Главная страница

Александр Васильевич Свешников. Исследование Александр Васильевич Свешников Козлова Дарья, дхо 1 курс. 1 13. 09. 2022


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеИсследование Александр Васильевич Свешников Козлова Дарья, дхо 1 курс. 1 13. 09. 2022
АнкорАлександр Васильевич Свешников
Дата16.09.2022
Размер0.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАлександр Васильевич Свешников.pdf
ТипИсследование
#680558
Биографическое исследование Александр Васильевич
Свешников
Козлова Дарья, ДХО 1 курс.
1 13.09.2022
Александр Васильевич Свешников
(12 сентября 1890 года – 3 января 1980 года) ─ советский, российский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель, обладатель множественных наград, таких как, например, Герой Социалистического труда, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист СССР и многие другие. Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в Московской губернии, как указано в большинстве источников ─ в простой семье. Однако семья была далеко непростая, а мещанская. Конечно, родившимся в семьях бывших приходилось при советской власти скрывать происхождение, но где та власть и сколько можно бояться К тому же, Коломна была совсем не захолустным городком как говорится в большинстве источников, а вполне себе достойным культурным центром на дореволюционных открытках город выглядит ухоженными опрятным. Известно, что в 1919-1921 годах Коломна и вовсе претендовала название губернского города, объединив под своим крылом Бронницкий, Каширский, Егорьевский и Зарайский уезды. (На самом деле, уроженцы Коломны очень гордятся своим знаменитым выходцем-Свешниковым, а также утверждают, что указанная в средствах массовой информации дата рождения является не совсем точной. И если окунаться в бюрократию и канцелярские бумаги, где регистрировались все жители города, то Александр Васильевич был рождён 12 сентября 1889 года, на один год раньше, чем принято считать. Жители города Коломна надеются, что данная ошибка будет исправлена и дата рождения Великого Мастера будет действительно точной) В юности Александр Васильевич выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь. Нос чего же всё началось Приобщение Свешникова к миру музыки началось именно с церкви, что вполне объяснимо для русского человека. Семья Александра Васильевича каждое воскресенье исправно посещала службу в церкви, и тогда ещё маленький Александр, слыша проникновенное и чувственное пение хора, глубоко в душе проникался им с каждым разом всё больше и больше. Со слов его родственников и знакомых, Александр Васильевич постоянно смотрел в сторону хора на регента, на клироса также внимательно вслушивался в пение хора. Именно тогда Свешников заложил основу для введённой им в последствие новой и крайне результативной методики преподавания. Уникальность свешниковской методы обучения главным образом строится на культурной памяти отечественной школы хорового пения, которая в свою очередь держится на двух столпах ─ народном и церковном пении.
Как-то раз, после одной из таких воскресных служб к маленькому Александру подошёл святой отец испросил Мальчик, почему ты постоянно смотришь в сторону хора Тебе нравится. Ответ, очевидно, был положительными Свешникова прослушали в хор в тот же день. Пройдя прослушивание, Александр Васильевич на долгое время закрепился в церковном хоре, часто исполняя сольные партии, ив целом увлечённо постигая всю глубину русского хорового искусства и церковного пения. В шестнадцать лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию (МНК с
1906 г) в класс к профессору Б.Л. Яворскому (Б.Л. Яворский ─ русский и советский музыковед, педагог, композитор, общественный деятель, доктор искусствоведения. В консерватории Александр Васильевич на практике изучает оркестровые инструменты,
берет уроки пения у П.В. Власова, а позднее у современницы ПИ. Чайковского ─ ЭК.
Павловой. К сожалению, материальные трудности заставляют Свешникова временно прекратить обучение ив качестве руководителя, начать работу с рабочим хором на фабрике
Морозова в Богородске. Там Александр Васильевич быстро завоевывает признание учеников, а также авторитет отличного педагога и руководителя, добиваясь прекрасных результатов с хором, даже с учётом того, что он был любительским. Вскоре Свешников возобновляет учёбу в Москве, в Филармоническом училище, занимаясь в классе у известного композитора и педагога АН. Корещенко. Александр Васильевич не ограничивался программой учебного курса и стремился расширять свои музыкально-теоретические знания всё больше и больше. Особое влияние на него оказали встречи и занятия с СИ. Танеевым. После революции 1917 года Александр Васильевич работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, и по направлению
Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, позже несколько лет работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. Ив тоже время Свешников становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921-1923). В 1923 году Александр Васильевич снова возвращается в Москву. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, позже преобразованного во МХАТ й. Это время имеет большое значение в формировании творческого облика дирижёра-исполнителя Свешникова: близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-
Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым, открыли Александру Васильевичу путь к овладению новым, до того неразвитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера Петь надо так, как говоришь, только ещё доходчивее, выразительнее и красивее. После революции в стране почти не было профессиональных хоров. И вот в 1928 году на базе Московского радиокомитета создается профессиональный хор ─ «ВРК». На должность руководителя приглашается Свешников. Ансамблю ВРК предстояло обслуживать все виды радиовещания, а также исполнять произведения всевозможных жанров от массовых песен до хоровой классики a'cappella и сочинений крупных форм. Спустя недолгий промежуток времени, ансамбль ВРК занимает место одного из наиболее сильнейших и популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль исполнил более тысячи произведений различных жанров. В 1936 году Свешников оставляет работу в ансамбле ВРК и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР. Однако, этот период работы не продлился долго. В Ленинграде скончался МГ. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают её художественным руководителем (1937-1941). Александр Васильевич не только сохраняет лучшие кадры старых мастеров пения, но и пополняет состав новыми молодыми и свежими голосами, в том числе и из коллективов хоровой самодеятельности. Вскоре на базе школы, но только в Москве будет создано знаменитое хоровое училище (Основано в 1944 году на базе переведённой в Москву Детской хоровой школы Ленинградской певческой капеллы. В дальнейшем училище не разменяло название, в том числе называлось Московским государственным училищем. В
