Главная страница
Навигация по странице:

  • Исследовательская работа

  • Руководитель: Шалапинина Татьяна Ивановна,учитель математикис.Гнилое2022 годСОДЕРЖАНИЕ

  • Цель работы

  • Предмет исследования

  • Методы работы

  • Глава 1. Жизненный путь протоирея В. А. Спасского

  • Глава 2. Потомки протоирея В. А. Спасского

  • Список использованной литературы

  • Приложение Приложение 1

  • Куряне-подвижники Святаго Духа. Исследовательская работа протоиерей владимир александрович спасский обучающаяся 7 класса мкоу Гниловская оош


    Скачать 1.25 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа протоиерей владимир александрович спасский обучающаяся 7 класса мкоу Гниловская оош
    АнкорКуряне-подвижники Святаго Духа
    Дата08.12.2022
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКуряне-подвижники Святаго Духа.docx
    ТипИсследовательская работа
    #835435

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Гниловская основная общеобразовательная школа»

     

    XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

    Межрегиональная открытая научно-практическая конференция «Куряне-подвижники Святаго Духа»

     

    Исследовательская работа



    ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ СПАССКИЙ



     Выполнила:

    обучающаяся 7 класса

    МКОУ «Гниловская ООШ»

    Шелкова Вероника 

    Руководитель:

    Шалапинина Татьяна Ивановна,

    учитель математики

    с.Гнилое

    2022 год

    СОДЕРЖАНИЕ




    стр

    Введение  

    3

    Глава 1. Жизненный путь протоирея В.А. Спасского

    5

    Глава 2. Потомки протоирея В.А. Спасского

    9

    Заключение

    10

    Список использованной литературы

    11

    Приложение

    12


    Введение
    В сложные времена на Святой русской земле было разрушено много исконно русских духовных ценностей, искажена и мало почитается её многовековая история. Научный процесс и насильно внедряемый западный образ жизни не делает нас счастливыми и здоровыми.

    Именно это неспокойное и тревожное время катаклизмов и катастроф ещё больше подвигает нас искать Истину и опору из духовных истоков на своей родной русской земле. Такими духовными источниками Истины и являются наши молитвенники за русскую землю. Среди них можно назвать протоирея Владимира Александровича Спасского, который жил в Тимском уезде Курской губернии. Он прожил жизнь полную страданий и боли. Поэтому я выбрала тему исследовательской работы «Протоирей Владимир Александрович Спасский». Он безусловно заслуживает хотя бы краткого рассказа о себе. Но не только потому, что он родной дед чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского, но прежде всего, потому, что он настоящий русский человек, живший честно и достойно, он долгие годы был чтимым духовным наставником тимчан и народным учителем, был уважаемым гражданином города Тима.

    Цель работы: направлена на изучение жизни Владимира Александровича Спасского.

    Объект исследования: процесс формирования представлений об идеалах и ценностях христианства, православных традиций у детей и подростков на примере жизни Владимира Александровича Спасского.

    Предмет исследования: история жизни Владимира Александровича Спасского.

    Задачи:

    - изучить историю жизни Владимира Александровича Спасского;

    - найти книги, публикации, фотографии и другие сохранившиеся свидетельства биографии Владимира Александровича Спасского.

    Методы работы: поиск информации о протоирее Владимире Александровиче Спасском в интернете, прочтение книг с описанием его жизни.

    О практической значимости исследования можно сказать, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения кружковых занятий, в музее школы, на классных часах, а также при подготовке занятий по истории, краеведению, основ православной культуры.
    Содержание исследовательской работы построено на биографии Владимира Александровича Спасского

    Глава 1. Жизненный путь протоирея В. А. Спасского
    Спасский В.А. родился 20 мая 1869 года в семье священника Дмитриевской церкви села Гриневка Щигровского уезда Курской губернии (Приложение 1). В 1892 году окончил по I разряду Курскую духовную семинарию и был определён на диаконское место к Знаменской церкви села Знаменское Старооскольского уезда Курской губернии.

    Спасский Владимир Александрович был женат на Екатерине Александровне – дочери священника Казанской церкви села Вышнее Гурово Щигровского уезда Курской губернии Косминского Александра Григорьевича (Приложение 2).

    24 декабря 1893 года рукоположен в сан священника к Дмитриевской церкви села Гриневка Щигровского уезда. С 4 декабря 1894 по 11ноября 1896 года исполнял должность законоучителя в Гриневском сельском начальном училище.

