Главная страница
Навигация по странице:

  • «Душа – Богу, Жизнь – Отечеству, Честь – никому.»

  • КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА

  • КОДЕКС ЧЕСТИ ЧЛЕНА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ОФИЦЕРОВ

  • Список литературы

  • Один. офицерская честь. Историческое развитие смыслового содержания понятия честь происходило от конкретного к абстрактному, постепенно приобретая собственно моральный смысл


    Скачать 41.37 Kb.
    НазваниеИсторическое развитие смыслового содержания понятия честь происходило от конкретного к абстрактному, постепенно приобретая собственно моральный смысл
    Дата10.09.2021
    Размер41.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаофицерская честь.docx
    ТипДокументы
    #231189

    Историческое развитие смыслового содержания понятия «честь» происходило от конкретного к абстрактному, постепенно приобретая собственно моральный смысл. В русском войске, как и во всём государстве, господствовала родовая и сословная честь, составляющая исключительную принадлежность людей, занимавших высшее положение в служебной иерархии, обличённых высоким чином, должностью или же знатных по своей породе, по происхождению. Здесь она понималась как внешнее доказательство отличия, признание превосходства, право на собственное почтение (почёт). Личная честь, как внутреннее нравственное качество всякого человека, самостоятельного значения не имела. В народном сознании зрело иное понимание чести, в том числе и воинской, послужившее основой для оформления нравственных и юридических норм воинской чести в последующие столетия. В народе воинская честь связывалась с такими качествами воинов, как верность своему долгу, отечеству, предпочтение смерти сдаче в плен, готовность жертвовать жизнью за «други своя» и др. Таким образом, подготавливалась другая «критериальность» чести, нежели сословность.

    Российский офицерский корпус получил в наследство от Московии представление о чести, как сумме обязанностей и связанных с ними привилегий, содержание которых зависело в большей степени от родовитости человека, чем от его непосредственных заслуг. Принцип родовитости сохранился и в последующий период. Память о великих предках и гордость своим происхождением требовали прежде всего не уронить родовой чести дворянина. «Сладчайшим моим утешением [было то], что… я ежели не споспешествовал, то никогда конечно не повреждал славы носимого… имени», — писал своему брату П. И. Панин. В противном случае позор ложился на всех членов фамилии. Пётр I позаботился и о том, чтобы представления о «должной чести», которые в предыдущий период были связаны с родом, теперь определя­лись Офицерская честь — нравственная обязанность быть первой позицией в служебной иерархии («чином») и личными подвигами на службе Отечеству: «Надлежит каждого офицера и унтер-офицера главным генералам в… делах искушать и на поле оным велеть так делать порознь, якоб к самому делу, и потом паки вкупе; и ежели который в том неискусен явится, а нижний лучше учинит, то верхнего сводить на низ, а нижнего на верх, чрез которую юстицию у всех охота и страх прирастёт; кто же в том станет манить, и тот во время может своею головою заплатить».

    Корпоративная честь подразумевала в первую очередь честь полка. «Полковнику честь и право полку своего весьма удерживать, во всяком случае, стараться, — писал П. А. Румянцев в Инструкции пехотного полка полковнику, — однако ж при том за всякую мелочь шуму и ссор с начальниками не вчинять, но порядочно и вовремя о всём том представлять, что чести полку, следовательно, и его собственной, к предосуждению следовать будет». Личная и корпоративная честь были тесно связаны, и поведение одного из членов полка могло возвысить или оскорбить всё подразделение. «Честь, заслуженную полком, каждый старается переносить и на себя», — писал в инструкции ротным командирам С. Р. Воронцов. А. В. Суворов в своих письмах называл качества идеального дворянина: «Герой… весьма смел без запальчивости; быстр без опрометчивости; деятелен без суетности; подчиняется без низости; начальствует без фанфаронства; побеждает без гордыни; ласков без коварства; твёрд без упрямства; скромен без притворства; основателен без педантства; приятен без легкомыслия; единонравен без примесей; расторопен без лукавства; проницателен без пронырства; искренен без панибратства; приветлив без околичностей; услужлив без корыстолюбия». Таким образом, главное качество идеального героя, по мнению полководца, это стремление к добродетели, но без крайностей. Основой честного поведения всякого благородного человека считалось соблюдение взятых на себя обязательств. Для офицера священными были не только присяга или клятва, но и любое данное им слово. «Исполненный чистосердечия, гнушается он ложью; прямой душою рушит замыслы двуличных… честь и честность составляют его особенные качества», — писал А. В. Суворов П. Н. Скрипицыну. В другом письме, перечисляя «достоинства генеральские», на первое место он ставил «добродетель, замыкающуюся в честности». «Она, — раскрывая это понятие, пишет полководец, — в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении».

