Главная страница
Навигация по странице:


  • Воспитание в эпоху Нового времени.

  • Воспитание в ΧΧ―ΧΧΙ в.

  • Практическая педагогика. Дополнительное задание.. Историческое становление и социальноэкономические предпосылки развития воспитания. Процессы, ценности, результаты и явления


    Скачать 10.78 Kb.
    НазваниеИсторическое становление и социальноэкономические предпосылки развития воспитания. Процессы, ценности, результаты и явления
    Дата05.05.2022
    Размер10.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая педагогика. Дополнительное задание..docx
    ТипДоклад
    #513764


    Сафонова Анастасия ФСП-121
    Доклад на тему:

    Историческое становление и социально-экономические предпосылки развития воспитания. Процессы, ценности, результаты и явления.

    Воспитание как общественное явление сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

    Цель воспитания отражает то, на что направлен этот процесс. Оно может быть нацелено на формирование личности, её становление в обществе, на гуманистическое развитие. В различные эпохи воспитание было направлено на достижение определенных целей, которые соответствовали тому времени, политическому строю страны, социальному положению и статусу личности.

    Рассмотрим две исторические эпохи и проследим, какие цели и результаты преследовало воспитание прошлых эпох, какие ценности закладывало и каков был социальный заказ прошлого.

    Воспитание в эпоху Нового времени.

    Одной из важнейших является эпоха Нового времени(XVII-XIX вв.) , потому что происходят значительные изменения во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы. Поднимается авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Легальным становится религиозный плюрализм, что открывает дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставляет всерьез заняться проблемами познания.

    В преддверии Нового времени (XVII - начало XVIII в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека".

    XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли.

    В Новое время на первый план выходит новый класс — буржуазия. Именно она начала создавать предприятия нового типа для своего обогащения. Вместе с ней возник еще один класс — пролетариат. Это рабочие, которые работали на многочисленных фабриках. Технологический прогресс принес не только пользу, но и огромный вред для развития общества того времени. Большое население городов, а также антисанитарное условия жизни людей приводило к возникновению многочисленных очагов болезни. Кроме этого тяжелые условия труда и нищенские заработные платы привели к резкому ухудшению здоровья и физическому развитию простых рабочих.

    Прогрессивные представители буржуазного общества начали предлагать проекты реформ в области образования. На первое место в воспитании молодого поколения они поставили физическое и моральное воспитание.

    В буржуазном обществе получают развитие идеи светского воспитания. В педагогических и философских трактатах последовательно звучат мысли о признании духовной ценности каждой отдельной личности. Процесс осмысления нового взгляда на природу человека как на свободную личность породил множество педагогических теорий и концепций, которые объединяет гуманистический взгляд на природу человека. Вся педагогика своей сущностью и содержанием обратилась к ребенку. Педагоги-гуманисты развивали идеи познания ребенка, изучение его личности, индивидуальных особенностей. Появились теории, известные своей гуманистической направленностью.

    Теория свободного воспитания была создана Ж. Ж. Руссо. Великий французский философ в своем известном педагогическом произведении «Эмиль, или О воспитании» писал о том, что цель, которая может и должна стоять перед наставником — это воспитание Человека; главное ремесло, которому он должен обучить, — это ремесло жить. Воспитатель внимательно наблюдает за развитием маленькой личности и приходит на помощь, когда в ней есть необходимость. Он, следуя за природой ребенка, должен помочь ему раскрыть свои возможности. При этом весь процесс должен протекать в условиях свободы действия воспитанника.

    Концепция соединения развивающего обучения с воспитывающим трудом принадлежит швейцарскому педагогу И. Г. Песталоцци. Его знаменитые произведения: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» — убедительно показывают, что труд не только развивает физические силы, но укрепляет ум и формирует нравственность. Великий гуманист считал, что в самом человеке заложено стремление к развитию: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить». Задача педагога заключается в том, чтобы помочь развить те природные силы, которые заложены в человеке.

