Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • 1. Виды прялок, устройство прялки.

  • 3.Обычаи, суеверия, связанные с прялкой

  • 4.Пословицы, поговорки, стихи о прялке

  • 7. Прядение в селе Богородское

  • Список источников информации.

  • Прялка. прялка. Исследовательская работа Из бабушкиного сундука. Секреты русской прялки


    Скачать 51.39 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа Из бабушкиного сундука. Секреты русской прялки
    АнкорПрялка
    Дата23.06.2022
    Размер51.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрялка.docx
    ТипИсследовательская работа
    #612249

    XX районной эколого-краеведческой конференции

    «Малая родина ждёт своих исследователей»

    Исследовательская работа

    «Из бабушкиного сундука.

    Секреты русской прялки»

    Выполнила: Смыслова Софья , ученица 8 класса

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Первомайская основная общеобразовательная школа»

    Руководитель:Нардина Наталья Сергеевна, учитель географии и биологии

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Первомайская основная общеобразовательная школа»
    с. Богородское

    2022

    Введение…………………………………………………………………………3

    1.Виды прялок, устройство прялки…………………………………………….5

    2. Процесс прядения……………………………………………………………..6

    3. Обычаи, суеверия, связанные с прялкой……………..…………………… ..8

    4. Пословицы, поговорки, стихи о прялке ……………………………………..9

    5. Самопрялка……………………………………………………………………

    6. Электрическая прялка…………………………………………………..………

    7. Прядение в селе Богородское ……………………………………………..

    8. Анкетирование………………………………………………………………

    9. Эксперимент………………………………………………………….……

    Заключение………………………………………………………………

    Список источников информации………………………………………..

    Приложения……………………………………………………………….

    Русская прялка узором богата,

    Формой красива, резьбой хороша.

    Мастер создал её в прошлом когда-то,

    В ней старина и живая душа.
    Женские руки к ней прикасались,

    Пряж укрутили, веретено.

    Прабабушки наши пряли, старались,

    Чтобы красивым соткать полотно.
    Много столетий служила надёжно.

    Людям каким? Где оставила след?

    Даже представить себе невозможно-Прялка жива, а хозяина нет.
    Ей бы в избу, да на лавку к окошку,

    К прялке куделку опять "примотнуть".

    Вспомнить как было, хоть на немножко

    Прялку музейную к жизни вернуть.
    1.Введение

    Жаль вещи не могут говорить, иначе бы они поведали историю наших предков. Немного грустную, в чем- то непонятную, но такую теплую и близкую. Они немые свидетели эпохи. Я, почему то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук, энергию, некую тайну.

    В своей исследовательской работе «Из бабушкиного сундука» я хочу рассказать о прялке- предмете народного быта. Ее я нашла у бабушки на чердаке дома, мне захотелось, подробнее узнать об этом предмете.

    Актуальность исследования обусловленатем, что мы - поколение, которое не знает истории и традиции своего народа. Сохранение традиций народного искусства - дело непростое. Многовековое наследие народной красоты, духовности и мудрости является органичной частью культуры современного общества.

    Объект исследования: прялка.

    Предмет исследования: назначение прялки в быту сельских жителей.

    Забытые предметы старины хранят в себе много интересной и полезной информации и представляют особую ценность, поэтому целью исследования я поставила изучение вопроса истории прялки на Руси, а также роли прялки в быту сельских жителей.

    Задачи:

    -изучить объект исследования;

    -собрать информацию по истории происхождения прялки и её использования в быту;

    -найти мастеров-умельцев прядения, живущих рядом с нами.

    -провести анкетированиев школе среди обучающихся.

    -испытать себя в роли пряхи.

    Гипотеза: Я предположила, что это старинное орудие труда не только

    необходимый и очень важный предмет в жизни людей, но и объект

    народного творчества и память о родных и близких людях.

    Методы исследования:

    1. Описание;

    2. Аналитическийметод;

    3. Наблюдение;

    4. Эксперимент;

    5. Анкетирование.

    1. Виды прялок, устройство прялки.