    Пытаясь определить, что такое честь, Д. И. Фонвизин писал в «Опыте российского словника»: «Честный человек не закону повинуется, не рассуждению следует, не примерам подражает; в душе его есть нечто величавое, влекущее его мысль и действовать благородно… Он никогда не бывает орудием порока». Вместе с тем А. С. Пушкин в рассуждениях о дворянстве отмечал, что чувство чести, понимаемое прежде всего как сочетание независимости, храбрости и благородства, необходимо воспитывать в дворянине с детства. Служба офицера начиналась с присяги, совмещавшей религиозную клятву, обязательство в личной преданности императору и честное слово, данное своим товарищам: не случайно верность присяге рассматривалась как основа мотивации любого военного человека. Поэтому декабристы восприняли факт переприсяги как лучший повод для выступления: организационно они не были готовы, зато им не пришлось нарушать присягу. Если офицер считал себя оскорблённым, он мог прибегнуть к праву на поединок, то есть вызвать обидчика на дуэль.

    Динамика развития данного института и отношения к нему власти показывает, как менялось понятие дворянской чести у представителей этого сословия в целом и офицерского корпуса в частности. Конец XVIII в. и особенно первые десятилетия XIX в. стали периодом расцвета дуэли. В это время не только утвердились формальные правила поединка. Главное в том, что общественное мнение однозначно стало считать дуэль делом необходимым и неизбежным. Декабрист С. Г. Волконский писал, вспоминая этот период: «В царствование Александра Павловича дуэли, когда при оных соблюдаемы были полные правила общепринятых условий, не были преследуемы государем, а только тогда обращали на себя взыскание, когда сие не было соблюдено или вызов был придиркой так называемых bretteurs; и то не преследовали таковых законом, а высылали на Кавказ. Дуэль почиталась государем как горькая необходимость в условиях общественных. Преследование, как за убийство, не признавалось им, в его благородных понятиях, правильным». Ещё более Ю. А. Панасенко, Р. Н. Новиков «романтично» был настроен брат Александра Павловича — Константин, считавший дуэль непременным атрибутом благородного сословия. Он не только не препятствовал дуэлянтам, но даже мог вынудить примирившихся офицеров довести дело до кровавой развязки, утверждая, что только так они могут отстоять свою честь. Размышления лучших представителей дворянского сословия о содержании чести привели их к пониманию того, что в её основе лежит самоуважение. Одним из первых такое представление о чести сформулировал просветитель, демократ, писатель, отец четырёх декабристов А. Ф. Бестужев. В начале XIX в. он так определял понятие чести: «…право, приобретаемое нами нашим поведением, почтение, какое отдают нам другие за похвальные деяния, и на собственном к самому себе уважении основанное». Это самоуважение, о котором говорил А. Ф. Бестужев, было проявлением развития этического самосознания, ознаменовавшего рождение нового поколения дворянской военной интеллигенции в XVIII в. Его представители, считая правила этикета и приличия само собой разумеющимся, не замыкали своего представления о чести в этих рамках. Для них дворянская честь заключалась в жёсткой требовательности к личности офицера и дворянина, который должен был соответствовать высокому статусу, полученному при рождении. Такое отношение к офицерским поединкам показывает, что под честью в данном случае понимались не столько правила, следование которым было обязательно для любого истинно военного человека, сколько особое чувство собственного достоинства. Сословный статус личности проявлялся прежде всего в поведении дворянина, его манерах. «По всему кажется, что честной голова, и подлинно той знатной фамилии, которой он себя числит», — писал своему отцу о графе Витгенштейне А. С. Строганов, отражая именно восприятие его поведения в обществе.

    Как правило, под достоинством офицера подразумевалось поведение, соответствующее его статусу. В «Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения, 17 июня 1812 года» его автор М. С. Воронцов писал: «Долг чести, благородства, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны, храбрость ничем на свете замениться не может: кто в себе не чувствует уверенности, что страх им в деле не овладеет, тот должен немедленно оставить службу и в обществе офицеров 12-й дивизии терпим быть не может».

