Использование произведений хохломского промысла в эстетическом р. Использование произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников
Скачать 0.52 Mb.
|
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) Курсовая работа на тему: «Использование произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников»
Стерлитамак, 2021 Содержание
Введение На сегодняшний день, не теряет своего значения в развитии эстетического понимания у дошкольников и такой вид изобразительной деятельности, как декоративно-прикладное искусство. Немаловажную роль играет изучение народных традиций и промыслов, имевших место в декоративно-прикладном искусстве на протяжении многих веков, конкретнее - обучение детей искусству росписи бытовых и декоративных предметов видами росписи, сформировавшимися на нашей родной земле. Одним из видов такой росписи является знаменитая хохломская роспись. Важную роль хохломского промысла в эстетическом развитии детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Практический материал народных промыслов и их духовной значимости в развитии детей представлен в книгах И.В. Андреевой, А.О. Гавриловой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С. Котовой. Изучая изделия хохломского промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного края, которая является неиссякаемым источником творчества народных мастеров. Не случайно предметы быта, декорированные хохломским узором, прочно вошли в интерьер дошкольных учреждений. Однако простое созерцание декоративной росписи не является залогом того, что дети будут приобщаться к народному искусству. Задача взрослого - научить детей не только испытывать чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных красок, но и воспитать в них стремление овладеть секретами росписи, желание самим создавать прекрасное, соблюдая традиции народного промысла, уважение к народному мастеру, создавшему богатство и разнообразие мотивов росписи, чувство гордости за умелость и талант хохломских художников. Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи. Актуальность исследования, ее недостаточная разработанность как в теории, так и в практике дошкольного образования. Исходя из выше изложенного, была определена тема исследования:«Использование произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников». Цель исследования: выявить особенности использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников. Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников. Предмет исследования: методы и приемы использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников. Гипотеза исследования: процесс эстетического развития дошкольников будет успешным, если при ознакомлении с произведениями хохломского промысла использовать специально разработанные методы и приемы. Задача исследования Систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. Охарактеризовать процесс эстетического развития дошкольников. Выявить методы и приемы использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников. Разработать конспект образовательной деятельности по ознакомлению с произведениями хохломского промысла, направленной на эстетическое развитие старших дошкольников. Методы исследования: теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования); эмпирические (анализ педагогической документации). База практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № » городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан. Глава I. Теоретические основы эстетического развития дошкольников использования произведений хохломского промысла в дошкольников. Характеристика процесса эстетического развития дошкольников. Прежде чем охарактеризовать процесс эстетического развития дошкольников, необходимо раскрыть понятия «эстетика», «эстетическое развитие дошкольников», «эстетическое развитие», изучить требования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Эстетика-философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Эстетическое развитие (от греч. aisthesis - ощущение, понимание)- развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. Эстетическое развитие дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно - эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами красоты. Художественно - эстетическое развитие личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь. Художественно - эстетическое развитие дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Воздействие на личность ребенка должно быть целенаправленным и систематичным. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений. В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру. формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. См. пункт 2.6. ФГОС ДО Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. В каждой возрастной группе развитие изобразительных способностей у дошкольников имеют свои особенности (программа «От рождения до школы). В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое развитие является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы. На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения: - овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения); - обогащение содержания творческой деятельности; - овладение «языком» творчества; В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек. В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности. В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим развитием следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом развитии отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание - это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же развитие гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Эстетическое развитие способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического развития М.