им. 15 минут. Интервью Актриса Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая
Скачать 21.76 Kb.
|
15 минут Нина Гребешкова ( жена Леонида Гайдая)- редкое интервью Актриса Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая Я Вам должна сказать, что Леня был парадоксальным человеком. Вот просто по природе своей. И всегда, когда он что- то решал… Даже не решал, а поступал, совершал какие- то поступки - это было непонятно. Вот я ему говорила: «Лень, ну никто же так не делает!». Он говорил: «Как никто не делает, я так делаю». Знаете, он даже ни секунды не сомневался, вот если он думал, что это так. Он не анализировал. Вот он поступал ну как-то интуитивно что- ли. Вот так хочу, так и делаю. Вот он все в жизни так делал. И первое время я как-то, ну наверное, не то, чтобы боролась, нет. Ну , во всяком случае, пыталась его ну как- то превратить в нормального, как мне казалось, да? Ничего подобного. Он не поддавался. Вот он таким родился! Он таким родился! И вот говорят когда, что вот ну как же у него нет учеников, вот он почему- то, так сказать, свой комедийный дар никому не передал. Просто потому что этому научится нельзя. Вот я так думаю. Это надо родится таким, с таким парадоксальным мышлением. Вот он из всего моментально находил какое- то парадоксальное решение. Вот я помню на последней картине. Вот эта вот картина «На Деребасовской хорошая погода, на Брайтен Бич опять идут дожди», ему приносят вот эту вот, где рабочий и колхозница на заставке. И она так начинает дергаться, так поворачивается и все говорят: «Ой , извините, Леонид Иович! Вот, вы понимаете, брак. Мы снимем, все будет плавно вообще, мы переснимем!» Он говорит: «Не надо, не надо. Вот доля секунды»- он говорит-«Мосфильм рушится. Мы подложим так…эээ-эээ» Понимаете, вот этот звук будет показывать, что Мосфильм рушится. Понимаете, вот такие вот вещи, я вспоминаю, когда снимали, я вам уже рассказывала , по поводу того, что когда из рефрижиратора выпрыгивают и, помните, Юра тащит барана, это в Кавказской пленнице. И они такие плывут, вроде они заморожены. А ведь это все получилось совершенно случайно, но Леня тут же схватился за этот момент, потому что два аппарата работало. Один аппарат снимал нормально, а с конваса другой аппарат , шла убыстренная съемка. И, значит получилось такое замедленное изображение. Леня говорит: «О , об этом можно только мечтать!» Он моментально за это хватался. На картине «Кавказская пленница» долго- долго искали имена. Значит, чтобы не привязывать имена ни к одной республике, чтобы не обиделась ни одна республика. Что как- бы это не указывало, что это Узбекистан, или это Таджикистан, или это Азербайджан , или это Грузия. Понимаете, поэтому вот все имена и фамилии были взяты отовсюду. И вот, значит, как уже писали, все. Оказалось, что вот этот главный , который играет ретушь , нашли ему фамилию Ахохов. Вдруг узнается, в одной из наших Среднеазиатских Республик там это главный секретарь или кто- то там в этом роде. Ну и срочно, чтобы это не падало на республику, стали срочно искать фамилию другую. Но в сценарии уже было написано « ах, какого жениха…» , помните? Нина за дверью, и он говорит « и ты потеряешь ах какого жениха» Тот говорит, что нельзя говорить фамилию там знак подает. Значит фамилии, которые уже меняют, это был Ахохов «Ах какого жениха», а теперь значит надо какую-то другую фамилию, чтобы там было «ах, какого жениха». Чтобы оставит этот эпизод. И решили взять Саахов. Ну значит сняли всю эту картину, как бы все это получилось. Саахов, Саахов, ладно. Оказалось, что у нас секретарь парк организации на студии Сааков. И он это принял на свой счет, что вот отрицательный герой вот как бы это самое. И пошел он к Сорину. Сорин тогда был директором. И говорит, что я прошу переозвучивать, чтобы «Саахов» не было. Вызывает Леню. Леня говорит: «Ну как же, понимаете, все уже привязано к сюжету, к эпизоду, как- то это все играет. Представляете, сколько надо озвучивать, а уже все озвучено». Сорин говорит: «Леня, ничего не знаю, надо переозвучивать». И Леня приходит домой такой расстроенный. И я говорю: «Что случилось?». Он говорит: «Будем переозвучивать картину. И в это время звонит Юра Никулин. «Ну как, Лень, дела? Как там? Что там?» Леня ему рассказывает, что вызвал Сорин и говорит, что надо переозвучивать, Саахов не годится. Надо вот какую- то другую фамилию, значит надо искать там все. Да, да, ну вот так вот поговорили и все. И утром Леня нашел какую- то фамилию, поискал там какие- то фамилии. И утром он пошел к Сурину. Сорина еще не было. Он там ходит в приемной, ждет Сурина. Приходит Сорин, какой- то звонок раздается значит. И вдруг, Сурин вылетает и говорит: «Лень, откуда Фурцева знает, что мы будем переозвучивать картину? Ничего переозвучивать не будем. Оставьте так как есть!» Ну Леня ничего не понимает все такое. Ну хорошо, хорошо. Радостный такой