Право феодальной собсвенности. История английского права
Скачать 373.33 Kb.
|
Английское право средних веков во многих отношениях выражает дух народа. Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли. История английского права Говоря об истории английского права, следует упомянуть о спорном аспекте, не дающим спать спокойно многим правоведам: является ли "Англо-саксонская правда" (7-9 вв.) – древнейший памятник английской правовой системы – чисто английской или представляет собой сочетание обычаев англичан и романизированных бриттов. Можно указать на малую вероятность слияния этих двух племён в ту эпоху, когда возникали очертания английской правовой системы. Эпоха расселения англичан была временем жестокой борьбы между захватчиками и туземцами, которая завершилась оттеснением последних в западную часть страны [1]. При этом нельзя забывать, "Англо-саксонская правда" распространялась не на всю территория Англии, а лишь на некоторые её части. Дело в том, что во времена "Английской правды" государство как таковое еще не существовало. Подавляющее больштинство не умели ни читать, ни писать. По этой причины законы записывались в упрощенной форме. Все законы получали свое название от имен королей, которые или при которых их придумывали. Начальной точкой английского право большинством все-таки принято считать не разрозненную и хаотичную "Англо-саксонскую правду", а законы, вступившие в силу после победы Вильгельма Нормандского в 1066 году. Благодаря Вильгельму была создана функциональная система судов. Суды подразделялись на локальные и центральные. После принятия норм права Вильгельма Нормандского большинство крестьян освободились от крепостного гнета. Именно им было создано английское право, именно английское, а не нормандское или римское. Большой интерес представляет система разъездных судов в Англии. В начале судьи ездили с целью заработка, однако в дальнейшем их разъезды приобрели правовой характер. Они действительно стали разрешать судебные споры. Проблемой являлось, то, что судьи использовали для решения споров местные обычаи. Но корона хотела административного единства и единообразия. По этой причине королевским судьям пришлось свести все обычаи к единому праву, которое могло применяться на все территории государства. Эти нормы использовались в судах Вестминстера. Постепенно Англия приобрела общее право. Авторитет суда как института рос. Первое подробное изложение общего права создано рукой Генриха Бреттона. Он заседал в Суде королевской скамьи и был разъездным судьей в средине XIII века. Но с другой стороны, сам Бреттон признал в заглавии своего труда ("О законах и обычаях Англии"), что обычай служил ему одним из источников творчества [2]. Очевидно, что на английское право оказывали влияние другие правовые системы. Более того, они принимали прямой и косвенное участие в его создании. К таким системам относят и каноническое и купеческое право. Источники феодального права Англии Обычаи были основными источниками права в раннефеодальных государствах на территории Англии. В ряде государств издавались сборники обычаев, но по причине малой грамотности населения они мало кого интересовали. До того, как норманы завоевали территорию Англии в 11 столетии, основным источником права обычаи сохраняли свою главенствующую роль среди источников права. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. «В IX в. король уже выступает как главный гарант "королевского мира", как защитник и господин своих подданных.» В те времена активно работала королевская канцелярия, которая издавала приказы, которые составлялись на основе жалоб или заявлений населения. Эти приказы были направлены на решение спорных вопросов, устранение проблем. Позднее появились судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику – явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица. В процессе правового развития приказы стали более содержательные. Они стали подразделяться по категориям требований, исков. Затем, они стали классифицироваться по видам правонарушений. Эволюции судебных приказов способствовали ассизы Генриха II. Именно они установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле. В средневековой Англии стороны споров не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться на эти образцы, что неизбежно должно было привести к окостенению системы приказов, к сокращению притока новых формул исковых требований. Так и произошло. Король не справлялся с решением потока жалоб. Многие из них оставались без ответа. По этой причине часть полномочий по решению судебных вопросов перешла к лорду-канцлеру. Начиная с 16 столетия лорд-канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля. Среди источников англо-саксонского права почетное место занимали нормы торгового и канонического права. Консервативный формализм "общего права", не способствующий развитию рыночных отношений, предопределил прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на межгосударственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами. [3]. «Особенностью права феодальной Англии можно считать тот факт, что роль церковных судов то снижалась, то увеличивалась в зависимости от градуса междоусобиц и королевских амбиций.» Проблема средневекового права состояла в том, что церковные догмы брали на себя роль источника права. Это продолжалось довольно долго. В 13 веке церковь решала не только вопросы семейных отношений, но и договорных используя термин грех "неоправдавшегося доверия". Решительную борьбу против расширения юрисдикции церковных судов вел Генрих II. В начале его царствования в списке форм исков королевских судов уже встречаются иски "о запрещении церковным судам разбирать тяжбы об имуществе и долгах". Статут Эдуарда I 1285 года запрещает церковным судам рассматривать дела "о нарушении обещания" на том основании, что они не относятся к сугубо "духовным делам", требующим "морального исправления". «До XVI века никто не отвергал законность папской юрисдикции в таких вопросах, как ортодоксальность веры и богослужения, чистота нравов, законность браков, законнорожденность детей и составление завещаний.» В 16 столетии Парламент издал акт, согласно которому действие норм канонического права в Англии сохраняется. При этом, единственным законом, касавшимся пересмотра канонического права, стали постановления Кентерберийского и Иоркского соборов, введенные в действие Генрихом VIII под названием "Letters of business" [4]. Право собственности в средневековой Англии Право феодальной собственности, особенно земельной, определяло во многом характер всей правовой системы страны. Его сложность была связана с рядом исторических обстоятельств, в частности, с сохранением определенного слоя свободных крестьян – собственников земли, с верховной собственностью на землю английского короля. В английском праве различалось движимое и недвижимое имущество, но традиционным было деление вещей на реальную и персональную собственность. Это деление было связано с различными формами исков, которыми защищалась реальная или персональная собственность. Реальными исками защищались родовая недвижимость и только такие права на землю, которые носили характер свободного держания. Кроме того, эти иски носили абсолютный характер, в случае удовлетворения этих исков утраченная вещь возвращалась её владельцу. К ним относили права на феодальный титул. Все другие вопросы защищались персональными исками, по которым можно было требовать возмещения ущерба. По статуту 1290 г. лорды получали право продажи земли при условии, что на нового её держателя переходят все служебные повинности прежнего. Статут подтверждал также содержание ранее изданного статута 1279 года, запрещавшего продавать или иным образом передавать землю в "мертвые руки" церкви. Такая передача влекла за собой полное исключение земли из феодального оборота, так как ни прежний лорд, ни король, в случае отсутствия наследников лорда, не могли рассчитывать на её возвращение. Последующее расширение прав феодальных владельцев земли и привело к утверждению самой перспективной формы свободного держания в феодальном праве Англии- означающей наиболее полное по объёму прав владение, близкое к частной собственности. Её отличие от частной собственности выражалось только в том, что земля при отсутствии наследников держания не становилась выморочной, а переходила к прежнему лорду или его потомкам, даже самым отдаленным. Это положение сохранялось в Англии до принятия в 1925 году Закона о собственности. Чисто английским институтом вещного права стал институт доверительной собственности. Возникновение института доверительной собственности связано также с особенностями феодального землевладения, к числу которых относятся ограничение круга наследников земли и ограничения продажи земли церкви, монастырям, религиозным орденам. Суть этого института заключалась в том, что одно лицо – учредитель доверительной собственности – передает своё имущество с тем, чтобы получатель управлял имуществом, использовал его как собственник в интересах другого лица, выгодоприобретателя, или для осуществления иных целей, например, благотворительности. |