    Специфика деятельности офицера предполагала умение преодолевать страх смерти и при этом делать всё возможное для достижения поставленной цели. Мало того, мужество и решительность, необходимые для военного интеллигента, в ряде случаев не просто предполагали, но и требовали, чтобы полководец бросил свою жизнь на весы сражения. Подобное отношение к собственной жизни в полной мере демонстрировали русские военачальники XVIII–XIX вв. Как известно, многократно ранен в сражениях был А. В. Суворов, после нескольких ранений в голову чудом выжил М. И. Кутузов, после штурма Измаила почти не осталось живых офицеров, 29 генералов было убито, ранено или контужено в день Бородинского сражения, в том числе от смертельной раны умер П. И. Багратион — вот немногие примеры величайшего героизма, проявленного военной интеллигенцией России в войнах XVIII — начала XIX в. Стремление к славе у русских солдат развивал и А. В. Суворов. По его мнению, послушание необходимо, чтобы каждый солдат освоил свою профессию, но только честолюбие позволит достичь совершенства. А. В. Суворов советовал юноше-дворянину: «Выбери себе героя, догоняй его, обгони его!». Честолюбие военного человека предполагало не только его стремление к наградам. Так же как и на ранних этапах истории русского профессионального военного корпуса, честь и слава, заработанные на поле боя, оставались статусной категорией. Они не только обеспечивали герою ту или иную долю почестей, но и предполагали соответствующее поведение: ожидалось, что он останется героем и впоследствии, выполняя самые трудные и опасные задания командования. Однако понимание честолюбия как простого стремления к славе, известности, почестям для военных интеллигентов совершенно недостаточно. Высшим воплощением чести для них начиная с XVIII в. были достоинство и слава России. «Я заключал доброе имя моё в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию», — писал А. В. Суворов. А. В. Суворов собственной жизнью подтвердил свои убеждения. Стремясь к славе, он прежде всего стоял на страже боевой чести и славы России. Наиболее ярко это стремление проявилось в штурме Измаила.

    Мотивация, которой руководствовался А. В. Суворов, отправляясь на это почти безнадёжное предприятие, отражается в его приказе, изданном накануне штурма: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского. Нам надлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое почитают гордые турки неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою». Идея чести России в сознании военного интеллигента основывалась на национальной гордости, уверенности в том, что нет славы выше русского имени. Вся воспитательная система А. В. Суворова, выдающегося русского полководца, основана на «русскости»: «Я российский… Россиянин до конца своего…», «Мы — русские, с нами Бог!..». Оказавшись в ловушке в Муотенской долине, А. В. Суворов, казалось, был обречён. П. И. Багратион передал его слова, обращённые в эту тяжелейшую минуту к солдатам: «…весь операционный план для изгнания французов из Швейцарии исчез!.. Теперь идти нам на Швиц — невозможно. У Массены свыше 60 тысяч, а у нас нет полных и 20 тысяч. Идти назад… стыд! Это значило бы отступить… а русские и я никогда не отступали!.. Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире: мы на краю пропасти!.. Но мы русские!». Поколение офицеров, выросших на рассказах о подвигах Суворова и воевавших под командованием Кутузова, в полной мере оправдало надежды, возлагаемые на него великими полководцами. И в наше время нравственный облик офицера воплощён в установках воинской офицерской чести, которая является важнейшим показателем, эталоном личности офицера. Офицерская честь есть свойство, характерная черта высоконравственной личности офицера, выражающая его внутреннюю сущность. Честь обнаруживает себя в процессе взаимодействия личности с обществом. Честь офицера выражает оценку обществом его фактической моральной ценности. Понятие чести связано с нравственной ценностью людей в соответствии с их конкретными качествами и делами. Честь офицера, будучи одной из важнейших нравственных ценностей, проявляется многопланово. Понятие «честь мундира офицера» можно трактовать как в узком, так и широком смысле слова. В узком смысле слова оно связывалось с особой формой одежды и присвоенным знакам отличия, которой вводились для офицеров того или иного полка и стали традиционными. В широком смысле слова «честь офицерского мундира» означает не только личную честь, но и нравственную обязанность оберегать достоинство офицерского звания, честь рода войск, армии и флота, а также честь государства. Тот, кто носит мундир, погоны офицера, не имеет морального права забывать об этом. Офицерская честь — это глубокое чувство гордости за свою профессию. На основе вышеизложенного разумно сделать вывод о том, что «офицерская честь и честь мундира» являются одними из важнейших нравственных ценностей современных офицеров. Офицер должен ревностно относиться к отданию воинской чести, к мундиру и знакам отличия, гордиться формой одежды и принадлежностью к своему роду войск, а выражение «честь имею» и в наши дни произносится офицерами в особо ответственных ситуациях. Иметь офицерскую честь — значит гордиться своей военной профессией защитника Родины, принадлежностью к Вооружённым силам, дорожить их честью и боевой славой. Соблюдать честь офицера — значит дорожить честью своего офицерского воинского коллектива, своей честью.

