Главная страница
Навигация по странице:

  • Имя – личное название человека, данное ему при рождении

  • Актуальность исследования

  • Объект исследования

  • Историко-лингвистический аспект

  • Основные значения имени

  • Мария Марья Маша Маша Марюня Маруня Марюша Маруся

  • Маняша Манечка Имя Мария у А. С. Пушкина

  • Посвящение перед «Полтавой»

  • Ее движенья

  • Мария «Капитанская дочка» «Дубровский» «Полтава» Маша Миронова Мария Кочубей

  • Исследование Имя Мария в языке и литературе


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеИсследование Имя Мария в языке и литературе
    Дата18.04.2023
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаvorotnikova-margo552d089198eaa.pptx
    ТипИсследование
    #1071179

    Ученическое исследование Имя Мария в языке и литературе

    Выполнила

    Воротникова Маргарита,

    ученица 9 класса «А»

    МБОУ Лицея №1

    Руководитель

    Перепелкина Ольга Ивановна,

    учитель русского языка и литературы

    Имя – личное название человека, данное ему при рождении


    Антропонимика (греч. anthropos – «человек», onyma – «имя, название») – это раздел ономастики, изучающий имена собственные людей. Антропонимами являются имена, отчества, фамилии, а также прозвища и псевдонимы людей.

    Актуальность исследования


    Имя играет огромную роль в жизни человека
    Даже в наше время остается много нераскрытых тайн, связанных с именем человека
    В ходе исследование я расширю свой кругозор и удовлетворю любопытство относительно данного вопроса


    Объект исследования

    Имя Мария в художественных текстах А. С. Пушкина.

    Предмет исследования

    Языковые и художественные особенности имени Мария.



    Цель: установление зависимости выбора имени героев произведений от языкового значения антропонима, традиций употребления в социуме.
    Задачи:
    проанализировать историю имени, различные его формы, значение;
    определить список художественных произведений, в которых фигурирует это имя;
    попытаться установить связь между именем и образом персонажа.

    Методы исследования


    лингвистического наблюдения и описания конкретных лингвистических факторов анализ научной и художественной литературы этимологический анализ контекстный анализ обобщение и систематизация

    Гипотеза


    Изучение имени Мария позволит не только обнаружить связь между языковым значением имени и характером персонажа, но и даст возможность точнее понять художественную идею всего произведения.

    Историко-лингвистический аспект

    Антропонимика рассматривает следующие вопросы:


      специфика русского имени, структура значения, мотивированность семантики имени, функции антропонимов в речи, виды антропонимов и их отличительные черты, официальные и неофициальные формы имен, орфография имен, орфоэпия имен, транслитерация имен, составление справочников и словарей.

    Немного из истории…

    «Ошибочно мнение, будто имя всегда было самым частым у русских женщин. Даже напротив, оно долго оставалось малоупотребительным. С XVIII века оно «понравилось» дворянкам, потом было подхвачено крестьянками, к середине XIX века вышло у них на первое место, но тотчас было «выставлено» из светских гостиных – «от Марьи запахло мужичкой».

    Значения имени Мария


    Л. Успенский «Ты и твое имя»:

    «Мария - горькая»

    А. Суперанская «Имя через века»:

    «Мария – любимая, желанная»

    Интернет-источники:

    «Мария – горькая, любимая, упрямая»


    Основные значения имени


    Горькая
    Любимая
    Желанная
    Упрямая

    «Реестр о дамах и прекрасных девицах»

    Постоянная дама Варвара.

    С поволокою глаз Василиса.

    Кислой квас Марья.

    Веселый разговор Аграфена.

    Великое ябедство Елена.

    Наглая спесь Маремьяна.

    Средняя управа Устинья.

    Толста да проста Афросинья.

    Песни спень Дарья.

    Худое соврать Агафья.

    Впролом сходить Улита.

    Умильный взгляд Фекла.

    Ни туды ни сюды Фетинья.

    Белые белила Авдотья.


    Скорая походка Акулина.

    Взглянет, утешит Арина.

    Промолвит, накормит Марина. Смиренная всегда Пелагея. Всегдашняя суета Крестина. Вправое устроять Зинонна. Обещать не солгать Софья. Черные глаза Улияна. Воровской взгляд Хавронья. Поскакать да поплясать Афимья. Красные румяна Маланья. Хорошая походка Настасья. Приятна в любви Наталья. Пирожная мастерица Феодора. Горшенная пагубница Минодора. Кринашная блудница Нимфодора.

    Лукавый разговор Татиана. Веселая беседа Маргарида.

    Вкрасне походить Прасковья. Чемы и ломы Макрида. Ниския поклоны Вера. Проста без лукавства Мавра. Наварные щи Анисья. Ленивая походка Ненила. Насмех поднять Каптелина. Хвост поднять Марфа. Винца испить Аксинья. С молодцами погулять Матрена. Дом содержать Лукерья. Бзнуть и пернуть старая дама Соломенида.

    Мария

    Марья

    Маша

    Маша

    Марюня

    Маруня

    Марюша

    Маруся

    Марьюшка

    Мара

    Марьяша

    Машенька

    Машка

    Машуля

    Манюся

    Манюша

    Мария_у_А._С._Пушкина'>Маняша

    Манечка

    Имя Мария у А. С. Пушкина


    В творчестве А. С. Пушкина во многих прозаических произведениях главную героиню зовут Мария. Известно, что Пушкин очень тщательно выбирал имена своим героиням, поэтому такое совпадение не может быть случайностью. Я решила выяснить причины этой закономерности и проверить, связана ли она со значением имени Мария и его ролью в языке.

    Посвящение перед «Полтавой»

    И то сказать: в Полтаве нет

    Красавицы, Марии равной.

    Она свежа, как вешний цвет,

    Взлелеянный в тени дубравной.

    Как тополь киевских высот,

    Она стройна. Ее движенья

    То лебедя пустынных вод

    Напоминают плавный ход,

    То лани быстрые стремленья.

    Как пена, грудь ее бела.

    Вокруг высокого чела,

    Как тучи, локоны чернеют.

    Звездой блестят ее глаза;

    Ее уста, как роза, рдеют.

    Но не единая краса

    (Мгновенный цвет!) молвою шумной

    В младой Марии почтена:

    Везде прославилась она

    Девицей скромной и разумной.


    Мария

    «Капитанская дочка»

    «Дубровский»

    «Полтава»

    Маша Миронова

    Мария Кочубей

    Марья Кирилловна

    Троекурова

    Заключение

    В ходе исследования был проведен языковой анализ значений имени Мария, что позволило сделать следующие выводы:


    Значения этого имени достаточно разнообразны, но в процессе употребления основными стали «горькая» и «любимая».
    Социальный статус имени менялся на протяжении веков от «дворянского» до «мужицкого», но это не повлияло на популярность этого имени в художественной литературе.


    Анализ произведений А. С. Пушкина позволил установить взаимосвязь между значением имени и образом персонажа. Поэт наделяет этим именем героинь женственных, искренних, справедливых, честных, способных преданно любить и защищать свою любовь. Очевидно, что в литературе имя является средством художественной выразительности, основой создания образа персонажа.
    Было доказано, что А. С. Пушкин не только любил это имя, но и боготворил его обладательницу - М. Н. Раевскую (Волконскую), которая стала «душой» многих его героинь.
    Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза доказана.


    Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта