«Историко-культурные основы развития народной музыкальной культу. Историкокультурные основы развития народной музыкальной культуры Узбекистана
Скачать 27.59 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» «Историко-культурные основы развития народной музыкальной культуры Узбекистана» Выполнил: Батыршин Ф.Ф. аспирант 3 курса по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования КазГИК Научный руководитель, д.п.н., профессор Л.Ю. Сироткин Казань 2016 Историко-культурные основы развития народной музыкальной культуры Узбекистана Музыкальная культура Узбекистана зародилась в глубокой древности. Об этом свидетельствуют памятники материальной культуры, обнаруженные на территории страны. Узбекская музыка тесно связана с музыкальной культурой всей Средней Азии, но в то же время она глубоко своеобразная. В музыкальном наследии узбекского народа, как и многих других народов Востока, различаются два крупных пласта - фольклор и профессиональное искусство устной традиции (макомы и другие произведения развитой формы). [1, c.15]. В период 1860 - 1917 гг. после присоединения Средней Азии к России этнографы и путешественники, побывавшие в Средней Азии в XIX и начале XX веков, заинтересовались и музыкальными инструментами, изучая быт местных народов. В книгах венгерского учёного А. Вамбери «Очерк о жизни и нравах Востока», В. Наливкина «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», Н. Лыкошина «Полжизни в Туркестане», определенное место отводилось и художественному наследию, народным традициям, состоянию узбекского музыкального инструментария. В частности, они отмечали, что музыкальные инструменты - дутар и кобыз можно встретить почти в каждом доме, что говорит о широком распространении домашнего музыцирования, обучение которому осуществлялось на слух. В Узбекистане музыкальные инструменты богаты и разнообразны. Среди струнно-смычковых - гиджак, сато, кобуз, сетор; струнно-щипковых - домбра, дутар, танбур, уд, рубабы афганские (или бухарские) и кашгарские; струнно-ударных - чанг; духовых язычковых - сибизик, буламан (балабан), сурнай, кошнай; духовых флейтовых - най, гаджир-най; медных духовых - карнай; ударных - дойра, нагора, чиндаул, сафаиль, кошук и другие. Характерная особенность узбекских ансамблей - игра в унисон. На основе родства инструментов по звуковым и другим признакам в Узбекистане (как и в Таджикистане) сложились две группы ансамблей: а) ансамбли довольно резко и громко звучащих инструментов (карнай, сурнай и нагора или дойра). Такие ансамбли (в разном составе) выступают на открытом воздухе - на площадях, улицах, во дворах. Они сопровождают большие традиционные празднества, различные обряды, улично-зрелищные представления. Каждый из инструментов выполняет самостоятельную функцию: сурнаю поручается мелодия, нагоре - усуль (ритмического построения, повторяемые на протяжении всего произведения и подобающие его метроритмике), карнай - своеобразные фанфары, совпадающие зачастую в своей ритмич. основе с усулем, исполняемым дойрой; б) ансамбли инструментов сравнительно мягкого звучания (почти все инструменты, не входящие в первую группу) в весьма разнообразных сочетаниях. При любом составе обязательна дойра исполняет усуль. Ансамбли этой группы играют в основном произведения жанров, не связанных с обрядами, церемониальными процессами. В узбекском традиционном оркестре народных инструментов (играет в унисон в 2-3 октавы) разнообразие звучания достигается благодаря включению в него различных групп инструментов. ▪Духовые инструменты; най, кошнай, карнай, сурнай; ▪Струнно-щипковые инструменты; дутар, саз, чанг; ▪Струнно-смычковые инструменты; рубаб, танбур, гиджак, сато; ▪Ударные инструменты; дойра, нагора, кошик, кайрок, ликоп, сафоил, патнис, лаган, занг, балан, суяк чангкобуз, рез ногора. Самое значительное собрание музыкальных инструментов того времени - коллекция А.Ф. Эйхгорна, военного капельмейстера. В ней собраны и описаны почти все узбекские музыкальные инструменты.