Арт-терапия на уроках ИЗО. АРТ-ТЕРАПИЯ НА УРОКАХ ИЗО. Использование арт терапии на уроках изобразительного искусства
Скачать 29.58 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Таловская средняя общеобразовательная школа Внеклассное мероприятие изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Использование арт - терапии на уроках изобразительного искусства» Подготовила: учитель ИЗО МКОУ Таловской сош Фисенко М.В 2018г. Использование арт - терапии на уроках изобразительного искусства Без раздумываний рисуйте, щедро малюя красками свежесть первого впечатления. Не страшитесь, по своей простоте, быть разочарованными конечным результатом. Камиль Писсарро Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности. В условиях школьной жизни учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Поэтому современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности. Арт-терапия в образовании является одним из методов здоровьесберегающей технологии. Существуют различные виды направлений арт - терапии: песочная, сказкотерапия, изотерапия, глинотерапия, танцевально-двигательная и музыкальная терапия. Она даёт возможность выходу внутренним конфликтам, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, помогает в развитии творческих способностей. Цель Арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее. Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании. Ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочих материалов им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность. Как учитель я могу сказать, что если ученик получил удовольствие от урока ИЗО, то это залог того что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет воображение и фантазию. Применение различных техник изображения на уроках, позволяют поддерживать постоянный интерес детей. У творческого педагога всегда есть возможность использовать на уроке изобразительного искусства не только бумагу, карандаши и краски, восковые мелки, пастель, но и другие изобразительные материалы песок, глину или пластилин, природный материал, ткань и др.(для создания инсталляций ограничений вообще не существует) Как правило такая работа вызывает интерес , повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество. Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя, что плохо рисовать не хочется , а хорошо не получается . Такой вид творчества создает иллюзию , что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. Техники рисования на уроках ИЗО Рисование по точкам Набрызг Волшебные кляксы Овощные печати Рисование ватными палочками Рисование нитками Граттаж Рисование точками (пуантиль) Монотипия Рисунок на стекле Пластилиновая живопись Пальцевая живопись Работа с глиной Лепка из соленого теста Работа с бумагой Упражнения, которые ребята принимают и выполняют с удовольствием: Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. Например, рисование бабочек, цветов, вазы. Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей. Работа с пластилином -Снятие тревожности, агрессивности. - Управление своим эмоциональным состоянием. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ. Работа с бумагой для создания коллажа -Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой. -Отработка негативных чувств и ресурсов. -Работа в команде – развитие сплочения. -Развитие рефлексии. Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей. Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется. Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например на стене в кабинете или доске, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.). Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Вся прелесть еще и в том, что можно постоянно исправлять, стирая краску. Исчезающие рисунки. На чистой доске можно рисовать влажной салфеткой разных героев, сюжеты. Они постепенно исчезают, деформируются, их можно править или дополнять новыми. Восковой рисунок - «Граттаж». Лист бумаги натирается свечой или восковыми мелками, затем раскрашивается красками или гуашью черного цвета и процарапывается рисунок. Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются. Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ. «Выдувание коктейльной трубочкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Кляксография. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения. Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название. Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.). Пальцевая живопись, ладошками. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур. Набрызг. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой. Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент. Рисование песком. Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной (такой песок можно приобрести в специализированных магазинах), а также поддон или световой стол. Естественно, что одни и те же инструменты используются в работе многократно. При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Заключение Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы. В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее: - устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений; у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка; - воспитывается чувство коллективизма; отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу); - на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку; - создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого; - стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения; формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения; - идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли; уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность. Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие Список литературы 1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005. 3. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008. 4. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005. |