Главная страница
Навигация по странице:

  • «Ни об одном народе не сложено столько лжи и клеветы

  • Цель работы

  • Объект

  • Кроме Нового и Старого света есть и Русский свет»

  • Православие – духовный Стержень России

  • Федор Тютчев

  • Откуда и кто мы. Исследовательская работа Откуда, и кто мы


    Скачать 1.77 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа Откуда, и кто мы
    АнкорОткуда и кто мы
    Дата22.08.2022
    Размер1.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОткуда и кто мы.docx
    ТипИсследовательская работа
    #650356
    страница1 из 3
      1   2   3


    Исследовательская работа

    «Откуда, и кто мы?»

    Пенза

    2020 год

    Оглавление

    Введение………………………………………………..……………………………………стр. 3

    1. Основная часть …………………………………………………………………………...стр.4-15
    1.1. Зачем явился в мир русский народ?……………….…….…………………………… стр.4-6

    1.2. Православие – духовный Стержень России.……………………………….…………стр.7-9

    1.3. Святое дело – Родине Служить..……………..……………...….…………………..стр.10-15

    Заключение.……………………………………………………....…………………..….….стр.16
    Литература…… ..…………………………………………………………….……………..стр.17
    Приложения ………………..……………………………………………..………………...стр.18-22

    «Ни об одном народе не сложено столько лжи и клеветы,

    как о народе Русском»

    Императрица Екатерина Великая

    Введение

    За всю историю нашего государства страной руководили 59 князей, 12 царей, 14 императоров, 8 партийных вождей, 3 президента. Была справедливая критика в адрес тех, кто плохо занимался экономическим и социальным благосостоянием людей, запускал руку в государственную казну, вёл аморальный образ жизни, был слаб духом. Но всегда очень положительно наши люди оценивали «батюшку-государя», при котором страна прирастала новыми землями, а люди получали новые свободы, при которых повышался жизненный уровень народа, а главное обеспечивался мир и покой. К сожалению, таких мирных лет для нашей многострадальной России в истории было не слишком много. По подсчётам ученых, за период с IX по начало XXI века наша страна приняла участие более, чем в 70 крупных войнах и вооружённых конфликтах. Если принять в расчёт длительность каждой войны, то в целом получится, что Россия провоевала две трети своей более, чем тысячелетней истории. И почти каждый раз наш народ становился победителем, принося свободу и независимость не только своим жителям, но и другим народам мира. Анализируя эти факты, невольно задумалась: «Что же помогало нам раньше, да и сейчас помогает держать удары иноземных захватчиков, выдерживать длительные войны, мощные экономические и политические тиски со стороны зарубежных государств, и, в конечном счёте, как птица Феникс возрождаться из пепла?»

    И сама же себе отвечаю: «Это мощный государственный патриотизм, подвиг духа, убеждённость в справедливости и правоте своего дела, духовное и межнациональное единение народа, высочайший массовый героизм и мужество при отстаивании свободы и независимости своей Родины». И захотелось мне в этой связи, ещё раз поднять этот мощный нравственный пласт, начиная с древности и заканчивая сегодняшним днём, поделиться своими мыслями. При этом, я, конечно, не претендую на обстоятельный научный анализ освещаемого вопроса. Это мои, больше эмоциональные личные наблюдения и, в какой-то мере, вклад в усиление военно- патриотического воспитания молодёжи, особенно молодых защитников Родины, да и какое-то предостережение тем, кто до сих не усвоил силу великого духа российского народа.

    В этой работе я рассмотрю факторы, обусловившие образование Древнерусского государства, предпосылки и этапы его развития; различные теории о возникновении Древнерусского государства и его историческое значение.

    Цель работы: Рассмотреть этапы формирования Древнерусского государства, определить влияние православия и патриотизма на этот процесс.

    Задачи:

    • Изучить информацию по теме;

    • Выяснить основные этапы формирования Древнерусского государства;

    • Определить причины возникновения древнерусского государства;

    • Выявить влияние православия на воспитание государственного патриотизма.

