НАЦИОНАЛИЗМ. Исследовательская работа национализм угроза xxi века
Скачать 0.77 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №42» КБР г.Прохладный ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: НАЦИОНАЛИЗМ - УГРОЗА XXI ВЕКА Выполнила: Заборовская Юлия обучающийся в 10 «А» классе Руководитель: учитель истории и обществознания Савенкова Т.В. КБР г.Прохладный 2021 г. Проблема исследования: проблема национализма в XXI веке. Тема исследования: национализм. Цель: исследование проблемы и сущность национализма Гипотеза: если не прекратить распространение национализма, то это может привести к необратимым последствиям для всего человечества. Задачи: - познакомиться с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; - познакомиться с термином национализм, подходами, причинами; - выявить проблемы национализма и пути решения этого вопроса; - выяснить отношения учащихся и учителей к национализму; Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности, методы количественного и качественного анализа результатов обследования. Структура исследования: данное исследование состоит из двух частей, списка использованной литературы и приложения. Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы вызвать мотивацию у сверстников к изучению проблем национализма, привить чувство гордости и уважения к своей Родине, воспитывать любовь и уважение к традициям своей Родины. Практический материал может быть использован педагогами и родителями для совместной работы с детьми, а также самими детьми для самостоятельного изучения. Национализм - это не синоним ксенофобии. В обычной жизни национализмом мы называем любую неприязнь к другим этническим сообществам. Михаил Соколов ОСНОВЫ НАЦИОНАЛИЗМА Национализм – это идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды и принижение других наций. В основе национализма верность и преданность своей нации, политическая независимость, работа на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое схоже с патриотизмом. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. НАЦИОНАЛИЗМ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПРОБЛЕМЫ Современные представления о национализме радикально отличаются от тех, что есть в России. Выделяют два подхода: по первому делается упор на чувственно-эмоциональную сторону национализма, ее представляют главным образом западные исследователи. Это работы американских ученых середины 20 века (таких, как Г. Кон, Ф. Нортон, В. Эбенштейн и др.), которые восхваляют дух свободы, терпимости и компромисса. В ряде зарубежных теорий национализм служит основой для анализа исторического процесса. Американский профессор Б. Шейфер описывает базовые атрибуты национализма: определенная территория, населенная каким-либо народом или желаемая им; народ, называемый нацией, имеющий общую культуру и способный к свободному общению внутри себя; любовь к общей земле, языку и исторической культуре; общее независимое государство или стремление иметь таковое; разделяемая всеми вера в общее происхождение и историю; уважительное отношение к соотечественникам, нежели к инородцам; безразличие или враждебное чувство к другим народам; надежда на будущее процветание нации и ее членов. Современный российский исследователь Виктор Строганов также разделяет понимание национализма как патриотическое чувство, как национализм, который пронизывает всю историю российского государства. Рассмотрев определения национализма некоторых исследователей, можно сделать вывод, что национализм – это социальное явление и непостоянное, его порождает народ в какие-то периоды своего развития, он связан с какими-то событиями, поворотами в его социальной жизни. Именно поэтому национализм связан с социальным чувством того или иного народа. 2-ой рассматривает национализм как идеологию и политику соответствующих классов. Таким образом, национализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе, противоположная пролетарскому интернационализму и основа национализма – идея национального превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей вне исторической и надклассовой формы общности. Отличительная черта этой группы - идея национального превосходства и национальной исключительности, что сводит национализм к одной форме его выражения типа фашистской идеи нацизма. Стоит отметить, что большинство исторических форм нацизма в прошлом и настоящем не всегда были связаны с идеей превосходства. Последняя больше связана с расизмом. Именно расизм – это совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж. А. Габино объявил арийцев «высшей расой». Рассмотрев и проанализировав два подхода к национализму, можно вывести одно общее определение: национализм – это идеология и политика