    К сожалению, в наше время приходится говорить о девальвации таких ценностей и качеств личности, как долг, патриотизм, честь, служение Отечеству, составляющих основу государственной и военной службы. Об опасности такого духовного обнищания не раз предупреждал великий русский философ И.А. Ильин, который размышлял о предпосылках духовного обновления человека. Рассматривая понятие «честь» остановимся на ряде определений. Так, Даль определяет «честь» как: «внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Словарь Ушакова трактует понятие «честь» как «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)». Военный историк и публицист Д.А. Волкогонов дает следующее определение: «Честь офицера – это выражения сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом». Таким образом, понятие чести отражает отношение офицера к себе и отношение других людей к нему, к его конкретным заслугам. О том, насколько он честен (или бесчестен), судят главным образом окружающие и общественное мнение. Облик офицерского корпуса русской армии всегда определялся духовными качествами личного состава. На протяжении всей истории Руси, каждый взрослый мужчина нашего государства был воином, а народ перед лицом общей беды видел свое призвание в защите Отечества, его святынь, духовных идеалов, приравнивая все это к защите своей собственной чести. Отсюда и покрывшие себя бессмертной славой дружины князей Святослава и А. Невского, сопротивление славян в период монголотатарского ига и народное ополчение 1612 года. Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. В изданной в XIX в. книге для офицеров «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» (в главе «Собрание писем строго офицера к своему сыну») на этот счет сказано: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям...». Во все времена воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Незыблемое правило «служить верно» входило в кодекс чести офицера и имело статус этической ценности, нравственного закона. Этот закон безоговорочно признавался многими поколениями офицеров, принадлежавшим к разным кругам общества. Ярким примером содержания понятия офицерской чести является эпизод, описанный А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка», когда старший Гринев дает наставление своему сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В понятие чести для современного офицера сегодня вкладывается:

    - личное достоинство офицера, включающее уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение;

    - русский офицер всегда и во всем обязан представлять собой образец честности и порядочности;

    - честь офицера – здоровое чувство честолюбия;

    - офицер, как носитель воинской чести, всегда обязан быть профессионалом в военном деле;

    - неприкосновенность личности офицера;

    - войсковое товарищество неотъемлемое слагаемое офицерской чести.

    «Душа – Богу, Жизнь – Отечеству, Честь – никому.»

    Честь – это главное внутреннее нравственное достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России.

           Русский Офицер – есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь является главной драгоценностью для Русского Офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою задруги своя».

           Высокое звание Русского Офицера – не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.

           Русский Офицер – воин по Духу. Так было во все века. Сегодня идёт война за душу человека, солдата. Россия и Русская армия – последний «Удерживающий» от наступления сатанинского «нового мирового порядка». Пока Вера не станет опорой Офицера, сама Армия не сможет стать опорой общества и Государства. «Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога… если ты воин, то воюй!»

     Отечество – высшая ценность Русского Офицера. Главное – Россия, все остальное – преходяще: «Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству… Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины».

           Любить свое Отечество – Россию, знать ее историю, соблюдать славные традиции и быть благородным гражданином и патриотом, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. Не допускать измены и предательства, до издыхания быть верным Народу и Отечеству, служить ему верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних врагов.

           Сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части и безопасность своего окружения, но и в целом за оборону Русского Государства, состояние его Вооруженных Сил, за победы и поражения, развитие военного искусства, совершенствование военного дела, особенно в условиях современных информационно-психологических, финансово-экономических, диверсионно-террористических войн, имеющих тотальный характер и поражающих все скрепы государства: территорию, экономику, управление, общественное сознание, моральный дух.

