывают шлемовидными и крыловидными. Последние изготавливались в форме треугольника, минимальное количество струн у них – 5, а максимальное – 14. Техника игры на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А, левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят. В начале XX века музыканты - конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.

    2.Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. Балалайка - в народном наречии значит «балакать -болтать». В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка. Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России. Балалайка-контрабас - самая большая из семьи балалаек, её длина может достигать 1м 75. Балалайка-контрабас – один из шести видов балалайки, разработанный Андреевым.

    3.Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”. Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха.

    • Пневматические язычковые (клавишные)

    1.Баян - это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна. Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки. В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.

    • Ударные

    Ударные музыкальные инструменты - группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) (молоточков, колотушек, палочек) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

    1.Ложки - ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте. Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.

    2.Трещотки - ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В.И.Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке.

    3.Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью. Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.

    4.Рубель - считается ударным инструментом, который, как и деревянные ложки, тоже являлся предметом быта. Он представляет собой деревянный брусок с зазубринами на одной стороне. С его помощью стирали и разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, то мы услышим целый каскад громких, трескучих звуков.

    • Духовые

    1.Рожок - представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы. Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века. В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением - Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.

    2.Жалейка - духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога. Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом.

    3.Свирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой.

    4.Кувиклы. Изготовляются из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии. На Репродукции М.Врубеля “Пан” четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

    5.Варган – древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент. Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века искусство варганной игры потеряло свою актуальность. Это было вызвано тем, что в 1821 г. немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармошку. Ну а когда губную гармошку снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян. В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г.

    с) Термины используемые в работе.

    1.Русский народный оркестр - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гуслибаяныжалейки и другие русские народные инструменты.

    2.Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль.

    3.Филармония (гармония, музыка) - музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

    4.Марш - это музыкальный жанр, отличающийся размеренным темпом, четким ритмом (4 дольный), бодрым характером. 

    5.Вальс - плавный танец с трехдольным ритмом, а также музыка в ритме этого танца.

    6.Увертю́ра - инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к инструментальным пьесам сюитного типа.

    7.Академический - соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве). Учебный (в применении к высшим учебным заведениям).  В составе названий театров, оркестров, хоров, ансамблей: высшей квалификации, образцовый. 

    8.Клавишные музыкальные инструменты - инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

    9.Струнный музыкальный инструмент - это музыкальный инструмент, в котором источником звука(вибратором) являются колебания струн.

    10.Духовые музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха.

    11.Ударные музыкальные инструменты - группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием молоточков, колотушек, палочек и т. п.) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.) Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

    12.Медиа́тор (плектр) -  тонкая пластинка, согнутая в виде незамкнутого кольца, с помощью которой приводят в состояние колебания струны щипковых музыкальных инструментов.

    13.Ритмический рисунок - это соотношение длительностей последовательного ряда звуков.

    5. Исследование

    а) Привлечение подростков к инструментальной музыке через народные инструменты.

    Нельзя не согласиться с утверждением, что музыкальные произведения надо слушать обязательно в живом исполнении. Оркестр народных инструментов плюс концертный зал с хорошей акустикой оставляют незабываемые ощущения. Привлекать к музыке нужно в таком виде, в котором она производит впечатление. Привлечь одноклассников к инструментальной музыке можно, через известные инструменты.

    б) Опрос. Анкетирование

    Целью исследования стало: изучить инструменты народного оркестра, привлечь подростков к инструментальной музыке, через народные инструменты.
    В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи эксперимента:

    1. Провести анкетирование обучающихся ( 5 класса).

    2. Подготовить музыкальную коллекцию произведений оркестров народных инструментов.

    3. Подготовить музыкальную коллекцию звучания народных инструментов.

    4. Проанализировать полученный результат эксперимента.

    Респондентами исследования были обучающиеся 5 класса МКОУ КСШ №3 (20 человек).

    На первоначальном этапе работы мы разработали анкету (приложение1) и провели анкетирование одноклассников. Ответы на анкету «Инструменты народного оркестра» распределились следующим образом. Н вопрос №1 «Слышал ли, ты произведения в исполнении оркестров?» - ответили «Да» все 20 человек (100%). На вопрос №2 «Знаешь ли ты, отличия симфонического оркестра от оркестра народных инструментов?» 75% ответили «Да». На вопрос №3 «Знаешь ли ты, группы инструментов?» 80% ответили, что знают. На вопрос №4 «Как ты относишься к народной музыке в оркестровом исполнении?» 80% из класса ответили положительно. На вопрос №5 «Хотел бы ты сходить на выступление народного оркестра?» 90% проявили интерес и желание посетить концерт.

    Результаты анкеты «Инструменты народного оркестра»

    вопроса

    Ответ да %

    Ответ нет %

    1.Слышал ли, ты произведения в исполнении оркестров?

    100%

    -

    2.Знаешь ли ты, отличия симфонического оркестра от оркестра народных инструментов?

    75%

    25%

    3. Знаешь ли ты, группы инструментов?

    90%

    10%

    4.Как ты относишься к народной музыке в оркестровом исполнении?

    80%

    20%

    5.Хотел бы ты сходить на выступление народного оркестра?

    90%

    10%


    В рамках исследования мы провели опрос и составили рейтинг популярных народных инструментов. Было предложено прослушать произведения в исполнении народного оркестра и отметить наиболее узнаваемые инструменты по их мнению. Результаты опроса представлены в виде таблицы (приложение 2) и диаграмме (рисунок 1.).

