5345вап. Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен следующим
Скачать 22.39 Kb.
|
Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен следующим. Во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто ииспытывает и превосходство над ними. Во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, всегда является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует, или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господстве и подчинении. В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответственно власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности. Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опосредуют поведение, деятельность и поступки людей, кардинальным образом влияют на их внутренний мир и взаимоотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значительные изменения в обществе и окружающем мире, индивидуальном и общественном сознании. Власть (с психологической точки зрения) – это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе. В то же время власть, как общественное явление, подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Общественная система в целом (прежде всего, экономический строй общества) и в частности ее влияние на социальный уклад жизни людей определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления. Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их. Основные функции власти сводятся: - к формированию политической системы общества; организации его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государствами и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д.; - управлению делами общества на разных уровнях; руководству органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; - контролю политических и других отношений и в конечном итоге созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному государству политической системы, соответствующих им политических отношений и иных политических характеристик общества. Ведущую роль в политике и властных отношениях играют политические лидеры. Политический лидер – ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественном институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования. Политический лидер выполняет определенные функции: - планирует политические акции, занимается поиском своих сторонников, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромиссы или на решительное изменение политики; - согласовывает действия институтов власти, приводит их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей; - осуществляет социальный арбитраж, защиту масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе; - обеспечивает коммуникацию власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства; - обеспечивает поддержку единомышленниками, окружением, обществом своих планов и программ. Основными психологическими чертами политического лидера являются: - наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп; - популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии; - политическая воля, готовность брать на себя ответственность; - острый ум, политическая интуиция и высокая политическая культура; - организаторский талант и ораторские способности; - способность повышать свой авторитет. Классификация политического лидерства достаточно разнообразна. Обычно лидеров подразделяют на виды: по социальной природе их авторитета – традиционный, бюрократический и харизматический лидеры, по отношению авторитета к людям – авторитарный и демократический лидеры, по отношению к политической системе – лидеры функциональные и дисфункциональные, конформисты и нонконформисты – по стилю лидерства. Традиционный лидер – лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае – носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречается в обществе (монархия). Бюрократический (рационально-легальный) лидер – опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр). Харизматический лидер – лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед. Авторитарный лидер – это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу. Демократический лидер – лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество. Функциональный лидер – лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности. Дисфункциональный лидер – лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса. Лидер-знаменосец – лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет. Лидер-служитель – лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы. Лидер-торговец – лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами. Лидер-пожарный – лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности. Лидер-актер (демагог) – лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле. Лидер-конформист (нонконформист) – лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы. Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а другой – лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, понятиях. Религия– особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований, практических действий и переживаний, к которым люди обращаются, когда не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт. Религия имеет свои психологические особенности. Во-первых, религия, как уже отмечалось, – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Религиозное сознание. Представляет собой составную часть общественного сознания: сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное. Оно включает в себя два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический) или религиозную психологию и религиозную идеологию. Религиозная идеология (как более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа) включает в себя: - религиозную философию – наиболее общие представления религии о происхождении реального и потустороннего мира, боге, церкви священнослужащих и верующих; - теологию (богословие) – систему различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения (основой теологии является Священное Писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей); - религиозно-ориентированные теории – различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и другие концепции (в соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства). Религиозная деятельность осуществляется в виде проповедей, молитв, обрядов, богослужений, отправления церковных праздников и соблюдения постов, которые проводятся по законам, установленным религией, и регулируются церковными служащими. Существуют несколько основных типов религиозных организаций – церковь, деноминация, секта. Церковь– религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Деноминация – промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы. Секты – это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. |