           Постоянно искать и добывать себе Честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления Русской Армии, преемственного развития Офицерского Корпуса.

           Неустанно развивать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, бодрость, выносливость и другие воинские добродетели.

           Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно тренировать свой ум, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.

           Знать Законы России и Воинские Уставы, глубоко понимать военное дело, современную ситуацию, приёмы и способы войны против России, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму Офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес – эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы.

           Свято блюсти и почитать Боевое Знамя воинской части и символы русской славы и доблести. Знамя – «душа армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге. Не забывать, что вручение знамен и штандартов – высшая награда, а их утрата – преступление и позор.

           Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных в Армии или в условиях гражданской жизни, но и идейным вдохновителем, властелином Русских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих Армию и Государство антигосударственных и пацифистских учений.

           Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро, не забывая о благоразумии; словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с Честью и Славой; войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.

           Для Русского Офицера «солдат дороже себя»; он – «братец», «витязь», «чудо-богатырь». Заботиться о солдатах, относиться к ним бережно, человеколюбиво: воспитывать их в благочестии и верности, «трудолюбивой охоте к военной службе»; обучать с толком, «без жестокости и торопливости»; добиваться прочного усвоения ими приемов и действий, основ военного искусства.

           Для Русского Офицера товарищество – это самоотверженность и жертвенная готовность прийти на помощь как в бою, так и в повседневной жизни. Крепи офицерское братство, способность «против неприятеля заодно поступать»; «ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству уважение оказывать»; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечества, хранить воспоминания об их подвигах.

           Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове. Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает Честь Офицера.

           Императив офицерской жизни – твердое знание и вера в то, что «Русской Армии, приученной побеждать, можно нанести отдельные поражения, но победить ее нельзя… Армия, вступая в войну, обязана верить, что в конце ее будет Победа. И пахарь, и солдат одинаково терпят лишения ради конечного результата. Не будь этой манящей цели – к чему же тогда наши усилия?»

           Особая Честь – стать под униженные Знамена, поруганные врагом и обесчещенные в народе, чтобы выиграть следующую кампанию и не допускать больше поражений.

           Трудная и благородная профессия Офицера – дело нужное и полезное для Русского народа и России. Она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Достоинство Офицера заключается в мечтах и стремлении сделать карьеру и стать полководцем. Отличиться на службе и в делах против неприятеля. Иначе лучше сразу же идти «торговать подтяжками или свекольным мармеладом». Честь Офицера не допускает быть карьеристом, даже умным и знающим, и не ставить карьеру выше интересов России!

           «Делай свое дело, держи слово, говори правду, не подхалимствуй, воздерживайся от непомерных выпивок и закусок», учись у других, в том числе и у противника энергии, деловитости и пунктуальности, будь откровенен, «но в тех пределах, которые никак не задевают ни моей Чести, ни Чести моего Государства».

           Для Русского Офицера все наше прошлое, все настоящее и все будущее воплощается в одном великом и всеобъемлющем слове – Россия.

           Избравшим Государево Служение, будь то офицер, прапорщик, мичман, сержант, солдат необходимо всегда помнить, что служат и жертвуют своей жизнью ради высших Истин, что «не имеют в запасе второй Отчизны» и «присягают только один раз». Офицер Чести не может уйти в запас или отставку

    КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА

    Петр Великий: «Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь — его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою за други своя».

    Правила для офицера русской(царской) армии:

    1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями.

    2. Сохранять верность Присяге, Знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части, но и в целом за оборону государства, за победы и поражения, состояние вооруженной силы, развитие военного искусства, совершенствование военного дела.

    3. Постоянно искать и добывать себе честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления армии, преемственного развития офицерского корпуса.

    4. Неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», принципу «честь дороже жизни»; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства; вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам; не позволять унижать себя, не раболепствовать, не прощать оскорблений.

    5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость и другие воинские добродетели.

    6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.

    7. Ведать законы государственные и уставы воинские, глубоко знать военное дело, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес — эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы (неприлично офицеру «отзываться неопытностью», нарушать субординацию, избегать долга службы).