Эйхгорн описывает их так. Дутар - Эйхгорн причисляет к роду лютни с двумя витыми струнами и с большим корпусом, имеющим форму полгруши. Гиджак - к струнно-смычковым инструментам, имеющим три струны (наподобие персидской кеманчи). Рубаб - к роду мандолины (имеется в виду рубаб бухарский или афганский). Сурнай - как деревянный духовоймузыкальный инструмент с тростниковым пищиком. Кошнай - как двойную тростниковую флейту. (Эйхгорн замечает, что на таких флейтах (кошнаях) узбеки искусно подражают пению). Карнай - как военная труба жителей Средней Азии, имеющая прямую форму, употребляемая как сигнальный инструмент, при торжественных случаях, во время военных походов. Чирманда (дойра) - по описанию музыканта - инструмент, напоминающий ручные литавры древних египтян (как тамбурин с кольцами на обруче инструмента) употребляемые узбеками для аккомпанемента пению и исполнения плясовых мотивов. Инструмент «нагора» Эйхгорн определяет, как две меленькие глиняные литавры с двумя ударными пленками. Сафаиль он причисляет к кольцевидным погремушкам, пришедшим из Кашгара. Чанг музыкант-этнограф называет излюбленным музыкальным инструментом девушек. В коллекции Эйхгорна представлены танбур как трехструнный инструмент с плектором (нахуном), най, сарбознай - как древнейшие музыкальные инструменты, встречавшиеся в египетских памятниках. А. Эйхгорн был одним из первых фольклористов второй половины XIX века, который подробно описал каждый музыкальный инструмент, чем внес большой вклад в музыкальную фольклористику и музыкальную науку. Он привлёк для своего исследования разнообразный и ценный материал: записи, дневники, расшифровки, данные о музыкальных инструментах - народов Средней Азии. Военные капельмейстеры не только записывали народные мелодии и собирали музыкальные инструменты, но и способствовали развитию исполнительства на них. Известно, что уже в 80-е годы XIX века в Ташкенте был организован «Оркестр», который должен был представлять народную музыку узбеков на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1890 г.). Этим было положено начало пропаганде народного инструментария за пределами края.На выставке в нескольких залах были экспонированы все виды музыкальных инструментов, бытовавших в народе в конце XIX столетия. «Наиболее богат музыкальными инструментами, - писал известный историк музыки того времени Н. Финдейзен, - среднеазиатский отдел. Здесь встречаются хорошие экземпляры как струнных, так и ударных». «Нижегородская ярмарка, - подчеркивала Т. Вызго, - положила начало ознакомлению различных слоев населения центральной России с музыкальными инструментами Средней Азии». В этот период в Среднюю Азию стали проникать европейские музыкальные инструменты (инструменты симфонического и духового оркестров, ударные инструменты). Отдельные исполнители стали заменять гиджак скрипкой, заимствовать репертуар духовых оркестров. Во второй половине XIX века существенные изменения происходят и в области исполнительства на узбекских народных инструментах. Опираясь на народные традиции, видные музыканты - исполнители начали создавать новые, более развитые мелодии и песни. Появились видные исполнители на различных народных инструментах. Продолжал функционировать и жанр макомов, с его развитой инструментальной и вокальной частями. У ряда инструменталистов появилось стремление создать музыкальную нотацию. Осуществить это удалось поэту и музыканту из Хорезма Пехлевану Нияз Мирзабаши (Камил Хоразмий 1825-1879 г.). Одарённый танбурист и гиджакист, во время путешествий с восхищением увидел музыкантов, играющих по нотам и впоследствии записал специально созданной им «Хорезмской табулатурной нотацией» инструментальные части хорезмских макомов для танбура. Следует, однако, отметить, что, несмотря на изобретение нотации, узбекская инструментальная музыка продолжала развиваться как музыка бесписьменной традиции. В этот период появился ряд выдающихся исполнителей-мастеров. Среди них Мухаммад Якуб Харратов, Уста Худайберды, Нияз-ходжа Ходжи и многие другие. Наряду с бухарской школой, создаются исполнительские школы в Хорезме, в Коканде, в Ташкенте. Многие из них прочно вошли в историю музыкальной культуры. Развитие музыкального искусства и исполнительской культуры продолжалось в 1917 - 1945 гг. В области музыкального образования, фольклористики, исполнительского искусства, большую работу проводили музыкальные учебные заведения - Туркестанская народная консерватория (1880 г.). (Государственная консерватория Узбекистана) в Ташкенте и её филиалы в Самарканде, Фергане, Бухаре. В крупных городах Узбекистана создавались ансамбли народных инструментов, которыми руководили известные мастера - Уста Алим Камилов, Тохтасин Джалилов, Ахмаджан Умурзаков, Матюсуф Харратов, и многие