Главная страница

Откуда и кто мы. Исследовательская работа Откуда, и кто мы


Скачать 1.77 Mb.
НазваниеИсследовательская работа Откуда, и кто мы
АнкорОткуда и кто мы
Дата22.08.2022
Размер1.77 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОткуда и кто мы.docx
ТипИсследовательская работа
#650356
страница2 из 3
1   2   3

Святое дело – Родине Служить


«Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелёк биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина,

посвятившего обороне Родины свою жизнь, своё здоровье или своё имущество».

Генерал от инфантерии Генрих Жомини
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. Волей летописца Киево-Печерского монаха Нестора, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII–XVII вв., первых русских историков и, конечно, А.С. Пушкина, который поэтически пересказал предание о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника Русской Земли и Русского государства стал частью первой самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IX столетием истории.

Наибольшее число старинных былин было зафиксировано на русском Севере. Из 400 таких былин 300 записано в Олонецкой губернии, в Архангельской – 34, в Сибири – 29, в Симбирской губернии – 22, в Саратовской – 10, в Нижегородской – 6, в Московской – 3. Именно древнерусская городская и дружинная среда являлась носителем устной былинной традиции, а также героических песен военной элиты.

Единственным сохранившимся фрагментом военных песен является «Слово о полку Игореве». После Батыева нашествия часто некому было передавать «от отца к сыну» «преданья старины глубокой». В этом плане Господин Великий Новгород всегда стоял особняком среди городов Киевской Руси. Потому, что помнили новгородцы только тех героев, которые так или иначе были связаны с новгородской историей и были «любезны» Новгороду и его жителям. Такими являлись «Ласковый князь Владимир Красное Солнышко», а также новгородский наместник Добрыня Малкович. Добрыня в былинах представлен как знатный человек, боярский сын. Он умён, образован, а главное – «вежлив». Так вот откуда взялся термин «вежливые люди» после крымских событий в 2014 году. Он лучше всех играет в шахматы и музицирует на гуслях. При этом он «второй по силе» после Ильи Муромца.

Княжение в Киеве Владимира Святославовича (978– 1015 гг.) имело для Руси эпохальное значение. Если первые князья Рюриковичи очертили только территориальное ядро древнерусского государства, то князь Владимир собрал под руку Киева все земли, заселённые восточными славянами. Именно при нём в многочисленных восточнославянских племенах стала формироваться древнерусская народность, чему в огромной степени помогала сплачивающая всех восточных славян новая христианская вера и мораль. Ведь, как я уже подчёркивала, в 988 году в древнем городе Херсонесе (Севастополе) Владимир крестил Русь. Вошёл в историю как великий князь-воитель и его предшественник князь Киевский Святослав Игоревич (942– 972 гг.). Прожив всего 30 лет, он 28 лет являлся главой Русской державы, лично водил дружины в походы и неизменно громил более сильных противников. Погиб в бою. Он вырос среди дружины. В 3 года был подстрижен как мужчина. Его перевели из женской половины дома на мужскую. Отец подарил ему коня и детское оружие. Ему был выделен «кормилец», т.е. воспитатель по имени Асмуд. Единственным мерилом своих решений у него выступало мнение дружины. В бою не имел шатра, спал на земле, подстелив потник с седлом в голове. Ел в походе запечённую говядину и конину. Так воспитывались лучшие русские бойцы. В домонгольской Руси их называли «храбрами», слово «богатырь», производное от тюркского «богатур», заменило термин «храбр» в конце XIII–XIV века. (Приложение №5- Правители Руси).