пришел, говорит: «Ничего переозвучивать не будем». Оказывается Юра по своим цирковым делам сутра, Леня пошел к Сурину, а Юра пошел к Фурцевой. Ну знаете как, «ну как вы живете, что вы, где вы сейчас снимаетесь, какие у вас там планы». Все. И он рассказывает: « Да вот, сейчас отснялись, нужно переозвучивать, потому что там вот секретарь паркома на Мосфильме , он Сааков и вот…» И Фурцева берет сразу трубку, звонит к Сурину и говорит: «Вы что государственные деньги куда вы тратите? На что вы тратите? Почему Иванов может быть, Петров может быть, а Сааков не может быть. Тем более что не Сааков, а Саахов!» И говорит: «Нет, нет, нет! Мы уже все решили. Ничего переозвучивать не будем!» Вот понимаете, вот это телефонное право, и вообще, вот эта вот парадоксальность, которую Леня, кстати, он очень чувствовал и предполагал и у него во всех картинах вот этого чуть- чуть. Вроде так оно и было, а вообще так не могло быть. Так вот на этом он и держался. Вы знаете , вот Лени была вот такая…Мы допустим выступали перед зрителем, ну там выходила картина. И было такое шефские разъезды по кинотеатрам Красногорск там, еще куда-то. Каждый директор старался пригласить к себе, чтобы и участники картины были. Да? Ну и вот. Леня всегда говорил такую вещь.. Я так занудно рассказываю, обстоятельно там все. И он говорил: «Только, пожалуйста, не растекайся мыслью по древу! Ты понимаешь, люди пришли смотреть комедию, поэтому нужно что-то такое рассказать так, чтобы зрителя настроить на комедию!» Приходилось что-нибудь придумывать, понимаете, что-нибудь такое, чтобы зрителя настроить на комедию. Леня не дожил до своих медных труб. Понимаете? А его трубами пользуюсь я. Вот на меня они упали, потому что нет уже ни Юры, ни Андрея, нет Папанова. Самое главное Лени нет, который во все это вкладывал душу, создавал все это. И, конечно, мне было бы радостно, что вот он увидит как до сих пор молодежь, дети воспринимают эти картины, что они еще живы. Но с другой стороны, я все время думаю, значит он еще живой. Понимаете? Вот как бы вот, что хотите, будут лучше картины- комедии, будут хуже, но уже таких как эти, никогда больше не будет. Потому что для того, чтобы стать комедиографом, это мое глубокое убеждение, ну я, конечно, не истина в последней инстанции, но тем не менее, таким надо родиться. Таким надо родиться! Вот Леня в жизни своей был таким. Понимаете, он все воспринимал несколько как- то неадекватно. Если он ругался с человеком, вот не он лично, или кто-то его там обижал, я это знала. Я ему говорила, что это плохой человек, не надо с ним разговаривать, потому что он как-то вообще не воспринимает твой кинематограф. Он говорит: «Ну что ж, не будем приглашать их в гости, не пить с ними чай. Но не убивать ведь». Понимаете, вот эта доброжелательность! Ведь вспомните, начиная с Троицы и кончая на Деребасовской, ведь все люди с огромными отрицательными качествами! Они экологию нарушали, еще чего- то они там делали, в заложники брали. Вот что сейчас казалось бы это вообще самое- самое такое вредное и печальное. Они у него же все очень добрые люди, то есть показаны с таким чувством «Не убивать же!» Вот так. Говорят, что самое трудное в кинокомедии найти сюжет. Леониду Гайдаю его подсказал Николай Васильевич Гоголь. Нона Мардюкова- жена городничего. Ольга Анохина- дочка. Леонид Кураблев- почтмейстер, простодушный до наивности человек. Анатолий Кузнецов- ляпкин- тяпкин судья. Роль городничего исполняет Анатолий Папанов. Много лет вместе с Гайдаем работает кинооператором Сергей Полуянов. Я то вообще верю в то, что Леня постоянно со мной, я вам объясню даже почему. У меня был такой случай в жизни, когда он ушел и у него было 30 января день рождения. Мы вот как- то собрались, ксати говоря, конечно, он оставил мне массу друзей, которые не просто записаны «друзья», а которые ко мне приходят, обо мне заботятся, всегда интересуется как я живу. И 30 числа мы ответили его день рождения, это был 71 год его жизни, а его уже не было. И вдруг 4 февраля меня заливает сверху кипятком, разорвало батарею и залило всю квартиру кипятком. Вот пришли все Дима Харатьян, Леня Кураблев, ну я не буду перечислять, потому что их много. И говорят: «Нин, ну как же так! Ну смотри, только что Леня ушел и вдруг еще это несчастье!» Я говорю: «Ребята, ну высохнет, высохнет. Главное Лени нет!» Вот как бы это все ушло не столь значительно, хотя если бы это было при Лене, я бы сума сошла. Понимаете, для меня была бы эта полная трагедия. И вдруг я говорю, совершенно неожиданно даже для себя: «А вы знаете, Леня же водолей! Только я понять не могу, почему же кипятком!» Понимаешь? И все стали смеяться, ну не то, чтобы смеяться.. Ну как то все это перешло в улыбку, в то, что действительно ничего трагическое. Самое то большое, это печаль такая безвозвратная- это то , что его нет. А остальное вообще при мне. И картины, и все остальное. |