культурологические теории. Иоганн Готфрид Гердер (17441803) немецкий философ. В 178491 гг вышли из печати 4 тома Идей к философии истории человечества важнейшее сочинение
Скачать 83 Kb.
|
История культурологических учений. РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ: ПРОСВЕЩЕНИЕ. И.Г. ГЕРДЕР Культурология своими истоками уходит в Просвещение (XVII-XVIII). «Наука о культуре» — дитя Просвещения. Просветители с доверием и энтузиазмом относились к человеку и к его познавательным возможностям. Центральным моментом просвещенческого пафоса была программа культивирования разума. Важнейшей характеристикой Просвещения выступала вера в неизбежность поступательного развития человеческого общества — идея линейного прогресса. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) — немецкий философ. В 1784-91 гг. вышли из печати 4 тома «Идей к философии истории человечества» — важнейшее сочинение мыслителя, положившее начало целой эпохе — эпохе «наук о культуре». В своей работе Гердер рисует общую панораму восхождения природы от низшего к высшему, начиная с неживой природы, возникновения звезд и планет (кн.1), органического мира (кн. 2 и 3) и человека (кн.4 и 5). 6-8 книги посвящены истории людей, их культуре и быту. В 9-10 книгах мыслитель говорит о развитии индивидуальной души человека. История отдельных народов рассматривается остальных книгах произведения (11-20). Согласно Гердеру, человек — последнее звено в эволюции. Именно культура отличает людей от животных. Как неопределим с точностью человек, так и культура неоднозначна. Культура — это то, что надстраивается над природой и надприродностью человека, является результатом и, одновременно, причиной исторического развития. Культура выступает тем началом, которое объединяет общество. История культуры — это история различных, не сводимых друг другу, уникальных и самоценных культурных образований. Огромное значение культура имеет в воспитании человека. Общая цель всей эволюции, по мнению Гердера (и тут он расходился с большинством просветителей), состоит отнюдь не в усовершенствовании разума и не в «наилучшем устроение» общественных институтов, а в распространении гуманности. Ни одна из культур не может похвастаться равномерным поступательным прогрессивным развитием: общество может достигнуть совершенства в отдельных областях науки и искусства, что не мешает живущим в нем людям оставаться алчными и порочными; преимущества в одной сфере деятельности могут совмещаться с отсталостью в другой и т.д. Культура не может удержаться в наивысших точках своего развития: за взлетом следует спад. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я.ДАНИЛЕВСКОГО Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) — известный русский естествоиспытатель, публицист, социолог, общественный деятель и крупный сановник. По своим мировоззренческим убеждениям он примыкал к позднему славянофильству (направление русской общественной и философской мысли 40-50 гг. XIX в., представители которого выступали с обоснованием самобытного пути исторического и культурного развития России, отличного от западноевропейского. Панславизм - националистическая идеология и политическое течение в России, сложившееся в связи с поражением России в Крымской войне 1853-58 гг.). Наибольшую известность ему принесли «Россия и Европа» (1871г.) и вышедшая уже после смерти автора незавершенная работа «Дарвинизм. Критическое исследование» в 2-х тт. (первый — в 1885г., второй — в 1889г.). По мнению Данилевского не существует всеобщего биологического закона, виды (типы) органического мира не развиваются однолинейно, от простейших к сложнейшим, посредством постепенного восхождения в едином процессе совершенствования. Они изменяются только в ракурсе своего собственного существования, каждый раз различного и только им свойственного, и реализуются в уникальной законодательной норме индивидуального жизненного начала. По аналогии с этой биологической схемой Н.Я.Данилевский строил и свою теорию культурно-исторических типов, изложенную в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869 г.). Культура—это «организм» особого рода, принадлежащий частично к природному, частично к духовному миру. Рождение культуры, по Данилевскому, следует понимать как выделение духовного начала. Культура в зрелом состоянии подчиняет себе полностью и биологическую жизнь этноса, потому что предопределяющим для социума является не столько приспособление к окружающей среде обитания, сколько актуализация внутренних жизненных сил. Землю населяли и населяют множество различных этнических сообществ, отличающихся друг от друга «жизненной» силой. Их можно объединить в три группы. Одни народы, возникая, не успевали в полной мере оформиться в отдельный культурно-исторический тип и служили почвой («этнографическим материалом»), удобряющей прогресс других сообществ. Другие, например гунны, турки и монголы, — своего рода «бичи Божий», смысл своей активности находили в том, чтобы разрушать отжившие цивилизации, а затем возвращались в «прежнее ничтожество». Третьи образуют самостоятельный культурно-исторический тип, обладающий всем набором уникальных характеристик. Данилевский считал, что каждый культурно-исторический тип рождается, достигает расцвета и затем умирает либо естественной смертью, либо под натиском более сильных и молодых сообществ. Жизненный цикл составляет примерно 1500 лет. Всего в истории человечества, согласно Данилевскому, выработалось 10 самостоятельных культурно-исторических типов: египетский; китайский; халдейский, или древнесемитический; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; ново-семитический, или аравийский; германо-романский, или европейский. К ним можно добавить еще два уничтоженных насильно — американский и перуанский, и новоамериканский тип, который пока еще не оформился. В общий список не включен и новый, зарождающийся, возникающий на наших глазах, славянский культурно-исторический тип, который, тем не менее, уже достаточно определенно заявил о своей уникальности, о своем отличии от всех предыдущих. Данилевский сформулировал 5 основных законов, по которым существуют культурно-исторические типы. Закон 1: «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою составляет самобытный культурно-исторический тип. В законе 2: «Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью». Закон 3: «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций». Закон 4: «Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств». Закон 5: «Ход развития культурно-исторических типов уподобляется многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу». В культурной деятельности народов Н.Я.Данилевский различает 4 аспекта: религиозная деятельность, культурная деятельность (теоретическое, эстетическое, техническое направление) политическая деятельность, общественно-экономическая деятельность. В конкретном культурно-историческом типе преимущественное развитие получает какой-нибудь один или несколько, что дает основание Н.Я.Данилевскому разделять культуры на одно-, двух-, трех- и четырех-основные. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУР О.ШПЕНГЛЕРА Выход 1 тома «Заката Европы» (2 том появился в 1922 г.), над которым Шпенглер работал, начиная с 20 летнего возраста, возносит его на вершину славы. Многие мысли Шпенглера оказались созвучны фашизму, да он и сам не скрывал этого: «В так называемых «идеях» национал-социализма заключено много верного, при условии, что их провозглашают не эти бахвалы. Частично они принадлежат мне» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М. 1993. С.114). Бросается в глаза общность выводов Шпенглера и положений теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Исходным методологическим принципом для Шпенглера является разграничение природы и истории. Мы можем познавать мир-как-природу и мир-как-историю. В первом случае мы имеем дело с омертвевшим, ориентированным на пространственную фиксацию, неорганическим. Другим предстанет перед нами мир, если мы подходим к нему как к живому организму. Мир-как-история, ориентированный преимущественно на время, — это беспрерывно становящийся процесс, наполненный образами и картинами, где действует иная форма необходимости — идея судьбы. Культура, по Шпенглеру — это живой организм, это «историческая личность» со всем комплексом присущих каждой индивидуальности неповторимых черт. Культура является историческим явлением, которое невозможно определять и описывать, используя естественнонаучные методы — формулы и законы: она определяется судьбой, судьбой народа. Культура - организм, который обладает единством, и обособлен от других, подобных ему организмов. Это означает, что нет и не может быть единой общечеловеческой культуры. Шпенглер насчитывает 8: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западно-европейская) и культура майя. Кроме того, ожидается возникновение еще одной, пока «нерожденной» русско-сибирской культуры. Шпенглер утверждает: как и все живые организмы культуры рождаются, достигают зрелости, стареют и умирают. Полный цикл охватывает примерно 1000 лет. Культуры непроницаемы друг для друга, всякое плодотворное взаимодействие культур исключено. То, что остается от старой культуры, более молодая подчиняет собственному ритму и вкусу, трансформирует в структуре собственных «жестов» и «повадок». Любая культура определяется гештальтом (первоэлементом)- «душой», которая и выступает средоточием индивидуальности. Душа-гештальт дает основание идентифицировать тот или иной факт с точки зрения его культурной принадлежности. Гештальт также определяет и социально-политический интерес народа, приоритетность развития видов и жанров искусства. Шпенглер считает, что умирая, народ уносит с собой и свою «коллективную душу». Не смотря на то, что каждая из культур уникальна и неповторима, более того, представитель иного культурного гештальта принципиально не в состоянии в полной мере «проникнуть» и почувствовать дух другой культуры, тем не менее мы можем нащупать некоторое «сродство» тех или иных конкретных периодов и времен, обозначить параллели, в известном смысле назвать даже центральные символические образы, благодаря которым реализовалась «коллективная душа». Шпенглер утверждает, что таким первосиволом для аполлоновской культуры было прекрасное тело (пластичность, телесность, осязательность), для магической византийско-арабской культуры — пещера или арка, для египетской — дорога (забота о вечности), для «фаустовской» — бесконечность. Пройдя пик, период активной созидательной деятельности, культура вступает в фазу цивилизации, когда истощаются жизненный порыв и культура близится к закату. Именно в этой стадии, по мнению Шпенглера, находится сегодня западно-европейская («фаустовская») культура, исчерпавшая большую часть своих возможностей и уже почти исполнившая «свой жизненный урок». Переход от культуры к цивилизации, от творчества к бесплодию, от созидания новых форм к сохранению и культивации уже имеющихся — закономерный этап, который проходили все народы. Среди характерных черт этапа Шпенглер называет следующие аспекты: — на смену поэтическому художественному творчеству приходит спорт; — приоритетное развитие получает сфера политики; народ превращается в «массу» или «население», оторванное от земли, не находящее ни цели в своем существовании; в период же цивилизации мировые столицы впитывают в себя всю энергию общества, перерабатывая ее в окостеневшие формы, провинция же пребывает в прозябании; машины, военные орудия, учреждения, призванные наладить организационную технологию в той или иной сфере оттесняют поэзию, миф, индивидуальное ремесло; наука и искусство подчиняются политике и экономике; художественные новшества принимают форму сенсации или скандала и пр. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А.ТОЙНБИ Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский историк и социолог. Всемирную известность ему принесло 12-томное исследование под названием «Постижение истории», в котором он изложил свои взгляды на историю и культуру человечества. А.Тойнби уверен, что общественное развитие носит естественноисторический характер, но сама история—дело рук Творца, в «исторической драме» действует Божественный Промысел. По мнению А.Тойнби, человечество как природный феномен предстает в виде совокупности отдельных локальных цивилизаций, а исторический процесс, — круговорот таких образований. Цивилизации уподобляются биологическим видам, обитающим в пределах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивилизация привязывается к географическим условиям (имеет свой «ареал» распространения), которые играют существенную роль в создании ее своеобразия. Так же как и любой биологический организм, историческое существование цивилизаций проходит несколько фаз: энергия «жизненного порыва» стимулирует возникновение и рост, когда же «жизненные силы истощаются», то наступают надлом, упадок и разложение. Однако полностью от начала до конца цикл проходят далеко не все народы. А.Тойнби уверен, что каждая цивилизация проделывает свой, только ей свойственный путь: некоторые погибают, не успев достигнуть апогея, другие возникнув останавливаются в развитии, застывая в монотонном повторении одного и того же, третьи в кульминационный момент — мгновенно рушатся. Таких локальных цивилизаций в истории человечества А.Тойнби насчитывал 21. В конце исследования А.Тойнби общее количество сокращается до 13, при этом увеличивая число сохранившихся до 7(8)): Египетская, Шумерская, Минойская, Китайская, Индская, Хеттская, Сирийская, Эллинская, Вавилонская, Майянская, Андская, Дальневосточная(основная) и Дальневосточная (Корея и Япония), Западная, Православно-Христианская (основная) и Православно-христианская (в России), Индуистская, Юкатанская, Мексиканская, Иранская и Арабская. До настоящего времени сохранилось лишь пять основный цивилизаций — Китайская, Индийская, Исламская, Русская и Западная. Огромную роль в «исторической драме» играет закон «Вызова-и-Ответа». Рождение и прогресс цивилизации определяется этими категориями. Суть закона сводится к следующему. Любое общественное образование постоянно сталкивается с «вызовом»: возникает ситуация, когда внешние обстоятельства начинают угрожать существованию культуры. Поэтому «вызов» каждый раз приобретет различную форму. Это могут быть как неблагоприятные природные изменения (иссушение почв, землетрясения и ураганы), так и враждебность других народов (наступление варварских племен и пр.). «Вызовы» со стороны среды обитания необходимы: они стимулируют творческое развитие, будят жизненную активность. Общества, долгое время находящиеся в благоприятных условиях, пребывают в прозябании, прогресс в них затормаживается. На «Вызов» должен последовать ответ. Вся история человечества — это череда «Вызовов» и «Ответов». «Ответ» — это реакция на конкретный исторический запрос. Он должен быть адекватен ситуации и положительно разрешать проблемы, которые время ставит перед культурой. Варианты «Ответа»: переход к новой