    Объект: Образование Древней Руси.

    Предмет: Причины возникновения и развитие Древнерусского государства.


      1. Зачем явился в мир русский народ?


    «Россия – это особый мир, со своей историей, традициями, культурой.

    Кроме Нового и Старого света есть и Русский свет»

    Фёдор Достоевский
    Давно известно, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И эта особенность определяется несколькими основными факторами:

    Во-первых, геополитический фактор. Россия находилась, да и находится до сих пор в границах двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Недаром у нас на гербе изображение двуглавого орла, а историки, изучающие прошлое нашей страны постоянно сравнивают Россию то с европейскими, то с западными державами. В то же время Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу, одновременно являясь одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Кроме того, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предотвращающим их от гибельного столкновения друг с другом.

    Во-вторых, этнополитический фактор. Русский народ в своём современном виде формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племён, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Вместе с тем, в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных не славянских этнических групп. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И всё это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов, сумевших «переварить», ассимилировать другие этносы.

    В-третьих, религиозный фактор. Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с X века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Православие стало православием, благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Именно оно активно способствовало формированию своеобразных черт русской духовности, национального характера, и соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Как писал великий русский мыслитель Николай Бердяев: «Мудрость Востока и прагматизм Запада мы с благодарностью принимаем, но всегда делаем свой выбор, основываясь на тех духовных константах, которые издревле были присуще России».

    И тогда встаёт вопрос – а зачем явился в мир русский народ? Ради чего он освоил столь великое пространство Европы и Азии? На него есть ответ. Ради будущих потомков, ради лучшей жизни и развития национального самосознания. Подвиги предков – это наши подвиги. И новые поколения должны продолжать общее, более чем тысячелетнее народное дело. Россия – исторически очень активный народ, более того русские – исторически очень результативный народ. Но для этого русским должен быть открыт смысл поступка, цель исторического движения. И в этом роль духовности, нравственности, идеологии всегда имели в России очень важное значение. (Приложение №1 –Этапы становления Древнерусского государства)

    Более чем тысячу лет назад на карте возникло Древнерусское государство. Основными жителями государства стали славяне. Славяне гордились славными делами предков, были красивы лицом и станом, честны и добры дома, мужественны и непримиримы на войне. Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу. В обещаниях своих вместо клятв они говорили: «Если я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно!»

    На берегах Балтийского моря, не очень далеко от Отечества, жил народ по имени варины. Наши предки их называли варягами. Одним из славяноязычных народов южнобалтийского побережья был народ Русь. Вскоре, по приглашению славян к управлению их землями приступили три брата из варягов-русь: Рюрик, Синеус, Трувор. Они были приглашены княжить в силу наследственных прав, как внуки своего деда по матери. Рюрик сделался государем в Новгороде, Трувор – в Изборске, Синеус – на земле около Белого озера. Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик княжил после их смерти ещё пятнадцать лет. После Рюрика 33 года управлял государством Олег, который сделал столицей государства Киев и вошёл в историю как Вещий. (Приложение № 2 – Ключевые события)

    Славяне были оседлым народом и занимались пашенным земледелием. Именно славяне привнесли искусство пашенного земледелия в Восточную Европу. У славян было натуральное хозяйство, каждая община должна была обеспечивать себя всем необходимым: посудой, орудиями труда и оружием. Ремесленные изделия изготавливались для внутренних нужд, а не на продажу. Поселения славян располагались на невысоких берегах рек, были невелики по площади и состояли из 15–20 малых полуземлянок, в каждой из них жила малая семья (муж, жена, дети), а в некоторых случаях находились «гнезда» «малых домов». Характерным признаком славянского жилища была каменная печь, которая располагалась в углу полуземлянки. Своих умерших славяне-язычники сжигали. (Приложение№3-Славяне-значит славные.)