государств, партий, иных союзов, организаций и групп, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и патриотические чувства. Поэтому выделяют цели национализма: борьба против реального или предполагаемого национального угнетения со стороны других народов; объединение народа с целью оформления его в самостоятельное государство; мобилизация общества против реальной или предполагаемой внешней угрозы (военной, экономической, политической и т. д.). Всякая идеология требует наличия противника, и национализм не может существовать без противника. Таким образом политика национализма, опираясь на соответствующую идеологию, стремится решить цели политического самоутверждения народа, защитить национальные (государственные) интересы. Рассмотрев и проанализировав два подхода к национализму, можно вывести одно общее определение: национализм - это идеология и политика государств, партий, иных союзов, организаций и групп, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и патриотические чувства. Многие исследователи утверждают, что национализм используют в своих целях национальные чувства и эмоции. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим классификацию Снайдера и Хейса. Снайдер различает четыре типа национализма: 1. Интегрирующий национализм (1845 - 1871). В этот период, национализм представлял собой объединяющую силу, которая способствовала консолидации феодально-раздробленных народов (Италия, Германия). 2. Разъединяющий национализм (1871 - 1890). Успехи национализма в деле объединения Италии и Германии стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и другие империи, что привело к их распаду. 3. Агрессивный национализм (1900 - 1945). Первая половина 20 века стала свидетелем острого конфликта противоположных национальных интересов, вылившегося в две мировые войны. В этот период национализм становиться идентичным империализму. 4. Современный национализм (1945 - н.в.). Новый национализм заявил о себе главным образом путем антиколониальных революций. Этот период отмечен распространением национализма в глобальном масштабе. Обе классификации ничего не объясняют и только служат подтверждением тому, что национализм есть политика и идеология, использующие национальные чувства для достижения своих целей. Э. А. Поздняков предлагает более расширенную классификацию и выделяет следующие виды: 1. Национализм этнический - это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Ему соответствуют свои политика и идеология. 2. Национализм державно-государственный - это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к проведению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом таковых же других наций. Нередки случаи, когда большие нации играют роль угнетателей малых народов внутри и вовне. Политика и идеология таких наций получила в политической литературе название великодержавной. В этом случае державно-государственный национализм входит обычно в конфликт с национализмом этническим. 3. Бытовой национализм - это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп. Его связь с идеологией и политикой не всегда носит прямой и открытый характер, но, тем не менее, она существует. Бытовой национализм - важное средство в руках этнического и державно-государственного "национализмов" - к нему они прибегают для реализации своих целей, на него они опираются и в случае необходимости умело его разжигают; его вспышки редко бывают спонтанными - как правило, за ними стоят соответствующая идеология и политика. Следовательно, национализм есть не что иное, как политика и идеология в их неразрывном единстве. Но, чувство Родины, ощущение принадлежности к своей нации, ее культуре, традициям и обычаям, бережное отношение к языку, идея защиты государственных интересов страны, как и стремление активно способствовать ее прогрессу и процветанию ничего общего с национализмом не имеют. Патриотизм в этом смысле - естественное чувство всякого нормального человека, он проявляется в честном труде, в повседневной жизни, в отстаивании национальных интересов и т.