М. Руковицин, который считал, что целью эстетического развития является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического развития, как части всего педагогического процесса. Г.С. Лабновская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути. Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, эстетическое развитие направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Цели эстетического развития преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных свойств человека, наглядное разъяснение детям, в чем заключается прекрасное. 1.2. Методы и приемы использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников. Греческое слово «метод» означает путь, способ познавательной и практической деятельности людей. Приём обучения - часть метода, отдельный шаг в реализации метода. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики нравственно-эстетического формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и нравственно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Важность искусства в нравственно-эстетическом развитии не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства развития заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Искусство сохраняется людьми, потому что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством развития. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе нравственно-эстетических впечатлений. Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений (Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева). Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Прекрасным образцом такого искусства, доступным восприятию дошкольников, по праву можно назвать хохломскую роспись. Изучая изделия хохломского промысла, дети узнают быт и традиции народа, его мудрость, духовное богатство, учатся любить природу родного неиссякаемым источником творчества народных мастеров. Не случайно предметы быта, декорированные хохломским узором, прочно вошли в интерьер дошкольных учреждений. Однако простое созерцание декоративной росписи не является залогом того, что дети будут приобщаться к народному искусству. Задача взрослого - научить детей не только испытывать чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных красок, но и воспитать в них стремление овладеть секретами росписи, желание самим создавать прекрасное, соблюдая традиции народного промысла, уважение к народному мастеру, создавшему богатство и разнообразие мотивов хохломских художников. Народное прикладное искусство, большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи. Для того чтобы рассмотреть специфику использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии дошкольников необходимо рассмотреть некоторые моменты в методике обучения и воспитания детей в процессе использования произведений хохломского промысла в эстетическом развитии. Педагогические средства-беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, непосредственно-образовательная деятельность, работа с родителями. Начать работу по знакомству старших дошкольников с хохломской росписью необходимо с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей помогает воспитывать, прежде всего, то, что их окружает. Поэтому постепенно, по мере возможности, можно оформить помещение группы под Хохлому, ведь именно в группе дети проводят большую часть своего времени. Параллельно с этим для создания полочки «Умных книг» подобрать разнообразную познавательную литературу о народном промысле Хохлома, об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла. Последующая работа должна проводиться в два этапа. Первый этап (первый год обучения): - познакомить детей с хохломской росписью; - сформировать у детей навыки хохломского письма; - учить проводить широкие линии всей кистью; - учить рисовать простейшие элементы хохломской росписи; -подводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов на плоскостных силуэтах. Активное приобщение детей к рисованию узоров продолжается на втором году обучения. На втором этапе задачи усложняются: - овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении; -научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка; -переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, травки, ягодки; -подводить к самостоятельному составлению элементов узоров, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, то есть центральной линии узора - завитке, на плоскости - силуэтах и на объемных формах. Реализации поставленных задач способствует составление перспективного плана с целью обеспечения системы последовательной работы по использованию хохломской росписи как средства развития художественного вкуса, творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста. В начале года работа по данной теме начинается с рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций. При этом используются такие приемы, как беседа, чтение художественной литературы, ощупывание изделий руками. Данная работа проводится в первой половине дня (непосредственно-образовательная деятельность), при необходимости и во второй половине дня - с подгруппой детей. Рассматривая с детьми хохломские изделия или их иллюстрации, во-первых, стоит обращать их внимание на особенности хохломской росписи, учить выделять элементы хохломской росписи; во-вторых, формировать умение выражать свои впечатления, полученные от восприятия этих изделий. При рассматривании изделий хохломских мастеров необходимо и поясняющее слово воспитателя. Оно помогает ребенку разобраться в особенностях хохломской росписи, углубляет восприятие детей. Целью рассматривания изделий хохломских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов хохломской росписи, а также умение ориентироваться в различных народных промыслах. Полученные знания о различных народных промыслах