Главная страница
Навигация по странице:

  • Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись.

  • Современный батик. Индонезия, о. Бали. Фото М.Цыганова

  • На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

  • Ткани используемые для росписи по шелку

  • В отличие от горячего батика, холодный ботик не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

  • Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

  • Используемые сайты и литература http://shalapugina.forum

  • батик. История батика в одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир в зерне песка, в единой горсти бесконечность и небо в чашечке цветка


    Скачать 2.46 Mb.
    НазваниеИстория батика в одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир в зерне песка, в единой горсти бесконечность и небо в чашечке цветка
    Анкорбатик
    Дата15.04.2022
    Размер2.46 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаistoriya_batika.pptx
    ТипДокументы
    #476722

    История батика

    В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка .

    Уильям Блейк, перевод С. Я. Маршака

    Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись.  

    Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка, капля. Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком.

     Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. 

     Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей. Это древний метод окрашивания ткани в Китае. Известно, что в изолированной от влияний горной местности на Южном Сулавеси создавались ткани, сначала с помощью рисовой пасты, а позднее воска.

    Современный батик. Индонезия, о. Бали.

    Фото М.Цыганова

    Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.

    В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями.

    .

    Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное.

    На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

    В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках она достигла совершенства. Для резерва (вапы) применяли, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго – кубовым крашением, поэтому сейчас их называют кубовой набойкой.  

    Кубовая набойка. Фрагмент. Лен. XIX в. Россия. Этнографический музей

    Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

    Ткани используемые для росписи по шелку

    Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

    Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани

    В отличие от горячего батика, холодный ботик не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

    В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

    Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась".

    Узелковый батик

    В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

    Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

    Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани –батик, радуя нас и удивляя сейчас своими красками и неожиданными замысловатыми узорами. И, конечно, он будет жить ещё долго, потому что люди полюбили эту замечательную роспись под названием БАТИК

    Используемые сайты и литература
    • http://shalapugina.forum
    • https://ru.wikipedia.org/wiki/
    • https://yandex.ru/images
    • Гамаюнова О. Роспись ткани : холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5. - С. 44-45
    • Е. Шилкова. Волшебный батик. Изд: Рипол Классик.-2012.


    написать администратору сайта