д. Но опасно превращать патриотизм в идеологический символ. Все грани относительны и подвижны и если в национальном вопросе преступают допустимую грань, то любовь к Родине превращается в национальный эгоизм, патриотизм - в национализм и шовинизм, а национальная гордость в национальное высокомерие и спесь. Национализм антигуманистичен, так как он выдвигает на первый план в оценке людей их национальную принадлежность и по этому признаку делит всех на чистых и нечистых. Если это деление затрагивает людей различных рас, то национализм легко перерастает в расизм. Так, националисты с презрением отбрасывают общечеловеческие ценности и нормы. Но Россия этим уже переболела, и она знает, к чему это ведет на практике. Предлагать нации ориентироваться лишь на национальные ценности - значит сознательно противопоставлять ее всем другим народам. В этом как раз русские националисты обвиняют евреев и, вместе с тем, одновременно делают то же самое. Значит есть определенная логика национализма. И потому и еврейский и русский национализм стоят друг друга. Нация не может замыкаться в себе как некий единый организм, ибо тем самым отодвигается в тень человек как личность, как индивидуальность. Так, признание, общечеловечности означает, что вне их не может находиться ни один человек, что они распространяются на всех людей. Отрицание их общечеловеческого характера означает, что кто-то имеет право ограничивать круг тех, на кого распространяются нравственные нормы. Это - возвращение к первобытному племенному сознанию, делившему всех на своих и чужаков. А между тем уже христианские заповеди не имеют национальной окраски. Для русского национализма характерна также эксплуатация идей духовности, религиозности, нравственности. Но надежда на то, что "национализм не пройдет" отнюдь не беспочвенно. Хотя, как уже говорилось, национализм в современной России имеет в некоторых слоях населения социальную базу и психологические предпосылки, но вообще русскому народу он никогда не был свойственен и не является неотъемлемой чертой его психологического склада. Последний формировался исторически и не только под влиянием российских просторов. Христианство в Россию пришло из Византии, и оно помогло народу сохранить себя под долгим игом Золотой Орды. Россия ассимилировала многое из культуры и Востока и Запада и став мощным государством, Россия достаточно терпимо относилась к религии и образу жизни "инородцев". "Черта оседлости" для евреев существовала не по национальному, а по религиозному принципу. Приняв православие, они могли свободно ее пересекать. Конечно, было бы неверно изображать национальные отношения в царской России в розовом свете: были и завоевания, и конфликты, и угнетение, и еврейские погромы. Но русские были, как господствующая нация, слишком сильны и уверены в себе. Чтобы национализм разрастался, его требовалось специально насаждать. Национализм стал знаменем реакционных политических сил в России в период войн и революций начала XX в. Коммунисты пришли к власти под флагом интернационализма и международной солидарности трудящихся и, действительно, эти лозунги претворяли в жизнь. Решение внутренних национальных проблем связывалось со строительством социализма, с прогрессом экономики и культуры, т.е. рассматривалось, как часть общего процесса социального развития. Доминировал классовый подход . Таким образом, человечество уже доросло до того, чтобы понять, что разнообразие наций, культур, языков - это его богатство, его достояние, отказываться от которого нет никакой необходимости, также, как и от разнообразия в природе. А это означает, что существо национального вопроса в его современном виде можно сформулировать в одной фразе: как всем научиться жить вместе и в мире. НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Главной тенденцией современного мира является глобализация. Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (интеграция - сплочение и объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира; унификация - привидение к единообразию, к единой форме). Следует отметить, что идеологией глобализации является либерализм, а целью - построение единой мировой рыночной цивилизации с деньгами в качестве основополагающей ценности. Либерализм подразумевает "четыре свободы: свободное передвижение товаров, свободное передвижение людей, свободное передвижение капиталов и свободное передвижение технологий. Подробно либеральное будущее человечества описано у таких теоретиков глобализма, как Ф. Фукуяма и Ж. Аттали. Однако и национализм, и теория права наций на самоопределение являются западными доктринами, не зря США и Европа поддерживают многочисленные сепаратистские движения в мире от Восточного Тимора и Тибета до Чечни и Косова. Следует заметить, что большинство современных националистов согласны занимать второе почетное место. Их вполне устраивают основные тенденции современного мира: глобальное неравенство (для националистов - лишь очередное подтверждение неравенства рас), секуляризация (как либерализм, так и национализм предполагают вторичность религии по отношению к собственно либеральным ценностям или нации), неприкосновенность личности и частной собственности, рыночная экономическая система. У национализма и либерализма три общих противника: племенное сознание, клерикализм и коммунизм. Сторонники обоих идеологических направлений разделяют прогрессистские взгляды на историческое развитие. Идеология