    В своих трудах по общей педагогике известный философ, педагог и психолог Германии И.Ф. Гербарт доказывал, что обучение должно опираться на многосторонние интересы личности. Он считал, что если обучение идет с удовольствием, то материал изучается быстро и основательно усваивается. Им был введен в дидактику принцип воспитывающего обучения. Воспитатель должен открывать воспитаннику путь к нравственному самообразованию. Цель воспитания, по И. Ф. Гербарту, заключается в формировании добродетельного человека. Он считал, что эта цель вечная и неизменная, поскольку люди должны уметь приспособиться к существующим отношениям, уважать установленный правопорядок и подчиняться ему.

    Великий немецкий педагог А. Дистервег, который при жизни заслужил почетное звание «учитель немецких учителей», в своих педагогических трудах отстаивает идею общечеловеческого воспитания. Цель воспитания, по А. Дистервегу, заключается в служении истине, красоте и добру. Большое значение А. Дистервег отводил развитию самостоятельности воспитанника. Он считал, что быть человеком — значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям. Продуктивное воспитание должно быть природо- и культуросообразным.

    Эти и другие теории заложили основу светского гуманистического воспитания. Значительное влияние на развитие теории воспитания оказала связь педагогики с другими науками. Педагогика Нового времени была тесно связана с философией, именно там она черпала свои основные постулаты, и в то же время философия напитывалась разработками молодой науки. В этот период шел активный поиск собственно педагогических средств, форм и методов воспитания личности.

    Воспитание в ΧΧ―ΧΧΙ в.


    В начале XX в. отмечалось необыкновенное разнообразие авторских школ: сельские воспитательные дома Г.Литца (Германия); свободная школьная община Г. Виникена (Германия); школа «абсолютной свободы» А. Нейла (Англия); школа С.Френе (Франция), пропагандировавшая идею развития интересов учащихся; дошкольные учреждения М. Монтессори (Италия). Педагогические системы этих учреждений опирались на развитие чувственного восприятия ребенка как главной основы умственной жизни. Несмотря на разнообразие форм, их объединяло уважение к индивидуальности, стремление создать условия для самореализации личности, раскрытию ее способностей.

    Значительное влияние на развитие воспитательной практики оказали теоретические работы по гражданскому воспитанию Г. Кершенштейнера (Германия), «педагогика действия» А. Лая (Германия), прагматическая педагогика Дж. Дьюи (США).

    В XX в. обучение молодого поколения во многих странах стало государственной проблемой. Начали создаваться национальные системы образования, разрабатывались государственные программы. Темпы и масштабы определялись особенностями развития каждой страны. Появляются специальные органы управления образовательными учреждениями. Проводятся школьные реформы, ориентированные на поддержание тенденции увеличения сроков обязательного бесплатного образования. Наряду с государственной школой активно развиваются частные учебные заведения. Влияние церкви ослабло, но сотрудничество церкви с государством продолжается, это проявляется и в существовании церковной школы, и в наличии предметов богословского цикла в государственных и частных школах.

    Во второй половине XX в. появились открытые школы, воспитание в которых предусматривало тесные взаимосвязи с окружающим миром; альтернативные школы, преследующие цель радикальной перестройки традиционной системы воспитания и образования.

    На сегодняшний день существенное влияние на воспитание молодого поколения оказывает так называемая параллельная школа, функции которой выполняют средства массовой информации, система Интернет.

    Новое тысячелетие вызвало большой интерес к воспитанию человека, его нравственность становится реальной силой, которая может действовать как разрушительно, так и созидательно. Следует сказать, что наряду с идеями свободы, самоактуализации, самореализации, развития гражданского самосознания в современном мире имеют место идеи фашизма, экстремизма, расизма, которые воспринимаются молодежью в процессе стихийной социализации и составляют проблему уже межгосударственную, межнациональную


    написать администратору сайта