декабре 1991 года преобразовано в академию, ныне носящее имя великого просветителя. Весной 1941 года Свешников назначается руководителем и главным дирижёром Государственного хора Союза ССР. Однако начинается Великая Отечественная Война и Александр Васильевич вступает в ряды народного ополчения. Его быстро отзывают и направляют в Среднюю Азию. В 1942 году принимается решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР. Всё, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура
Свешникова, было отдано этому коллективу. Александр Васильевич с поразительной энергией и знанием дела увлечённо собирает народные песни и формирует из них всевозможные концертные программы. Вспоминались и отыскивались сотни песен крестьянских, фабричных, городских, солдатских, студенческих, старинных и современных ─ всё то, что ещё с детства трогало сердце русского человека, что звучало в душе родными дорогим напевом. Интуиция Александра Васильевича – человека, сызмальства влюбленного в родную песню, пронесшего эту любовь через всю жизнь большого музыканта, - безошибочно определяла лучшее, нужное. С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения русских народных песен. Здесь вспоминаются занятия композицией в ранние годы Александр Васильевич никогда не посягает на главенствующее звучание мелодии его переложения непосредственны и просты, как и язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой исполнителя-практика. Многие из обработок русских песен Свешникова, например Ах ты, степь широкая, Вдоль да по речке, Гибель, Варяга, Дороженька, и другие, бесспорно, входят в число лучших песенных переложений. Для того чтобы произведение было осмыслено и прочувствовано, оно должно быть исполнено вокально-выразительным звуком. «Вокальность» у Свешникова становилась важным структурным компонентом формы, выражением интонационно-образного содержания музыки. На этом строилась вся творческая работа с вокалом. Первый отчетный концерт Гос. хора состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошёл с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР, ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени. С 1945 года хор почти ежегодно выезжает заграницу Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия. Неизменно горячие отклики, аншлаги Рецензии во всех странах были восторженными. Вот что писали итальянские газеты после концертов Государственного хора в знаменитом театре Ла Скала в Милане Это хор сильный и гибкий временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способный не только взволновать, но окончательно потрясти. Многие из классических произведений, конечно, сочинения крупной формы звучат в исполнении Государственного хора совместно с чудесным хором мальчиков Московского хорового училища. Здесь надо вспомнить еще об одной стороне многообразнейшей деятельности Александра Васильевича. Свешников − не только блестящий исполнительно и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа − Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными, которых собирали со всей страны. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу. С необычайной осторожностью формировал Свешников хор мальчиков. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его сданными своих наблюдений, Свешников создал методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков. Хоровое училище готовит прекрасные кадры будущих хормейстеров, дирижеров, певцов, композиторов. Неслучайно именно училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов. В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944−1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения. Александр Васильевич предложил новую и, безусловно, рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы — бесспорно лучший способ стать профессиональным дирижером. Эта школа практического опыта дала отличные результаты за сравнительно недолгое время. Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них — художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927−1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо (1921−2007), профессора Московской консерватории − Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин (1931−2012), С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов (1934−2008), КБ. Птица (1911−1983),
Л.Н. Павлов и многие другие. С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948−1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности. Атак же, хоть это и было затруднительно, учитывая должность ректора, Свешников продолжал вести дирижирование у аспирантов.
Неукротимая энергия и чувство гражданской ответственности не дают Свешникову ограничиться творческой и педагогической работой. Он − крупный общественный деятель депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания, в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году Болгария. При подготовке материала использовалось
1. Фрагменты книги К. Птицы Мастера хорового искусства в Московской консерватории Александр Васильевич Свешников».
2. «А.В. Свешников – исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера - Критский Борис Дмитриевич (проф. кафедры хорового дирижирования и кафедры Музыкальное исполнительское искусство в образовании МПГУ).
3. «Свешников. Документальный фильм о хоровом дирижёре (1981)» - Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД.
4. Фрагменты фильма Выдающиеся хормейстеры – Свешников, Сколов, Птица.
5. Фрагменты из местной коломенской газеты выпуска 29 (1014) от 29 июля 2020 г. –
«Свешников Александр Васильевич. Автор Николай Шепелёв. Подготовила Козлова Дарья, ДХО 1 курс.



написать администратору сайта