    Прялка — простое устройство для прядения одной нити.1 Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, который состоял из шейки и лопаски на которой закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. (Приложение 1) Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева – цельные прялки. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева.- составные прялки. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

    Они были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. (Приложения 2,3)

    В Вологодской области прялка была украшена рядом зубцов или «городков» стреловидной, ромбической или круглой формы. По краям лопаски - вырезы для привязывания льна. Прялки не расписывали, а украшали резьбой. Главный элемент- розетки и круги - древний языческий символ солнца. Вслед за кругами видную роль в народной резьбе имеют полоски или пояски, носящие уже чисто геометрический характер. Они служат окаймлением, покрывают лопаску горизонтальными рядами, чередуются с кругами, так или иначе разделяют участки резьбы. (Приложение 4)

    На границе с Архангельской областью были распространены расписные прялки с контуром. Часто они украшенырастительный орнаментом. В большинстве случаев листики и веточки нарисованы отдельными пучками, без всякой взаимной связи, лишь для заполнения фона (Приложение 5).

    Северные окраины Архангельской губернии (так называемое Поморье) служат местом распространения еще одного типа прялок, значительно отличающегося от уже описанных резных вологодских и расписных архангельско-вологодских. По своей конструкции прялки поморского типа отличительны тем, что имеют три составные, отдельно вырезанные части: донце, ножку и лопаску. (Приложение 6)

    Мезенская прялка отличается своей своеобразной декорацией, что собственно и заставляет выделить ее в отдельный тип. Декорация мезенской прялки состоит из элементов красочной росписи и линейного орнамента, нанесенного пером. По желтому фону (общему для всей прялки) красно-коричневой краской (сиеной) намечены схематичные изображения коней и птиц, а вся остальная часть узора, носящего каллиграфический характер, исполнена пером. Штрихами нарисованы также изогнутые ноги коней, хвосты птиц и узор волн под лебедями.2 (Приложение 7)

    Тверская прялка имеет некоторые общие черты в строении с поморской прялкой; точеную ножку и сходной формы, но значительно меньшую лопаску. Она не отличается развитым декоративным убранством; ее художественный интерес заключается в хорошо найденном стройном силуэте и в пропорциональности главных частей. Кроме того, она практически в бытовой обстановке чрезвычайно удобна, легка, занимает мало места, хорошо складывается при ненадобности или переноске, так как донце можно открутить.3
    2. Процесс прядения.

    Прядение — это процесс, в результате которого из волокнистой массы получается нить. Самый древний и простой способ получить нить из волокон — сучение между ладонями или о поверхность. С изобретением веретена появились прялки.

    В процессе прядения пряха аккуратно вытягивает из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами левой руки, формирует рыхлую ленту. Эта «ровница» привязана к веретену. Пряха задаёт вращение веретену пальцами правой руки и отпускает его. Вращаясь как маховик, подвешенное веретено закручивает нить.4 (Приложение 8)

    Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства, родом из стран древнего Востока. Представляет собой деревянную точёную палочку, оттянутую в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см.(Приложение 9)

    Из чего же женщины пряли пряжу. Оказалось, можно было использовать лен, овечью шерсть, коноплю. (Приложение 10) Жители Вологодской области использовали лен и овечью шерсть. Для того, чтобы приступить к процессу пряжи, нужно было приготовить шерсть и лен. Процесс этот непростой.

    Овец полагалось стричь 3 раза в году: в конце года (2 декабря ст.ст.), весной (на 6 мая ст.ст.) и к осени (около 6 августа). Лучшей шерстью считалась летняя, т.к. овцы пасутся и лежат на свежей траве; зимняя шерсть грубая и грязная из-за пребывания овец в хлеву. Шерсть летней стрижки мыли и чесали карзами — парой квадратных щеток с железными зубьями: пучок шерсти защемляли между зубьями щеток. Вычесанная шерсть была готова для прядения. Зимняя шерсть использовалась для катания валенок.5

    Посев льна проводили со второй половины мая до начала июня, урожай убирали в сентябре. Cветло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см ("теребление"). Снопы увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

    Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии. И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

    Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

    По рассказам людей, родившихся в 1920 - 1930-е годы XX в., мочило — яма диаметром 5–6 м, глубиной около полутора метров; туда загружали по 100 копен льна, по 50 снопов в каждой. Лен накрывали хворостом, пригнетали камнями; если мочили в естественном водоеме - перегораживали место для мочения, чтобы лен «не ушел». Сигналом к прекращению мочения была пена, появлявшаяся на поверхности воды. Затем лен расстилали по полю на несколько недель.

    Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.

    Пучок волокна (повеемо) наматывали на кулак левой руки. Чесание производилось в два этапа: железной щеткой, а затем круглой щетью из свиной щетины.

    Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.

    На первом этапе отделялось грубое волокно, которое называлось в разных местностях по-разному: изгребье, верхница, первый пласток, куделя. При более тонкой обработке щетиной появлялось пачесъе (пачесы). Самое тонкое волокно, прошедшее полную обработку, называлось кужиль, тонкое.6

    Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным. Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Прядение продолжалось от Покрова до Великого Поста, в последний день Масленицы девушки отмечали окончание этого изнурительного труда, они катались с горки на донцах от прялки.7(Приложение 11)

    Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданое, а женщина - одеть семью. Работу на прялке можно назвать настоящим искусством, и чтобы научиться изготавливать хорошую, качественную пряжу, необходим был опыт, сноровка и даже талант.

    3.Обычаи, суеверия, связанные с прялкой

    С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.

    Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.

    Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Из женских ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы», «красной нитью».8
    4.Пословицы, поговорки, стихи о прялке

    Существует много пословиц, связанных с пряхой и прялкой.

    • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

    • Прялка не Бог, а рубаху дает.

    • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

    • Не ленись прясть, хорошо оденешься.

    • Какова нить, такова и жизнь.

    Сложено много стихов и песен о пряхе.

    Пряха

    В низенькой светелке

    Огонек горит,

    Молодая пряха

    Под окном сидит.

    Молода, красива,

    Карие глаза,

    По плечам развита

    Русая коса.

    Русая головка,

    Думы без конца…

    Ты о чем взгрустнула,

    Девица-краса?

    (русская народная песня)

    Ах ты, прялица – прялица моя,

    Я не выброшу на улицу тебя.

    Буду прясти - попрядывати,

    По беседочкам побегивати.

    Стихи о прялке

    Раскрашена розовым прялка,

    Дощечка сухая темна.

    Стучит деревянная прялка

    Старуха сидит у окна.

    Я. Смеляков


    Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки сумевшей, несмотря на тяжѐлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту и терпение.

    В избушке распевая, дева

    Прядёт, и зимних друг ночей,

    Трещит лучинка перед ней, -

    писал А. С. Пушкин
    5.Самопрялка.

    Помимо обычных русских прялок с веретеном с 1530 года существуют самопрялки. Изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга .

    Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено. Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.

    У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной. Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.

    Были места, где самопрялок не было совсем из-за их дороговизны. Да и осваивалась работа на самопрялке с трудом: молодые выучивались, а для старых, привыкших прясть на веретене, было трудно координировать работу ног на подножке с работой левой руки, дёргающей нитку. Непривычно было, и работать левой рукой с той быстротой, которую требовал ход самопрялки. И, наконец, жужжание самопрялки казалось слишком надоедливым, особенно на посиделках.9(Приложение 12)

    6.Электрические прялки.

    В 70 – 80 годах стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Но многие жительницы нашего села научились ими пользоваться и до сих пор бережно хранят их. Так как это были их помощницы, которые помогали одевать семью. Пряжу в те годы было не купить, а семьи большие. Без теплых шерстяных носков суровыми зимами не обойтись. (Приложение 13)

    7. Прядение в селе Богородское

    В селе Богородское пряли овечью шерсть практически в каждом доме. Искусными пряхами можно считать Петрову Тамару Николаевну, Красову Антонину Апполинарьевну, Мосенкову Милитину Константиновну, Хазову Нелли Николаевну и других.

    Я встретилась с Петровой Тамарой Николаевной 1953 года рождения. Прясть она умеет не только на прялке, которая ей передалась по наследству от бабушки, но ещё она искусно владеети электрической прялкой. Прясть Тамара Николаевна научилась сама и уже в детстве. Сначала садилась рядом с бабушкой и долго наблюдала, как у нее ловко получалось. Просила научить меня прясть, но бабушка постоянно отвечала: «Еще успеешь». Успела, семья была большая пятеро детей. Пряжу в магазине не купить. В хозяйстве держали овец, поэтому шерсть была. Теперь у каждого своя семья. Есть и внуки. Все любят теплые варежки и носки. Прясть уже не пряду, здоровье не то, да и шерсти негде взять. В селе овец нет.(Приложение 14)
    8.Анкетирование.

    Затем я провела опрос среди одноклассников. Результат показал, что у большей части сельчан прялки не сохранились. А если она и есть, то в быту не используется, является носителемпамяти о бабушках. От учителей я узнала, чтоу них бабушки использовали прялку для прядения овечьей шерсти. (Приложение 15)
    9 .Эксперимент.

