История Великой степи. великая степь полная работа. Исследовательская работа Великая степь в истории цивилизации мировой культуры
Скачать 34.39 Kb.
|
Школа-лицей №28 Исследовательская работа «Великая степь в истории цивилизации мировой культуры» Выполнила: Ученица 10 «А» класса Абдулина Кира Астана – 2022 Содержание 1. Введение……………………………………………………………стр.3 2. Глава 1. Духовная культура………………………………стр.5 3. Глава 2. Быт народов Великой Степи……………….стр.9 4. Глава 3. Великий Шелковый Путь…………………….стр.12 2 Введение 1. Актуальность темы. Тема Великой степи будет актуальна многие поколения, так как она включает в себя историю предков населения огромной территории. Обогащение исторического сознания имеет более глубокое значение для социально-политического и духовного развития общества. Вклад, внесенный Великой степью, в мировую цивилизацию вызывает, безусловно, укрепляет национальную гордость своей страной, чувство патриотизма к ней. История Великой степи также должна быть понята с высоты современной науки, а не по её отдельным фрагментам. И должна быть понятна каждому, ведь все мы должны знать историю своей страны, своей родины. Эта работа рассказывает о ценностях народов Великой Степи, об территориях народов, живших в ней, об их деятельностях и тд. 2. Источниковая база. Об истории Великой Степи свидетельствуют такие источники, как артефакты 88народов, древние рукописи (Родословное древо тюрков. Абу-ль-Гази, 88хивинского хана. Казань, 1906.), (Агаджанов С. Г. Огузские племена Средней 88Азии IX–XIII вв. (историко-этнографический очерк)). К артефактам относятся 88орудия труда, посуда, останки, а также такие изобретения как колёсные 88повозки, юрта. К ним еще относятся могильники. 88В источниковую базу можно отнести культуру поклонения богам, 88представление народов о космосе и петроглифы, оставленные на стенах 88пещер и археологические памятники – поселения и могильники. 3 3. Историографический обзор. 33Свои труды истории Великой Степи посвятили такие ученые, как: 2 441. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. 552. Массон В.М. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - 55Алма-Ата, 1989. 663. Рене Груссе. Империя степей: История центральной Азии (с древности до XIII 66в.). - Алматы, 2003 и так далее. 4. Цель работы. 44Цель данной работы возможность изучения большего количества источников 44для выполняющего, изучение новых материалов, получение информации об 44истории Великой Степи для читающих. 44Целью работы так же является получении опыта в выполнении и 44использование этого опыта в дальнейшем выполнении других таких работ. 4 Глава 1 Духовная культура Последовательной духовной культурой эволюции культурного пространства Великой Степи трудно найти аналоги в истории мировой духовности. Её содержательность, масштабность, глубина, степень воздействия на самые разные слои населения заставляют вспомнить об осевом времени. В Тюркскую эпоху степная цивилизация отличалась большим разнообразием верований и религий. Несмотря на влияние извне, для тюрков верховным богом оставался Тенгри. Это можно назвать феноменом постоянства при активно распространявшихся других философиях и религиях. Верность Тенгри свидетельствовала о стабильном духовном состоянии кочевого общества. Тенгри олицетворял природные силы и позволял гармонично сосуществовать с ними. Согласно древним верованиям, Тенгри создавал порядок и гармонию в мире и, конечно, покровительствовал тюркам. На земле древнее божество олицетворяли высокие горы и деревья, становившиеся местами поклонений и жертвоприношений. Например, одной из священных гор у тюрков считалась гора Бодын-Инли на Алтае. Почитание гор представляет собой очень древнее явление, которое наблюдалось во многих языческих религиях. Вспомните, к примеру, культ горы Олимп у греков или Гималаев – в Индии. Тюркский правитель каган ежегодно при большом стечении народа совершал жертвоприношение, посвященное Буд-Тенгри. 5 У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины. В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни. На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву. Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит. Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром. Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. 6 Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке. В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков. Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -- подземного мира -- низа; середины -- земли, и верхнего -- неба. У мира было четыре стороны -- правая, левая, передняя и задняя. Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на тривертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. Навершинах -- птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. 7 Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир -- земля -- небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей -- охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема -- символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю -- западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление. В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. 