    Главной составляющей славянской мифологии становится образ земли («кормилица», «мать – сыра земля»). У славян очень рано возникла соседская (территориальная) община, т.е. самоуправляющий хозяйственный и социально-бытовой коллектив, в доклассовых (первобытная община) и классовых обществах (соседская или крестьянская община). В славянской общине никогда не было культа рода и племени. Более того, у славян, как и ряда других народов (в том числе римлян), долго не было личных имён вообще: князья носили имена – титулы (Святослав, Владимир), а люди более низкого происхождения обходились прозвищами. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли, а значит существовала общая собственность на землю – земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Каменных замков, которыми на Западе феодалы защищали себя, на Руси не было и не будет позднее. Славяне были умелыми, изобретательными воинами. В случае опасности каждый общинник брал в руки оружие и вёл, в основном, партизанскую войну.

    В формировании древнерусского государства принимали участие многие народы. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о варягах, руссах, чудях, весях, мерях, роксоланах и других. Итак, изначально руссы имели разное этническое происхождение. В конце IX века эти различные руссы встретились на территории будущей Киевской Руси. В дальнейшем из представителей разных руссов сформировался, так называемый «род русский», который соединил в себе выходцев из Подонья, Приднепровья, Придунавья, Прибалтики. Именно этот разноэтнический «род русский» стал княжеским родом у славян и принял самое активное участие в создании Древнерусского государства. В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига возникают названия Великая Русь, Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь и другие.

    В XIV – XVII вв. Русь – это название земель, входящих в Русское государство, центром которого с XIV века стала Москва. В IX – X вв. на территории будущей Киевской Руси существовали мощные союзы восточнославянских племён, которые занимали огромные территории, превышавшие площадь многих государств Западной Европы: поляне-русь, древляне, вятичи, кривичи, пологане, ильменские словене, северяне, радимичи, дреговичи, дулебы, бужане, волыняне, тиверцы, уличи (угличи). Естественно, все эти названия были связаны с местом обитания племён. Затем славяне ассимилировали другие народы – балтские, фино-угорские, иранские, и другие, то есть Древняя Русь изначально была много-этническим государством. Территория славянских княжений складывалась вокруг городов и обычно называлась «землёй». Жители городов делились на десятки, сотни и тысячи. Вершиной такой городской и племенной администрации был тысяцкий, избираемый на вече. Таким образом, у славян в XVII – XIX вв. складывалась земская власть – наиболее экономически целесообразная форма организации. Процесс складывания Древнерусского государства был непростым и продолжительным по времени.

    Киевская Русь представляла собой объединение различных княжеств, общим главой которого был Киевский князь, выходец из «рода русского», то есть главный среди других князей. Между Киевским князем и местными князьями существовал своеобразный устный договор. Условия этого договора включали:

    Во–первых, право Киевского князя собирать дань в землях союзных князей – «полюдье».

    Во–вторых, местные князья должны были поставлять воинские ополчения в том случае, если Киевский князь возглавлял общий воинский поход в чужие края.

    И в–третьих, Киевский князь был обязан обеспечить защиту подвластных ему земель.

    В этом и заключается в целом положительный результат образования относительно единого государства. Итак, славянские народы в течение VI – IX вв. создали на территории Европы новую, самобытную, до того не существующую в истории, славянскую цивилизацию, а точнее, свой славянский мир. Именно славяне, их свойства духовной, нравственной, социальной, хозяйственной жизни, сплавляли специфику разнообразных народов в единый особый социум.