    11 ноября 1896 года священник Спасский был переведён к Троицкой церкви села Рагозцы Тимского уезда с исполнением должностей заведующего и законоучителя Рагозинской церковной школы.

    3 мая 1901 года Спасский был переведён священником Крестовоздвиженской соборной церкви в Тиме с исполнением должности наблюдателя церковноприходских школ Тимского уезда (Приложение 3). Отец Владимир полюбился тимчанам: он был образованным, вел большую просветительскую и миссионерскую работу. 3 сентября 1901 года был награждён набедренником, а 30 сентября 1905 года – скуфьей. Имел дар слова: во время беспорядков в 1905 году своими проповедями способствовал подавлению волнений. С 1 ноября 1907 года по 8 ноября 1908 года состоял учителем и преподавателем Тимского высшего начального училища (Приложение 4), а с 13 декабря 1907 года был и законоучителем соборной церковно – приходской школы (Приложение 5). 6 мая 1911 года священник Спасский был награждён камилавкой.

    Спасский В.А. был представителем от духовенства в Тимском земском собрании и Тимском городском собрании. С 20 августа по 8 сентября 1911 года участвовал в крестном ходе из Тима в Белгород ко дню канонизации Святителя Иоасафа Белгородского.

    Всю свою жизнь Владимир Александрович не стяжал богатств, жил очень скромно, потому что всё раздавал более нуждающимся, порой даже последние деньги. И это при том, что у них с Екатериной Александровной было 14 детей.

    В 1912 году в период выборов в Государственную думу Тимский уездный исправник в своём донесении Курскому губернатору характеризовал священника Спасского как правого монархиста. 18 октября 1912 года Курским губернским избирательным съездом Владимир Александрович Спасский был избран в члены Государственной думы IV-го созыва (87 голосов «за» и 50 – «против»).

    В Государственной думе священник Спасский активно работал во фракции правых, являющихся опорой власти. 6 мая 1914 года он был награждён Николаем II напёрсным золотым крестом. 30 мая 1916 года Спасский был возведён в сан протоирея в Петроградском Исаакиевском соборе (Приложение 6). 5 мая 1917 года по окончании Петроградской духовной академии был удостоен степени кандидата богословия I разряда.

    В смутные революционные времена вернулся в Тим и 1 октября 1919 года был назначен законоучителем Тимского реального училища (Приложение 7) и преподавателем истории и географии 2-й Тимской школы, а 2 октября 1919 года – настоятелем городского Крестовоздвиженского собора.

    Именно к этому тяжкому времени относятся семейные воспоминания о священнике Спасском, который проявил выдержку и мужество в трагических ситуациях. Шла кровавая Гражданская война. Один его сын был в белом движении, другой – на стороне красных. Тим переходил из рук в руки. Когда город взяла конница Буденного, Спасского, как священника и монархиста, получившего награду из рук самого царя, повели расстреливать. Заставили копать себе могилу. К Буденному бросились прихожане Спасского и упросили помиловать его. Осенью 1919 года добровольческая армия Деникина вытеснила красных из Тима. По просьбе новой власти отец Владимир отслужил на городской площади благодарственный молебен. Этот эпизод впоследствии припоминался священнику неоднократно. Был и другой эпизод, по которому имеются документы той поры. При смене властей в Тиме белогвардейцы арестовали 57 человек. Пятерых расстреляли, а за остальных вступился протоиерей Владимир: он организовал собрание прихожан, на котором было составлено и принято ходатайство коменданту Тима об отмене смертной казни в Тиме. «Я беру этих людей на поруки, - сказал он командовавшему расстрелом офицеру, - обязуюсь, что они не принесут вреда ни России, ни государству, ни русскому народу». Ходатайство возымело силу, и расстрелы прекратились. И белый офицер, надо думать верующий человек, отпустил приговорённых к расстрелу. Жизни 52 человек были спасены. К концу 1919 года в Тиме установилась власть большевистская. 1 февраля 1920 года Курский губернский отдел народного образования уволил Спасского от преподавания «как носящего рясу». В этом же 1920-м его жена Екатерина Александровна и несколько детей умерли от свирепствовавшей тогда холеры.

    Сам отец Спасский уцелел. Не взяла его холера, не трогали его и большевики. Они помнили его «знакомство» с Буденным, да и наверное были благодарны за своё спасение от расстрела. Сразу не закрыли и не разграбили Крестовоздвиженский собор.

    Тучи вновь сгустились над головой немолодого уже священника. В декабре 1929 года отец Владимир стал бездомным: его дом продали с торгов за неуплату налога. Священник перебрался жить в церковную сторожку, где и был арестован 4 февраля 1930 года за переписку с 36-летним сыном Александром. Отец Владимир с достоинством перенес и арест, и заключение. На допросе в Курском домзаке он заявил, что "считает себя в первую очередь священнослужителем, а не политическим деятелем, борющимся с советской властью". Даже в самой идее коллективизации священник не видел ничего противоречащего духу Евангелия и сказал, что "подчиняется всякой власти и служит народу". Разумеется, не назвал он и ни одного имени своих так называемых сообщников-антисоветчиков, сославшись на "забывчивость". Отводя обвинение в выдаче белым для расстрела большевиков, священник предъявил справку селькресткома, в которой говорилось, что "священник Спасский во время нашествия белых банд в поселке Тим в 1919 году отстаивал граждан от расстрела, и агитаций от него явных нет". 24 марта 1930 года дело в отношении отца Владимира было прекращено. Спасский вернулся в Тим. В течение последующих девяти лет, вплоть до закрытия Крестовоздвиженского храма по решению Президиума Курского облисполкома от 21 июля 1939 года - в период третьего этапа большевистского погрома Русской православной церкви и передачи его под "культурные нужды", был настоятелем и исполнял должность благочинного Тимского округа. Отец Владимир перешел служить в кладбищенский храм, но и его вскоре закрыли, после чего священник был вынужден уйти на покой, продолжая, по некоторым сведениям, тайно совершать требы в домах жителей.

    В 1941 году Спасский В.А. оказался в немецкой оккупации – бежать уже пожилому человеку было некуда. От сотрудничества с немцами отец Владимир отказался. Однажды, когда его погнали на принудительные работы, а копать ему в 73 года было тяжело, его ударил прикладом в спину немецкий солдат. После чего отец Владимир слёг и вскоре скончался.

    Владимир Александрович Спасский был похоронен на Тимском городском кладбище. (Приложение 8)
    Глава 2. Потомки протоирея В. А. Спасского
    Взрослые дети Спасского жили отдельно, достигли многого. Известна судьба некоторых из них: Александр родился в 1894 году. Участник Белого движения. Потом эмигрировал во Францию и жил в Лилле. В 1926 году принял священнический сан. В 1927 г. семья получила письмо из Лилля от некоего аббата о его смерти. Николай родился 4 мая 1900 г. Закончил Военно-инженерную академию и преподавал в Киеве. Был большим специалистом в области связи. Жизнь он завершил в чине генерала. Умер в Ленинграде в 1942 году. Вера родилась 23 марта 1902 г. Воспитанница Женского училища Принцессы Терезии Ольденбургской при Институте Принца Ольденбургского. Весной 1921 г. окончила 4-ю группу 2-й ступени советской школы. Осень 1922г. была зачислена студенткой Курского практического института народного образования (Курского педагогического института). Вера (в замужестве Халина) работала в школе села Пузачи. С нею жила и младшая сестра Ольга. Серафим и Михаил жили в Харькове, занимались поденной работой. В 1942 году Серафим попал в облаву и оказался в числе угнанных на работу в Германию. Василий, отец будущего чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского (Приложение 9), один из создателей стали для танка Т-34, жил в Ленинграде, взяв на свое иждивение младшего брата Владимира. Ириада Спасская (дочь Василия) (Приложение 10) — неоднократная чемпионка СССР по шашкам и серебряный призёр чемпионата мира по международным шашкам. Василий умер в 1976 г.

    Все они вынуждены были скрывать, что их родной отец – священник. В советские времена это было верным шлагбаумом на жизненном пути, а иногда и приговором.

    Заключение
    В ходе исследовательской работы я многое узнала про протоирея Владимира Александровича Спасского, и достигла поставленных целей. Меня пронизывает чувство гордости, что и на нашей Тимской земле, есть, были и будут такие люди. Так, пусть дела, поступки таких людей, никогда не забываются. А мы, будущее поколение должны чтить и помнить их.

    Список использованной литературы:


    1. Документы и фотографии Тимского краеведческого музея

    2. Интернет ресурсы: https://kursk-izvestia.ru/news/155093/

    http://old-kursk.ru/people/spass180329.html

    https://www.vrn.kp.ru/daily/23327/164671/

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасский,_Владимир_Александрович

    http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/spassky_va.html

    1. "Курская правда" от 29 марта 2018 года



    Приложение
    Приложение 1

    Приложение 2



    Приложение 3


    Приложение 4


    Приложение 5



    Приложение 6



    Приложение 7



    Приложение 8

    Приложение 9

    Приложение 10



    написать администратору сайта