развитие духовной культуры в жизни человека и общества. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА7. Исследовательская работа. Духовная культура общества. Автор Фролов Егор учащийся 10А класса
Скачать 94.71 Kb.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СЗАО ШКОЛЫ №1538. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА . Автор: Фролов Егор учащийся 10А класса. Руководитель: Румянцева Людмила Ивановна учитель обществознания и права. Москва 2020-2021. Содержание. 1) Введение. 2) Основная часть. а) понятие духовной культуры. в) духовная культура в жизни человека и общества. г) современное духовное производство 3)Практическая часть. 4)Заключение . 5)Список литературы . Введение. Почему же я решил выбрать эту тему? На протяжении всей жизни каждый из нас видит, слышит или читает произведения искусства разных видов. Наука, искусство, религия, мораль, право – все эти понятия и есть духовная культура общества, которые ежедневно присутствуют в нашей жизни, именно поэтому я решил ознакомиться с данной темой. Гипотеза. «Духовная культура фактор формирования зрелой социально активной личности»» Актуальность темы. Ежедневно появляются десятки людей, которые хотят передать своим творчеством какой-либо позыв обществу. Основная задача проекта. Проанализировать отношение к духовной культуре моих сверстников и людей более старшего возраста. Задачи. Задачи. 1) Изучить литературу по данному поводу. 2) Узнать основное значение духовной культуры. 3) Как культура менялась с течением времени. 4) Узнать роль культуры в жизни каждого из нас. 5) Сделать выводы по данной теме. 6) Расширить знания по данной теме. 7) Проанализировать отношение к духовной культуре моих сверстников и людей более старшего возраста. Основная часть Часть 2. Духовная культура общества – понятие достаточно обширное, оно откликается во множестве сфер деятельности не только индивида, но и общества в целом. Духовная культура довольно таки сложна и многообразно, но обо всем по порядку. Что такое духовная культура. Духовная культура общества - область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Понятие «духовная культура» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выбранной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себе через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества и составляют духовную культуру человечества. Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей. Сущность процессов в современной духовной культуре можно определить всего двумя словами: деградация и дегуманизация. (Деградация, регрессия — процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени.) (Дегуманизация - действия, направленные на отрицание принадлежности субъекта к человеческому роду и лишение его человеческих прав. На практике часто выражается в крайне жестоком обращении с субъектом как с тем, кто якобы стоит на более низкой ступени развития.) Широкое понятие деградации и дегуманизации не могут точно передать смысл и тему. Первый термин означает общую направленность развития духовной культуры, ее ухудшение, падение качества, вырождение, упадок. Второй термин обозначает общее содержание этих процессов, их утрату духовных и нравственных ценностей жизни человека, отказ от стандартного мировоззрения, основанного на справедливости и человечности. Но так было не всегда. Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе. Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе. Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза. Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры. Социогенез — это исторический процесс становления человеческой личности и межличностных взаимоотношений, а также формирования собственно человеческого общества с системой социальных отношений. Часть 2(В). Культура в жизни человека и общества. Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную. Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды. В целом духовная культура выражается в двух составляющих: 1) внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей; 2) продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы. Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее. Духовную культуру и ценности, а точнее их многообразие, легче представить, если разбить ее на несколько основных групп: 1) Мировоззренческие - Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). 2) Нравственные - Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба. 3) Эстетические - (Красота, высокие ценности). 4) Религиозные - (Любовь, вера, смирение). Типы культуры: А) народнаяЧаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни. Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности. Б) элитарнаяПроизведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература. В) массоваяПоявилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии. Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности. Часть 2(Г). Современное Духовное Творчество Все философы, исследующие тему творчества, сходятся в том, что творчество - универсальная форма деятельности, изменяющая мир и самого человека, обновляющая его к лучшему. Ключевым вопросом для понимания творчества как инновационной формы человеческой деятельности, порождающей новые продукты (материальные, духовные, формы социальных отношений, социальной деятельности и социальной организации), является соотношение внешней социально-природной детерминации деятельности человека и свободы, которая позволяет преодолеть давление среды и изменять ее. «Творчество есть открытый, хотя и не всегда осознанный, бунт осуществляющегося, становящегося человека против во всякий момент осуществленной, ставшей природно-социальной человеко-размерности доступных фрагментов Мира, против собственной безальтернативной вписанности в наличные условия всецело детерминированного механического