Интерактивные методы обучения.. Интерактивные методы обучения. Запрометова ОА. Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках
Скачать 23.41 Kb.
|
1 слайд: Тема : Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках. Запрометова Оксана Александровна 2 слайд: В настоящее время существует много различных образовательных технологий, способствующих воспитанию творчески мыслящей, социально-активной личности, готовой принять активное участие в жизни общества. Поэтому учитель должен сделать выбор технологии, которая будет соответствовать цели образования. Известно, что учителя используют две модели организации процесса обучения: директивную — т. е. базирующуюся на однонаправленном воздействии учителя на ученика и интерактивную, основанную на постоянном взаимодействии учителя и ученика, связи, активности участников учебного процесса. 3 слайд Давайте сравним цели традиционного и интерактивного подхода к обучению. Цель традиционного обучения: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Модель односторонней коммуникации. Цель интерактивного обучения: это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Модель многосторонней коммуникации. 4 слайд. Интерактивное обучение — это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса. Главная идея интерактивной методики — активизация учебной деятельности, через систему развивающего обучения, сотрудничество с учителем, различные стили общения в коллективе. Данная методика представляет собой комплекс методов, которые направлены не только на решение образовательных задач, но и на формирование жизненных качеств личности, его умение общаться, высказывать своё мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д. Основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучающегося, поэтому в основе этого метода заложена идея формирования, развития творческой, общительной, демократической, толерантной личности обучающегося. 5 слайд Интерактивные методы — это: 1. Мозговая атака — метод коллективного обсуждения, выражение мнений всех учеников. 2. Составление кластера — определение ключевого слова тематической группы. 3. Ролевая игра — проигрывание ситуации. 4. Логические задачи. 5. Деловая игра. 6. Дебаты. 7. Исследовательская деятельность. 8. Дискуссии. 9. Решение дилеммы. 10. Тренинги. 11. Разноуровневые задания и др. 6 слайд Сейчас на практике применяются более 30 методов интерактивного обучения. Ролевая игра — вид имитационной игры. Например, «Планета друзей». Цель игры — определить принципы жизнедеятельности в классе, содействовать осмыслению своего места в коллективе. Игровая ситуация такова: существует множество необитаемых планет, звёзд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с кем поселитесь вместе на новой планете. Начинаем с упражнения (вам нужно хорошо понимать и почувствовать друг друга). Возьмитесь за руки, пожмите руки, а теперь выполняйте задания: 1) Придумайте название своей планеты. 2) Расскажите о событиях, происходящих на планете. 3) Расскажите, как общаются на вашей планете. Команды доказывают, что они — достойные представители своих планет, все её жители — друзья. Таким образом, правильно организованная игровая ситуация способствует формированию у учащихся очень важных правил жизнедеятельности, развивает в них интерес и творческую активность. 7 слайд Ролевые игры можно использовать практически на всех уроках. Ещё один вариант ролевой игры — «Суд». Распределяются роли. Судья — ведёт судебное заседание, т. е. ход ролевой игры. Секретарь — записывает основные аргументы «за» и «против». Обвиняемый — явление, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществляться в ходе игры. Прокурор — выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие вред, опасность обсуждаемого явления. Адвокат — находит факты и аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление. Свидетели обвинения. Свидетели защиты. Присяжные заседатели (все остальные учащиеся класса). Ролевая игра «Суд» завершается анализом. Что получилось удачно? Почему? Что не получилось? Почему? Тематика ролевых игр «Суд» На уроках физики при обобщении и закреплении знаний можно провести ролевые игры «Суд над автомобилем»; «Суд над ядерной энергией» или «Суд над силами природы». 8 слайд. . В подготовке ролевой игры — дискуссии можно выделить следующие этапы: 1) Определение цели материала, на котором будет проводиться дискуссия. 2) Составление сценария дискуссии. 3) Распределение ролей. 4) Психологическая и практическая подготовка. На уроках физики можно провести дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О границах физики», «Физический идеализм». Как оценить игру? Проводя анализ, отметить лучших игроков, не обижая остальных. В любом случае, оценка должна быть стимулом. 9 слайд. Для активизации мыслительной творческой деятельности учащихся на уроке можно также использовать такой интерактивный метод обучения, как деловая игра. Она обычно включает в себя несколько элементов: например, мозговой штурм, тренинги, защита результатов, оценка и воспитательные выводы. Такие формы работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление, воображение, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и принимать оптимальные решения. Участвуя в деловой игре, ученики расширяют свой кругозор, учатся применять свои знания на практике. В процессе общения и сотрудничества учащиеся становятся более общительными. При проведении деловой игры класс можно разделить на две команды, группы. Каждая команда выдвигает своего спикера, которые, обсудив вопросы со своими командами, излагают свою позицию и позицию товарищей. Мозговой штурм, или мозговая атака, может стать этапом деловой игры. Каждая из команд чётко и быстро отвечает на вопросы, находит решение, выдвигает идеи (в зависимости от содержания урока). Путём мозгового штурма можно получать новые идеи. При этом основное правило: выдвигаемые идеи не критикуются и не оцениваются. Чем больше идей- тем лучше. Любые идеи нужно развивать, одобрять все неординарные. Время мозгового штурма чётко ограничивается. Использование мозгового штурма позволяет развивать самостоятельность, способствует продуктивности сотрудничества. Например, можно привести «классические» вопросы для мозгового штурма по физике :Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? или Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? 10 слайд Эффективной работой является и составление кластера. Определяется ключевое слово темы, к которому подбираются слова одной тематической группы. Например, при изучении темы «Электричество» по физике ключевым словом темы является слово — ток. Можно составить кластер к любой теме по любому предмету, а затем провести обсуждение-анализ, сделать выбор. 11 слайд Деловая игра может включать различные виды заданий. Например: 1. Решить логическую задачу. 2. Составить кроссворд из 5–6 вопросов. 3. Написать рассказ, в котором все предложения начинаются со слова, являющимся ключевым в изучаемой теме. 4. Нарисовать рисунок соответствующий изучаемой теме. 12 слайд Очень важную роль среди интерактивных методов обучения является применение логических задач. Логические задачи можно использовать при изучении нового материала, повторении и обобщении по всем темам и во всех классах. Логические задачи активизируют познавательную деятельность учащихся, изменяют, соотношение между долей руководства со стороны учителя и долей самостоятельной работы учащихся. Характер познавательной деятельности на уроке изменяется от репродуктивной к поисковой при использовании задач. Интересные логические задачи применяются на уроках физики, например: Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? ОТВЕТ (Время, температура) Когда сутки короче: зимой или летом? ОТВЕТ (сутки - это всегда 24 часа) На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии? ОТВЕТ (Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело) С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы? ОТВЕТ (Все изображение останется на том же месте, но будет менее ярким) Решение задач дает возможность реализовать учебные задачи. Предлагаются задачи разно уровневого характера, учитывается скорость в решении задач и степень сложности. Учебный курс по естественным дисциплинам представляет единую систему тесно взаимосвязанную: из класса в класс постепенно раскрываются понятия и закономерности природы, отражающие суть живых организмов и формируется системное мышление. 13 слайд Другим направлением является использование в интерактивном обучении информационно-коммуникационных технологий, это компьютерные средства обучения, использование телекоммуникационных сетей глобального масштаба. С развитием ИКТ стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды: Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы. Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала. Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, –контролирующие программные средства. Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации. Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров. Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования. Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. 14 слайд Применение на уроках физики интерактивных технологий, интерактивных методов, форм, средств обучения позволило : - повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению физики; - учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности; - сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий. - развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; - актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе; |