8 Глава 2 Быт народов Великой Степи В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных бревенчатых полуземлянках. Их поселения располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на лёгких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство в хозяйственной жизни имели второстепенное значение, за исключением более северных, таёжных районов. Андроновцы обладали медными рудниками, изготавливали бронзовые орудия (бронза мышьякового типа). Бронзовые орудия немногочисленны, их литейщики и кузнецы обеспечивали производство орудий труда (иглы, шила, ножи, серпы, топоры, тесла), украшений из бронзы, серебра. Наконечники стрел и копий изготавливались из камня. Разрабатывались месторождения медной руды в Южном Урале. Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поиске новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская, пахомовская, корчажкинская), сочетавшие местные и пришлые традиции. На основе андроноидных культур позднее появились местные культуры «железного века», сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне, среди предков угорских и самодийских народов. 9 Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц. Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. Для фёдоровской культуры характерна кремация. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие[2], украшения, керамику. Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся в VII - VI веках до н.э. и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана. Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка - прообраз казахского колпака. 10 Находки утвари (лепной керамики, амфор, гончарной посуды, металлических предметов обихода - ножей, щипцов и пр.), костей домашних животных, орудий труда, строительных остатков (жилищ, очагов, хозяйственных ям) составляют основную часть находок из скифских погребальных памятников и памятников оседлости. Скифы были хорошими работниками - умелыми, изобретательными, отнюдь не замкнутыми в себе, а наоборот, открытыми и восприимчивыми к нововведениям. Своеобразной оценкой результатов их повседневного труда стало сооружение мощных погребальных памятников, возможность вести многочисленные и успешные войны, установление контроля над огромными территориями. Трудовая деятельность скифов материализовалась в двух основных сферах - хозяйстве и быте. Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало. Учитывая особое значение качества пастбищ, расположения водопоев и особенности выпаса лошадей и овец, можно предположить, что основная направленность сезонных перекочёвок кочевников - от водораздельных пастбищ весной и летом - в долины рек, на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой. Возможным местом зимовки кочевников была припойменная зона Днепра. Оценивая в целом скотоводство степных скифов, отметим, что эта отрасль играет важную роль на каждом этапе развития хозяйства степных скифов. Изменялись лишь форма её организации - если в период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство, то в среднескифский период существуют две формы организации скотоводства - кочевая и полукочевая. 11 Глава 3 Великий Шелковый Путь Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году. Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое. Итальянская посуда XV века, изготовленная в подражание китайской Статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане 12 Львы на согдийском полихромном шёлке, VIII век н. э., скорее всего из Бухары Два буддийских монаха на росписи в Пещерах тысячи Будд в Безеклике (Турфанский оазис, Синьцзян, Китай, IX в. н. э.). По мнению фон Лекока (1913), голубоглазый рыжеволосый монах мог быть тохарцем. Вместе с тем, фигуры согдийцев эпохи Тан (VII-VIII вв.) и Уйгурского каганата (IX-XIII вв.) на изображениях в том же пещерном храме имеют те же северные европеоидные черты. Эволюция бога ветра: 1) Греческий Борей, Гандхара 2) Бог ветра Вардо, пещеры Кизила, Таримская впадина 3) Бог ветра Фудзин, Япония, XVII век. Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Кавказа, Передней Азии, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). 13 Заключение В заключении можно сказать, что “Великая степь” является важной частью истории мировых цивилизаций, Казахстана, стран Азии и других стран. “Великая степь” – это место мировых событий, зарождение кочевничества, место в котором проходил ВШП. В этом регионе развивались ремесла, происходил переход к новым эпохам. Земля Великой степи без преувеличения имеет огромную историю и культуру, которая заслуживает огромное внимание и отдельного рассмотрения, а так же помогающая сохранять историю предков. Список использованной литературы 1. Сайт - https://ru.wikipedia.org/ 2. История Казахстана 10 класс – З. А. Джандосова, г. Алматы, 2019 год. 3. Сайт - https://e-history.kz/ 4. Сайт - https://www.inform.kz/ 5. Сайт - https://obuchonok.ru/ |