Главная страница

Семестровое сочинение по Литургике. Облачение. Литургика_Заочка. Исторический аспект развития облачений История развития диаконского облачения


Скачать 21.81 Kb.
НазваниеИсторический аспект развития облачений История развития диаконского облачения
АнкорСеместровое сочинение по Литургике. Облачение
Дата11.04.2022
Размер21.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛитургика_Заочка.docx
ТипДокументы
#463867

План

  1. Введение

  2. Исторический аспект развития облачений:

  1. История развития диаконского облачения

  2. История развития священнического облачения

  3. История развития епископского облачения

  1. Символический аспект употребеления облачения

  2. Заключение

  3. Список использованной литературы

1. Введение

2. Исторический аспект развития облачений

История происхождения богослужебных облачений большинством историков приписывается древнеримской светской одежде. Так, священнослужители первых веков христианства совершали богослужения в тех-же одеждах, которые были в обиходе народа в ту эпоху. Единственным критерием, по которому определялась возможность служение в той, или иной ризе была чистота одежды: священники старались выбирать самые чистые, опрятные, и по возможности новые одежды для священнослужения.

Некоторые исследователи так-же объясняют саму необходимость использования отдельных одежд для богослужения вместо повседневных руководством священникам в Ветхом Завете, по которому через Моисея предписывается использование особых одежд для первосвященника, священников и левитов: ««Призови к себе из сынов Израилевых твоего брата Аарона и его сыновей, чтобы они стали Моими жрецами — Аарон и его сыновья Надав, Авиуд, Элазар и Итамар. Сделай своему брату Аарону священные одежды — для величия и красоты. Пусть они изготовят нагрудник, эфод, ризу, узорчатую рубаху, тюрбан и пояс… Пусть возьмут для этого золото, голубую, пурпуровую и багряную пряжу и лён…» (Исх.28:1-2)1.

  1. История развития диаконского облачения

Как уже было ранее отмечено, все священнические одежды были заимствованы из обиходной культуры различных эпох Римской, а позже и византийской эпох.

Стихарь (στιχαριυν) – верхнее богослужебное облачение диаконов, оно же является одним из самых древних облачений и есть общим для всех ступеней священства. Считается, что она была позаимствована в богослужебный обряд с двух источников: во-первых, это широко-используемая в Римской, а затем и в Византийской империи туника, которая была в обиходе практически у всех слоев общества того времени и имела широкий спектр вариаций, от низшего и повседневного стиля и сословия, до военных, парадных, и императорских2. Во-вторых, она была близка по виду и образу с ветхозаветной священнической одеждой – подиром (хитоном).

Стихарь также является частью и священнического и епископского облачения – подризником, лишь с тем отличием, что на них он выполняет роль уже нижнего богослужебного облачения.

Следующим богослужебным облачением используемым диаконом является Орарь (ώραριον), который диакон возлагает на левое плечо. Исторически, орарь, как и стихарь являются одними из самых древних элементов церковного облачения, однако доподлинно не известно, когда именно он принял современный вид. По-одной из версий, изначально орарем назывался плат, который одевался на плечи и служил покрывалом во время молитвы, в подражание еврейскому обычаю3. Орарь также есть и частью священнического и епископского облачения, однако уже в виде Епитрахили.

Последним элементом богослужебной одежды священника являются поручи. Этот элемент не является древним в церковном облачении. Исторически, поручи и саккос получил в дар Константинопольский патриарх от императора в ХI-XII вв., затем, спустя некоторое время право ношения этого элемента было даровано предстоятелям других православных Церквей, а также как особая награда для митрополитов и епископов. Несколько позднее поручи перешли к священникам. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (XV в.), пишет о поручах, как о необходимой принадлежности священнического и епископского облачения. В XIV—XV вв. поручи как награда появились сначала для архидиаконов, и лишь после этого поручи стали обязательным предметом облачения для всех диаконов4.

  1. История развития священнического облачения

Как уже было сказано раннее, все облачения, что имелись у диакона, были также частью облачения и священника, но в отличии от диакона, сан священника ознаменовывался дополнительными элементами священных одежд.

Епитрахиль (επιτραχήλιον) – по своей сути является тем-же орарем, однако в древности, при хиротонии священник поставляемому перекладывал конец ораря на правое плечо таким образом, чтобы он был опоясан вокруг шеи двумя концами вниз, что означало двойную благодать священника, в сравнении с диаконом. Уже с XVI века епитрахиль стали делать специально для удобства священника: более узкую вокруг шеи и скрепленную редкими пуговицами5, однако это не делает его чем-то, обособленным от ораря, оставляя первоначальный его смысл.

Фелонь – весьма древний элемент повседневной одежды. В древности имел под собой смысл простой накидки или плаща и имел огромное количество вариаций. Мог быть как куском цельной ткани, так и иметь вырез для головы в центре, и служил для защиты от холода и непогоды.6 Как элемент священнической одежды употреблялся с первых веков христианства, о чем историки делают вывод, ссылаясь на просьбу ап. Павла к Тимофею в своем послании: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» (2Тим. 4:13).

В древности фелонь была также и верхней одеждой епископа, и имела отдельную вариацию «полиставрион» украшенную огромным количеством крестов на материи и ношение которой разрешалось лишь предстоятелю или как награду от него. С дарованием епископам Саккоса, фелонь остался отличительной особенностью сугубо иерейской ризницы.

Имеется еще одна вариация данного облачения известная, как «короткий фелонь», который ранее был отличительным элементом облачения чтеца, который тот был обязан носить при участии в богослужении, однако с XVII в. как в Греческой, так и в Русской Церкви вошло в практику ношение чтецом стихаря, а малый фелонь используется в настоящее время лишь при постриге во чтеца.7

Также, как элемент облачения издревле использовался Пояс, вероятно из практических соображений, поскольку все элементы облачения священника были и есть свободного покроя, что объясняет необходимость их фиксации для удобства священнослужения.

Стоит еще уточнить использование таких предметов в одежде как «Палица» и «Набедренник», которые по своему смыслу и символизму имеют достаточно похожие значения.

Палица – четырехугольный ромб из ткани с подкладкой, изначально был принадлежностью сугубо архиерейского облачения. Исторически трудно описать практическое значение данного элемента, поскольку мнения на этот счет сильно отличаются друг от друга. Так, основной версией прообраза Палицы является полотенце для омывания рук. В переводе с греческого языка, палица - επιγονατιον - "епигонатий", т.е. дословно – наколенник, т.е. по идее, это было неким предметом, который находился на уровне колена.

С XVI в. право ношения палицы и набедренника было дано некоторым архимандритам в качестве награды.

Набедренник – элемент облачения сугубо РПЦ, по сути напоминающий Палицу, и являющийся одной из наград иерея, который не используется в архиерейском облачении.

  1. История развития епископского облачения

Прежде всего, рассматривая епископское облачение, следует начать с главного элемента богослужебной одежды епископа – Омофора.

Омофор – длинная тканная полоса, с изображением крестов, одеваемая архиереем на плечи, поверх остального облачения. Исторически известно с древних времен, а учитывая, что в древности архиереи облачались в фелонь, омофор был единственным верхним элементом облачения, отличным от всех предыдущих степеней священства.

1 Настольная книга священнослужителя. Том 4, Глава 3.

2 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Глава VI. Одежда и пища. 1. Одежда римлян

3 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Орарь.

4 Настольная книга священнослужителя. Том 4, Глава 3.

5 Там же.

6 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Глава VI. Одежда и пища. 1. Одежда римлян

7 Настольная книга священнослужителя. Том 4, Глава 3.


написать администратору сайта