      1. Православие – духовный Стержень России


    «Россия, прежде всего христианская империя; русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но ещё благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая как бы составляет основу его нравственной природы»

    Федор Тютчев
    История показала, что становление славянского мира оказалось невозможным без принятия христианства. В конце X века князь Владимир Святославович вместо язычества принял на Руси христианство. Древнерусское государство стало христианской державой. Именно восточная церковь считается подлинно православной, хранящей древнюю («правую») христианскую веру. Поэтому учение утвердившееся на Востоке называется православием. Вероисповедную основу православия составляет Священное писание и Священное предание. Православие стало важнейшим духовным условием превращения многоплеменного и полиэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединённый общим мировоззрением, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия. В русском сознании православное христианство превратилось в традиционную народную религию. По летописному приданию, зафиксированному в «Повести временных лет», первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнёс сам апостол Андрей Первозванный, по преданию первый из учеников Иисуса Христа. На Востоке своеобразно трактовали саму суть христианского вероучения. Считалось, что понимание Божественных истин доступно «чистому сердцу, но не разуму», отсюда такая душевность и щедрость русского народа. Великая святая Русь рождалась в противоборстве и в политическом, и в духовном, а для того, чтобы духовная крепость святой Руси не распалась от первого дуновения вражьего ветра, и была бы неприступной, видимо, должна была сама Русь пройти сквозь тернии и муки. Таким периодом испытаний и стали наступившие вскоре времена, которые русские люди назвали временами Божьих казней: войны, эпидемии, голод, предательство.

    Начиная с XIII века, идея гибели Руси становится одной из главных в отечественном естественном сознании. Даже позднее, когда Русское государство вновь вернуло себе могущество, всегда подспудно подразумевалось, что существует возможность новой гибели Русской державы. Но почему же Русь подверглась столь тяжким испытаниям? Ещё в 1223 году татары были восприняты на Руси как предзнаменование «конца мира». Но уже в 1237 году осмысление столь страшного разорения Русской земли оказалось иным – татарское нашествие стало осмысливаться как Божья кара за какие-то очень страшные прегрешения русского народа. В итоге причину гибели Руси отечественные мудрецы увидели в одном – это Божья кара за нарушение его заповедей, за то, что русские люди предали забвению христианские нормы морали и правила жизни. Путь к спасению они видели, прежде всего, в единении всех духовных и политических сил. Главное условия спасительного единения – духовное очищение и моральное совершенствование. Претензии на власть должны были иметь духовное, религиозное обоснование. Иначе говоря, в понимании наших предков политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного, и религиозного центра. Не случайно в годы феодальной раздробленности в каждом значительном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно- политический центр как города, так и всего княжества. Столь же большое значение и князья и простые жители городов придавали своим местным святыням – иконам, монастырям, и другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и в то же время духовной значимости того или иного города в жизни Руси. Татарское нашествие сыграло значительную роль и в том, что в Древнерусском сознании значительно укрепилось христианское миросозерцание. (Приложение №4- Крещение Руси)

    Начиная с XIII – XIV вв., православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Авторитет православной церкви был настолько высок, что, к примеру, в ходе нашествия хана Батыя и карательных ратей, священнослужители, как представители общественно- культурного института, не притеснялись. Более того, духовенство было единственной социальной группой русского населения, которая была освобождена ханами от дани. Батый и его преемники даже смогли основать в пределах самой Золотой орды русскую православную епархию. Вскоре идея защиты православия крепко и непосредственно стало связываться в сознании людей с идеей национально- государственной независимости. И недаром именно в этот период понятие «русский» и «православный» становятся синонимами. В этом отношении крайне важным становится новое осмысление русской святости, образов её героев как важнейших общественно-значимых идеалов. Особое место среди этих героев занимают новые мученики, погибшие за веру. Ведь добровольная и мученическая смерть – не только подражание мученической смерти Христа, но и выражение Руси своей готовности пройти любые испытания, вынести любые тяготы во имя Божьего. И в итоге, заслужить спасение. Но русская святость не ограничивалась только образами новомучеников за веру.