национализма видоизменяется в новых условиях, приобретает союзников там, где, казалось, их и быть не может, становится идеологией партий, движений и целых государств. Национал-сепаратистские движения окраин раскололи последние континентальные империи современности - СССР и Югославию, в единой Европе все явственнее слышатся голоса басков, шотландцев, фламандцев, выступающих под лозунгами политического самоопределения. Наконец, прогрессивная Европа почти единогласно признает Косово - проект албанских сепаратистов, активно поддержанных США. Правда, в то же самое время резкой критике подвергаются европейские националисты, выступающие за ограничение миграции, сохранение языка и культуры родной страны, большую самостоятельность в международных вопросах. Выделяют два направления в национализме: 1. Национал-консерваторы, сторонники сохранения status quo, охранители. Эти течения реакционны, ориентируются в первую очередь на борьбу с миграцией из других стран, сохранение моноэтничности и монокультурности страны. Поддержание национальной идентичности с точки зрения первой группы способно сгладить негативные аспекты глобализации, выражающиеся в экспансии цивилизационных и культурных элементов, не свойственных титульной нации. Такой вид национализма в основном характерен для стран, находящихся на высоком уровне экономического и социального развития, но в то же время с низкими демографическими показателями - Великобритании, Германии, Франции и др. Эти факторы создают объективные условия для миграции из-за рубежа, что, в свою очередь, влияет на популярность националистической идеологии. 2.Вторая группа националистов заинтересована в изменении существующих государственных и этнических границ, ссылаясь на декларированное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН право наций на самоопределение. Как правило, национал-ревизионисты представляют народы окраин бывших империй, в которых центры по-прежнему ограничивают самостоятельные связи провинций с мировым сообществом. Преодоление зависимости от метрополии, с точки зрения современных сепаратистов, должно помочь нации напрямую контактировать с основными мировыми центрами силы, способными обеспечить безбедное существование народа лучше, чем устаревшая структура. Эти направления предполагают наличие такого фактора, как национальная угроза. Таким образом, национализм второго типа порождает национализм первого, становясь единственным языком общения между народами. Таким образом можно, современный национализм можно охарактеризовать как идеологию одновременно и консервативную, и модернистскую, как попытку найти хрупкий баланс между глобализационными тенденциями и сохранением национальной культуры, традиции, языка. Национализм в обществе модерна - это реакция на наиболее жесткие последствия глобализации, особенно если общество уже достаточно встроено в мировой рынок. С другой стороны, национализм, проявляющий себя в виде сепаратизма, выступает с собственным глобализационным проектом, более радикальным, чем проект отсталой метрополии (пример Черногории, Косова, Прибалтики). Таким образом, национализм ни в коем случае не является мировоззренческой альтернативой либеральной глобализации как основной тенденции развития современного общества. В первом случае подвергаются критике лишь отдельные негативные проявления мировой экономической интеграции, во втором глобализация представляется более удобным путем для развития нации, чем иные интеграционные проекты. Постараемся подробнее рассмотреть национализм в разных странах: Национализм в Украине Процесс национального возрождения 1989—1991 гг в СССР ознаменовался появлением новых, альтернативных политических партий и движений, преимущественно национал-демократического направления: «Народное движение Украины за перестройку», Украинская Республиканская Партия и другие. Однако в короткое время значительная часть наиболее активных граждан, преимущественно молодёжь, разочаровалась в новейших национал-демократических течениях, обвиняя их в политической нерешительности и чрезмерной умеренности во взглядах. Так, 19 августа 1989 члены молодёжного крыла украинской Хельсинкской Группы на горе Маковка провозгласили создание Союза Независимой Украинской Молодёжи. Снумовцы открыто манифестировали выход Украины из состава СССР как цель своей деятельности; воспитание молодёжи в духе патриотизма на примерах национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т. д. Хотя СНУМ и была организацией нелегальной и действовала в условиях идеологических табу и запретов, однако она быстро нашла сторонников по всей Украине. Менее чем за год со дня своего образования СНУМ в своих рядах объединила около тысячи националистически настроенных молодых людей из всех регионов Украины. В мае 1990 года общее количество областных организаций СНУМ увеличивается до 18. Существовала ячейка СНУМ в Перемышле, Польша. Главным средством деятельности Союза была агитационная и просветительская работа, организация митингов, забастовок, голодовок и пикетов. На своих первых нелегальных митингах в Киеве и Львове снумовцы собирали деньги для печати своих манифестов и периодических изданий (свои газеты и листовки СНУМ печатала в Литве и нелегально ввозила в УССР), что дало возможность распространять свои идеи в массах. Члены союза устраивали театрализованные представления с сожжением комсомольских билетов в Киеве, Львове, Тернополе, Ровно, Дубно. Снумовцы организовали бойкот весеннего призыва в Советскую Армии. Весной 1990 СНУМ принимает активное участие в парламентских выборах. Депутатом от СНУМ становится Игорь Деркач. В 1990 г. организация всё отчётливее поляризуется на два лагеря: радикальный (формируется вокруг А. Витовича и Д. Корчинского) и демократический. Таким образом, Украина является наглядным примером где радикальные националистические идеи привели страну к экономическому кризису и к жестокой братоубийственной войне. НАЦИОНАЛИЗМ В РОССИИ Проявление националистического характера в 90-е годы 20 века и в начале 21 века в России достигло большого размаха. Национализм смог найти себе место как агрессивное явление и в политике, и в социальной сфере российского общества. Распад страны в 1991 году, крушение социалистических идеалов, разочарование в экономических реформах, погромы на национальной почве в Туве, Чечне, Ферганской долине заставили многих людей обратиться к партиям и движениям, действующим в соответствии с идеями национализма, в том числе в его крайних формах: этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа. В начале XXI века национализм стал набирать популярность в массах, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии. Параллельно рост нелегальной трудовой этнической миграции выходцев из Средней Азии и стран Закавказья в Россию, а также статистика этнических преступлений, обострили межнациональные трения. В 2006 г. Межэтнический конфликт в Кондопоге вызвал широкий резонанс в обществе. В конце 2010 в городах России прошли массовые митинги и столкновения коренных жителей с выходцами из кавказских республик, Русское общественное движение выдвинуло лозунг «Хватит кормить Кавказ». Появились проекты преобразования России в унитарно-федеративное государство. Согласно распространённой точке зрения, переход России от имперского к национальному государству до сих пор не завершён, и на эту тему продолжаются дискуссии. В 2007 году президент Путин поставил перед ФСБ задачу жестко противодействовать национализму. В 2009 году президент Медведев, выступая на расширенном заседании коллегии ФСБ, указал, что «в числе первостепенных задач остается и жесткое противодействие национализму и экстремизму». В 2011 году на встрече с представителями ветеранских организаций Путин заявил, что ветеранские организации России должны участвовать в патриотическом воспитании молодежи и противодействовать националистическим идеям. Поэтому, всякое развитие национализма сопровождается в ближайшие 15-20 лет «дроблением» государств. Национализм чужд менталитету русского народа, привыкшего жить в многонациональной стране, он свойственен лишь определенной части населения России. Влияние, которое оказывает скин-движение на общественность, является негативным. Стоит отметить хотя бы тот факт, что российские неонацисты выбрали своим идеалом немецкое государство Третьего рейха и, естественно, такой идеологией оттолкнули от себя большие слои населения. Несмотря на то, что многие слои общества выступают против волны эмигрантов и беженцев, они все же поддержат решение этих проблем цивилизованным путем, нежели драками и столкновениями. Побои и даже убийства, совершенные скинхедами, никак не разрешают проблему, а лишь усугубляют ее. Стоит отметить, что символика, которую используют националистические организации, является свастикой. Заимствовав ее у Гитлера, бритоголовые представляют ее как знак русской нации. Но из рассмотренных в работе значений различных свастичных символов видно, что они не несут агрессии и дискриминации. Они прославляют свой род, являются его оберегами. Соединив свастику с жестокой идеологией, немецкие нацисты сделали ее символом зла, скинхеды лишь переняли ее. Но нельзя связывать свастику только с агрессией и фашизмом, ведь смысл ее заключается совсем в другом. Другим блоком, представляющим националистические идеи, являются политические партии – РНЕ, НБП и другие, – главной идеей которых является объединение русской нации для борьбы с иностранцами и во имя возрождения Великого русского государства. Сравнив два сообщества – скинхедов и националистические политические партии, - нельзя не заметить их очевидных различий. Так национализм имеет разные источники и отражается в совершенно разных формах политической практики. Для НБП характерно устраивание публичных лекций, для РНЕ было свойственно патрулировать улицы вместе с милицией в качестве народных дружинников, для скинхедов – устраивание погромов и практика расового насилия. К концу 90-х годов активность данных партий пошла на спад. Осознание их сторонниками невозможности прийти к власти или, по крайней мере, оказать на эту власть прямое влияние, привели к сокращению их поддержки и в дальнейшем к упадку большинства из них (например, РНЕ). Возможно, отдельные активисты смогут проникнуть в государственный аппарат, однако это возможно только за счет придания своей политике нового облика, в котором будут отсутствовать какие – либо экстремистские черты. В целом, в настоящее время непосредственная угроза для демократических свобод, исходящая от радикально настроенного националистического движения, представляется несущественной. В то же время, существует возможность постепенного сдвига режима в сторону более радикальных форм националистической идеологии в силу некоторых экономических и социальных причин. Само существование неонацистов и расистов, которые ежегодно напоминают о себе в рамках так называемого Русского марша, до сих пор вызывает шок у многих россиян, поскольку Россия остается многонациональной страной, не так давно намеревавшейся построить интернациональную коммунистическую утопию и по сей день испытывающей гордость за победу над нацисткой Германией во Второй мировой войне. Между тем, ультраправое крыло в России не ограничивается несколькими маргинальными элементами. Это совокупность воинствующих банд, движений и политических партий, насчитывающих десятки тысяч членов, которые активно поддерживают президента РФ Владимира Путина и его политику в отношении Украины и других бывших советских республик. Кремль преследовал ультраправых радикалов, которые появились после распада СССР в 1991 году и активизировались в 2000-х годах в связи с терактами исламистов и прибытием миллионов мигрантов из Средней Азии и преимущественно мусульманского Кавказского региона, где две войны в Чечне привели к волнениям и росту расизма. В 2006 году одна неонацистская группировка организовала семь терактов в Москве, и в результате одного из них на уличном рынке погибли 14 человек, в том числе двое детей. Большинство жертв были иностранными трудовыми мигрантами. На пике волны насилия на почве расовой ненависти в 2008 году, по крайней мере, 110 человек были убиты и 487 ранены, согласно данным московского центра «Сова», занимающегося анализом данных о преступлениях на почве нетерпимости. С тех пор, как около пяти лет назад началась борьба с ультранационалистами, число подобных преступлений резко снизилось. В первой половине этого года, как сообщает «Сова», в результате преступлений на почве расовой ненависти погибли 4 человека, и 37 были ранены. Однако несмотря на то, что Кремль стремился обуздать агрессивное ультраправое крыло, он в то же время сделал некоторые элементы националистической программы частью своей антизападной и изоляционистской идеологии, в рамках которой восхваляется «уникальная русская цивилизация», не затронутая «декадентским» либерализмом. Проявления расизма, с которыми власти готовы мириться, такие, как Русский марш, подпитывают набирающие силу ксенофобию и нетерпимость, постепенно охватывающие всю Россию. Около 54% россиян поддерживают лозунг «Россия для этнических русских», и более трети будут рады высылке из страны мусульман с Кавказа и Средней Азии, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного независимым Левада–Центром в июле 2014 года. В 1990-е годы национал–большевики — чей красный флаг очень напоминает нацистский флаг, только на месте свастики на нем изображены серп и молот — выступали за вооруженные восстания, в ходе которых необходимо было отвоевать те территории Украины, Латвии и Казахстана, где в основном проживали этнические русские. Именно такой сценарий разыгрывается в течение последних месяцев на Украине. Как сообщает «Сова», симпатии ультраправых националистов в украинском конфликте разделились, поэтому они воюют с обеих сторон. Консервативная и очень влиятельная Русская Православная церковь, возрожденное казачество и правые партии представляют собой самых крупных игроков на арене официального, разрешенного Кремлем национализма. С 2008 по 2010 годы члены БОРН убили 10 человек, в том числе федерального судью, приговорившего нескольких националистов к тюремному