существования, против окруженности всем состоявшимся, застывшим и омертвевшим, превратившимся в декорации бессмысленного спектакля, участники которого - ведомые марионетками марионетки играют роли марионеток. Творчество есть отказ человеческого существа от природно-социального прозябания, заменяющего подлинную жизнь, всецело реализующую его естество.» Преодолеть природную детерминацию человек может, естественно, не путем отрицания законов природы, а путем их использования в своих интересах. Преодолеть социальную детерминацию человек также способен не путем отрицания общественных связей и отношений, составляющих его сущность, а путем преобразования этих отношений, идеального и материального. Причем предпосылки для преобразования, творчества должны созреть в виде пределов той наличной формы существования, в которой находится конкретная личность. Творчество - это не отрицание детерминации, а ее рекомбинация, преобразование. Тем более, что статистический характер большинства природных и социальных закономерностей открывает широкий диапазон для потенциальных инноваций. Творчество немыслимо без определенного момента свободы мысли и деятельности и способностей к реализации творческого замысла. «Творчество требует для своего существования двух условий: наличности, во-первых, замысла, свободы изволения и, во-вторых, мощи, свободы исполнения.» Свобода состоит в способности сначала в сознании, а затем и в практической деятельности выйти за пределы наличной детерминации и сконструировать новые модели деятельности и реорганизации окружающего природного и социального мира. Стимулом к творчеству, безусловно, является неудовлетворенность личности своей микро и макро-социальной средой, дезадаптация к этой среде, неудовлетворенность своей социальной ролью и своей социальной деятельностью, что и рождает желание что-то изменить.В сознании личности эта ситуация выражается в более или менее четком представлении о несовершенстве мира и самого человека. Творчество - это не только преобразование окружающего мира, но и преобразование человеком самого себя, развитие и реализация реализация человеческого потенциала, опредмечивание и распредмечивание сущностных сил человека, актуализация, выявление и развитие его способностей. «творчество представляет собой форму, в которой, и только в которой, происходит становление духовной составляющей индивидуальной целостности человека. Посредством творчества индивид обретает уникальную, подлинно человеческую качественную определенность, отождествляет себя с самим собой как природно-социально-духовной целостностью, становясь существом, способным выстраивать гармоничные отношения с доступными фрагментами Мира и приобщаться к тайнам бытия» Творчество - инновационная форма деятельности. Но она может быть адекватно понята только в диалектической связи с репродуктивной деятельностью. Инновационная и репродуктивная деятельность всегда выступают как две стороны человеческой практики, две ее основные формы. Они переходят одна в другую, в разных пропорциях сочетаются в разных сферах человеческой деятельности. Всякая репродуктивная деятельность является освоенной и многократно воспроизводимой бывшей инновационной деятельности. Творчество - гуманистическое, прогрессивное преобразование мира. Его антипод - деструктивная деятельность (примитивизация, стандартизация, дегуманизация), или имитационная (когда выхолащивается содержание деятельности, а все инновации касаются лишь формы, либо все сводится к формальным и произвольным перекомбинациям, ремиксам старого). Итак, творчество - способ существования и развития личности и общества. Его формы и возможности всегда конкретно-исторически детерминированы, но творчество и есть выход за пределы этой конкретно-исторической детерминации к новому миру путем преобразования и общества и природы, и самого человека в процессе его творческой материально и идеально-преобразовательной деятельности. В современном мире проблема творчества стоит очень остро. Преобразования всех сторон жизни современной цивилизации востребованы самой критической ситуацией, порожденной комплексом глобальных проблем. В данной статье мы коснемся проблем творчества в сфере духовной культуры Западной цивилизации. Разберем общую глобальную ситуацию, сложившуюся в наше время. Эта ситуация может быть в целом определена как постмодернистский кризис духовной культуры. Ключевым проявлением дегуманизации духовной культуры в Западном обществе является консьюмеризм - культ потребительства, прежде всего, материального, а также сугубо утилитарное, потребительское отношение к духовной культуре, которая рассматривается не как высшая самоценность, а как некий потребительский, коммерческий товар. Необходимым дополнением консьюмеризма является коммерциализация духовной культуры. Коммерциализация духовной культуры проявляется в том, что само производство, распространение и потребление духовной культуры превращается в форму бизнеса, нацеленного на материальную прибыль, а не на развитие личности. Очень ярко об этом высказался А. Гор: «Наша цивилизация все сильнее привыкает к тому, чтобы потреблять с каждым годом все больше природных богатств, превращаемых не только в необходимое нам пропитание и кров, но во многое совершенно нам ненужное - горы загрязняющих отходов, продуктов (на рекламу которых истрачены миллиарды исключительно с целью убедить себя в их необходимости), огромные излишки товаров, сбивающих цену, а затем отправляющихся на свалку, и т.