Войско противника на Руси вплоть до XIV века называлось ратью. Словосочетание «ратный воин» вначале означало «вражеский воин». Владимир Мономах (греческое «Единоборец») – князь Смоленский, Черниговский, Переяславский, Киевский (1053– 1125 гг.) стал лучшим русским полководцем своего времени, который на поле брани одерживал одну победу за другой. С 13 до 25 лет он уже совершил 20 военных походов. По выражению самого Мономаха «великих путей». Всего на его жизнь придётся 83 «великих пути». В частности, 26 февраля 1111 года в Великую степь под началом Владимира Мономаха двинулись против кыпчаков (половцев) почти все русские князья. Впереди воинов ехали священники. Они читали библейские тексты, пели псалмы и несли кресты. Сражение завершилось полной победой русских. Помимо военных баталий и дипломатических игр, Владимир Мономах в 1094–1097 гг. интенсивно работал над своими литературными сочинениями. Он составил свое знаменитое «Поучение детям», куда вошла и его «Летопись жизни», своеобразный отчёт о военных походах и прочих важных с точки зрения Владимира Мономаха делах. «Поучение» Владимира Мономаха оказалось одним из самых востребованных публицистических сочинений Древней Руси. Оно дошло до нас в многочисленных списках, что свидетельствует о том, что его читали не только в княжеско- дружинной среде, но и все образованные русские люди XIII– XVII вв., включая наследников князей. (Приложение №5- Правители Руси).

Обучение на Руси было традиционным – учили по Евангелию и Псалтыри, и в этом был глубочайший смысл. Именно Евангельская история прививала юношам понятие жертвенности, готовность положить свою жизнь «за други своя». Именно так вырастали сильные духом люди. Чтобы правильно и хорошо исполнять мужской долг, юноше надо было не только овладеть «учением книжным», но и развивать в себе физическую силу, ловкость, выносливость и военное учение – владеть мечом и копьём, хорошо держаться в седле. Кроме того, для будущего князя очень важно было разбираться в хитросплетениях политики, понимать, с кем необходимо дружить и составлять военно-политические союзы, а с кем придётся враждовать.

Таким образом, воинское обучение и воспитание в Древней Руси носили традиционный характер, и их содержание на протяжении столетий не менялось. Основу воинского обучения составляли ежедневные упражнения в верховой езде, фехтовании, стрельбе из лука. Известны случаи участия русских воинов в рыцарских турнирах при европейских дворах. Огромную роль в воинском обучении играла зверовая охота. Своеобразным элементом воинского обучения подростков являлось участие их в военных походах. Вникая в детали замысла предстоящего сражения, наблюдая за его подготовкой и ходом, сыновья князей и бояр на практике постигали военную науку.

Особой строкой в летопись Российской истории вошёл князь Новгородский, Переславль-Залесский, великий князь Киевский и Владимирский Александр, впоследствии названный Невским и ставший выдающимся русским полководцем и государственным деятелем. В 1225 году его отец князь Ярослав «учинил сыновьям своим княжеский постриг», то есть совершил обряд посвящения в воины. Александру в то время было около пяти лет. Победы Александра в Невской битве (1240 г.) и в битве на Чудском озере (1242 г.) принесли ему посмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Образ впоследствии святого князя Александра Невского, защитника православной веры, рос от столетия к столетию. В Московском государстве XV–XVII веков он стал трактоваться как образ защитника всей Земли Русской. А в начале XVIII столетия российский император Пётр I, победив шведов в Северной войне, стал называть Александра Невского своим предшественником в деле утверждения России на Балтийских берегах. (Приложение №5- Правители Руси).

Рака с мощами князя Александра Невского была перевезена из Владимира в новую столицу Российской империи – Санкт-Петербург. Екатерина II в письмах к западноевропейским просветителям сравнивала подвиги Александра Невского с подвигами Александра Македонского. Так Александр Невский стал не только религиозным, но и государственным символом российской национальной идентичности. На века в качестве главного мобилизационного и оборонительного лозунга великого полководца стал лозунг: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!». Так случилось, что даже в советское атеистическое время, единственным святым человеком, не потерявшим уважения на официальном уровне, стал именно благоверный великий князь Александр Невский.