заключению, правозащитника, журналиста и трех антинацистских активистов. Члены этой группировки также убили мирового чемпиона по тайскому боксу и гражданина Таджикистана, чью отрубленную голову подбросили в одно государственное учреждение с запиской, в которой они обещали продолжить убивать. Вячеслав Дацик, член ультранационалистического «Славянского союза» (организация запрещена на всей территории России), заключен под стражу на 5 лет. Александр Белов (Поткин), глава запрещенного в России Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и национального наблюдательного совета движения «Русские», осужден на 7,5 лет в колонии за экономические преступления. Максим Марцинкевич, лидер отделения национал-социалистический организации, который после первого тюремного срока жил на средства от проведения платных семинаров о жизни в тюрьме, в третий раз осужден и отбывает 5-летний срок в колонии строгого режима по 282-й статье УК РФ. Бизнесмен-националист Вячеслав Рудников потерял почти все свои бизнесы и находится под подпиской о невыезде в рамках уголовного дела о мошенничестве. А на волне коммерческого успеха он основал Фонд «Русские», МОД «Народный Собор», социальную сеть «Все русские», «Русский элитарный банк», партию «Дело нации». Наиболее нашумевший проект Рудникова - «Карта русского», выпущенная с целью «точно подсчитать русских за рубежом». В Брянской области еще не завершен процесс банкротства ООО «Русская деревня», где всем «русским бабам» обещали по дому при условии, что они «будут рожать русских детей». Для сравнения, в Лигу Наций (1920-1946) входило 65 государств (все крупные государства, кроме США и Саудовской Аравии), а в организацию Объединённых Наций (1945 – нв) - 192. При этом численность стран , членов ООН, только за последние 20 лет увеличилось на 30. Потенциальную угрозу дальнейшего распада испытывают такие крупнейшие страны Мира , как Бразилия, Великобритания, Испания, Индия, Италия, Иран, Казахстан, Канада, Китай, Россия, США, Украина, Франция. Эти тенденции могут затронуть и территориально не большие, но полиэтнические страны, как Бельгия, Швеция, Узбекистан, Киргизия, страны Прибалтики. Парад суверенитетов по родо - племенному принципу может пройти по многим странам Африки, Центральной и Латинской Америки. Неофашизм, как идеология, уже маячит на горизонте. Его принципиальное отличие от национализма и нацизма состоит в том, что он исповедует превосходство одной нации над другой, допускает возможность обеспечения жизнедеятельности , достижение превосходства одной нации за счёт потенциала и возможностей других наций, народов и государств. Так, в последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р. Гриффином как «палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на возрождение нации, а на её «сотворение заново». Эту концепцию, по мнению А. Умланда, можно считать более или менее принятой на сегодняшний день в англоязычном научном сообществе. Кажется, такой точки зрения придерживаются и некоторые другие научные школы, в том числе и в России. Поэтому, реальное подтверждение определения фашизма - форма открытой диктатуры с опорой на расизм и шовинизм, направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн, ориентированного «на сотворении заново» нации, мы наблюдаем и испытываем в Украине. 1.4 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛИЗМА Данный вопрос оказался самым сложным, так как невозможно найти лекарство от национализма. Русский национализм – это фантом, в реальности существует лишь коррумпированная система власти в РФ. Сегодня есть реальная угроза жизни граждан РФ (и всех туристов из цивилизованных стран), которые живут в своих районах (примеры – Пугачев, Бирюлево), как в гетто. Например, ранее существовала практика госзакупок для нужд армии шерсти в Дагестане. Сейчас армию одели в синтепоновую одежду Юдашкина, и шерсть стала ненужной. Регион, особенно его сельская часть, осталась практически без работы, что и вызвало массовый отток в центр России. Численность армии у нас достигает 800 тыс.чел., заключенных – около 700 тыс.чел. Поэтому, формирование госзаказа на продовольственное обеспечение, обеспечение одеждой в стагнирующих регионах (в том числе и Средней Азии), позволило бы значительно снизить приток мигрантов с этой территории. Так, В.