закрепляются через дидактические игры: «Найди пару», «Собери целое», при помощи которых, дети не только запоминают виды росписи (Дымка, Гжель, Хохлома, Городец), но и развивают мелкую моторику пальцев, мышление, внимание, понимание слов-конструкций. Эти игры включаются в занятия по закреплению и систематизации накопленного опыта у детей; в контрольно-проверочные занятия, а также в занятия с использованием раздаточного материала в свободной деятельности детей. Для развития мелкой моторики пальцев рук и отработки техники рисунка с детьми проводятся несколько раз в течение дня пальчиковая гимнастика, а в свободное от занятий время дидактические игры: «Обведи рисунок» (цель, которой учить детей простейшим элементам хохломской росписи, технике исполнения данных элементов) и более сложная - «Дорисуй рисунок» (цель: учить детей рисовать новые элементы хохломской росписи, совершенствовать технику исполнения данных элементов), когда дети продолжают данный им рисунок. Для этих дидактических игр отбираются несколько видов каймы и всевозможные элементы хохломской росписи. Используются эти игры только в свободное от занятий время. Перед проведением занятий необходимо оформить образцы основных элементов хохломской росписи в порядке их усложнения. Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки в парк. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании. На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к нашей русской природе. Целевые прогулки в парк, сквер проводятся в осенне-весенний период как предварительная работа по подготовке к занятию. Выбор рассматриваемых объектов осуществляется согласно теме запланированного занятия. Так, рассматривая лист клубнички, можно отметить, что он может быть большим и маленьким, а ягодки - более круглыми и продолговатыми. Цвет у них, пока растут, все время меняется от бело-розового до ярко-красного и густо-малинового. На одном и том же кустике можно увидеть разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Но даже одна и та же ягода, одно и то же растение изменчивы, становятся чуточку другими от утра к вечеру, от одного дня к следующему. Искусство хохломских мастеров отражает и эту изменчивость. Мы тоже не должны стремиться показать растения в точности такими, какими мы их видим в природе. Нужно подходить к этому творчески, так как изображения хохломской росписи декоративны - они только в самом общем виде передают красоту живой жизни. Эти орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни можно создать изменением орнаментального мотива. Именно поэтому в данной теме большое место занимают наблюдения за живой природой, основным приемом является рассматривание травы, листьев, цветов и т. д., целью которого является уточнение строения: форма, цвет наблюдаемого объекта и сравнение его с хохломской росписью. Основным методом в процессе наблюдения является беседа. Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, карандашами на бумаге. Таким образом, включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства Хохлома - одно из условий полноценного нравственного, художественно-эстетического развития ребенка и развития его художественного вкуса. Вывод по первой главе Анализ литературных источников показал, что народное творчество, как один из жанров изобразительного искусства, является основным средством эстетического развития. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивых предметов, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. В процессе изобразительной деятельности при выполнении хохломской росписи создаются благоприятные условия для развития эмоций, которые постепенно переходят в чувства понимания прекрасного, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Исследование показало, что и познавательный интерес к хохломской росписи, старших дошкольников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по данной теме обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы был разработан конспект образовательной деятельности по ознакомлению с произведениями хохломского промысла, направленной на процесс эстетического развития у старших дошкольников. Конспект разработан для детей старшей группы, в соответствии с инновационной программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Т.С. Комаровой. Тема:Хохлома. Возраст: старшая группа. Цель:знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством «Хохлома» Задачи: Обучающие: 1. Сформировать представления о декоративно-прикладном промысле «Хохломская роспись»;2. Закрепить ранее полученные знания детей об основных элементах хохломской росписи (листок, ягодка, травка). Развивающие: 1. Развивать чувство ритма, цветного восприятия, при составлении орнамента обратить внимание на соподчиненность декоративных элементов;2. Формировать умения применять приёмы рисования кистью;3. Активизировать в речи детей слова: хохлома, хохломская роспись, криуль, мастер, элементы, узор. Воспитательные: 1. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего; 2. Воспитывать доброту, желание помочь в трудную минуту. Материал, оборудование: модели для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, хохломские изделия. Методы и приемы: познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях, чтение, рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства: «Хохлома», заучивание потешек и стихов о русских народных промыслах, загадывание загадок, изготовление с детьми альбома «Промыслы России», изготовление с детьми заготовок-шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов. Ход совместной образовательной деятельности 1. Вводная часть. Воспитатель: Я, Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески, Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд. Роспись хохломская, Словно колдовская, Солнечно-медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. В сказочную песню Просится сама И нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша Хохлома. (П. Синявский) Воспитатель:Ребята скажите, о чем это стихотворение? Дети:о хохломской росписи. 2. Основная часть. Воспитатель:Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью). Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А вы хотите посмотреть, что в посылке? (в сундуке находится хохломская посуда). Воспитатель:Рассмотрите хохломскую посуду(рассматривание сопровождается рассказом воспитателя).Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять её в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет своей красоты.Вработе над росписью мастера пользуются двумя приемами письма: I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет. II фоновое письмо. Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе. Воспитатель:Ребята, какие цвета предпочитают художники? Дети: красный, черный, золотой. Воспитатель: Все верно, помимо красного, черного, золотого цвета также используются зеленый и желтый цвета. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид. Воспитатель:Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменнымэлементом узора в хохломской росписи является«травка». Травка сеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки.В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины).А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. (показ картинок) Слайд с узорами Воспитатель:А сейчас давайте пальчиком или кисточкой прорисуем в воздухе элементы травки. -Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи. А именно узнали, что зародилась она в поселке Хохлома в Нижегородской области. Воспитатель:Сколько видов письма используется при росписи? Дети: используются 2 письма, верховое и фоновое. Воспитатель:Какая цветовая гамма используется в хохломе? Дети: красный, черный, золотой, зеленый, желтый. Воспитатель:Какие элементы используются для росписи? Дети:травка, листочка, ягодки, цветы, птицы. Воспитатель:Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и, возможно, поэтические образы помогут вам в работе. Удивляет, проростая, Как-то празднично жива, Молодая, непростая, Черно-красная трава, Листья рдеют, не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной хохломы. Б. Дубровский. - Выберите предмет который вам больше понравился и с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем её красочными узорами и отправим посылкой жителям села Хохломы. (дети расписывают шаблоны посуды) 3. Заключительная часть. Рефлексия. -А сейчас с помощью волшебных ложек каждый из вас передаст свое настроение. Заключение В процессе работы над темой исследования«Использование произведений хохломского промысла в процессе эстетического развития дошкольников»было изучено достаточное количество психолого-педагогической и научно-методической литературы отечественных и зарубежных ученых.Большие возможности для эстетического развития ребёнка дошкольного возраста заложены в изобразительном искусстве. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера педагогического руководства данным видом деятельности, в частности, использования оптимальных методов и приемов обучения. В отечественной и зарубежной педагогике ведётся поиск эффективных методов процесса эстетического развития у дошкольников. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, и развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Декоративно - прикладное искусство является источником творческой деятельности. Знакомство детей с декоративно прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, формы величины, положение элементов на плоскости предметов. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к родному краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно. В итоге работа была организована, так что дети смогли свободно общаться друг другом и с взрослыми. Высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Список литературы Антонов, В.П. Альбом «Народные художественные промыслы России». - М.: -2005.-200с Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву М.: Наука,- 2011.- 35с Орлова Л.В.»Рабочая тетрадь по основам народного искусства - Хохломская роспись». М, Мозаика-синтез.-45с. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. – М. Интербук-бизнес, 2009.-300с. Неменский, Б.М и др. Изобразительное искусство и художественный труд 14. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». - М.: Мозаика –Синтез, -2010.-50с. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г.-115с. Косогоров Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретива., — М.: Издательский центр «Академия»,- 2012. — 224 с.: ил, с. цв. вкл. — Сер. ( Бакалавриат).-200с. Кравчунас, Б. К. Детское рисование как художественное творчество/Б.К.Кравчунас.-М.: 2002.-125с. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». - М.: Мозаика –Синтез, -2010.- 50с. Основы декоративно-прикладного искусства: учебное пособие / сост. Е. С. Асланова. – Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический госуниверситет, -2011. – 203 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ Дата доступа:20.02.2016. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Москва, 2005 г. «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А., Москва, 2009 г. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2008 г. Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством». Москва, 2009 г. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 3 (6). С. 246-250. Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 2 (5). С. 159-163. Петухова Л.В. Капельные чудеса: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов. Сургут, 2011. С. 69. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 |