д. Мы, похоже, все более стремимся раствориться в изобилии форм культуры, общества, технологии, средств массовой информации, а также способов производства и потребления, но платим за все это потерей своей духовной жизни. Свидетельств этой духовной потери не сосчитать. Умственные расстройства во всем своем многообразии дошли до уровня эпидемий, в особенности среди детей. Несчастные случаи на почве алкоголизма и наркомании, самоубийства и преднамеренные убийства - вот три основные причины смерти среди молодежи. Поход по магазинам ныне признан видом активного отдыха. Накопление материальных ценностей достигло наивысшей за все времена точки, однако то же самое произошло и с числом людей, чувствующих пустоту своей жизни». Гигантское развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации в XX-начале XXI вв. обусловило еще одно проявление дегуманизации и деградации духовной культуры в «передовых» странах Запада - технологизацию духовной культуры. Технологизация духовной культуры состоит в том, что производство, распространение и потребление духовной культуры все более превращаются из процесса духовного творчества и личностной коммуникации в некие безличные технологические, чисто технические процедуры. Производство духовной культуры становится стандартным, массовым техническим процессом. Т.о., технологизация духовной культуры тесно связана со стандартизацией - производством и потреблением духовных продуктов по неким массовым, усредненным стандартам, неким «культурным ГОСТам» массового производства. Все, выпадающее за стандарт, исключается из процесса духовной жизни общества, превращается в маргинальную деятельность, находящуюся на обочине, на окраине культурной жизни. Неизбежным следствием технологизации и стандартизации является примитивизация духовной культуры, предельное упрощение ее содержания и формы, которое ведет к резкому снижению ее гуманистического потенциала, к превращению продуктов духовной культуры в средство потребительской релаксации, а не в средство духовного роста и развития личности. Потребление примитивных продуктов духовной культуры не требует духовного труда ума и сердца, но позволяет «оттянуться», расслабиться от напряжения и перегрузок, которые испытывает современный человек в построенном им перенасыщенном техникой мире. Характерным проявлением общей деградации и дегуманизации западной духовной культуры является культурная унификация- уничтожение самобытности и многообразия культур под давлением массовой, лишенной всякой культурной индивидуальности самобытности культуры. В результате уничтожается один из важнейших инструментов культурного прогресса - культурный полилог - общение и взаимообогащающий обмен ценностями и идеями различных культур. Рассмотренные нами общая сущность и основные проявления духовной культуры ведущих западных стран находят свое специфическое выражение в отдельных сферах духовной культуры или формах общественного сознания. Возьмем, к примеру, искусство. Деградационные тенденции Западного искусства в сфере доминирующего художественного стиля проявились в постепенном все большем отходе от принципов реализма и гуманизма. Продолжением деградации художественного стиля в XX веке стало утверждение со второй половины XX века в качестве доминирующего в Западном искусстве стиля постмодернизма. Постмодернизм представляет собой также еще один значительный шаг в направлении рыночной трансформации и технологизации искусства. «В постмодернизме главным становится не само произведение, не его вечная природа или процесс его создания, но то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Поскольку искусство сегодня доходит до зрителя через средства массовой коммуникации, постольку способ его существования является технологическим, «медийным», массовым. Все эстетическое и художественное значение произведения совпадает с историей его успеха, зависящего от силы воздействия, произведенного эффекта, способности вызывать «шок» у зрителя. Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью», а его потребительная стоимость растворяется в меновой. Поэтому эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от самих средств массовой коммуникации... Они не только распространяют информацию, но и способствуют установлению общего языка и согласия общего чувства и вкуса, которые являются эстетическими». Современное западное искусство принципиально деидеализировано, оно не содержит в себе и не предлагает публике позитивных гуманистических идеалов. Кроме того, оно способствует моральной ориентации, поскольку не только не утверждает какой-либо системы гуманистических моральных норм, но утверждает относительность всяких норм, проповедует свободу личности от всяких норм вообще (анормию). Нередко оно фактически пропагандирует антинормы, антиидеалы, антигуманистические ценности. «Масслитература превратилась в примитивнейшее чтиво, спекулирующее на самых низменных качествах человеческой природы. Чуть не самое главное в ней - пропаганда насилия и жестокости, садизма, сексуального разгула и сексуальных извращений» Современное западное искусство, откровенно спекулирует на низменных чувствах публики, стремясь достичь рыночной эффективности, в ущерб ее психическому здоровью. Отсюда его нарочитый, агрессивный иррационализм, принижение или отрицание роли разума, целостного, связного рационального мышления в жизни личности и общества, отрицание рационального смысла и рациональной организации не только в жизни личности, но и в окружающей действительности. «Искусство вырождается. Дегенератов, которым место в специальных лечебных учреждениях, называют «гениями». Искусство уже не возвышает человека, а растлевает его. «Творцы» изощряются в «переосмыслении» классических произведений, что обычно выливается в пошлость, убогость и проецирование эротических комплексов Часть 3. Практическая часть. Я провел анкетирование среди молодежи с целью выяснить насколько широко распространены на данный момент любые проявления духовной культуры и творчества, а также понимают ли люди, что такое духовная культура в целом. Всего в ходе опроса было опрошено 30 человек. 1. Диаграмма «возраст опрашиваемых». 2. Диаграмма «пол отпрашиваемых». |