хозяйственной модели, изменение места жительства, создание оросительных система, создание новой религии, развитие техники и пр. Если «Вызов» не получает «Ответа» или он неадекватен ситуации, то «Вызов» повторяется вновь и вновь. Неспособность цивилизации найти «Ответ» и предложить положительное решение в силу утраты творческих энергии порождает общественные деформации, которые приводят в конце концов к «надлому», а затем к упадку и исчезновению. «Вызов» не должен быть ни слишком слабым, ни слишком сильным. В первом случае — не будет стимула для развития, во втором — непреодолимые трудности могут привести цивилизацию к краху. Культура развивается до тех пор пока не прервется цепочка «Вызовов-и-Ответов». Тойнби настаивает: гибель цивилизации вероятна, но не неизбежна. «Ответ» на «Вызов» дают люди. В авангарде цивилизации стоят творческие личности (пророки, жрецы, философы, ученые, политические деятели, полководцы, художники), влияющие на ход истории. Тойнби считает, что именно «творческое меньшинство» (элита), обладая талантом и энергией, дает «Ответ» на «Вызов». Однако элита тяготеет к замкнутости, к обособлению от остальной части населения, что ведет к вырождению. Пролетариатом А.Тойнби называет вялое, не способное ни к самостоятельной творческой активности ни к упорному труду, ни к защите отечества, большинство. Если культура деградирует, то в ней увеличивается пролетариат. Пролетариат бывает внутренним — слой людей, готовых к возмущениям и беспорядкам в любой момент, коль скоро их желания вести праздную паразитическую жизнь не будут исполняться. Они угрожают культуре изнутри. На границах же цивилизации скапливается внешний пролетариат — народы, которые еще находятся на первобытной стадии развития. Цивилизация рушится, раздираемая собственными противоречиями, под натиском варварской энергии внутреннего и внешнего пролетариатов. Крах цивилизации — результат не только внешних, не зависящих от людей обстоятельств, но и следствие их недальновидности, их лености и эгоизма. В период «надлома» выходом из критического положения может стать «трансфигурация» (духовная перестройка), которая должна дать импульс творческим актам. Все цивилизации он делит на три поколения. Первое — примитивные бесписьменные культуры (приоритетность отдается обычаю поэтому они не могут дать адекватных «Ответов» на новые «Вызовы» и гибнут, если не сливаются в более мощную цивилизацию второго поколения). В цивилизациях второго поколения приоритет получает творческая личность. В них присутствует разделение труда, товарный обмен, рынок, возникают большие города, утверждается сложная система рангов и статусов, формируется разветвленная правовая система. Очагов цивилизации второго поколения А.Тойнби насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Третье поколение цивилизаций складывается на основе церквей. «Универсальное государство» второго поколения порождает «универсальную церковь», которая и становится «куколкой» (зародышем) цивилизации третьего поколения. Э. ТАЙЛОР И ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА Основные идеи эволюционизма В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Эволюция как всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат.evolutio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах. Этот восходящий путь развития может чередоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрессу, но это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволюционном развитии. Весьма привлекательными и гуманными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобщности его культуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных элементов. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы. Все это составляет культуру, которая имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью. Более подробно концепция эволюционизма в культурологии разработана в книге Э. Тайлора «Первобытная культура». Эдвард Бернет Тайлор (1832-1917) — всемирно признанный классик эволюционной теории в истории культуры. В 1871 г. вышел фундаментальный труд Э. Тайлора «Первобытная культура», который принес ему всемирную известность. В книге Э. Тайлора «Первобытная культура» 15 глав, посвященных науке о культуре, развитию материальной и духовной культуры, пережиткам в культуре, мифологии, анимизму. Приступая к исследованию, он дает определение культуры, или цивилизации, в широком смысле. Культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Все эти явления культуры можно найти у каждого народа, и это единообразие свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур. Обращение к музейным коллекциям первобытной культуры (топоры, молотки, пилы, рыболовные сети, плетение, способы добывания огня, мифы о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обычаи посвящения юношей, обряды свадеб и погребений) обнаруживает поразительное сходство и повторяемость. Различия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути. Пользуясь предложенным в 1768 г. шотландским ученым Адамом Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, Тайлор раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития техники, материальной и умственной культуры. Как отмечает Тайлор, движение вперед оставило позади немало положительных качеств характера. Дикарь, принимающий нечто из чужой культуры, слишком часто утрачивает свои грубые добродетели, не приобретая взамен ничего равноценного. Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобретения давно угасших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе, ее ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движение, устремленное вперед, являются выражением подлинно типических свойств человечества», — заключает Тайлор. Пережитки в культуре Обращение к истории культуры позволяет оценить, почему старые обычаи удерживают свое место в обстановке новой культуры, которая, конечно, не могла породить их, а должна была бы, напротив, стремиться их вытеснить. Иногда они держатся силой древнего авторитета, нередко вопреки здравому смыслу. Часто подобные явления именуют суевериями, но этот термин неточен, ибо содержит смысловое значение «укора», отсталости. Тайлор считает более уместным именовать их «пережитками», или «пограничными знаками в ходе культуры». Пережитки можно обнаружить в детских играх и детских песенках, старинных поговорках, пословицах, загадках, жертвоприношениях. Особую роль играют тайные знания, вера в магические силы, предзнаменования, предсказания, предвещания. К ним можно отнести толкование снов, различные гадания, астрологию, спиритизм, колдовство, хиромантию. Тайлор называет пережитки «рудниками исторического знания» — исследователь может докопаться до глубинных слоев культуры, обнаруживая их изначальный смысл. Какое-нибудь верование или обычай целые столетия может обнаруживать симптомы упадка, но затем общественная среда, вместо того чтобы подавлять, благоприятствует его новому росту. Совсем уже угасавший пережиток опять расцветает с такой силой, которая настолько же удивительна, насколько вредна. Воскресший пережиток может, однако, сохраняться целые века, проникнуть в самые внутренние ткани общества и даже сделаться типичным признаком и характерной чертой своего времени. Мифология и анимизм Важной частью истории культуры является мифология. Легенды, сказания, былины, мифы, сказки существуют у всех народов мира. Тайлор рассматривает мифологию как памятник истории культуры, свидетельство развития творческого воображения, переработки сознанием жизненного опыта многих поколений. Изучение мифов — неотъемлемая часть культурологии. Тайлор предостерегает исследователей от вульгарного толкования мифов как чудовищных вымыслов или от поиска в них прозаического правдоподобия. Но события, представленные в мифах, могут быть историческим источником как воспоминания о реальных героических подвигах, природных явлениях, верованиях и обычаях. Интересно, что многие мифологические сюжеты повторяются у народов, живших в разные периоды истории. Изучение мифологии помогает понять механизмы функционирования сознания, вскрыть иррациональные источники идей и образов. Истоки многих обычаев, верований, мифов Тайлор находит в широко распространенном у всех народов мира явлении анимизма. Этим термином он обозначил веру в духовные существа, которая составляет «минимум религии». Наблюдая такие события, как рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и обморок, восход и закат, люди объясняли их существованием души, которая может вселяться в тело либо покидать его, но при этом не исчезая вообще. Анимизм в изложении Тайлора дает возможность объяснить такие явления в культуре, как демонизм, фетишизм, идолопоклонство, веру в вампиров — духов мрака. Теория анимизма, согласно Тайлору, имеет два раздела: первый касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела; второй рассматривает отдельных духов, поднимаясь до высоты могущественных богов. Для анимизма характерно признание роли духовных существ в управлении явлениями материального мира и жизнью человека. Верования о воскрешении души можно найти во многих религиях. Причем, поскольку душа имеет человеческий образ, нанесенные человеку увечья отражаются также на ее облике. Распространены представления о голосе духов, их шепоте или свисте, произнесении слов, которые используются медиумами на спиритических сеансах, проявляются в заклинаниях и заговорах. Погребальные обряды во многом отражают представления о душе, ее нужде в пище, одежде, многих предметах быта, жертвоприношениях, поминании, священных трапезах. Заключая свое исследование, Тайлор отмечает, что история человечества и изучение древних форм его жизни являются необходимой частью развития мировой цивилизации и должны занять соответствующее место в системе знаний. Но эти знания имеют не только научный интерес, но и большое практическое значение. Они показывают нам, в какой мере представления и поступки современных людей являются продуктом тех знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры. |