В. Путин подписал закон об ответственности местной власти за межнациональные конфликты. Согласно этому закону в случае возникновения межнациональных конфликтов глава поселения, в котором возник конфликт, может быть отправлен в отставку. Таким образом, можно судить, что центр смещает ответственность на местных чиновников, а проблема как не решалась, так и не решается. К тому же, если кому-то сильно не нравится глава города или поселения, или кто-то сильно хочет занять это место, стоит просто устроить межнациональный конфликт. Поэтому, введение виз с Азией и наведение конституционного порядка на Северном Кавказе – вот два несложных шага против опасности национализма и кровавых событий в Российской федерации. Поэтому формирование нормальных условий проживания в регионах Средней Азии и Северного Кавказа. Если отъехать от любого крупного города на 100-150 км по трассе плюс еще 15 от этой трассы, то деревни и поселения напоминают разбитые врагом селения. Молодежь без работы и без перспективы. Следовательно, любовь – вот что должно стать в центре здорового русского национализма. В итоге следует отметить, что решение проблем, связанных с этническими конфликтами, столкновениями, основанными на национальной вражде, не безнадежно, и выход из этих проблем возможен при последовательной политике государства. Необходимо подчеркнуть, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя исследовательскую работу, я пришла к следующим выводам: 1. Национализм – это идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды и принижение других наций. В основе национализма верность и преданность своей нации, политическая независимость. Национализм опирается на национальное чувство, которое схоже с патриотизмом. 2. Политика национализма стремится решить цели политического самоутверждения народа, защитить национальные (государственные) интересы. 3. Современный национализм всегда предполагает конфликт с соседними странами, которые воспринимаются как источник агрессии. Это хорошо иллюстрируют примеры Косова, Восточного Тимора, Тибета, Курдистана, чьи национальные проекты поддерживаются Европой и США. 4. Национализм антигуманистичен, так как он выдвигает на первый план национальную принадлежность и по этому признаку делит всех на чистых и нечистых. 5. Для русского национализма характерна эксплуатация идей духовности, религиозности, нравственности. Национализм чужд менталитету русского народа, привыкшего жить в многонациональной стране. 6. Пути решения проблемы национализма: введение виз с Азией, наведение конституционного порядка на Северном Кавказе и любовь – вот что должно стать в центре здорового русского национализма. 8. Наши активные действия должны привести к развитию патриотизма и любви к России, но если мы ничего не предпримем для изменения сегодняшней ситуации, то будущее поколение ничего не будет знать о проблемах национализма. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Верховский A. M. Национал-патриоты, церковь и Путин. Парламентская и президентская кампании 1999-2000 гг. / A. M. Верховский М.: Панорама, 2000. - 115с. Бызов Л. Г. Придут ли к власти радикальные русские националисты? // Вестник российской академии наук. 2005. Т. 75. № 7. С. 635—6373. Геноцид и массовые репрессии: Истребление по национальным и религиозным мотивам. / Т.И. Ревяко, Н.В. Трус. – М.: Литература, 1996. – 576 с. Гудков Л. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм итрансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии иантропологии РАН, 2002. ISBN 5-201-13747-4 °C. 132—133. Здравомыслов А.Г. О национальном самосознании россиян/ А.Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001., № 1 (51). - С.50-55. Миллер А.И. Национализм как фактор развития / А.И. Миллер // Общественные науки и современность. 2012., № 1. - С.124-132. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ и нем.М. Праксис, 2002. - 416 с. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А.С. Панарин М., 2005. - 365с. Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность: игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002. – С. 4- 5. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы / Э. Поздняков. М., 2004. - 128с. Русские: Энциклопедические очерки / Под. ред. Ю. В. Арутюняна и др. М., 1992. С. 415. Тишков В.А. О нации и национализме / В.А. Тишков // Свободная мысль. 2006., №3. - С.30-38. Шкалин Г.Е. Королева-Конопляная Г.И. Национальное: между идеологией и культурой / Г.Е. Шкалин, Г.И. Королева-Конопляная // Социально-политический журнал. 2007., №1. - С.110-117. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: АСТ, 2004. Этнические проблемы и политика государств Европы/ Инст. Этн. и антр. РАН. М.: Старый сад, 2008. - 391 с. https://sputnikipogrom.com/politics/49961/beryozka-blues/#.WKmbXqpSDGg http://inosmi.ru/politic/20160601/236722441.html http://palyn.ru/prob_solv.htm http://ruskline.ru/analitika/2014/09/03/dva_nacionalizma_reshenie_nacionalnogo_voprosa_vazhnejshaya_zadacha_sovremennosti/ Геноцид и массовые репрессии: Истребление по национальным и религиозным мотивам./ Подгот. Текста Т. И. Ревяко, Н. В. Трус. М.: Литература, 1999. – 576 с. |