Причины очевидны: это был великий патриот и защитник Русской Земли, не проигравший ни одной битвы, человек, навсегда отринувший западный ветер развития России и тем самым укрепивший её самостоятельность и самобытность, сохранивший её веру. Это был, при всей своей воинской доблести и полководческой одарённости, глубоко миролюбивый и справедливый правитель, мудрый дипломат, заботливый отец для своих подданных. А ведь именно терпеливое миролюбие и милосердие во все века были определяющими качествами нашего народа. Впоследствии, в 1725 году в Российской империи был учреждён орден имени великого полководца. В 1942 году Советское правительство учреждает орден Александра Невского, которым в Великую Отечественную войну было награждено более 42 тысяч человек. Орден существовал ровно полвека, до самого распада СССР. Но, а в начале XXI века, в 2010 году, теперь уже в новой России орден Александра Невского был возрождён – на этот раз как общегражданская, а не только воинская награда. Таким образом, именно орден святого благоверного князя Александра Невского стал единственной наградой, существовавшей последовательно в Российской империи, Советском Союзе и теперь в Российской Федерации. Этот факт говорит о важных вещах: есть такие заслуги перед народом и Родиной, которые одинаково высоко оцениваются при любом общественном строе.

В 2008 году российское телевидение проводило общественный конкурс под названием «Имя России». Его целью было определить, кого из отечественных исторических деятелей наши современники считают наиболее заслуживающим благодарности и памяти потомков. Из 500 имён русской истории в финале осталось только три имени, набравшие одинаковое количество голосов: А. Невский, П. Столыпин, И. Сталин. При голосовании именно в таком порядке и расположились места фаворитов. Этот выбор многих мог бы удивить, казалось бы, что за дело сегодняшнему телезрителю и пользователю интернета до человека, жившего семь с половиной веков назад? А суть заключается в главном – зерно человеческой личности – отнюдь не в овладении современными новейшими технологиями, «девайсами» и «гаджетами», а в том вечном, духовном и нравственном чувстве, что пока ещё живёт почти в каждой человеческой душе, несмотря на все усилия стремительно изменяющегося мира.

Большое значение в воинских сражениях за независимость России всегда имел личный пример руководителя государства и главного военного полководца. Здесь хотелось бы привести пример русского полководца, носившего почётные имена князя Московского, Владимирского, Донского. Князь Дмитрий Иванович Донской первым из Московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от ордынской зависимости, под его руководством была одержана первая крупная победа над Мамаем и его ордынским войском 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Дмитрий Донской причислен к лику святых в 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси. Так вот, сам Дмитрий Донской, как известно, сражался рядовым воином в составе Передового полка. На красном стяге (чёрмным), под которым сражались русские силы, было изображение Спаса Нерукотворного. По правилам ведения боя, главнокомандующий должен находиться на месте, отдалённом от театра боевых действий настолько, чтобы не подвергать свою жизнь опасности. Так поступил Мамай, расположившись со своей ставкой на Красном холме. Но Дмитрий Иванович повёл себя иначе. Он переоделся в одежду простого ратника, а свои великокняжеские доспехи надел на своего друга – любимого боярина Михаила Бренка. И более того, начал битву в рядах сторожевого полка, лишь спустя немалое время, отъехав в расположение основных войск. На уговоры своих ратников остаться в расположении резерва и не подвергать себя опасности, он ответил: «Кто больше меня среди русских сынов был почтен и беспрестанно дары принимал от Господа? А ныне, злое пришло на меня, неужели не могу вытерпеть! Не могу видеть вас, побеждаемых, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь, то с вами!». (Приложение №5- Правители Руси).

При царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) повысилось тихое, религиозно осмысленное самосознание власти и народа. Царь проявлял в отношении близких людей и подчинённых доброту, приближал к себе умных людей, которые нередко превосходили его своим талантом, хотя сам был прекрасно знаком с литературой, любил часто употреблять цветистые книжные афоризмы. Он же создал личную канцелярию – Приказ тайных дел. Именно при Алексее Михайловиче в 1654 году Гетман Богдан Хмельницкий – руководитель освободительной войны украинского народа против польско-шляхетского гнёта на Переяславской раде провозгласил воссоединение Украины с Россией. Обращаясь к казацкому кругу, он сказал: «Паны полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское и все православные христиане! Мы собрали раду, явную всему народу, чтоб вы с нами выбрали себе государя из четырёх, кого хотите: первый царь турецкий, второй – хан крымский, третий – король польский, четвёртый есть православный Великой России государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим. Православный христианский великий государь царь восточный единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его царской высокой руки, благотишайшего пристанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет – вольная дорога». (Приложение №5- Правители Руси).