    8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно себя образовывать, ибо «науки армию питают», воюют прежде всего не силой, а умом, побеждают не множеством, а разумом, умением, искусством; «немогузнайство» и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде.

    9. Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с честью и славой; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.

    10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданных разрушений, мародерства, грабежей.

    11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти — трусость и малодушие должны быть чужды офицеру; влиять на подчиненных личным примером, быть для них авторитетом и образцом.

    12. Искусно управлять войсками, сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения, во всем поступать по справедливости и долгу порядочности; не использовать служебного положения в личных целях; служить, а не выслуживаться; не создавать атмосферы страха, подозрительности и холопства; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии.

    13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений.

    14. Крепить офицерское боевое братство, против неприятеля заодно поступать; ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству респект (уважение) оказывать; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечеству, хранить воспоминания об их подвигах.

    15. Неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести: принятие присяги, посвящение в офицеры, торжественный вынос знамени, триумфальные шествия в честь побед, парады, отдание воинской чести, захоронение с почестями и другие; уважительно относиться к государственной и военной символике.

    16. Свято чтить Боевое Знамя воинской части как «душу армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге; не забывать, что вручение знамен и штандартов — высшая награда, утрата Боевого Знамени — преступление и позор.

    17. Почитать награды как отражение подвигов, боевых отличий и воинских заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести — символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой одежды и принадлежностью к своему роду войск.

    18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте репутации личной и всей офицерской корпорации; дорожить своим добрым именем; говорить правду, не лгать, не давать опрометчивых обещаний; быть верным своему слову.

    19. В гражданском обществе и в военной среде блюсти достоинство, приличие и правила этикета; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, тактично, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как подобает офицеру — рыцарю и джентльмену.

    20. Воздерживаться от отрицательных привычек, могущих набросить даже малейшую тень на офицерское звание; считать несовместимым с ним доносительство, клевету, распространение слухов, бахвальство; избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе.

    21. И в мирное, и в военное время руководствоваться бессмертными суворовскими заповедями:

    Субординация — послушание,
    Экзерциция — обучение.
    Дисциплина,
    Ордер воинский — порядок воинский,
    Чистота,
    Здоровье,
    Опрятность,
    Бодрость,
    Смелость,
    Храбрость,
    Победа,
    Слава, слава, слава! 

    КОДЕКС ЧЕСТИ ЧЛЕНА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ОФИЦЕРОВ

    Вступая в ряды членов Союза Советских офицеров, глубоко и осознанно воспринимая идеи Союза, его цели и задачи, свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа, обязуюсь:

    1. Беззаветно служить Родине, быть верным воинскому долгу и единожды принятой присяге, с честью нести высокое звание офицера Русской и Советской Армии.

    2. Свято соблюдать славные боевые традиции Русского и Советского оружия, гордиться историей своей страны, военной славой части, в которой служу или предписано будет служить, добытой на полях сражений с иноземными захватчиками и врагами Отечества.

    3. Дорожить памятью воинов, павших в сражениях за независимость Родины и выполнявших свой воинский долг в мирное время; исполняя свой долг, неуклонно следовать идее, начертанной на боевых знаменах, с которыми шли в бой наши отцы и деды - “За нашу Советскую Родину”.

    4. Самоотверженным ратным трудом, в своей сфере ответственности, восстановить боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, обеспечить мирный, созидательный труд и спокойствие своему народу. Создать конституционные и профессиональные гарантии Государству и обществу.

    5. Честно выполнять свои служебные обязанности, быть правдивым, не злоупотреблять представленными правами: на службе и в быту не допускать случая высокомерия, быть выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде; во всех случаях оберегать свое достоинство и защищать свою честь - святыню офицера - всеми доступными средствами.

    6. Проявлять во всем и везде принципиальность и смелость; вести решительную и беспощадную борьбу с имеющими место в армии: коррупцией, протекционизмом, экономическими и должностными преступлениями, неуставными взаимоотношениями и коммерцией; способствовать созданию в воинском коллективе высокого нравственного климата, основанного на взаимном уважении и доверии между старшими и младшими, начальником и подчиненным, на товарищеской взаимопомощи и солидарности в офицерской среде.

    7. Быть требовательным, справедливым и гуманным, являться примером для подчиненных, проявлять о них заботу и уважать их личное достоинство.

    8. С уважением относиться к людям различных национальностей; считать своим нравственным и профессиональным долгом восстановление интернационального братства, войскового товарищества и офицерской солидарности с теми товарищами по оружию, кто сохранил верность присяге, но по воле бездарных политиканов оказался в “ближнем зарубежье”, а не в нашем едином офицерском строю.

    9. Понимая суть воинского труда, воспринимая уроки истории страны и армии, судьбу офицерского корпуса, видя бездарность настоящих руководителей страны, считать тезис “армия, офицерский корпус - вне политики” ложным и вредным для офицерского корпуса и Отечества, превращающим человека в слепое и бездумное орудие и заложника политических авантюр и преступлений.

    10. Расширять диапазон своей военно-профессиональной культуры, овладевая глубокими политическими знаниями, навыками и умениями политического анализа, политического решения, позволяющими разбираться в политических ситуациях.

    11. Строго следовать традициям воинских ритуалов и правилам воинского этикета; гордо, без боязни быть оскорбленным, носить военную форму одежды не только на службе, но и предпочитать ее гражданскому платью вне службы. В это трудное и преступное время незащищенный государством народ должен видеть офицера и полагаться на него.

    12. Отдавая воинскую честь друг другу, считать этот ритуал не только требованиям устава и правилам вежливости, но и важнейшим элементом выражения профессионального и духовного единства офицеров, товарищества и взаимопомощи, ответственности друг за друга, выражением корпоративизма в лучшем смысле этого слова.

    13. Помнить, что основными доблестями офицерского звания являются: любовь к своему Отечеству, верность воинскому долгу, готовность жертвовать собой для исполнения его, непоколебимое мужество, повиновение, безупречная правдивость, непреклонная решимость защищать страну и свой народ.

    14. Я презираю и никогда не встану в один строй с теми, кто средь белого дня расстреливал из пулеметов и танковых орудий безоружных защитников Дома Советов, покрыв себя позором братоубийства; кто носит погоны, но в своей трусости, нерешительности и приспособленчестве во имя карьеры и куска черного хлеба, освободил себя от присяги, от проблем, связанных с трагической судьбой отечества и, не брезгуя ничем, дошел до убожества и продолжает демонстрировать измену и предательство.

    15. Политическим амбициям и властным притязаниям я противопоставляю свой профессионализм, базирующийся на совершенном знании своего дела, политической культуре и социальной ответственности, высочайшей нравственности и жертвенности во имя Отечества и народа.

    16. Я верую в возрождение Отечества, мощи армии, способной в любых условиях отстоять свою Родину. Я верую в единство и солидарность офицерского корпуса.

    17. Мою веру, идеалы, цели, мой нравственный кодекс символизирует нагрудный знак с изображением красной звезды на фоне красного знамени, на котором слова “Союз советских офицеров”.

    Вывод:

    Кодекс чести члена союза советских офицеров – документ, не утративший своего значения для современной Армии.  «Свято соблюдать славные боевые традиции Русского и Советского оружия, гордиться историей своей страны, Проявлять во всем и везде принципиальность и смелость; вести решительную и беспощадную борьбу с имеющими место в армии: коррупцией, неуставными взаимоотношениями; способствовать созданию в воинском коллективе высокого нравственного климата, основанного на взаимном уважении и доверии между старшими и младшими, начальником и подчиненным, на товарищеской взаимопомощи и солидарности в офицерской среде. Помнить, что основными доблестями офицерского звания являются: любовь к своему Отечеству».

    Высокое звание Русского Офицера - не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России. Необходимо осозновать заповеди Петра Великого: "Делай свое дело, держи слово, говори правду, не подхалимствуй, воздерживайся от непомерных выпивок и закусок", учись у других, в том числе и у противника энергии, деловитости и пунктуальности, будь откровенен, "но в тех пределах, которые никак не задевают ни моей Чести, ни Чести моего Государства".  

    О предназначении профессии офицера говорил Петр Первый: «Избравшим Государево Служение, будь необходимо всегда помнить, что служат и жертвуют своей жизнью ради высших Истин, что "не имеют в запасе второй Отчизны" и "присягают только один раз". Высокое звание Русского Офицера - не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.

    Отечество - высшая ценность Русского Офицера. Главное - Россия, все остальное - преходяще: "Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству... Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины".