    Я задалась вопросом: а сумею ли я обучиться прядению? Я решила взять несколько уроков обучения прядению пряжи, но у меня не было овечьей шерсти. Тогда мне пришлось использовать собачью шерсть. Кудель (второе название шерсти) требуется предварительно подготовить к процессу прядения. Материал перебирают, удаляют мусор и приступают к расчесыванию. Для этой цели применяют специальные чесалки. Чесать шерсть тоже оказалось непросто. Легче прясть нестиранную шерсть, но она обладает специфическим запахом и может быть сильно загрязнена. Приготовив кудель, я взяла веретено и сделала попытку спрясть немного пряжи. Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

    Через некоторое время у меня стало что-то получаться. Левой рукой вращала веретено, а правой выделяла из шерсти (кудели) небольшие пушистые кусочки, которые скручивались в пряжу. Вначале шерсть часто рвалась и пряжа не получалась. Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать водой (в старину смачивались слюной). Через некоторое время у меня стало получаться «подобие» нити разной толщины. Моя пряжа неровная, но мягкая и не похожая на торговую. (Приложение 16)
    Заключение

    Уходят в прошлое предметы быта, созданные золотыми руками наших предков. Сегодня или никогда мы можем найти и сохранить то, что иначе исчезнет навсегда. Изучение орудий труда и предметов быта русской старины дает представление об образе жизни, труде и культуре наших предков. Я надеюсь, что тоненькая ниточка, тянущаяся от нашей старенькой прялки, накрепко свяжет наши поколения и никогда не оборвется.

    Проведенное мною изучение специальной литературы и материалов сети Интернет, собственные наблюдения, встречи и беседы помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: Прялка - это не только инструмент для прядения, но и объект народного творчества. О ней создавались пословицы, поговорки, стихи, песни. Прялка была «участником» народных обычаев, обрядов, предметом для суеверий. Это и память о родных и близких людях. Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.

    Хотелось бы добавить, что в ходе процесса изучения интернет ресурсов я узнала, что можно получить пряжу из крапивы и хвои.(Приложение 17)

    На уроках технологии мальчики изготовили мне прялку, а я ее раскрасила.(Приложение 18)

    Материал, который мне удалось собрать, можно использовать на уроках

    технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, вовнеклассных мероприятиях.

    Список источников информации.

    1.Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%BA%D0%B0

    2. Историческое значение старинных прялок и их особенности.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dedpodaril.com/interesno/starinnye-pryalki.html

    3. История веретена и прялки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/istoriya-veretena-i-pryalki-1498309.html

    4. Крестьянское искусство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/voro/nov/6.htm

    5. Лён — арийский след. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall242248921_190

    6. Мир образов русской прялки.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/mir-obrazov-russkoi-prjalki.html

    7. Обработка льна. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://welcome-karelia.ru/articles/kizhi/russkie-pudozhya/obrabotka-lna

    8. Прялка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прялка

    9. Прялка. Какая она? История. Традиции. Обряды. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ bo4kameda/post188803916
    10. Почему мужчины на Руси выбирали жену по прялке? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.rbth.com/read/817-prialki-russkaya-istoria
    11. Рукоделие на Руси: выделка и обработка льна. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rukodelie-na-rusi-vydelka-i-obrabotka-lna.html

    12. Что такое прялка? Виды, история. Назначение прялки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/307528/chto-takoe-pryalka-vidyi-istoriya-naznachenie-pryalki

    13. Шубина Т.Г. Обработка льна и шерсти, прядение и ткачество. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post364351149


    1 Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%BA%D0%B0

    2 Почему мужчины на Руси выбирали жену по прялке? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.rbth.com/read/817-prialki-russkaya-istoria

    3 Мир образов русской прялки.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/mir-obrazov-russkoi-prjalki.html

    4 Историческое значение старинных прялок и их особенности.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dedpodaril.com/interesno/starinnye-pryalki.html


    5 Шубина Т.Г. Обработка льна и шерсти, прядение и ткачество. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/weaving/post364351149

    6 Лён — арийский след. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall242248921_190


    7 Крестьянское искусство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/voro/nov/6.htm

    8 Мир образов русской прялки.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/mir-obrazov-russkoi-prjalki.html

    9 История веретена и прялки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/istoriya-veretena-i-pryalki-1498309.html







    написать администратору сайта