другие. Чрезвычайно высока роль в становлении нового музыкального искусства Узбекистана - Тохтасына Джалилова, Мухитдина Кари-Якубова, создателя первого «Этнографического ансамбля» (1926 г.) в Узбекистане, первого узбекского театра, Государственной передвижной концертно-этнографической труппы (1926 г.). Широкий музыкально-общественный резонанс получила в этот период исполнительская деятельность выдающегося народного музыканта, исполнителя на дутаре, танбуре, нае - Юнуса Раджаби. Это деятельность носила просветительский характер. В 1927 году он создаёт при национальном радиокомитете ансамбль народных инструментов, впоследствии - оркестр. В 1937 году Н.Н. Мироновым из состава этнографического ансамбля, руководимого Тохтасыном Джалиловым, были отобраны 24 музыканта. Они составили ядро так называемого «нотного оркестра» узбекских народных инструментов. В 1938 году «нотный оркестр» в составе большого этнографического ансамбля, совершил большую гастрольную поездку. В том же году в филармонии появилась возможность создания самостоятельного оркестра узбекских народных инструментов под руководством А.И. Петросянца. В 1939 году Ашот Иванович Петросянц завершает первый раздел своей книги «Узбекский оркестр народных инструментов» посвященных жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей узбекского музыкального искусства - Игорю Петровичу Благовещенскому, танбуристу - Абдумуталу Абдуллаеву, Халиму Ибадову, Мухтару Ашрафи, Талибджану Садыкову, Шоназару Сохибову, Дони Закирову, Шарифу Рамазанову. Завершает вторую часть книги раздел, посвященный реконструкции народных инструментов. Он называется: Реконструкция и усовершенствование узбекского народного инструментария. С целью изучения эволюции музыкального инструментария Средней Азии и стран Востока, в экспериментальной лаборатории при Ташкентской лаборатории музыкальных инструментов с момента её создания (1943 г.) функционирует музей музыкальных инструментов, где собрано свыше 1000 разновидностей народных инструментов не только узбекских, но и многих других народов, в частности - афганских, алжирских, индийских, вьетнамских, курдских и др. В 20-е годы ХХ века интерес русских исследователей к изучению узбекской музыкальной культуре еще более возрос. Музыкальный техникум одновременно проводил также работу по изучению узбекской народной музыки. При техникуме функционировал специальный этнографический отдел, где активно работали В.А. Успенский, Е.Е. Романовская, позже И.А. Акбаров. Собирательская работа, проведенная в 20-е и 30-е годы прошлого столетия, дала значительные плоды - многочисленные записи, которые были опубликованы (например, «Шашмаком» В.А. Успенского, 1924, «Хорезмская классическая музыка» Е.В. Романовской, 1939), частично обработаны и переложены для узбекских народных инструментов с учетом современных исполнительских возможностей. Музыкальная жизнь молодой республики во второй половине 20-х и первой половине 30-х, ХХ века богата интересными событиями. В Самарканде и Намангане были сформированы музыкальные техникумы с отделениями узбекских народных инструментов. Во многих городах начали функционировать детские музыкальные школы. Значительным событием стало создание в Бухаре Восточной музыкальной школы (1920 - 1921), в которой обучали игре на узбекских народных инструментах по слуховому принципу. Первоначальное образование и навыки игры на узбекских народных инструментах здесь получили многие исполнители, ставшие в дальнейшем известными деятелями музыкального искусства республики. В их числе Мухтар Ашрафи (дутар), Аюб Кадыров (най), Шоназар Сахибов, Алимжон Халимов, Якуб Давыдов (танбур). Первыми преподавателями школы были выдающиеся мастера - устозы. Ота Джалал Насыров, Домулла Халим Ибадов, Мирза Назруллаев, Ота Гияс Абдугани, Маруфжан Ташпулатов, Нажмитдин Насриддинов, Тохиржон Давлатзаде. Собственно, они сформировали основные направления исполнительской школы Бухары [5, с. 63]. Один из основоположников танбурного исполнительства в Бухаре - Домулла Халим Ибадов (1878 - 1940). Его исполнительская и педагогическая деятельность получила громадный размах только после 1917 года. В 1923 году певец и танбурист свое исполнительское мастерство демонстрировал на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, где также участвовала группа из Хорезма под руководством певца и танбуриста Шерозий. Педагогическую