    Воспитание   офицера нужно тоже начинать с юного возраста, воспитывать на лучших традициях Российской армии, внушая доблести русской военной школы. Нужно убедить дорожить памятью воинов, павших в сражениях за независимость Родины, знать историю Отечества и сохранять лучшие традиции Российской армии.

    Офицер Чести не может уйти в запас или отставку. Он по духу, по мироощущению всегда останется защитником, человеком благородным, патриотом своей Родины.

    Выбирая профессию офицера, нужно прожить жизнь так, чтобы иметь право в любой момент с гордостью сказать: «Я, Русский Офицер. Честь имею!»

    Как говорил герой кинофильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!» Профессия Офицера всегда считалась трудной, но и благородной. И сегодня выбирая ее, человек понимает, что она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Честь Офицера не допускает ставить свою карьеру выше интересов России!

    Воспитание офицерских кадров на лучших традициях русской военной школы – стал залогом непобедимости нашей Армии в Великой Отечественной войне. Это понимали руководители Советского Государства. В период «Перестройки» это осознавали лучшие из военных. Кадетские корпуса это не просто старое название, а система воспитания которая основана на традициях воспитания русских офицеров в царское время.

    Список литературы:

    1. Бестужев, А. Ф. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров военной службе себя посвятивших / А. Ф. Бестужев. – СПб., 1807.

    2. Воронцов, М. Наставление господам пехотным офицерам в день сражения, 17 июня 1812 года / М. Воронцов // Воен. сб. – 1902. – № 7. 86 Ю. А. Панасенко, Р. Н. Новиков

    3. Гордин, Я. А. Дуэли и дуэлянты: панорама столичной жизни / Я. А. Гордин. – СПб., 1997.

    4. Ермолов, А. П. Письмо П. И. Багратиону, 6 августа / А. П. Ермолов // Бойцов И. А. К чести России. Из частной переписки 1812 года. – М. : Современник, 1988. – 239 с.

    5. Иванов, Е. С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XVIII — начала XX века : монография / Е. С. Иванов. – М. : Воен. ун-т, 2006.

    6. Инструкция ротным командирам за подписанием полковника графа Воронцова 1774 г., января 17 дня, в 17 пунктах, состоящая на 13 листах // Галушко Ю.А., Колесников А.А. О долге и чести воинской в Российской армии. – М. : Воениздат, 1990. – 368 с.

    7. Керсновский, А. А. История русской армии / А. А. Керсновский. – М. : Голос, 1992. – Т. 1.

    8. Керсновский, А. А. Качества военного человека / А. А. Керсновский // Душа армии: русская эмиграция о морально-психологических основах российской вооружённой силы. – М., 1997.

    9. Переписка А. С. и С. Г. Строгановых / РГАДА. Ф. 1278. Оп. 4.1. Д. 97. Л. 9.

    10. Петров, А. Н. Вторая турецкая война в царствование императрицы Екатерины II, 1787–1791 гг. / А. Н. Петров. – СПб., 1880. – Т. 2.

    11. Письма П. И. Панина к брату его Никите Ивановичу // Рос. арх. – 1876. – Кн. 2.

    12. Полевой, Н. А. История Князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск / Н. А. Полевой. – М., 1890.

    13. Приказ войскам Кубанского корпуса об улучшении материально-бытового и санитарного состояния войск, об их боевой подготовке и способах действий в бою, 16 мая 1778 г. П. 12 // Не числом, а уменьем! (Военная система А. В. Суворова). – М., 2001.

    14. Румянцев, П. А. Инструкция пехотного полка полковнику, с приложением форм, штатов и табелей // Галушко Ю.А., Колесников А.А. О долге и чести воинской в Российской армии. – М. : Воениздат, 1990. – 368 с.

    15. Старков, Я. М. Рассказы старого воина о Суворове / Я. М. Старков. – М., 1847.

    16. Суворов, А. В. Письмо А. И. Бибикову, 25 ноября 1772 года / А. В. Суворов // Суворов А. В. Письма. – М. : Наука, 1986. – 808 с.

    17. Суворов, А. В. Письмо И. О. Курису, 26 сентября 1793 года / А. В. Суворов // Суворов А. В. Письма. – М. : Наука, 1986. – 808 с.

    18. Кодекс честь российского офицера

    19. Кодекс чести офицера Советского Союза


    написать администратору сайта