Главная страница
Навигация по странице:

  • Использовать на стадии закрепления

  • Объяснение нового материала

  • Рефлексия (конец урока)

  • при изучении любой темы

  • будут

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ методы.

  • КОЛЛЕКТИВНЫЕ

  • Алгоритм работы с приемом

  • Белая

  • Черная

  • Зеленая

  • прямой, фантастической, символической

  • Фантастическая аналогия

  • Символическая аналогия

  • личной аналогии (эмпатии)

  • Интелект карта Человек творец. интеллект-карта Человек-Творец. Интелект карта человектворец Цель


    Скачать 44.5 Kb.
    НазваниеИнтелект карта человектворец Цель
    АнкорИнтелект карта Человек творец
    Дата13.04.2022
    Размер44.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаинтеллект-карта Человек-Творец.docx
    ТипУрок
    #471749

    Интелект карта «ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ»

    Цель: Развитие творческих навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

    Задачи:

    • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

    • Выделить основные методы развития критического мышления.

    • Применить изученные методы в урочной и внеурочной деятельности.

    • Создать банк эффективных методов развития критического мышления.



    Пименова К.А. Биология

    • «верю не верю»

    • Карусель

    • Галерея стратегии

    Шибанова Е.Р.

    Внеурочная деятельность

    • Прием "Кубик Блума"

    • Метод ассоциаций

    • Шесть шляп

    ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ






    Хамова К.Ю Математика

    • Отсроченная догадка

    • Перепутанная логическая цепочка

    • Дерево предсказаний

    Сюркаева И.В. Технолгия

    • Бином фантазии

    • Круги по воде

    • Мозговой штурм




    • Прием "Кубик Блума"

    • Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

    • Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.



    Варианты использования "Кубика Блума" на уроках


    Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален.

    Возможны два варианта:

    • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

    • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.




    • Ромашка Блума

    В «Ромашке Блума» 6 лепестков – шесть вопросов.

    1. Простые вопросы - отвечая на которые, нужно вспомнить факты или воспроизвести определенную информацию.

    2. Уточняющие вопросы - их цель, предоставить собеседнику возможность для обратной связи относительно того, что он сказал. «То есть ты говоришь, что…?»,  «Если я правильно понял, то …?» и т.д.

    3. Объясняющие вопросы -  начинаются со слов «Почему?».

    4. Творческие вопросы – в которых есть частица «бы», элемент условности, прогноза «Что изменилось бы…?» и т.д.

    5. Оценочные вопросы -  это вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

    6. Практические вопросы – это вопросы на правленые на установление взаимосвязи теории с практикой. «Какой стиль взаимоотношений учителя с учащимися (авторитарный, демократический, либеральный) складывается, по-вашему, у учителя, для которого характерны подобные высказывания?» и т.д.


    • Приём «Перепутанные логические цепочки»

    Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины».

    Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного)

    • «Дерево предсказаний»

    прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования.

    Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    Использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

    • Круги по воде

    Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

    1. Утверждения. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию. Вы можете сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите ____________», или: «Мне это напомнило ____________», ранее сказанное», или: «Погодите-ка, вы утверждаете, что ____________, но Дмитрий только что сказал ____________», или: «Мне непонятно ____________».

    2. Вопросы. Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому старайтесь всячески их провоцировать на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок вам в помощь: Какие вопросы могут возникнуть по содержанию этого текста? Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении? Чтоосталось неясным в этом тексте? С чем вам хотелось бы согласиться? (... не согласиться?).

    Стадия вызова
    ·         «Инвентаризация»
    ·         «Верите ли вы…»
    ·         «Ключевые слова»
    ·         «Тонкие» и «толстые» вопросы
    ·         Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
    Стадия осмысления
    ·         ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
    ·         Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
    ·         Зигзаг
    ·         Лекция
    ·         Поиск в тексте ответов на вопросы
    Стадия рефлексии
    ·         Ответы на вопросы
    ·         Кластер
    ·         Синквейн
    ·         Проверка и обсуждение таблиц
    ·         Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
    ·         Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

    Начало урока (вызов)

    «кластер»

    «загадка»

    Учебно - мозговой штурм

    Отсроченная догадка

    Фантастическая добавка

    Театрализация

    Да – нетка

    Интеллектуальная разминка (опрос)

    Объяснение нового материала

    Зигзаг - 2

    Инсерт

    экспертиза

    МФО

    (метод фокальных объектов)

    Дерево предсказаний

    Круги по воде

    Чтение с остановками

    экспертиза

    Закрепление

    загадка

    Учебно – мозговой штурм

    Метод контрольных вопросов

    экспертиза

    МФО

    Инсерт

    Оживи картину

    Бином фантазии

    Повторение

    кластер

    загадка

    Бином фантазии

    Оживи картину

    театрализация

    Ролевая игра

    МФО

    Круги по воде

    Рефлексия

    (конец урока)

    кластер

    Зигзаг - 2

    Интеллектуальная разминка

    Синквейн

    экспертиза

    Ролевой проект

    Исследовательский проект

    Бином фантазии

    Домашнее задание

    загадка

    кластер

    Оживи картину

    инсерт

    Круги по воде

    Бином фантазии

    Активизация творческого мышления

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ методы.

    Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей.

    К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов.

    Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству.

    Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.

    Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. В некоторых случаях учитель может оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы.

    Можно выделить несколько упражнений.

    Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает учитель), или заполнение осознанно допущенных пробелов.

    Вторым упражнением с применением ассоциативного метода является символизация. Суть его заключается в том, что ребята, посредством цвета, знаков и символов изображают отдельные элементы учебного материала.


    1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ методы.

    Это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи.

    Таких методов очень много:

    метод морфологического анализа Ф. Цвикки

    «Бином фантазии» Дж. Родари

    Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

    Алгоритм использования бинома

    1. Ставите цель, например — создать новый объект или модифицировать уже имеющийся;

    2. Выбираете два слова, первично не связанных по смыслу. В случае, если модифицируете уже имеющийся объект, первое слово будет именно он;

    3. Составляете и записываете все возможные сочетания этих слов, меняя предлоги и падежные окончания;

    4. Анализируете полученные сочетания, и выбираете наиболее полезные (или наиболее реальные из абсурдных);

    5. Думаете, как реализовать.


    ; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.

    1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ методы активизации творческого мышления.

    Мозговой штурм

    Перед участниками ставится определенная задача, требуется выдвинуть как можно больше идей для ее решения. Можно высказывать самые невероятные и фантастические предположения. Чем больше гипотез и чем нереальнее они будут, тем лучше. При этом не должно быть места критике в отношении выдвигаемых идей. Фишка в том, чтобы раскрепостить воображение, дать ему волю, в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде.
    «Шесть шляп»

    Любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения. Де Боно предлагает «примерить» шесть шляп-направлений мышления, подробно проанализировав и хорошенько рассмотрев поставленную задачу с каждого ракурса

    Алгоритм работы с приемом

    1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

    2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).


    Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

    • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

    • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

    • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

    • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

    • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

    • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.


    Нужно сначала научить школьников владеть различными видами АНАЛОГИЙ: прямой, фантастической, символической и личной (эмпатией).

    При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

    • Следующий вид прямой аналогии -- компонентная (или структурная). Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него.

    • К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом найти в окружающем мире объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

    Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее неизвестным путем. Она способна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи или выхода из создавшейся ситуации. Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необходимо определить, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

    Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Так, речь записывается буквами -- символами звуков, а количество -- цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

    При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков.

    Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание.

    В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главная задача эмпатии -- войти в роль кого-либо или чего либо.


    написать администратору сайта