    Рейтинг самых популярных народных инструментов по результатам опроса



    Музыкальное произведение

    Количество выборов %

    1.

    Ложки

    40%

    2.

    Балалайка

    20%

    3.

    Дудочка (Свирель, рожок)

    20%

    4.

    Бубен

    10%

    5.

    Баян

    10%


    (рисунок 1.).


    Результаты проведенного опроса показали, что самые популярные народные инструменты это: ложки – 40%, балалайка – 20%, дудочка (рожок, свирель) – 20%, бубен – 10%, баян (гармошка) – 10%.

    Нами были подготовлены две музыкальные коллекции. Первая коллекция произведений в исполнении оркестров народных инструментов (Приложение 3 - ссылки и аудио). Вторая коллекция звучание народных инструментов (Приложение 4 – аудио).

    Заключение

    Проанализировав наше исследование, мы пришли к выводу, что обучающие слышали произведения в исполнении оркестров народных инструментов, знают состав оркестра народных инструментов. Большинство обучающихся 5 класса интересуются исполнением произведений народных оркестров.

    В данном исследовательском проекте мы раскрыли понятие оркестр народных инструментов, происхождение инструментов народного оркестра. Познакомившись с оркестрами народных инструментов, с инструментальным составом.

    Для проверки выдвинутой гипотезы провели исследовательскую работу, в ходе которой выявили, что обучающиеся знают инструменты народного оркестра, умеют определять какой инструмент звучит.

    Подготовили музыкальную коллекцию (Приложение 3 и 4). По результатам опроса школьников составили рейтинг самых популярных народных инструментов. Большинство ребят проявило явный интерес к народной музыке. Пожелали в дальнейшем узнать историю создания этих инструментов и побывать на концерте народных оркестров.

    Литература

    • В мире музыки. О музыке, авторах исполнителях http://vmiremusiki.ru/10-ka-samyx-izvestnyx-kompozitorov-v-mire.html

    • Крунтяева Т.Словарь иностранных музыкальных терминов/ Изд-во: Музыка, 2004

    • http://vmiremusiki.ru/

    • https://ru.wikipedia.org/wiki/Оркестр_русских_народных_инструментов

    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/667187Словари и энциклопедии на Академике

    • http://muzofon.com/search/Оркестр%20народных%20инструментов

    • http://muzofon.com/search/Оркестр%20народных%20инструментов

    • http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnye-instrumenty-ruskogo-narodnogo-orkestra.html Музыкальные инструменты

    • http://www.kakprosto.ru/kak-874641-kakie-instrumenty-vhodyat-v-narodnyy-orkestrКакие инструменты входят в народный оркестр

    • http://www.ossipovorchestra.ru/

    • http://balalaika.org.ru/groups-osipov-orchestra.htm

    • http://russia.tv/brand/show/brand_id/48543


    Приложения

    Приложение 1.

    Анкета «Инструменты народного оркестра»

    1.Слышал ли, ты произведения в исполнении оркестров?

    Да нет

    2.Знаешь ли ты, отличия симфонического оркестра от оркестра народных инструментов?

    Да нет

    3. Знаешь ли ты, группы инструментов?

    Да нет

    4. Как ты относишься к народной музыке в оркестровом исполнении?

    А) Положительно

    Б) Отрицательно

    5.Хотел бы ты сходить на выступление народного оркестра?

    А) Да

    Б) Нет
    Приложение 2.

    Рейтинг самых популярных народных инструментов по результатам опроса




    Музыкальное произведение

    Количество выборов %

    1.

    Ложки

    40%

    2.

    Балалайка

    20%

    3.

    Дудочка (Свирель, рожок)

    20%

    4.

    Бубен

    10%

    5.

    Баян

    10%


    Приложение 3 – ссылки и аудио (в отдельной папке)

    Музыкальная коллекция произведений в исполнении оркестров народных инструментов. Ссылки:

    1. Смоленский оркестр русских народных инструментов.: http://muzofon.com/search/народных%20инструментов

    2. Оркестр народных инструментов: http://iplayer.fm/q/перепляс+в+исполнении+оркестра+народных+инструментов/

    3. http://iplayer.fm/q/оркестр+русских+народных+инструментов/

    4. http://xmusic.me/q/lse98LXp5caQxovWt8IXs8eD46Hmt8a9wLbKpOyJ32KegZ31tbCr6unEm8WFyr7ApOy46ufOmOpLm9uUxeH4ttWW4524/

    5. http://www.audiopoisk.com/?q=%F2%E0%ED%E3%EE+%E2+%E8%F1%EF%EE%EB%ED%E5%ED%E8%E8+%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0%E0+%ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%F5+%E8%ED%F1%F2%F0%F3%EC%E5%ED%F2%EE%E2

    6. http://mp3ostrov.com/?string=%EC%E5%EB%EE%E4%E8%FF%20%E2%20%E8%F1%EF%EE%EB%ED%E5%ED%E8%E8%20%EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0%E0%20%ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%F5%20%E8%ED%F1%F2%F0%F3%EC%E5%ED%F2%EE%E2

    7. http://as-sol.net/publ/scenarii/instrumenty_russkogo_narodnogo_orkestra/4-1-0-721

    8. http://mp3-pesnja.com/artist/музыка+в+исполнении+оркестра+русских+народных+инструментов

    9. http://mp3koka.com/muz/в%20исполнении%20оркестра/

    10. http://saving-music.ru/search/оркестр+народных+инструментов


    Приложение 4 - Коллекция звучание народных инструментов аудио (в отдельной папке)



    написать администратору сайта