деятельность Ибадов начал в Бухарской Восточной музыкальной школе (1924). Домулла Халим Ибадов был простым и отзывчивым человеком, охотно помогал молодым музыкантам овладевать исполнительскими возможностями узбекского инструментария. «Для нас, - говорил найист Аюб Кадыров, - имя нашего учителя - символ большого и прекрасного искусства. Особенно ценным для нас в его советах было глубокое знание народной музыки [4, с. 74]. Многие из учеников известного дутариста Ходжи Абдулазиз Расулова - виднейшие композиторы (М. Ашрафи, М. Бурханов, Т. Садыков), А. Кадыров, танбуристы - М. Ташпулатов, Ш. Сахибов, Ф. Шахабов), считали Домулла Халим Ибадова своим любимым учителем. В 1932 году Восточной музыкальной школы было создано Бухарское музыкальное училище с отделением узбекских народных инструментов. Одним из первых наставников стал Нажмитдин Насриддинов, воспитавший прекрасных талантливых музыкантов, исполнителей на узбекских народных инструментах. Представителем бухарской исполнительской школы считается танбурист Маьруфджан Ташпулатов - замечательный исполнитель на плекторном и смычковом танбуре, педагог музыкальной школы, затем музыкального техникума, с 1932 года - ведущий наставник Бухарского государственного музыкального училища, Заслуженный учитель Узбекистана М. Ташпулатов воспитал таких танбуристов, как Давыдов Якуб, Шоназар Сахибов. Вопросы исполнительства на узбекских народных инструментах по нотной системе, подготовки и воспитания профессиональных исполнителей инструменталистов волновала многих деятелей музыкального искусства. Благодаря этому в 1928 году в Самарканде был открыт Научно-исследовательский институт музыки в хореографии. Он осуществлял функции как научно-исследовательского, так и музыкального учебного заведения. Организатором и первым директором был назначен видный музыкальный деятель Николай Назарович Миронов. Были преподаватели видные музыканты из различных областей республики: дутарист Ходжи Абдурахмон Умаров, Ходжи Абдулазиз Расулов, Домулла Халим Ибадов, Мухиддин Мавлянов, чангист Матюсуф Харратов, найист Абдукадыр Исмаилов, кошнаист Ахмаджан Умурзаков. Занятия по музыкально - теоретическим дисциплинам вел Н.Н. Миронов. Он принимал участие в отборе первых, из числа талантливой узбекской молодежи. Побывав в Самаркандской, Бухарской, Хорезмской, Ферганской и других областях республики, он сформировал группу отличных музыкантов, будущих композиторов, исполнителей, музыкально - общественных деятелей. Здесь совершенствовали свои музыкально-теоретические знания и навыки игры на различных народных инструментах: Хамза Хаким-заде Ниязи, М. Ашрафи, М. Бурханов, М. Левиев, Д. Закиров, Ш. Рамазанов, Т. Садыков, С. Каланов, М. Насимов, Ш. Сахибов, Х. Халилов, Х. Хасанов, П. Рахимов. Они вошли в историю узбекской музыкальной культуры как первые музыканты, заложившие основу узбекской советской профессиональной исполнительской школы [3, с. 38]. История создания народных инструментов имеет своих первых мастеров, определивших форму, параметры инструментов, качество материала, систематизации оформление внешнего вида и т.д. Изучение народных музыкальных инструментов, музыкальных традиций народов мира дает современным музыкантам богатый материал, помогающий представить, как зарождался и развивался музыкальный инструментарий на протяжении многих столетий, даже тысячелетий. Накопленный творческий опыт музыкантов позволил определить, каким должен быть инструмент с позиций современной исполнительской культуры. Узбекские народные музыкальные инструменты, созданные руками мастеров Ш.Шоумаровым, У.Зуфаровым, М.Харратовым, Р.Исабаевым, содержат в себе как элементы преемственности, так и индивидуального творческого подхода, и высокого профессионализма. Необходимость и своевременность усовершенствования народных инструментов ощущали народные мастера Ташкента, Бухары, Намангана, Ургенча, Ходжента. Как отмечали Т.Вызго и А.