Искусство Древнего Египт1. Искусство Древнего Египта
Скачать 18.54 Kb.
|
Искусство Древнего Египта Историю культуры Древнего Египта, охватывающую несколько тысяч лет, принято делить на следующие основные этапы. Додинастический период: время разложения родового и становления классового общества, постепенного сложения форм древнеегипетского искусства, конец 5—4 тысячелетия до н.э.: два этапа развития — I и II додинастические культуры. Ранее царство: I и II династии, приблизительно с 3000 до 2800 гг. до н. э. Древнее царство: III-VI династии, 28—23 вв. до н. э. Среднее царство: XI-ХII династии, 21—18 вв. до н. э. Новое царство: XVIII-XX династии, 16—11 вв. до н.э. Поздний период (Позднее царство): XXI-XXXII династии, 11—4 вв. до н.э. Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная географическая замкнутость, дававшая возможность стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры. «Даром Нила» назвал его плодородную долину греческий историк 5 в. до н.э. Геродот. Эти слова ярче всего определяют огромное значение в жизни Египта великой реки, протянувшейся по территории этой страны почти на тысячу километров — от первых порогов у Асуана на южной ее границе до Средиземного моря — на северной. Вслед за ежегодным разливом Нила, вызывавший бурное произрастание в его долине, в Египте наступал период засухи, длившийся более полугода. Населению пришлось уже в древнейшие времена научиться задерживать воды разлива для развития земледелия, ставшего главным в хозяйстве Египта и основанного на искусственном орошении. Наряду с земледелием большую роль играло и скотоводство. Охота, которая являлась наравне с рыболовством важнейшим средством пропитания населения, не была забыта и в более позднее время. Египет чрезвычайно богат камнем различных пород, начиная от твердых, кончая более мягкими осадочными. Камень в строительном деле очень рано заменил собою дерево, которое в Египте хотя и встречалось, но было гораздо более дорогим материалом. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов и средств. Поэтому возникшее уже в древнейший период развития культуры страны египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков, нескольких тысячелетий. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство видоизменялось, рождая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы. Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Додинастический период (конец 5—4 тыс. до н. э.) В конце 5—4 тысячелетиях до н.э. общество Нильской долины находилось на стадии постепенного разложения родового строя и перехода к классовому строю и государственности. Лишь к самому концу додинастического периода в Египте появились крупные правители — первые цари. Оформилась к тому времени и ранняя форма письменности: так называемое пиктографическое, то есть картинное письмо. Древнейшее население Египта образовало сотни поселений по всей территории страны. Многие из поселений в последующие исторические периоды на основе развития земледелия, скотоводства, ремесел, а также меновой торговли превратились в крупные города. Раскопки захоронений дают сведения о характере и уровне развития культуры и изобразительного искусства Египта самого раннего времени. Уже в это время жители долины Нила верили в загробное существование. Могила мыслилась вечным жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобным земному. Поэтому умершего снабжали теми предметами, которые служили ему при жизни. Древнейшие могилы, как очевидно, и наиболее ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. Затем появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ наиболее состоятельной верхушки родовых общин. На исходе 4 тысячелетия до н. э., над могилами начали устраивать в наземные сооружения в виде песчаных насыпей. Расписные сосуды и настенные росписи. Своеобразие изобразительных приемов египетского искусства проявилось и в полихромной росписи глиняных сосудов. На наиболее ранних из них композиции нанесены белой краской по красному фону глины. На более поздних роспись выполнена красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосудов. Общие схематичные силуэты персонажей характерны, их позы и жесты очень определенны. Таковы, например, женские фигуры с молитвенно воздетыми руками, персонажи в сценах охот и военных столкновений. Господствует выразительная, четкая передача наиболее существенного в каждом мотиве. Как и статуэтки, эти росписи связаны с заупокойными и земледельческими обрядами. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка первая в истории Древнеегипетского искусства дошедшая во фрагментах настенная роспись из южной части страны — из гробницы вождя в Иераконполе. Кроме того, часть росписи, возможно, связана с охотничьими обрядами. Показаны здесь и сцены борьбы воинов, вооруженных палицами. Отсутствует строгое композиционное расположение отдельных сцен на нейтральном фоне: они как бы свободно разбросаны по поверхности стены. Нигде не показана линия почвы. Принцип изображения, вообще характерный для додинастического периода, позволял схематичными, но четкими силуэтами передать фигуры персонажей с молитвенно поднятыми руками, сражающихся воинов, фигуры животных. Плитки Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые плитки второй половины 4 тысячелетия до н.э. Это небольшие тонкие и плоские пластины из серо-зеленого камня — граувакки. Они служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся во время культовых, магических обрядов. Со временем плитки начали делать овальными и большими по размерам, до полуметра в длину. Плита фараона Нармера из черно-зеленого шифера, высотой в 64 см (около 3000 г. до н. э), в этой группе произведений является памятником общегосударственного значения, созданным в ознаменование объединения этим царем долины Нила в единое государство. С целью достижения наибольшей ясности одна и та же тема повторяется на плите Нармера в разных вариантах четыре раза. На оборотной стороне плиты Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше — царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из шести листов лотоса — символического обозначения Нижнего Египта. На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегорически в виде «тельца сильного», разбивающего рогами зубчатую глинобитную ограду поселения, остальные в ужасе убегают. Повествовательность, упорядоченность, построчность композиций, подчиненность рисунка сложившемуся к этому времени в Египте иероглифическому, то есть рисуночному письму — новые черты, впервые получившие яркое выражение в плите Нармера. Ново и характерно также особое подчеркивание в изобразительном искусстве общественного неравенства. Фараон показан уже вчетверо, больше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей. Наиболее же важная черта в плите Нармера — окончательно выработанная манера изображения объемного тела на плоскости. Поэтому человеческое лицо отныне передают, как правило, в профиль, но с глазом, прорисованным в фас. Плечи человеческих фигур очерчивают в фас, тогда как нижнюю часть тела воспроизводят в легком повороте — в три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Человеческая фигура как бы сплющивается, художник не передает третье измерение, а вместо одной точки зрения прибегает к множественности точек зрения на изображаемое, то есть применяет сложную, комбинированную перспективу. Эти особенности египетского канона существовали на протяжении долгого исторического развития египетского искусства, но первое полное и яркое выражение они получили около 3000 г. до н.э., в памятниках первым фараонам. |