Пётр Алексеевич Романов, вошедший в мировую историю как император Пётр I Великий, «привлекает к себе наше внимание, прежде всего, как дипломат, как воин, как организатор победы», – подчёркивал академик Е. Тарле. Пётр Великий создал новую регулярную Русскую армию и флот, победил шведов и «прорубил окно» в Европу. С правлением Петра начинается новый – имперский период нашей истории. Пётр I вошёл в историю как великий реформатор, привнеся все лучшее, что было в то время в мире, особенно в Европе. При этом он всегда на первое место ставил свой личный пример. Он высказывался так: «Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не для обороны Отечества, желая быть благодетелем вселенные». При этом следует отметить, что сам Пётр в сухопутных и морских сражениях был всегда впереди, ведя за собой личным примером солдат и матросов.

И конечно, нельзя не отметить роль Петра в образовании, в том числе военном. Были открыты Академия наук, первая гимназия, цифирные и гарнизонные школы, сеть духовных школ. Созданы первые типографии. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков. Образованы артиллерийская, инженерная, медицинская, горная школы, морская академия. Все это существенно влияло на формирование новой системы духовных ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, и конечно, военной науки и, в частности, духовного фактора как важного условия обеспечения победы при проведении военных сражений. Политическое и экономическое укрепление Русского государства в XVI–XVII вв. и его вооружённой организации определили и развитие культуры. Так как, экономическое развитие, складывающийся и непрерывно увеличивающийся аппарат управления большой страной и военная организация требовали грамотных людей. Письменность превращалась в одно из важных средств идеологического воздействия на широкие массы народа (грамоты «подмётные письма», «сказания» и т.п.). В повышении культурного уровня людей большую роль сыграло и развитие книгопечатания. Печатная книга, прежде всего, стала оружием пропаганды в руках религии. В XVII веке появилась потребность в военной книге, что было связано с необходимостью систематизации и распространения довольно многообразных для того времени военных знаний. Возник термин и «военная наука», а так - же Устав, в котором особое значение отводилось внушению ратным людям чувства долга, определение воинских обязанностей.

Огромную роль в развитии военной науки сыграл великий русский полководец Александр Васильевич Суворов – генералиссимус, граф Рымницкий, Священной Римской Империи, князь Италийский, принц Сардинского королевского дома. Он родился 13 ноября 1729 года в Москве в семье подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ивановича Суворова и Евдокии Феодосьевны Мануковой. Доныне в Москве сохранился особняк Суворовых на Никитской улице и церковь, в которой крестили русского военного гения. Отец Суворова был человеком замечательным. Крестник Петра Великого, он начинал свою службу в качестве царского денщика. Являлся одним из самых эрудированных и образованных людей Российской империи. Блистательный переводчик и администратор, Василий Иванович был одним из выдающихся организаторов службы тыла армии Российской империи и достиг к концу жизни звания генерал-аншефа и сенатора. Его сын, будучи с рождения слабым и хилым ребёнком, предназначался для статской службы. Однако, занимаясь всю жизнь физическими упражнениями и самообразованием, Александр Суворов поборол немощь и в 1742 году по благословению «арапа Петра Великого» – Абрама Петровича Ганнибала был определён мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк. Начал действительную службу в 1748 году в чине капрала. В Семёновском полку Суворов прослужил шесть с половиной лет. В это время он продолжал своё обучение как самостоятельно, так и посещая занятия в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, изучил несколько иностранных языков. Александр Петрушевский описывает один примечательный случай из жизни Суворова, относящийся к этому периоду: «Будучи в Петергофе в карауле, он стоял на часах у Монплезира. Императрица Елизавета Петровна проходила мимо; Суворов отдал ей честь. Государыня почему-то обратила на него внимание и спросила, как его зовут. Узнав, что он сын Василия Ивановича, который был ей известен, она вынула серебряный рубль и хотела дать молодому Суворову. Он отказался взять, объяснив, что караульный устав запрещает брать часовому деньги. «Молодец, – сказала государыня. – Знаешь службу». Потрепала его по щеке и пожаловала поцеловать свою руку. «Я положу рубль здесь, на земле, – прибавила она. – Как сменишься, так возьми. Крестовик этот Суворов хранил всю свою жизнь». Полководческий гений Суворов отражён в чеканной формулировке: «Не проиграл ни одного сражения, причём все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля».