Петросянц: «Творческие опыты по усовершенствованию народных инструментов приобрели большую систематизированность и целеустремленность». Создание в 1943 году научно-исследовательской лаборатории явилось событием исторического значения, открывшим широкие перспективы разработки конструкций новых музыкальных инструментов, усовершенствования существовавших раннее образцов с учетом требований современности. Огромная потребность в музыкальных инструментах и массовый характер исполнительства на них обусловили создание экспериментальной фабрики национальных музыкальных инструментов в Ташкенте. Основанная в 1965 году, она явилась единственным в Средней Азии предприятием по массовому выпуску узбекских народных инструментов: ная, сурная, карная, чанга, рубабов, дутаров, дойры и нагоры, гиджаков, тара и ряда других музыкальных инструментов народов Востока. В первые годы функционирования фабрика выпускала весьма качественные инструменты, так как предприятие работало в творческом содружестве с научно-исследовательской лабораторией по реконструкции и усовершенствованию народных музыкальных инструментов. Постепенно эти контакты ослабевали, качество изготовления музыкальных инструментов заметно снижалось, и фабрика прекратила свое существование. Изготовление концертных музыкальных инструментов улучшенного качества богато именами замечательных мастеров. Крупнейшие и уникальные мастера 1960-1980-х годов У.Зуфаров, С.Диденко и их последователи Х.Мухитдинов, А.Абдугафуров, И.Рюхин, В.Полянский, Ходжа Ата (Ташкент), Р.Иcaбаев (Наманган), М.Харратов (Хорезм), Таирсоз (Бухара) и многие их ученики, работали на Ташкентской фабрике национальных музыкальных инструментов. Ташкентский мастер У.Зуфаров с юных лет и до последних дней жизни работал в лаборатории, движимый стремлением довести дутар, чанг до высшего совершенства. Сохранились десятки инструментов, созданных этим мастером. Они отличаются непревзойденными и по сей день, звуковыми качествами, изяществом инкрустации. Кроме дутаров, чангов У.Зуфаров изготовлял реконструированные хроматические танбуры и сато, узорчатые дойры. Преемники У.Зуфарова Сидик Зуфаров - сын, видные мастера Абдунаби Абдугафуров, Сирожиддин Мухитдинов, Николай Рюхин продолжили дело мастера и творчески развили его принципы. В настоящее время в научно-исследовательской лаборатории «Миллий чолгу» при Государственной консерватории Узбекистана осуществляется огромная работа по созданию новых моделей народных инструментов и усовершенствование созданных раннее. Изготовленные инструменты экспериментальной лабораторией апробируются и прослушиваются ведущими исполнителями. Однако, до сих пор еще не решена проблема подготовки музыкальных мастеров и массового изготовления инструментов высокого улучшенного качества [2, с. 19]. Таким образом, мы рассмотрели музыкальную культуру Узбекистана во всём ее многообразии и в соответствии с этапами её становления. Как и многие страны с богатой историей Узбекистан является развивающимся передовым центром своего региона. Музыка стала одной из важных областей жизни народа. Это потребовало создание государственной системы подготовки профессиональных исполнителей народной музыки. Народное музыкальное искусство художественного образования Узбекистана - это процесс, который сформировывался в течение многих десятилетий. Как и любая сфера деятельности, педагогическая музыкальная структура страны начинала с малого, все больше развиваясь. Активное влияние оказали советские русскоязычные деятели, которые изучили узбекскую культуру, структурировали и скомпоновали ее. Они вырастили многочисленное поколение музыкантов, педагогов и культурных деятелей, которые являются ведущими лицами в истории музыкальной педагогики Узбекистана. Народные мастера находили творческий подход для создания узбекских народных музыкальных инструментов, в научно-исследовательской лаборатории разработали новые усовершенствованные модели инструментов, в фабрике народных музыкальных инструментов были выпущены качественные народные музыкальные инструменты, крупнейшими профессиональными мастерами и музыкантами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вызго Т., Петросянц А. Узбекский оркестр народных инструментов / Т. Вызго, А. Петросянц. Ташкент: Гос. лит. изд-во. Уз ССР, 1962. - 140 с. 2. Кароматова Ф.М. Узбекская инструментальная музыка / Ф.М. Кароматов. - Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1972. - 360 с. 3. Ковбас М. Некоторые вопросы развития музыкального образования в Узбекистане / М. Ковбас // Вопросы истории и теории узбекской советской музыки. Ташкент: Гос. изд. Узбекской ССР, 1976. - 215 с. 4. Кари-Ниязов Т. Очерки культуры Советского Узбекистана / Т. Кари-Ниязов М.: Гос. изд. Узбекской ССР, 1955. - 428 с. 5. PetrosyansA.I. Cholgushunoslik 3-nashri. - Toshkent: «Sanat», 1990. - 143 b. |