    Одновременно в церковном и народном сознании возникают образы князей-спасителей, способных мудростью своей и силой освободить, спасти Русь от иноземного «плена». Русского человека не удовлетворяют просто победы. В русском представлении победа только тогда может считаться истинной и полной, если эта победа духовная. В чем смысл духовной победы? Дело в том, что духовная победа – это победа не над внешним врагом, а над собой. Иначе говоря, смысл духовной победы – в преодолении собственного страха, собственной греховности. Духовная победа совершается тогда, когда человек преодолевает самого себя и, таким образом, возрастает над собой и, как следствие, в духовном смысле оказывается сильнее даже выигравшего сражение врага внешнего. Преодолей врага в себе – вот какая задача решается издревле в ходе духовного подвига. И тогда этот духовный подвиг воодушевляет современников, служит им и потомкам живым образцом поведения. Победа преодоления самого себя, преодоление врага в себе. Именно отсюда идут патриотические лозунги: «За други своя, за землю Русскую!», «Погибаю, но не сдаюсь!», «Сам погибай, а товарища выручай!» «Идеалом нашего народа – подчёркивает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – была святость. И потому те, кто достигал святости, кто реализовал этот общенациональный идеал, становились героями, героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди». Битва на Чудском озере в 1242 году, Куликовская битва в 1380 году, взятие Казани в 1552 году, Полтавское сражение в 1709 году, взятие Плевны в 1877 году, взятие Берлина в 1945 году – все это не просто великие, а именно великие духовные победы.

    Эти понимания сущности духовной победы, тем более значимы, когда мы говорим о русской истории XIII – XV вв. того периода, когда на русскую землю опустилась тьма ордынского ига. Ведь, по сути дела, все 250 лет монголо-татарского владычества на Русской земле были временем «великой обороны», а значит и временем великой духовной победы, которая и подготовила победу реальную по освобождению и спасению Руси. Как здесь не вспомнить о смысле самого слова «победа» – «после беды». Поэтому, несмотря на все страдания, которые пришлось перенести нашим предкам, эти 250 лет не стали только тёмным временем. Нет, это были столетия укрепления русского духа, столетия духовного подвига, столетия, подготовившие и выковавшие русский характер, русскую веру и русскую святость. Это были столетия, когда воистину родился православный русский народ, осознавший своё предназначение на Земле.

    В самую страшную годину смуты именно церковь стала духовным, идейным и организационным центром собирания народов на подвиг «самоустроения». Многочисленные земские ополчения – это результат народного творчества, когда «земля», то есть народ сам встал на спасение Российского государства. Наиболее известным из русских земских ратей стало знаменитое Нижегородское ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Центром сбора русских земских ратей стал Ярославль. Именно здесь был сформирован «совет всей земли», как пример нового Всероссийского Земского Правительства. Именно из Ярославля войска Второго ополчения двинулись на Москву и 26–27 октября 1612 года освободили русскую столицу от поляков. Видимо, не случайно, отдавая дань уважения этому общему подвигу, нынешняя российская власть учредила День народного единства.

    Я так много уделила внимания древнерусскому религиозному аспекту только потому, что без подробного анализа духовного фактора, сыгравшего на этих этапах становления государства решающую роль в спасении нашего народа, трудно понять сущность и преемственность идеологических основ наших дальнейших побед. Бог, высоконравственный идеал должен быть в сердце у каждого человека, особенно русского. Не важно, веришь ты в бога или нет. Важнее другое, ты должен честно жить по высоконравственным человеческим законам, помогать ближним, слабым, бедным, больным. И в этом религиозные заповеди и моральный кодекс строителя коммунизма во многом совпадают. И здесь очень показательна история, которую рассказывал про себя философ Александр Зиновьев. 20-е годы ХХ столетия. Мать ему крестик нацепила на верёвочке. Он пришёл с ним в школу, а учитель спросил: «Почему Вы носите крестик? Ну-ка, сорвите его». Зиновьев сорвал крестик и бросил. Дома мама спрашивает: «Где крестик?» – «А учитель сказал, что Бога нет, я и выбросил его». Мать ответила: «Я не знаю, Бог есть или Бога нет. Но вести себя человек должен так, как будто он есть». Мерилом здорового общества, я думаю, является нравственность.


      1.   1   2   3


    написать администратору сайта