Яркий во всех отношениях человек, Суворов прославился среди военных, не только своими победами, но и как военный теоретик и воспитатель. Его книга «Наука побеждать» стала настольной книгой для многих последующих военачальников. В тоже время Суворов отличался заботливым отношением к подчинённым, особенно простым солдатам. Это здорово укрепляло их моральный дух, вело войско к победе.

Кутузов. В военной истории России, пожалуй, нет такого полководца, может быть за исключением А. Невского и А. Суворова, чья посмертная слава настолько превысила прижизненные деяния, как у Михаила Илларионовича Кутузова. Не было практически ни одной военной кампании, в которой он бы не принял участия, не было такого деликатного поручения, которое он бы успешно не выполнил. Из раритетной книги 1813 года «Жизнь и военные подвиги генерал-фельдмаршала, светлейшаго князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского» можно узнать его родословную: «Род Кутузовых есть один из древнейших в России. Он происходит от выехавшего в ХIII столетии к благоверному великому князю Александру Невскому из Немцов мужа именем Гавриила, славившегося отличным мужеством 30 и крепостью в боях и участвовавшего в знаменитой победе, одержанной сим великим князем при реке Ижоре над шведами в 1241 году. Праправнук сего Гавриила был Фёдор Александрович Кутузов, от которого и произошли Кутузовы».

Важную роль в формировании характера будущего знаменитого полководца сыграло его назначение в Астраханский полк, которым командовал тогда Александр Суворов. Именно он быстро разглядел в молодом офицере талантливую личность, приблизил его к себе. «Тонкий проницательный ум, неусыпная забота о солдатах и умение заслужить их любовь, наконец, исключительное личное бесстрашие – всё, за что так его ценил Суворов», – констатирует Григорий Писаревский в своей книге. «Кутузова надо беречь, он будет у меня великим генералом», – говорила императрица Екатерина II. И он на деле доказал правильность этих слов в боях с неприятелем, особенно с Наполеоновской армией в 1812 году. В результате стратегического таланта полководца, помноженного на военную хитрость, Кутузов победил Наполеоновскую армию, заставив его позорно бежать. От некогда непобедимой французской армии в количестве 588 тысяч человек, перешедших границу с Россией в июле 1812 года, в ноябре 1812 года вернулось на Родину чуть более 9 тысяч человек. Это был конец Великой французской армии и триумф М.И. Кутузова, как полководца и «спасителя Отечества». За заслуги в этой войне Кутузова наградили фельдмаршальским жезлом, золотым оружием и орденом Святого Георгия 1-й степени.

Таким образом, русская рать, отражая набеги печенегов и половцев, сражаясь с тевтонскими рыцарями, избавляя страну от татарских орд и наполеоновских полчищ, свято чтила новозаветную заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Русское войско всегда было школой патриотической верности, русской чести и стойкости. Само воинское звание и воинское дело заставляло человека выпрямить хребет своей души, собрать волю в кулак, стать мужественнее и выносливее.

На такой почве возросли такие выдающиеся русские полководцы, как А. Невский, Д. Донской, Ф. Ушаков, П. Нахимов, А. Суворов, М. Кутузов, М. Барклай-де-Толли, П. Багратион, М. Скобелев, А. Брусилов, М. Драгомиров и многие другие. Это блестящая плеяда русских военных деятелей оставила нам громадное богатство в области военного искусства, и их деяния представляют неисчерпаемый источник для разумения истины и приобретения познаний в военном искусстве.
1   2   3


написать администратору сайта