Проектно - исследовательская работа по теме: «Православные традиции в современной семье».. Традиции семьи. Исследовательская работа по теме Православные традиции в современной семье. ученица 10 класса Чернова Елизавета
Скачать 1.08 Mb.
|
ЧОУ «Православная классическая гимназия имени Андрея Рублева» Проектно - исследовательская работа по теме: «Православные традиции в современной семье». Выполнила: ученица 10 класса Чернова Елизавета Учитель: Голубева Е.В. г. Электросталь 2021-2022 уч. год Содержание Введение 1. Православная семья сквозь призму истории 1.2. Любовь в православной семье. Таинство Брака 2. Влияние Православных традиций на представление о будущей семье (экспериментальное исследований) 3. Заключение 4. Список использованных источников 5. Приложения ВВЕДЕНИЕ Здоровая и крепкая семья – это первая и главная ячейка общества и государства. Однако в современном мире происходят процессы, в результате которых семья оказывается под угрозой распада и вырождения. Грехи, как болезни, истощают жизнь семьи, делают ее больной и немощной. В связи с этим необходимо находить лекарство от грехов, коим является Православие. Актуальность вопроса о кризисе семейных ценностей заключается в поддержке традиционных семейных ценностей и формировании их на прочном нравственном фундаменте. Так как именно Православная церковь сыграла определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций русского народа, то формировать и поддерживать семейные ценности разумно и целесообразно на основе Православной культуры. Цель настоящего исследования – анализ представления о семейных ценностях в семье и понимания важности Православных традиций как нравственного фундамента счастливой семьи. Объектом исследования выступили семейные ценности. Предмет исследования состоял в выявлении влияния Православных традиций на представление о семье. Для достижения цели были решены следующие задачи: рассмотреть православную семью в историческом ракурсе; определить влияние Церкви на устройство семьи; проанализировать проблемы семьи в современном обществе; раскрыть влияние Православных традиций на представление о будущей семье. Для написания данной проектно-исследовательской работы были использованы материалы из Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви , электронные ресурсы. Тема настоящей проектно-исследовательской работы была выбрана исходя из актуальности популяризации семейных ценностей в современных условиях, когда семья переживает кризис: традиционные семейные ценности изменяются и умаляются. Для создания крепкой и счастливой семьи необходим прочный фундамент, чтобы семья, как дом, построенный на песке, не развалилась в скором времени (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 27). 1. Православная семья сквозь призму истории. Своё начало история православной семьи берет во времена перехода от языческой цивилизации к христианской культуре. Семья в христианском понимании — это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», — пишет св. Иоанн Златоуст. (На Книгу Бытия. Слово VII). Для создания подлинно христианской семьи одних родственных связей мало, семья призвана стать «малой церковью», живой иконой вечной любви, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение заповеди Божьи, соблюдаются исконно православные традиции. Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Православная церковь играет важнейшую роль и в государственных делах и в жизни народа. Законным признается церковный брак как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, управляемая отцом. Авторитет главы семьи подчеркивался тем, что муж, отец занимал главное место за столом и первым начинал трапезу. Реформы Петра I (1672-1725), которые коренным образом изменили социально-политическую жизнь российского общества, отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. Одним из важных указов Свода Законов Российской Империи был указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния, приговора одной из сторон к вечной каторге, неизлечимой болезни, посягательства на жизнь другого супруга, безвестного отсутствия и поступления в монашество. Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие. Особенностью дворянской семьи стало то, что на протяжении XVIII в. дворянство постепенно отказывалось от традиционных русских обрядов и принимало европейские ритуалы семейной жизни. Крестьянство же сохраняло устоявшийся семейный строй и быт вплоть до ХХ века. С приходом капитализма и к концу XIX – началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели. При этом крестьянская семья была самой традиционной, наименее подверженной изменениям. За годы атеизма во времена Советской власти модель православной семьи практически перестала существовать. Однако в последние годы в обществе все больше возрастает интерес к организации семейного уклада на основе Православных традиций: появляется всё больше семей, стремящихся в своём укладе жизни придерживаться законов и требований Церкви, так как следование Православным традициям сохраняет семью на долгие годы. 1.1. Любовь в православной семье. Таинство Брака. Любовь лежит в основании христианства, Сам Бог называется в Новом Завете Любовью («Бог есть любовь»: 1 Ин. 4:16). В православной семье любовь выражается, прежде всего, в терпении. Муж, жена, дети – и у каждого есть свой взгляд на вещи, есть простые человеческие чувства, иногда усталость, иногда раздражительность. Любовь помогает терпеть недостатки и достоинства супруга (-и). Терпение рождает понимание: любящие всегда видят, когда другому тяжело, когда нужна помощь. В терпении же заключается и жертвенность, без которой невозможно построить крепкой семьи: именно через жертву (временем, силами, работой, мечтами…) лежит путь к семейному счастью. С другой стороны, любовь порождает веру и доверие, без чего не может быть крепкой семьи. Недоверие уничтожает любовь, а без любви начнутся подозрения, раздражение, столкновения и разрушение семьи. Таким образом, самым злейшим врагом православной семьи является эгоцентризм, замыкание на самом себе. Чтобы преодолеть эту опасность, в православной семье существует весьма древний способ: совместное творчество и служение людям, совместные усилия по приношению в мир чего-то доброго – вот к чему призвана православная семья. 2. Влияние Православных традиций на представление о будущей семье (экспериментальное исследование) В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Говоря о Церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя — «духовными детьми» нашего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи? Церковь — это объединение, единство людей под Богом, в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает, что «с нами Бог». Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал, что «где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Семья, даже в самые трудные времена, остается «малой Церковью», если в ней есть хоть искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу, если в ней есть хоть один свидетель веры, исповедник ее. Как в истории Церкви бывали моменты, когда только какой-нибудь один святой защищал истину христианского учения, так и в семейной жизни бывают периоды, когда только один ее член остается свидетелем и исповедником христианской веры и христианского отношения к жизни. Я провела экспериментальное исследование по определению представлений о семье, о ее проблемах и вариантов их решения, а также о степени влияния Православных традиций на представление о будущей семье. Я предложила гимназистам 9-11 классов ответить на различные вопросы о семье (Приложение 1). Данные классы были выбраны мной неслучайно: гимназистам от пятнадцати до семнадцати лет, как и мне – исполнителю данной работы. В этом возрасте мы все чаще и чаще задумываемся о наших будущих семьях, о том, как создать счастливую семью и суметь сохранить свою «малую Церковь» в течение многих лет. Далее приводятся результаты исследования. Результаты исследования начинаются с возраста пятнадцати лет в связи с тем, что четырнадцатилетние ученики недостаточно вдумчиво ответили на вопросы и отнеслись к данной анкете легкомысленно. Считаю, что это связано с особенностями их возраста. Результаты исследования показали, что большинство ребят шестнадцати лет представляют свою будущую семью весёлой и сплочённой и обязательно с детьми (Приложение 2). Наиболее частными проблемами, которые разрушают семью, мои сверстники называют развод, вмешательство других людей, малый семейный бюджет, нежелание регистрировать брак – так называемый «гражданский брак», проблемы с жильём, кризис среднего возраста, воспитание детей. Семью от разрушения может спасти, по мнению большинства, хорошие отношения друг к другу, любовь, терпение, взаимопонимание, рождение детей и хорошая материальная обеспеченность. Выражение «Семья - малая Церковь» понимается ими через аналогию с Православной церковью: в семье мы отдыхаем, получаем поддержку, спрашиваем совета; семья - это святое и главное в нашей жизни. Таким образом, семья – это маленький ковчег, призванный ограждать от беды, это корабль, который путешествует по океану радостей и печалей и преодолевает житейские бури. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» повествует нам Евангелие от Матфея. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Не случайно называют христианскую семью подлинной «школой любви». «Сделай твой дом церковью: ты, ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев», - говорит святитель Иоанн Златоуст. Семья христианская, есть малая, домашняя церковь, основной задачей которой является создание у себя такой атмосферы, которая бы наиболее благоприятствовала приобретению каждым членом семьи спасительных устоев жизни. В подобной семье открывается во всей силе значение деятельного богословия, научающего человека жизни по Христу - в мире и любви. Спасибо за внимание! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Высказывания святых, подвижников благочестия, богословов и цитаты из Священного Писания о браке и семье [Электронный ресурс]. –http://www.pravsvadba.ru/index.php?id=55&Itemid=58&option=com_content&view=article. 2. Православная семья / Cоколова Т.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.yamal-obr.ru/articles/pravoslavnaya-semya/ 3. Православная семья и ее ценности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://hkvne.ee/index.php/ru/novosti/82-prav-semja-cennosti. 4. «Семья – малая церковь» в условиях современной жизни / C. Куломзина [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravoslavie.by/page_book/321semja-malaja-cerkov-v-uslovijah-sovremennoj-zhizni 5. Формирование семейных ценностей на уроках православной культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nauka-slovo.ru/node/164. 6. Христианская семья и ее ценности / Н. Шопова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vsevteme.ru/network/1544/2012/09/23/2-e-polugodie/urok-20-hristianskaya-semya-i-eyo-tsennosti. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «Поговорим о семье» Моя идеальная семья – какая она? (напишите 5-6 предложений о том, как вы видите свою семью в будущем) Через какие проблемы проходит семья на современном этапе? Чем, по Вашему мнению, обусловлен сегодня кризис семейных ценностей? Что может спасти современную семью от разрушения? «Семья — малая Церковь» — это выражение дошло до нас с ранних веков христианства. Как Вы понимаете это утверждение? _______________________________________________________ Спасибо! ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты экспериментального исследования «Влияние Православных традиций на представление о будущей семье»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 НОВЫЙ ЗАВЕТПервое послание к Коринфянам святого апостола Павла ГЛАВА 131Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. 2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. 3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. 13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Житие Петра и Февронии МуромскихПетр и Феврония Муромские – супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие её духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в. Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви – дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге. Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату “суждена от Петрова плеча и Агрикова меча”. Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: “Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!” Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, – большую награду. “Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его”. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. “И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди”. После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: “Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?” – “Одинакова”, – отвечал тот. “Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?” Обличенный смутился и покаялся в душе. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. “Что теперь с нами будет?” – с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: “Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!” В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: “Да будут они утром большими деревьями”. Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли “для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет” (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей. Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление. Память благоверным Петру и Февронии отмечается 25 июня / 8 июля и 6 / 19 сентября. С 2008 года 8 июля Православные христиане отмечают День семьи, любви и верности. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Молитва святым Петру и Февронииоб умножении любви, укреплении семей, сохранении супружеской верности, даровании целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи им готовящимся к вступлению в семейную жизньО, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте. Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние*, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь ПРИЛОЖЕНИЕ 6
|